Конспект урока музыки в 3 классе на тему «Инструменты нашего края»

12
2
Материал опубликован 23 January 2020


Звонкие струны кантеле

Презентация к уроку "Инструменты моего края"
PPT / 14.83 Мб

Конспект урока музыки с использованием национально-регионального компонента

Тема урока: «Инструменты моего края»

Продолжительность урока: 45 мин.

Целевая аудитория: обучающиеся 3 класса

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Вид урока: комбинированный

Цель урока: формировать интерес к музыкальной культуре родного края, через знакомство с карельскими музыкальными инструментами

Планируемые результаты

Предметные:

Вспомнят, правила разгадывания ребусов, группы музыкальных инструментов

Познакомятся: с музыкальными инструментами родного края, узнают их самобытность и место в жизни человека;

Овладеют навыкам исполнения музыки с помощью имитирования (изображая игру), используя музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещотка, рубель, погремушка – шаркунок).

Научатся работать с новой информацией, используя презентацию на ноутбуке;

Получат возможность: узнать больше о народных традициях и культуре своего родного края; познакомиться с новой песней карельского автора К.Макаровой «Там, где сосны…»; принять участие в совместном исполнении вокальных и инструментальных музыкальных произведений;

Метапредметные:

Регулятивные: развивать умение организовывать свою деятельность в качестве исполнителя, слушателя; учиться оценивать достигнутые результаты;

Познавательные: формировать умение классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы;

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группах.

Личностные:

  • способствовать развитию у обучающихся чувства ритма, музыкального слуха и памяти, исполнительского мастерства;
  • формировать у учащихся осознание значимости коллективного исполнительского мастерства;
  • воспитывать интерес к музыкальным традициям и истории родного края.

Методы и приёмы: словесные (стихи, диалог, вопросы к детям, ответы детей, уточнения, пояснения и др.); наглядные (демонстрация презентации; карточки - ребусы; музыкальные инструменты – кантеле, трещотка (пластинчатая и круговая), рубель, погремушка-шаркунок, берестяной рожок, деревянные ложки); выразительное исполнение песни; видео-фрагмент и др.); практические (исполнение песни, двигательная импровизация, игра на музыкальных инструментах в оркестре, работа с ноутбуками и др.); методы контроля и самоконтроля.

Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация к уроку; мультимедийная презентация для каждой группы: «Рожок», «Деревянные ложки», «Рубель», «Погремушка-шаркунок», «Трещотка» (Приложение №5,6,7,8)

Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук) учителя, 5 ноутбуков для работы в группах, экран, диапроектор.


Дополнительное оборудование:

  • карточки с номерами групп (№1,№2,№3,№4,№5)
  • музыкальные инструменты: колокольчик, трещотки (пластинчатая и круговая), рубель, погремушка – шаркунок, берестяной рожок, деревянные ложки)
  • карточки – ребусы (Приложение №1);
  • карточки с вопросами для каждой группы (Приложение №2);
  • карточка для проведения рефлексии (Приложение №3)

Музыкальный материал:

  • сл. И. Филимоновой, муз. А. Петряшевой - «Здравствуй, новый день»;
  • мелодия песни- частушка;
  • карельская народная мелодия – «Крестьянский танец»»;
  • сл. и муз. К.Макаровой - «Там, где сосны…»;
  • звучание карельского народного инструмента – кантеле

Основные термины и понятия:

  • названия музыкальных инструментов: кантеле; трещотка, деревянная ложка, рубель, погремушка-шаркунок, рожок;
  • оркестр;
  • береста
  • группы инструментов: струнно-щипковые, ударные, духовые, шумовые

С ц е н а р и й  у р о к а

Подготовка кабинета к уроку.

Парты расставлены на 5 групп. На каждом столе стоит карточка с номером группы.

Слайд №1 – черный экран

Организационный момент:

Учитель звонит в колокольчик:

Звенит звонок, звенит звонок,

Пора нам начинать урок!

