Конспект урока на тему "Части речи"

4
0
Материал опубликован 11 June в группе

Презентация к уроку русского языка по теме"Части речи"PPTX / 1.03 Мб

/data/files/h1718095311.pptx (Презентация к уроку русского языка по теме"Части речи")Конспект урока на тему: «Части речи»

Тип урока: «Открытие» нового знания

Цель урока: дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе.

Задачи:

Обучающие: сформировать умение соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;

Использовать специальную терминологию при определении частей речи.

Развивающие: развивать творческое воображение и умение работать коллективно, в парах, индивидуально;

Способствовать развитию умения анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы.

Воспитательные:

Воспитывать культуру поведения, личностные качества учащихся, дружеские отношения в коллективе;

Прививать интерес к предмету русский язык.



Организационный момент

- Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на корабле, но у него нет названия, догадайтесь послушав высказывание, как называется наш корабль:



«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный … (русский язык).

Правильно, ребята сегодня мы с вами на нашем корабле поплывём по всему миру, чтобы узнать о богатстве русского языка. (название корабля, шапки матросов, флажок)

- Как вы думаете, с чего начинается русский язык?

- Как мы вообще узнаем, что это русский язык? (ответы детей)

(По речи людей, мы узнаем наш с вами язык.)

А почему, русский язык богатый? (ответы детей)

(В нем много слов и каждое слово это определенная часть речи)

2. Мотивация учебной деятельности.

- Вы уже догадались, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? ( Части речи).

- Сегодня мы с вами как великие путешественники, должны открывать знания о частях речи.

Посмотрите на доску, кто знает что это? (ответы детей) Карта.

Как мы её назовём? (Части речи)

3.Актуализация знаний.

-Ну что ж поднять паруса матросы навстречу новым открытиям.

- Откройте тетради, сядьте ровно, положите тетради наклонно, запишите число. ( когда мы отправились в путешествие)

Какие предметы, нам необходимы для путешествия? (Карта, корабль, компас, капитан и т.д.) На какую букву все эти слова, давайте пропишем букву к к К К Кк Кк Слайд1

выберите самую красивую букву, подчеркните её карандашом и напишите такие же до конца строчки.

В конце урока мы выберем самого лучшего матроса у которого будет лучше всего написан план путешествия).

Орфографическая минутка.

-Посмотрите на доску матросы, перед вами ( ответы детей) словарные слова. Слайд 2

Запишите их в свои тетради, не забудьте подчеркнуть орфограммы, поставьте ударение.

( Р .сун .к, р.бята, н.род, м.ро., в.тер, м.тель, м.дведь, сн.гирь, д.рога, т.варищ) Слайд 3

Поменяйтесь тетрадями, давайте проверим, все ли слова правильно записаны.

( На доске появляются слова) Слайд 4

Эти слова могут встретиться нам во время путешествия. Что общего у этих слов? ( это предметы)

На какие две группы можно разделить данные словарные слова. (ответы детей)

(На живые и неживые предметы, одушевленные и неодушевленные предметы, имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? что?) Посовещайтесь и распределите их по группам, капитан называет ответственного. Правильно Слайд 5

3.Первичное усвоение новых знаний.

-Какое первое открытие мы можем сделать? (Предметы отвечающие на вопрос Кто? Что? это часть речи, которая называется имя существительное). (Слайд про существительные)

Прикрепляем карточку на карту.

На столе у вас стоят три коробки, откройте их.

Скажите какие слова в 1 коробке? (имена существительные)

Во второй коробке? (ответы детей)

Слова которые отвечают на вопрос что делать?, что делает? И обозначают действие предмета. Как же называется эта часть речи? ( Глагол) (Слайд про глагол)

Прикрепляем карточку на карту.

Попробуйте составить предложение со словами из первой и второй коробки. (Капитан корабля назовет получившиеся предложения)

Запишите в тетради первое предложение, подчерните глагол двумя чертами.

Откройте третью коробку .

Что же это за слова, на какие вопросы они отвечают и что обозначают? (ответы детей)

(признаки предметов, какой? Какая? Какие?

Эта часть речи имя прилагательное. (Слайд про прилагательное)

Прикрепляем карточку на карту.

На доске появляется текст. (Товарищи матросы помните о правильной посадке и дисциплине на корабле.)

Вам нужно найти в нем слова, которые указывают на признак предмета. Обсудите друг с другом, капитан назовет ответственного, который запишет их на доске, а вы в тетради.

Ученик выходит к доске, записывает слова. (Слова на морскую тему)

Часть речи имя прилагательное мы подчеркиваем волнистой линией, подчеркните слова в своих тетрадях.

Ну что ж на нашей карте «Части речи» много новых открытий и задач.

Давайте отдохнём и проверим, насколько вы внимательны.



Физкультминутка.

Встаем, я называю вам предмет вы показываете его руками ( чайка, море, телескоп), называю действие ( летит, смотрит, плывет), называю признаки ( белая, шумное ( трут ладони друг об друга), оптический( делают глаза влево и право)

Части речи путаются и ускоряются.



Какое важное открытие мы сейчас сделали? ( нужно правильно ставить вопросы к разным частям речи или случится путаница)

Правильно, возвращайтесь на корабль и в путь.

Первичная проверка понимания.

Мы путешествуем по частям речи, какие открытия уже сделаны? ( ответы детей)

Откройте учебники на странице 41, рассмотрите схему. Работа со схемой и правилом.

Мы много сегодня узнали, но ребята русский язык так богат, что в нём есть и другие части речи.

Сейчас я вам прочитаю стихотворение Людмилы Грязневой, а вы внимательно его послушаете.

Скажите кто догадался о какой части речи это стихотворение ( ответы детей)

Правильно, местоимение. А кто был тем кого не боялись снежинки (месяц) и почему они растаяли? ( они боялись солнца)



А как вы думаете, для чего нужна такая часть речи как местоимение? (ответы детей)

Правильно, местоимениями можно заменить имя существительное, местоимения нужны для красоты и многообразия русского языка.

Прикрепляем карточку на карту.



Первичное закрепление.

Перед вами рисунок, посмотрите на него. Что изображено на рисунке? ( рисунок кораблик)

Назовите сначала слова-названия предметов, потом слова-названия признаков этих предметов, затем слова-названия действий предметов. На какой вопрос отвечает каждое слово, которое вы назвали?

Составьте по рисунку предложение. Запишите предложение в свои тетради. Капитан диктует предложение. Подчеркните части речи. (Выбираем кто проверит). А теперь попробуйте заменить имя существительное местоимением. ( ответ ученика)

Ребята, наше путешествие подходит к концу, сегодня перед нами стояло много задач, которые мы с вами открыли и узнали.

Итог урока.

Что нового мы узнали сегодня? Какой алгоритм действий вы должны помнить, чтобы определить часть речи? ( Слайд алгоритм)

Каждый матрос приезжая из рейса, привозит что-то ценное, сувенир, сокровища.

Рефлексия

Мы тоже с вами добыли много нового и сейчас проверим, как вы это сохранили, в этой коробке ваши сокровища и имя лучшего матроса.



У нас осталась одна задача, глядя на нашу карту мне кажется, мы побывали не везде.

На следующих уроках мы будем открывать новые части речи, а как вы думаете, какие части речи есть ещё?

Домашнее задание

Дома повторите правила в учебнике и выполните задание в тетради В. Голубь страница 43 упражнение 1, страница 45 упражнение 2, страница 49 упражнение 5.



Наше путешествие подошло к концу, новые открытия ждут нас на следующих урок, а сейчас товарищи матросы покиньте корабль. Всем спасибо за урок.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей