Конспект урока музыки в 6 классе «Фрески Софии Киевской»
Урок музыки 6 класс
Тема четверти: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки».
Тема урока: «Фрески Софии Киевской».
Цель деятельности: Углубить представление обучающихся о том, какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты и образы.
Тип урока: Урок расширения и углубления знаний.
Планируемый результат:
Предметные:
1. Закреплять, на примере концертной симфонии, умение определять принцип строения музыкального произведения - повтор, контраст или вариативность.
Метапредметные:
1. Формировать интерес обучающихся к религиозным сюжетам в музыке, изобразительном искусстве, истории.
Личностные:
1. Способность воспитывать уважение к духовной национальной культуре.
Оборудования: Компьютер, проектор, музыкальны центр, доска, портреты:
Форма: традиционная, использование ИКТ.
Ход урока.
1.Организационный момент
2.Показ презентации и объяснение материала.
Современный композитор Валерий Григорьевич Кикта родился на Украине в 1941 году, а музыкальное образование получил в Москве. Он словно летописец, бережно сохраняет для потомков события древности, насыщая музыку собственной интонацией.
По велению русского князя Ярослава Мудрого в начале 11 века , в честь 50-летия принятия христианства на Руси в Киеве возводится величественный собор Святой Софии. Считалось, что святая София — символ премудрости Божией. Как- то композитор посетил в Киеве этот собор и под этим впечатлением была написана симфония «Фрески Софии Киевской». Он её так и назвал.
Эта симфония — необычная, в ней отражена музыка истории нашего государства, духовное богатство русского народа, воплотившем в уникальном памятнике архитектуры, его живописных фресок. Когда человек посещает храм или церковь его охватывают чувства единства небесного и земного. Как будто здесь побывал Ярослав Мудрый, как будто происходили события , связанные с историей Руси. Несколько раз разрушалась Киевская София, но всегда возрождалась во всей своей красе.
Сейчас вы прослушаете отрывок из симфонии, где солирующий инструмент — арфа, по мнению композитора это инструмент «чистой красоты». Послушайте и ответьте на вопрос «Какие чувства у вас вызвал этот фрагмент?»
3. Предлагаю Вам закрыть глаза или положить голову на руки, которые лежат на парте, можете опереться на спинку стула и внимательно слушать. Слушание.
4. Вопросы к детям.
--- Какие чувства у вас вызвал этот фрагмент?»
--- Пофантазируйте и скажите, если не в церкви, то где бы по вашему мнению вы могли бы услышать эту мелодию?
---С каким временем года вы бы связали это звучание?
--- Какой темп у этой музыки?
5.Физминутка.
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке,
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Лапками почистил пух,
И опять за парту — плюх!
6.Ребята, а какой праздник у нас впереди? Правильно, новый год. . Давайте закрепим песню «Новый год — весёлый праздник». Но сначала распоёмся
7.Распевка (поём протяжно и отрывисто)
Са-са-са – на меня летит оса.
Ли-ли-ли – утром в школу мы пришли.
Ши-ши-ши – наши песни хороши
Дыхательная гимнастика.
Вдыхаем воздух через нос, а выдыхаем через рот, делая губы трубочкой. Подняли руки ладошками вверх па уровне груди и сдуваем с них снежинки.
8.Закрепление песни.
9. Рефлексия. Итог урока.