Конспект урока «Его величество Ритм» (Музыка, 5 класс)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Урок музыки для учащихся 5 класса
специальной (коррекционной) школы VIII вида
« Его Величество Ритм»
Материал предоставила:
Учитель музыки высшей категории
Назарова Кристина Павловна
Класс: 5
Образовательная область: искусство
Предмет: музыка
Место урока в системе: II четверть.
Блок целеполагания:
Тема урока:
«Путешествие в королевство Ритма»
Деятельностная цель:
Формирование у учащихся умений проводить ритмический анализ музыкального произведения, различать длительности и составлять ритмический рисунок знакомых музыкальных композиций
Содержательная цель:
Расширение понятийной базы об истоках определения «ритм», значение ритма в искусстве и жизни человека.
Планируемый результат:
Овладение новым способом анализа музыкального произведения
Приобретение навыков работы с музыкальными проигрывателями «Проигрыватель Windows Media».
Личностно – формирующая направленность урока:
Формирование ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к саморазвитию, коммуникативной компетентности, творческого самовыражения.
Блок инструментальный:
Задачи:
Образовательные: обогатить музыкальный словарь, отработать навыки игры на народных музыкальных инструментах, закрепить навык работы в Проигрывателе Windows Media.
Коррекционно-развивающие: развивать умения выводить тему урока самостоятельно и припоминать, воспроизводить ранее изученный музыкальный материал.
Воспитательные: вызывать любовь к фольклору через исполнение музыки своих предков и активное «погружением» в традиции русского народа; формировать умение оценивать свою работу.
Тип урока:
Структура урока нового знания и систематизации знаний и умений
Учебно-методический комплекс:
Учебник для общеобразовательных школ « Музыка, 4 класс», авторы: Критская Е.Д, Сергеева Г.П., Москва,
«Просвещение», 2010.
2. Магнитный нотный стан с набором нот разных длительностей.
3. Дидактическое пособие «Веселые ритмы» (автор-составитель Назарова К.П.).
4. Презентация в программе Power Point.
5. Аудио фрагменты детских песен «Елочка» (Музыка М. Красева, слова 3.Александровой), «Добрый жук» (Музыка А. Спадавеккиа, слова Е. Шварца), и аудио фрагменты русских народных песен «Во-поле береза стояла», «Ах, вы, сени, мои сени».
Блок организационно-деятельностный:
Таблица-схема «Организационная структура урока»
Организационная структура урока
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты | |||||||
предмет ные | метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные) | личност ные | ||||||||
1. | Этап мотивации к учебной деятельности | |||||||||
| Настраивает учащихся - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы традиционно поприветствуем друг друга с помощью музыкальной попевки «Здравствуйте, девчонки…» Но, прежде чем мы с вами начнем здороваться, обратите внимание на ваши парты – перед вами лежат музыкальные инструменты. Воспользуйтесь ими, ритмично отвечая своим одноклассникам. | Приветствую друг друга с помощью музыкальной попевки, сопровождая свое приветствие игрой на музыкальном инструменте. | Актуализация знаний | Познавательные: Умение обобщать, выделять главные и отличительные признаки. Регулятивные: Умение обосновывать правильность или ошибочность своей и чужой точки зрения. Коммуникативные: Умение делового взаимодействия в коллективе. | Умение и желание включиться в работу. | |||||
2. | Этап актуализации и пробного учебного действия. Постановка цели и задач урока. | |||||||||
| Обращает внимание учащихся к слайду презентации. На нем есть заголовок «Музыкальный словарь» и три пустых окна. Детям задаются вопросы о том, как называется особенность голоса человека или голос музыкального инструмента. А также, что называют громкостью воспроизведения звука.
Третье окно осталось незаполненным. Мы обязательно сможем вписать новое определение в музыкальный словарь в конце урока. А для этого нужно обратиться к приготовленным на ваших партах нотам. Все ли они одинаковые?
Предлагает составить ритмический рисунок имени каждого ученика и продемонстрировать получившийся рисунок на нотном стане (на магнитной доске), также проговорив и прохлопав его. Благодарит учащихся за активную и продуктивную работу по актуализации ранее полученных знаний. Обращает внимание на слайд с несколькими изображениями, задав вопрос - что общего между ними.
Предупреждая затруднения учащихся, предлагает звуками изобразить, как бьется сердце, издает звуки кукушка, двигаются стрелки часов и стучат колеса поезда по рельсам. Из определения «ритмичность» помогает вычленить корень «ритм», напоминая, что именно еще одним определением из музыкального словаря будет звучать, как тема урока. | Припоминают, актуализируя ранее полученные знания и пытаются дать верные определения (тембр, динамика). Припоминают предыдущие уроки и отвечают, что ноты различаются – есть короткие и длинные. Выглядят они тоже по - разному. Составляют ритмический рисунок своего имени. Проверяют правильность выполнения задания друг у друга. Называют объекты, изображенные на слайде. Звуками и жестами изображают все предметы, находя ответ в ритмичности их звучания. Определяют, что звучат все эти объекты ритмично (ровно). | Умение грамотно строить связные речевые высказывания. | Регулятивные: Умение концентрироваться. Познавательные: Умение обобщать, выделять главные и отличительные признаки. Регулятивные: Умение обосновывать правильность или ошибочность своей и чужой точки зрения. Коммуникативные: Умение делового взаимо-действия в коллективе. Познавательные: Умение соотносить имеющиеся знания в новой учебной ситуации Регулятивные: Умение сравнивать и обобщать Умение переносить ранее полученный жизненный опыт на учебное действие. | | |||||
| Поддерживает учащихся в их размышлениях, помогая наводящими вопросами к формулировке темы урока
| Формулируют тему урока: - «Его Величество Ритм». | Умение грамотно строить связные речевые высказывания. | Познавательные: Умение осознавать необходимость нового знания. Регулятивные: Умение концентрироваться. Умение определять тему и цель урока. Коммуникативные: Формирование речевых умений при формулировке темы и цели урока. | Формирование умения и желания включаться в работу и формирование стремления стать успешнее в разных видах деятельности | |||||
3. | Мотивация учебной деятельности учащихся | |||||||||
|
Мотивирует учащихся - В течение всего урока вы будете получать разноцветные ноты за активную работу в разных видах деятельности – определению названий длительностей, составлению ритмического рисунка, исполнение инструментальной музыки, активную работу в команде. Чем активнее вы будете работать на уроке, тем больше нот-жетонов вы соберете.
