Презентация к уроку русского языка по теме"Части речи"PPTX / 1.03 Мб
/data/files/h1718095311.pptx (Презентация к уроку русского языка по теме"Части речи")Конспект урока на тему: «Части речи»
Тип урока: «Открытие» нового знания
Цель урока: дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе.
Задачи:
Обучающие: сформировать умение соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;
Использовать специальную терминологию при определении частей речи.
Развивающие: развивать творческое воображение и умение работать коллективно, в парах, индивидуально;
Способствовать развитию умения анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения, личностные качества учащихся, дружеские отношения в коллективе;
Прививать интерес к предмету русский язык.
Организационный момент
- Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на корабле, но у него нет названия, догадайтесь послушав высказывание, как называется наш корабль:
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный … (русский язык).
Правильно, ребята сегодня мы с вами на нашем корабле поплывём по всему миру, чтобы узнать о богатстве русского языка. (название корабля, шапки матросов, флажок)
- Как вы думаете, с чего начинается русский язык?
- Как мы вообще узнаем, что это русский язык? (ответы детей)
(По речи людей, мы узнаем наш с вами язык.)
А почему, русский язык богатый? (ответы детей)
(В нем много слов и каждое слово это определенная часть речи)
2. Мотивация учебной деятельности.
- Вы уже догадались, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? ( Части речи).
- Сегодня мы с вами как великие путешественники, должны открывать знания о частях речи.
Посмотрите на доску, кто знает что это? (ответы детей) Карта.
Как мы её назовём? (Части речи)
3.Актуализация знаний.
-Ну что ж поднять паруса матросы навстречу новым открытиям.
- Откройте тетради, сядьте ровно, положите тетради наклонно, запишите число. ( когда мы отправились в путешествие)
Какие предметы, нам необходимы для путешествия? (Карта, корабль, компас, капитан и т.д.) На какую букву все эти слова, давайте пропишем букву к к К К Кк Кк Слайд1
выберите самую красивую букву, подчеркните её карандашом и напишите такие же до конца строчки.
В конце урока мы выберем самого лучшего матроса у которого будет лучше всего написан план путешествия).
Орфографическая минутка.
-Посмотрите на доску матросы, перед вами ( ответы детей) словарные слова. Слайд 2
Запишите их в свои тетради, не забудьте подчеркнуть орфограммы, поставьте ударение.
( Р .сун .к, р.бята, н.род, м.ро., в.тер, м.тель, м.дведь, сн.гирь, д.рога, т.варищ) Слайд 3
Поменяйтесь тетрадями, давайте проверим, все ли слова правильно записаны.
( На доске появляются слова) Слайд 4
Эти слова могут встретиться нам во время путешествия. Что общего у этих слов? ( это предметы)
На какие две группы можно разделить данные словарные слова. (ответы детей)
(На живые и неживые предметы, одушевленные и неодушевленные предметы, имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? что?) Посовещайтесь и распределите их по группам, капитан называет ответственного. Правильно Слайд 5
3.Первичное усвоение новых знаний.
-Какое первое открытие мы можем сделать? (Предметы отвечающие на вопрос Кто? Что? это часть речи, которая называется имя существительное). (Слайд про существительные)
Прикрепляем карточку на карту.
На столе у вас стоят три коробки, откройте их.
Скажите какие слова в 1 коробке? (имена существительные)
Во второй коробке? (ответы детей)
Слова которые отвечают на вопрос что делать?, что делает? И обозначают действие предмета. Как же называется эта часть речи? ( Глагол) (Слайд про глагол)
Прикрепляем карточку на карту.
Попробуйте составить предложение со словами из первой и второй коробки. (Капитан корабля назовет получившиеся предложения)
Запишите в тетради первое предложение, подчерните глагол двумя чертами.
Откройте третью коробку .
Что же это за слова, на какие вопросы они отвечают и что обозначают? (ответы детей)
(признаки предметов, какой? Какая? Какие?
Эта часть речи имя прилагательное. (Слайд про прилагательное)
Прикрепляем карточку на карту.
На доске появляется текст. (Товарищи матросы помните о правильной посадке и дисциплине на корабле.)
Вам нужно найти в нем слова, которые указывают на признак предмета. Обсудите друг с другом, капитан назовет ответственного, который запишет их на доске, а вы в тетради.
Ученик выходит к доске, записывает слова. (Слова на морскую тему)
Часть речи имя прилагательное мы подчеркиваем волнистой линией, подчеркните слова в своих тетрадях.
Ну что ж на нашей карте «Части речи» много новых открытий и задач.
Давайте отдохнём и проверим, насколько вы внимательны.
Физкультминутка.
Встаем, я называю вам предмет вы показываете его руками ( чайка, море, телескоп), называю действие ( летит, смотрит, плывет), называю признаки ( белая, шумное ( трут ладони друг об друга), оптический( делают глаза влево и право)
Части речи путаются и ускоряются.
Какое важное открытие мы сейчас сделали? ( нужно правильно ставить вопросы к разным частям речи или случится путаница)
Правильно, возвращайтесь на корабль и в путь.
Первичная проверка понимания.
Мы путешествуем по частям речи, какие открытия уже сделаны? ( ответы детей)
Откройте учебники на странице 41, рассмотрите схему. Работа со схемой и правилом.
Мы много сегодня узнали, но ребята русский язык так богат, что в нём есть и другие части речи.
Сейчас я вам прочитаю стихотворение Людмилы Грязневой, а вы внимательно его послушаете.
Скажите кто догадался о какой части речи это стихотворение ( ответы детей)
Правильно, местоимение. А кто был тем кого не боялись снежинки (месяц) и почему они растаяли? ( они боялись солнца)
А как вы думаете, для чего нужна такая часть речи как местоимение? (ответы детей)
Правильно, местоимениями можно заменить имя существительное, местоимения нужны для красоты и многообразия русского языка.
Прикрепляем карточку на карту.
Первичное закрепление.
Перед вами рисунок, посмотрите на него. Что изображено на рисунке? ( рисунок кораблик)
Назовите сначала слова-названия предметов, потом слова-названия признаков этих предметов, затем слова-названия действий предметов. На какой вопрос отвечает каждое слово, которое вы назвали?
Составьте по рисунку предложение. Запишите предложение в свои тетради. Капитан диктует предложение. Подчеркните части речи. (Выбираем кто проверит). А теперь попробуйте заменить имя существительное местоимением. ( ответ ученика)
Ребята, наше путешествие подходит к концу, сегодня перед нами стояло много задач, которые мы с вами открыли и узнали.
Итог урока.
Что нового мы узнали сегодня? Какой алгоритм действий вы должны помнить, чтобы определить часть речи? ( Слайд алгоритм)
Каждый матрос приезжая из рейса, привозит что-то ценное, сувенир, сокровища.
Рефлексия
Мы тоже с вами добыли много нового и сейчас проверим, как вы это сохранили, в этой коробке ваши сокровища и имя лучшего матроса.
У нас осталась одна задача, глядя на нашу карту мне кажется, мы побывали не везде.
На следующих уроках мы будем открывать новые части речи, а как вы думаете, какие части речи есть ещё?
Домашнее задание
Дома повторите правила в учебнике и выполните задание в тетради В. Голубь страница 43 упражнение 1, страница 45 упражнение 2, страница 49 упражнение 5.
Наше путешествие подошло к концу, новые открытия ждут нас на следующих урок, а сейчас товарищи матросы покиньте корабль. Всем спасибо за урок.