Конспект урока обществознания «Одноклассники. Сверстники. Друзья» (5 класс)
Тема урока | Одноклассники, сверстники, друзья. |
Дата урока | 02.12.22 |
Класс | 5 |
Количество обучающихся в классе | 14 |
Тип урока | Урок открытия новых знаний. |
Цель урока | Развитие представлений о разнообразии взаимоотношений между людьми и о качествах личности, без которых не складываются дружеские отношения. |
Образовательные ресурсы | презентация «Одноклассники, сверстники. друзья», листы бумаги А4, ватман и фломастеры для создания кластера «Правила дружбы», «Моя работа на уроке»; сообщение Булатовой Лилии о своих одноклассниках; пословицы и поговорки о дружбе. |
План урока | Кого мы называем сверстниками? Что объединяет одноклассников? Кого можно назвать друзьями? |
Личностно-значимая проблема | Человек, который не интересуется своими собратьями, испытывает самые большие трудности в жизни и причиняет самый большой вред окружающим. А. Адлер |
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический. Формы: Индивидуальная, фронтальная, групповая. |
Основные понятия | Одноклассники, сверстники, друзья, дружба |
Учитель: Шипицына М.В.
Планируемые результаты
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научатся: различать понятия одноклассники, сверстники и друзья, осознавать их роль в жизни человека. Получат возможность научиться: решать проблемные задачи; высказывать собственное мнение, суждения; | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий. | Применяют правила делового сотрудничества сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Время (мин.) | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи-зации взаимо-действия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I Органи-зационный момент | 1 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к освоению изучаемого материала | Создает условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Включаются в учебный процесс | | Личностные: понимают необходимость учения | |
II Мотивация к учебной деятель- ности | 5 | Обсуждение видеофрагмента из киножурнала «Ералаш» о дружбе | Организует беседу по обсуждению эпиграфа к уроку: О чем этот ролик? Кто эти ребята друг другу? Что их объединяет? Сколько им лет? Значит они одного возраста? Эти вопросы я задала не зря? Давайте определим тему нашего урока? Где вы учитесь? Как вы называетесь по отношению друг к другу? Вы примерно одного возраста, как вы еще можете называться? Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися. Казалось бы, все понятно в этой теме, но на самом деле она несет в себе глубокий и значимый смысл, содержит много серьезных вопросов, требующих серьезных размышлений. - В чем бы вам хотелось разобраться? Что нового узнать, изучая эту тему? | Аргументированно отвечают и вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение. Самостоятельно формулируют тему урока, задачи. | Фронтальная работа | Регулятивные: самостоятельно формулируют тему урока после предварительного обсуждения Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности, понимают значение знаний и необходимость дальнейшей познавательной деятельности Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, используют общие приемы решения задач прогнозируют результат уровня усвоения изучаемого материала Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск путей решения поставленной задачи Коммуникативные: высказывают собственное мнение, слушают друг друга | Устные ответы |
III Изучение нового материала | 15 | 1) Презентация «Одноклассники, сверстники, друзья» 2) Работа со схемами «Модель Фрейер»: «одноклассники», «сверстники», «друзья» Работа с учебником (стр. 71 – правила одноклассников) | 1) Записываю на доске информацию об одноклассниках, сверстниках, друзьях, комментирую новую информацию 2) Организует работу по определению и отделению обязательных характеристик понятий от просто интересной информации; Извлекает первоначальные знания учеников для построения связей между новыми понятиями и создает визуальное представление, при помощи которого ученики учатся сравнивать характеристики и примеры понятий; | 1) Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы и отвечают на вопросы учителя; 2) Работают над созданием «модели Фрейер» относительно понятий «одноклассники» с помощью учителя. Выполняют задание с помощью учебника Слушают учителя, отвечают на вопросы принимают новую информацию | 1) Фронтальная работа 2) Фронтальная работа; Индивидуальная работа | Личностные: оценивают жизненные ситуации; сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; проявляют самостоятельность и ответственность за свои поступки; выражают положительное отношение к процессу познания Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; составляют план и последовательность действий; учатся работать по алгоритму. Познавательные: распознают объекты и их понятия; выделяют существенные признаки; строят рассуждения; обобщают полученную информацию; учатся кристаллизовать свое понимание слов, идей, понятий. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество. | 1) Устные ответы 2) Записи на листе «Модель Фрейер» Устные ответы Чтение текста учебника |