Слайд №2

«Здравствуй, новый день» - слова Ирины Филимоновой, музыка Анны Петряшевой


Музыкальный файл №1
WAV / 6.78 Мб

Звучит вступление.

Учитель поет слова приветствия:

Постучал в окно рассвет - здравствуй!

Первый лучик дарит свет - здравствуй!

Петушок пропел свое,

Вот и солнышко встает...

Распахну свое окно - здравствуй!

Стало в комнате светло - здравствуй!

Неудачи позади и тепло в моей груди -

Здравствуй, здравствуй, здравствуй!


Эмоциональный настрой:

- Здравствуйте ребята, зовут меня Евгения Владимировна. Сегодня урок музыки проведу у вас я.

Начать наш урок я хочу с музыкального-приветствия (на слайде появляются слова)

Слайд №3

- Какое слово в нем, дети, главное? Дети: - Здравствуйте.

Слайд №4

- Верно! Слово – «здравствуйте».

- Означает оно «здравия желаю». В старину люди при встрече снимали шапку, кланялись в пояс, желали друг другу доброго здоровья (показывает).

- Предлагаю пропеть это удивительное слово.

Прием «Эхо». После показа учителем, дети пропевают слово «Здравствуйте».

Работа над мелодией.

- Молодцы.

Слайд №5

- Мы с вами, ребята, живем в замечательном краю – КА-РЕ-ЛИЯ!

Он богат: реками и озерами, лесами, достопримечательностями, а еще у жителей Карелии есть свой национальный язык.

- Кто знает, как же по-карельски будет звучать слово «здравствуйте»?

Слайд №6

- А звучит оно звонко и певуче Терве - «Теrveh

- Давайте мы с вами, как в старину, по-карельски, будем приветствовать друг друга, а для этого в песне заменим слово «Здравствуйте» на «Теrveh

Слайд №7

Постучал в окно рассвет - «Теrveh

Первый лучик дарит свет - «Теrveh

Петушок пропел свое,

Вот и солнышко встает...

Распахну свое окно - «Теrveh

Стало в комнате светло - «Теrveh

Неудачи позади и тепло в моей груди -

«Теrveh «Теrveh «Теrveh

Учитель поет фразы, а дети измененные слова.

Слайд №8

Соединяем с фонограммой.

Актуализация знаний:

Слайд №9

Учитель:

- Посмотрите на слайд. Прочитайте. И ответьте на вопрос.

- Как вы думаете, о чем идет речь?

Учитель просит вслух прочитать задание ученика

На слайде: Людям строить помогают,

А еще на них играют.

- Верно, инструменты.

Сообщение темы урока:

- Инструменты – это предметы, которые помогают людям в работе. А еще без музыкальных инструментов музыки практически не существует.

Слайд №10

- Музыкальных инструментов в мире очень много….

Мы сегодня поговорим о тех, которые были популярны у наших предков в карельских деревнях.

Слайд №11

Тема нашего урока: «Инструменты нашего края»

- Работать мы будем в группах, работать мы будем дружно, т.к. девиз сегодняшнего урока звучит:

«Вместе не трудно, (один хлопок и два шлепка по коленочкам)

вместе не тесно, (движения повторяются)

вместе легко (дети группы берутся за руки, образуя круг и делают притоп на первое слово) и всегда интересно!»

- Согласны? Если да, то вставайте и повторяйте за мной!

Ритмо-пауза

Слайд №12 – черный экран

Изучение нового материала:

- Первое задание для вас: разгадать ребус и узнать имя инструмента. (Приложение №1)

У детей на столах листок-полоска (для записи полученного слова), фломастер.

Учитель раздает карточки-ребусы каждой группе.


Приложение №1 - Ребусы
DOCX / 413.24 Кб

- Каждая из групп, разгадав ребус узнала о каком инструменте они будут находить ответы на вопросы, используя обучающую презентацию.

