Конспект урока Литературное чтение (обучение грамоте) в 1 классе
Конспект урока Литературное чтение (обучение грамоте) в 1 классе
Тема: «Сравниваем работу букв й – е, ё, ю, я »
Автор учебника: УМК «Гармония» Букварь: Соловейчик М. С., Бетенькова Н. М., Кузьменко Н. С.,
Курлыгина О. Е.
Класс: 1
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.
Задачи:
Образовательные: научить сравнивать работу букв й – е, ё, ю, я; выполнять звуковой анализ слов с этими буквами, использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слова, создать условия для овладения навыками чтения на всём диапазоне букв алфавита, фонематического слуха, творческого воображения. Обогащать лексический запас, расширять кругозор учащихся.
Развивающие:
- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах,
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы, развивать мелкую мускулатуру пальчиков.
Воспитательные:
- эмоционально-положительное отношение к предмету и окружающему миру.
УУД, формируемые на уроке:
Личностные -проявляют учебно – познавательный интерес к новому содержанию занятия;
- проявляют любознательность к изучаемому материалу;
- осознают свою успешность на уроке,
- проявляют доброжелательность, доверие и внимательность к окружающим
- внутренняя позиция школьника;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умеют принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие
- определять цель деятельности на уроке;
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; обнаруживать и исправлять ошибки;
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
Познавательные УУД:
- умеют извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;
- умеют на основе анализа делать выводы;
- умеют устанавливать аналогии;
Коммуникативные УУД:
- умеют организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.
- умеют слушать и понимать других;
- умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умеют оформлять свои мысли в устной форме;
- умеют совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Предметные – сравнивают работу букв й-е, ё, ю, я; умеют выполнять звуковой анализ слов, использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; умеют выделять звуки из слов, характеризовать их, сравнивать.
- читать слова с изученными буквами;
- читать текст вслух;
- составлять текст по рисунку.
Технологии. Урок строится на основе личностно-ориентированной технологии, предполагающей построение учебного материала на личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе; с использованием приемов технологии критического мышления, оценивания собственной деятельности; здоровьесберегающей технологии.
Оборудование и технические средства обучения: Проектор, компьютер, колонки.
Наглядные пособия: схемы.
Рабочие материалы для обучающихся: карточки с индивидуальными заданиями, конверты с моделями звукового состава слова; смайлики для рефлексии деятельности и эмоционального состояния детей.
№п/п | Этапы урока | Содержание этапа, деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Мобилизующий этап. | Приветствует учащихся. Выполняет движения вместе с детьми. | Приветствуют учителя. Хором повторяют за учителем.
| Личностные: - Формирование умения определять общие правила поведения. Регулятивные: - Осуществлять самоконтроль. Коммуникативные: - Формирование умение слушать, слышать и понимать собеседника.
|
2. | Формулирование темы и цели урока | Давайте прочитаем тему нашего урока «Сравниваем работу букв й – е, ё, ю, я». - Отталкиваясь от темы урока и используя опорные слова, сформулируйте цель урока. Сравнить работу букв … Учиться читать и анализировать … | Формулируют тему урока и его цель: Сравнить работу букв й – е, ё, ю, я Учиться читать и анализировать произведения. | Личностные: - высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию, Регулятивные: - ориентироваться в своей системе знаний; - понимать, принимать и сохранять учебную задачу -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке Коммуникативные: - вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками Познавательные: - проявлять интерес к изучаемой теме |
3. | Сравнение работы букв й – е, ё, ю, я. | Прочитайте слова на доске. чай енот поёт чайка юла стоят красный ёлка каюта майка язык голубые - Чем столбики слов похожи? - Чем один отличается от других? - Какую работу буквы е, ё, ю, я выполняют в этих столбиках? - Когда в словах звук Й обозначается буквой Й? 2. Работа в парах. Составьте звуковые схемы к словам. Ёжик, маяк, лейка. Проверка. 3 Работа по учебнику Чтение слов с буквами й, е, ё, ю,я. | Дети рассуждают: - В каждом столбике в словах есть звук Й. - В первом столбике звук Й обозначается буквой Й. Во втором и третьем столбиках звук Й обозначается буквами е, ё, ю, я. Дети составляют звуковые схемы. | Регулятивные: -выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме, - выделять и осознавать то, что нужно усвоить Коммуникативные: -вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками, Познавательные: Понимать информацию, представленную в знаково-символической форме. Осуществлять поиск необходимой информации. Наблюдать, сравнивать и делать обобщение о «работе» букв «е, ё, ю, я». Делать выводы, с опорой на модели строить связные высказывания. |
4. | Физ-ка. | Подвижная игра | Дети выполняют действия | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений Коммуникативные: -вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками, |
5. | Работа с текстом. | Подготовительная работа. - Продолжаем работу. - Рассмотрите рисунок. - Кого вы видите на рисунке? - Какое время года? - Что делают дети? - Почему один мальчик смотрит из окна, а не идёт к ребятам во двор? - Составьте рассказ по этому рисунку. - Можем ли мы дать имена мальчикам? Первичное восприятие. - Я предлагаю послушать рассказ, составленный авторами учебника. Произведение читает учитель, учебники закрыты. - Похожи ли наши рассказы или есть различия? - О ком этот рассказ? - Какие чувства вы испытали при прослушивании? Обоснуйте свой ответ. | Дети рассматривают рисунок, отвечают на вопросы. Дети составляют свои рассказы и рассказывают их. Дети слушают. Дети называют и обосновывают свои чувства, используя слова: удивление напряжение волнение тревогу радость огорчение | Личностные: - определять общие для всех правила поведения на уроке. - Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные: - высказывать свои предположения на основе изученного материала. -осуществлять самоконтроль. - высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника. -осуществлять самооценку. Коммуникативные: - Формирование умения работать в парах. - Формирование умение слушать, слышать и понимать собеседника. - Формирование уметь формулировать свои мысли в устной форме. - уметь делать выводы. Познавательные - уметь делать выводы на основе анализа объекта. - уметь ориентироваться в тексте. |
Подготовка к чтению Бо-ле-ет болеет грус-тно грустно у-лы-ба-лись улыбались по-ма-ха-ли помахали ра-ду-ет-ся радуется Чтение текста детьми. Анализ текста - Что случилось с Андреем? - Какое было настроение у больного мальчика? - Почему Андрею стало весело? - Какого снеговика слепили друзья Андрея? Найдите эти предложения в рассказе. - Какие друзья у Андрея? - Чтобы ответить на этот вопрос, выполните задание № 2 на рабочих листах. Самостоятельная работа. - Работаем самостоятельно - Выбери и подчеркни слова, которые характеризуют друзей Андрея. Обоснуй свой ответ. - Ребята, у нашего рассказа нет заголовка. - Давайте озаглавим наш рассказ. | Дети читают хором. Дети читают по цепочке. Дети работают самостоятельно на рабочих листах. Дети выбирают и подчеркивают слова. Ответы детей. Озаглавливают текст. | |||
6. | Итог урока и рефлексия. | - Ребята, какими бы вы хотели быть друзьями. - Прикрепите свои стикеры к словам на домиках. -Подведем итог урока. Назовите тему урока. Какие буквы обозначают звук Й? В каких словах? | Дети прикрепляют стикеры к словам на доске: добрый, верный, находчивый | Личностные: - оценивать свою деятельность Познавательные: - Делать выводы, обобщать знания по полученной информации. -уметь определять уровень усвоения учебного материала. Коммуникативные:- оценивать работу одноклассников. Регулятивные: - Ученики оценивают усвоение нового материала, обнаруживают трудности. |
8