| Воспринимают информацию от учителя, настраиваются на урок | | Регулятивные: Умение концентрироваться. Формирование стремления стать успешнее | Мотивация к познанию. | |||||
4. | Актуализация знаний. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | |||||||||
| Предлагает разделиться на команды и выполнить самостоятельную работу в виде ритмического задания с пропущенными музыкальными длительностями, опираясь на слуховой анализ при прослушивании фрагментов знакомых детских композиций.
Мотивирует учащихся на «зарабатывание» нот-жетонов | Делятся на команды по 3 человека. Командир команды выбирает свой вариант задания по жребию. После этого выбирает карточку с заданием, соответст-вующим названию на жетоне. Все команды проходят к ПК и выполнят задание, воспользовавшись проигрывателем Windows Media, полу-чая минимальную консультацию учителя. Пытаются самосто-ятельно выполнить задание на приме-нение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке. | Закрепление умения работы в проигрывателе Windows Media. Закрепление умения составлять ритмический рисунок с помощью различных длительностей. | Познавательные: Формирование умений мыслительной деятельности. Регулятивные: Формирование умений содержательно обосновывать правильность своего выбора, опираясь на имеющуюся систему знаний. Коммуникативные: Умение делового взаимодействия в коллективе. | Умение адек-ватно оценить уровень своих знаний. Формирование умения быть честным, при осуществлении самоконтроля. Формирование уважительного отношения к мнению товарища по команде. | |||||
5. | Этап включения в систему знаний и повторения | |||||||||
| Предлагает исполнить одну из песен, предложенных в задании, всему классу, выбрав изображенные на слайде музыкальные инструменты из классного музея муз. инструментов.
| Выбирают музыкальные инструменты. Исполняют песню «Ах, вы, сени…» под управлением учителя-дирижёра. | Закрепление умения исполнять ритмический рисунок с помощью указанных на слайде музыкальных инструментах. | Регулятивные: Умение сосредоточиться и действовать по предложенному алгоритму Коммуникативные: Умение делового взаимодействия в коллективе. | Формирование умения играть в ансамбле, уважительно относясь к другим исполнителям. | |||||
6. | Этап рефлексия учебной деятельности на уроке | |||||||||
| Благодарит учащихся за активную деятельность на уроке и предлагает распределить по цветам жетоны в виде нот, которые накопились во время урока. - Поднимите руку, кто был самым внимательным при составлении ритмического рисунка, определении длительностей нот, активно работал в команде? Просит прокомментировать самооценку своей деятельности и высказать мнение о работе других. Подводит общий итог, опираясь на «Рефлексивный экран».
Благодарит за работу. | Называют количество заработанных «нот-жетонов». Комментируют свою активность на разных этапах деятельности. | Умение адекватно оценивать свою деятельность на уроке и деятельность своих одноклассников | Регулятивные УДД: Умение вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. . | Личностная саморефлексия |
Диагностика результатов урока
В результате проведённого урока «открытия» нового знания по теме «Его Величество Ритм», который несет в себе
деятельностную цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, и
содержательную цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов систематизации и обобщения знаний и умений по теме «Его величество «Ритм» достигнута главная цель – созданы все условий для проявления творческой и познавательной активности учащихся.
Через проблемную ситуацию практически все учащиеся смогли включить новый и актуализированный материал в систему знаний о значении ритма в жизни человека и строении музыкального произведения.
Разнообразные формы и виды деятельности (вокализация, инструментализация, осуществление контроля знаний), а также смена видов деятельности для снятия позастатического напряжения, что способствовало отсутствию высокой утомляемости учащихся на уроке и поддерживало их познавательную активность.
На уроке были созданы условия для формирования таких универсальных учебных действий, как умение обобщать, выделять главные и отличительные признаки, умение обосновывать правильность или ошибочность своей и чужой точки зрения, умение делового взаимодействия в коллективе, умение грамотно общаться, и аргументировано отстаивать свою точку зрения, видеть личные ошибки и достижения, умение свободно творчески самовыражаться посредством вокальной и инструментальной деятельности, осуществлять рефлексию своей деятельности на разных этапах урока.
П рактическая деятельность на уроке осуществлялась с опорой на авторское интерактивное дидактическое пособие «Веселые ритмы», что позволило сделать урок самобытным и увлекательным для обучающихся. Пособие содержит в себе несколько разделов и позволяет решать коррекционные задачи, стоящие перед учителем.