Карточка с вопросами (Приложение №2)


Приложение №2 - Карточка с вопросами
DOCX / 15.74 Кб

Учитель раздает ноутбуки группам.

- Большая просьба: найдите на рабочем столе папку «Инструменты моего народа».

Выберите презентацию с названием вашего инструмента (дети выполняют задания учителя)

- На работу в группе у вас 3 минуты. По сигналу колокольчика приступаем.

Презентация «Деревянные ложки» - (Приложение №4)


"Деревянные ложки" - Приложение №4
PPT / 2.85 Мб

Презентация «Погремушка – шаркунок « - (Приложение №5)


"Погремушка-шаркунок" - Приложение №5
PPT / 905 Кб

Презентация «Рожок» - (Приложение №6)


"Рожок" - Приложение №6
PPT / 603 Кб

Презентация «Трещотка» - (Приложение №7)


"Трещотка" - Приложение №7
PPT / 3.49 Мб

Презентация «Рубель» - (Приложение №8)


"Рубель" - Приложение №8
PPT / 1.58 Мб

Дети работают в группах. Учитель наблюдает и оказывает необходимую помощь

Практическая работа:

Учитель звонит в колокольчик

- Молодцы! Я вижу все готовы. Закройте, пожалуйста, крышки ноутбуков. И приготовьтесь отвечать на мои вопросы и слушать друг друга.

Слайд №13

«Вот трещотка!» - говорят про излишне болтливых людей, не все знают, что трещотка — это еще и карельский народный музыкальный инструмент, о котором мы сейчас много нового узнаем.

  1. К какой группе относится?
  2. Какой звук у трещотки?
  3. Перечислите виды трещоток. Слайд №14
  4. Где и как использовали трещотку люди? Слайд №15

- Спасибо, ребятам, а мы продолжаем.

- Наша Карелия богата лесами. Настоящие чудеса творили умелые руки мастеров из дерева.

«Всех кормлю с охотою, а сама безротая»

- О чем идет речь в загадке? о ДЕРЕВЯННЫХ ЛОЖКАХ

Слайд №16

  1. Как использовали деревянные ложки люди?
  2. Что интересного узнали о этом предмете? Слайд №17
  3. К какой группе инструментов можно отнести деревянные ложки?
  4. Как называют человека, играющего на ложках? Слайд №18

- Все эти инструменты вам немного знакомы (показывает), а что это за инструмент? учитель держит инструмент в руках и демонстрирует его классу.

РУБЕЛЬ

Слайд №19

  1. Как в старину использовали рубель? Слайд №20
  2. Как рубель стал музыкальным инструментом?
  3. Какой звук?
  4. Для чего использовать народные исполнители рубель? Слайд №21

Учитель поет слова на мелодию частушки:

Карелы бересту любили,

Изделий много мастерили.

Посуду, лапти, туесок,

Бусы, короб и РОЖОК

Слайд №22

  1.  Так из чего изготавливали рожок? Слайд №23
  2. К какой группе можно отнести рожок?
  3. Какой звук у этого инструмента?
  4. Для чего нужен был рожок людям? Слайд №24 

- Из бересты изготавливали и другие музыкальные инструменты (достает из короба погремушки)

Эта милая игрушка, малышам она подружка

Целый день она поет, деткам плакать не дает. ПОГРЕМУШКЕ-ШАРКУНОК

Слайд №25

  1. Как в народе называли погремушку?
  2. Почему «шаркунок»?
  3. Из чего изготавливали? Каких форм? Чем наполняли? Слайд №26
  4. Какое назначение было у погремушки-шаркунок? Слайд №27

Слайд №28

- Деревянные ложки, рожок, рубель, трещотка, погремушка - шаркунок были у хозяев в карельской деревне полезными вещами, а со временем стали музыкальными инструментами.

Как говорили в народе:

«Сначала ложкой съел я кашку, погладил рубелем рубашку, потом на рубеле и ложках я вам сыграл еще немножко».

Слайд №29 – черный слайд

- А вы хотите попробовать себя в роли музыкантов?

