12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Назарова Кристина Павловна280

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа № 7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»


 

Урок музыки для учащихся 5 класса

специальной (коррекционной) школы VIII вида


« Его Величество Ритм»t1570780317ab.gif


Материал предоставила:

Учитель музыки высшей категории

Назарова Кристина Павловна


Блок информационный:


Класс: 5

Образовательная область: искусство

Предмет: музыка

Место урока в системе: II четверть.


Блок целеполагания:

Тема урока:

«Путешествие в королевство Ритма»

Деятельностная цель:

Формирование у учащихся умений проводить ритмический анализ музыкального произведения, различать длительности и составлять ритмический рисунок знакомых музыкальных композиций

Содержательная цель:

Расширение понятийной базы об истоках определения «ритм», значение ритма в искусстве и жизни человека.

Планируемый результат:

Овладение новым способом анализа музыкального произведения

Приобретение навыков работы с музыкальными проигрывателями «Проигрыватель Windows Media».

Личностно – формирующая направленность урока:

Формирование ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к саморазвитию, коммуникативной компетентности, творческого самовыражения.


Блок инструментальный:


Задачи:

Образовательные: обогатить музыкальный словарь, отработать навыки игры на народных музыкальных инструментах, закрепить навык работы в Проигрывателе Windows Media.

Коррекционно-развивающие: развивать умения выводить тему урока самостоятельно и припоминать, воспроизводить ранее изученный музыкальный материал.

Воспитательные: вызывать любовь к фольклору через исполнение музыки своих предков и активное «погружением» в традиции русского народа; формировать умение оценивать свою работу.


Тип урока:

Структура урока нового знания и систематизации знаний и умений


Учебно-методический комплекс:

Учебник для общеобразовательных школ « Музыка, 4 класс», авторы: Критская Е.Д, Сергеева Г.П., Москва,

«Просвещение», 2010.

2. Магнитный нотный стан с набором нот разных длительностей.

3. Дидактическое пособие «Веселые ритмы» (автор-составитель Назарова К.П.).

4. Презентация в программе Power Point.

5. Аудио фрагменты детских песен «Елочка» (Музыка М. Красева, слова 3.Александровой), «Добрый жук» (Музыка А. Спадавеккиа, слова Е. Шварца), и аудио фрагменты русских народных песен «Во-поле береза стояла», «Ах, вы, сени, мои сени».


Блок организационно-деятельностный:

 

Таблица-схема «Организационная структура урока»


Организационная структура урока



Деятельность учителя


Деятельность ученика

Планируемые результаты


предмет

ные

метапредметные

(познавательные,

регулятивные,

коммуникативные)


личност

ные

1.

Этап мотивации к учебной деятельности




Настраивает учащихся

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы традиционно поприветствуем друг друга с помощью музыкальной попевки «Здравствуйте, девчонки…»

Но, прежде чем мы с вами начнем здороваться, обратите внимание на ваши парты – перед вами лежат музыкальные инструменты. Воспользуйтесь ими, ритмично отвечая своим одноклассникам.

Приветствую друг друга с помощью музыкальной попевки, сопровождая свое приветствие игрой на музыкальном инструменте.

Актуализация знаний

Познавательные: Умение обобщать, выделять главные и отличительные признаки.

Регулятивные:

Умение обосновывать правильность или ошибочность своей и чужой точки зрения.

Коммуникативные:

Умение делового взаимодействия в коллективе.

Умение и желание включиться в работу.


2.

Этап актуализации и пробного учебного действия. Постановка цели и задач урока.


Обращает внимание учащихся к слайду презентации. На нем есть заголовок «Музыкальный словарь» и три пустых окна.

Детям задаются вопросы о том, как называется особенность голоса человека или голос музыкального инструмента.

А также, что называют громкостью воспроизведения звука.

t1570780317ac.jpg

Третье окно осталось незаполненным. Мы обязательно сможем вписать новое определение в музыкальный словарь в конце урока. А для этого нужно обратиться к приготовленным на ваших партах нотам. Все ли они одинаковые?

Предлагает составить ритмический рисунок имени каждого ученика и продемонстрировать получившийся рисунок на нотном стане (на магнитной доске), также проговорив и прохлопав его.


Благодарит учащихся за активную и продуктивную работу по актуализации ранее полученных знаний.


Обращает внимание на слайд с несколькими изображениями, задав вопрос - что общего между ними.

t1570780317ad.jpg

Предупреждая затруднения учащихся, предлагает звуками изобразить, как бьется сердце, издает звуки кукушка, двигаются стрелки часов и стучат колеса поезда по рельсам.

Из определения «ритмичность» помогает вычленить корень «ритм», напоминая, что именно еще одним определением из музыкального словаря будет звучать, как тема урока.

Припоминают, актуализируя ранее полученные знания и пытаются дать верные определения (тембр, динамика).


Припоминают предыдущие уроки и отвечают, что ноты различаются – есть короткие и длинные. Выглядят они тоже по - разному.

Составляют ритмический рисунок своего имени. Проверяют правильность выполнения задания друг у друга.














Называют объекты, изображенные на слайде.













Звуками и жестами изображают все предметы, находя ответ в ритмичности их звучания.

Определяют, что звучат все эти объекты ритмично (ровно).

































Умение грамотно строить связные речевые высказывания.

Регулятивные:

Умение концентрироваться.

Познавательные: Умение обобщать, выделять главные и отличительные признаки.

Регулятивные:

Умение обосновывать правильность или ошибочность своей и чужой точки зрения.

Коммуникативные:

Умение делового взаимо-действия в коллективе.




