IV | 5 | Работа в группах | | | | | |
V | 2 | Физминутка | Организует проведение «Физминутки» Побуждает учащихся к активным действиям. | Принимают участие в выполнении упражнений, направленных на снятие усталости, переключение внимания и восстановление активности. | Работа всего класса | Личностные: сохраняют мотивацию к совместной деятельности, понимают значение упражнений, необходимых для дальнейшей познавательной деятельности. Коммуникативные: учатся взаимодействию и сотрудничеству. | Выполнение упражнений |
VI Осмысле-ние и закреп-ление изученного материала | 7 | Выполнение задания по составлению кластера «Одноклассники, сверстники, друзья» с помощью раздаточного материала. | Создает проблемную ситуацию, когда учащиеся не могут выполнить задание, опираясь на собственный жизненный опыт. Побуждает к принятию решения воспользоваться помощью лиц, присутствующих в классе, которые не являются сверстниками учащихся, а потому обладают необходимыми для решения поставленной задачи эмпирическим опытом. Организует групповую работу. | Получают задание распределить на листе ватмана кадры из фильмов, иллюстрирующие понятия «одноклассники», «сверстники», «друзья». Осознают невозможность выполнить задание только собственными усилиями, Принимают проблемную ситуацию и находят из нее выход -обращаются за помощью к членам жюри, совместно составляют кластер «Одноклассники, сверстники, друзья»; Рассуждают, высказывают собственное мнение. | Групповая работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации, осознают повышение уровня выполнения задания с учетом полученной на уроке информации Коммуникативные: Формулируют свои затруднения; Обращаются за помощью; Высказывают собственное мнение, выслушивают других. | Создание кластера. |
VII. Итоги урока. Рефлексия | 7 | 1)Обобщение результатов групповой работы 2) Беседа с учащимися Схема взаимосвязей в «треугольнике» одноклассники-сверстники-друзья. (приложение № 1) 3) Составление памятки «Правила дружбы» 4) Составление из предложенных слов пословиц и поговорок о дружбе | 1) Организует выступление учащихся с результатами коллективной работы. Подводит к выводу, что для успешного решения проблемных задач необходимо обращаться к доступным источникам, одним из которых являются люди вокруг нас, с их жизненным опытом и запасом знаний. 2) Организует беседу по схеме и с помощью вопросов: Что нового вы узнали на уроке? Кто такие одноклассники, друзья, сверстники? Зачем нам нужны и те, и другие, и третьи? Могут ли быть друзьями не сверстники и не одноклассники? Достигли ли мы цели урока? Оценивает работу учащихся на уроке. 3) Представляет учащимся результаты опроса «мои друзья среди одноклассников» и «положительные черты у моих одноклассников» Формирует положительную самооценку учеников, радостные эмоции. Именные результаты оформлены в виде открыток и дарятся ученикам класса. | 1)Выступают с результатами работы по созданию кластера. 2) Отвечают на вопросы учителя 3) Формируют положительный настрой в отношении полученной информации. Получают заряд положительных эмоций. Настраиваются на продолжение изучения темы «Друзья в жизни человека» | 1) Коллективная работа 2) фронтальная работа 3)Групповая работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Коммуникативные: Проявляют активность во взаимодействии. Строят понятные речевые высказывания Формируют положительный настрой на взаимоотношения с одноклассниками. | Презентация кластеров Оценивание учащихся за работу на уроке Самооценка |
VIII. Домашнее задание | 3 | Слайд с домашним заданием: Параграф 8 читать Создать синквейна с основными понятиями урока на выбор: «Одноклассники», «сверстники», «друзья». Задуматься над проблемой: каким другом я хочу и могу быть? | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индиви- дуальная работа | | |
Одноклассники
Друзья
Сверстники