Тогда предлагаю вам взять инструменты в руки.

Учитель раздает инструменты

Дети за учителем повторяют слова и выполняют движения.


Мы сегодня музыканты (поклоны головой)

Мы сегодня оркестранты

Сейчас пальцы разомнем (разминают пальчики)

Дружно мы играть начнем (потираем ладошки)

Играют по показу учителя

Ложки дружно застучали (4 раза играют ложки)

Рубель оркестранты взяли (глиссандо вверх и вниз)

Погремушка- шаркунок,

Покажи- ка голосок. (потряхивают, шуршат)

А трещоточка трещит (делают по 2 щелчка 2 раза)

Всю округу веселит (повторяют)

Молодцы!!!

- А теперь попробуем под музыку. Будьте внимательны! Играем по очереди.

ИГРА в ОРКЕСТРЕ - Слайд №30

Крестьянский танец – карельская народная мелодия


Музыкальный файл №2
MP3 / 1.68 Мб


Рассказ учителя о музыкальном инструменте – кантеле:

Слайд №31

- Но среди всех инструментов карельского народа есть особенный – инструмент символ. Он выполнял роль оберега и передавался по наследству.

Называется этот инструмент – КАНТЕЛЕ.

Слайд №32

Древний… Загадочный… В нем словно скрыта какая-то тайна, а звучание его завораживает.

Слайд №33

Смотрят видеофрагмент «Звонкие струны кантеле»

(видеофайл можно найти в начале конспекта урока)

Слайд №34

- К какой группе мы можем отнести этот инструмент?

- Верно, струнный щипковый. Во время игры кантеле держат на коленях и пальцами обеих рук защипывают струны.

- Сколько струн имели старинные кантеле? Старинные кантеле имели пять струн.

- Каким вам показалось звучание кантеле?

Дети: звонкое, хрустальное, переливающееся, тихое, светлое, прозрачное, напевное, мягкое, легкое, мечтательное.

Вокально-хоровая работа

Кантеле звучит светло, напевно, звонко, мечтательно, как и мелодия песни карельского автора К.Макаровой

Слайд №35

Звучит в исполнении учителя фрагмент песни К.Макаровой - «Там, где сосны…»

- У нас 5 групп, а у кантеле мы сказали 5 струн. У каждой струны свой голос, а у наших групп своя строчка в песне.

Слайд №36

1 группа: Там, где солнечные струны

2 группа: Наши кантеле поют

3 группа: И где северные руны

4 группа: В сердце каждого живут,

5 группа: Где под птичьи переливы

Я о Родине пою-

Вместе: В этом крае заповедном

Я с рождения живу.

Исполнение по фразам. Дети повторяют за учителя свои строчки в песне.

Завершение урока, рефлексия.

- Спасибо. Молодцы! Вы замечательно пели, а еще много сегодня узнали про музыкальные инструменты нашего края.

- Как в старину называли погремушки?

- Какие виды трещоток вы знаете?

- Назовите национальный инструмент Республики Карелия.

 Слайд №37

- Я предлагаю каждому из вас взять карточки с изображением кантеле и продолжить фразы, в которых вы поделитесь со мной своими впечатлениями от сегодняшней встречи.

Карточки для проведения рефлексии (Приложение №3)


Карточка рефлексия - Приложение №3
DOCX / 43.89 Кб

Слайд №38 Дети слушают звуки кантеле и выполняют задание.


Музыкальный фрагмент - звуки кантеле
MP3 / 3.07 Мб

Теперь ваши карточки с изображением кантеле тоже звучат. Когда я буду их читать, я услышу музыку ваших мыслей, музыку вашей души.

- Большое вам, СПАСИБО, ребята за работу.

i1579728798.jpg
i1579728747.jpg
r1579728829.jpg
z1579728713.jpg
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Молодцы! Здорово! Оригинально!

23 January 2020

Поздравляю с Победой в конкурсе!!!

20 March 2020