Познавательные:

Умение соотносить имеющиеся знания в новой учебной ситуации

Регулятивные:

Умение сравнивать и обобщать
















Умение переносить ранее полученный жизненный опыт на учебное действие.



Поддерживает учащихся в их размышлениях, помогая наводящими вопросами к формулировке темы урока

t1570780317ae.jpg

Формулируют тему урока:

- «Его Величество Ритм».












Умение грамотно строить связные речевые высказывания.

Познавательные:

Умение осознавать необходимость нового знания.

Регулятивные:

Умение концентрироваться.

Умение определять тему и цель урока.

Коммуникативные:

Формирование речевых умений при формулировке темы и цели урока.

Формирование умения и желания включаться в работу и формирование

стремления стать успешнее в разных видах деятельности

3.

Мотивация учебной деятельности учащихся


t1570780317af.jpg

Мотивирует учащихся

- В течение всего урока вы будете получать разноцветные ноты за активную работу в разных видах деятельности – определению названий длительностей, составлению ритмического рисунка, исполнение инструментальной музыки, активную работу в команде. Чем активнее вы будете работать на уроке, тем больше нот-жетонов вы соберете.














Воспринимают информацию от учителя, настраиваются на урок


Регулятивные:

Умение концентрироваться.

Формирование стремления стать успешнее


Мотивация к познанию.

4.

Актуализация знаний. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону



Предлагает разделиться на команды и выполнить самостоятельную работу в виде ритмического задания с пропущенными музыкальными длительностями, опираясь на слуховой анализ при прослушивании фрагментов знакомых детских композиций.

t1570780317ag.jpg

Мотивирует учащихся на «зарабатывание» нот-жетонов


Делятся на команды по 3 человека. Командир команды выбирает свой вариант задания по жребию. После этого выбирает карточку с заданием, соответст-вующим названию на жетоне. Все команды проходят к ПК и выполнят задание, воспользовавшись проигрывателем Windows Media, полу-чая минимальную консультацию учителя.

Пытаются самосто-ятельно выполнить задание на приме-нение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке.





Закрепление умения работы в

проигрывателе Windows Media.


Закрепление умения составлять ритмический рисунок с помощью различных длительностей.


Познавательные:

Формирование умений мыслительной деятельности.



Регулятивные:

Формирование умений содержательно обосновывать правильность своего выбора, опираясь на имеющуюся систему знаний.

Коммуникативные:

Умение делового взаимодействия в коллективе.



Умение адек-ватно оценить уровень своих знаний.

Формирование умения быть честным, при осуществлении самоконтроля. Формирование уважительного отношения к мнению товарища по команде.

5.

Этап включения в систему знаний и повторения



Предлагает исполнить одну из песен, предложенных в задании, всему классу, выбрав изображенные на слайде музыкальные инструменты из классного музея муз. инструментов.


t1570780317ah.jpg












t1570780317ai.jpg
















Выбирают музыкальные инструменты. Исполняют песню «Ах, вы, сени…» под управлением учителя-дирижёра.
















Закрепление умения исполнять ритмический рисунок с помощью указанных на слайде музыкальных инструментах.












Регулятивные:

Умение сосредоточиться и действовать по предложенному алгоритму






Коммуникативные:

Умение делового взаимодействия в коллективе.








Формирование умения играть в ансамбле, уважительно относясь к другим исполнителям.

6.

Этап рефлексия учебной деятельности на уроке


Благодарит учащихся за активную деятельность на уроке и предлагает распределить по цветам жетоны в виде нот, которые накопились во время урока.

- Поднимите руку, кто был самым внимательным при составлении ритмического рисунка, определении длительностей нот, активно работал в команде?


Просит прокомментировать самооценку своей деятельности и высказать мнение о работе других. Подводит общий итог, опираясь на «Рефлексивный экран».

t1570780317af.jpg













Благодарит за работу.

Называют количество заработанных «нот-жетонов».







Комментируют свою активность на разных этапах деятельности.




Умение адекватно оценивать свою деятельность на уроке и деятельность своих одноклассников

Регулятивные УДД:

Умение вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

.


Личностная саморефлексия










Диагностика результатов урока


В результате проведённого урока «открытия» нового знания по теме «Его Величество Ритм», который несет в себе

деятельностную цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, и

содержательную цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов систематизации и обобщения знаний и умений по теме «Его величество «Ритм» достигнута главная цель – созданы все условий для проявления творческой и познавательной активности учащихся.

Через проблемную ситуацию практически все учащиеся смогли включить новый и актуализированный материал в систему знаний о значении ритма в жизни человека и строении музыкального произведения.

Разнообразные формы и виды деятельности (вокализация, инструментализация, осуществление контроля знаний), а также смена видов деятельности для снятия позастатического напряжения, что способствовало отсутствию высокой утомляемости учащихся на уроке и поддерживало их познавательную активность.

На уроке были созданы условия для формирования таких универсальных учебных действий, как умение обобщать, выделять главные и отличительные признаки, умение обосновывать правильность или ошибочность своей и чужой точки зрения, умение делового взаимодействия в коллективе, умение грамотно общаться, и аргументировано отстаивать свою точку зрения, видеть личные ошибки и достижения, умение свободно творчески самовыражаться посредством вокальной и инструментальной деятельности, осуществлять рефлексию своей деятельности на разных этапах урока.



Пt1570780317aj.jpgt1570780317ak.jpg рактическая деятельность на уроке осуществлялась с опорой на авторское интерактивное дидактическое пособие «Веселые ритмы», что позволило сделать урок самобытным и увлекательным для обучающихся. Пособие содержит в себе несколько разделов и позволяет решать коррекционные задачи, стоящие перед учителем.



















































































































































t1570780317al.jpg

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.