Конспект урока обществознания «Одноклассники. Сверстники. Друзья» (5 класс)

1
0
Материал опубликован 16 February 2023

Тема урока

Одноклассники, сверстники, друзья.

Дата урока

02.12.22

Класс

5

Количество обучающихся в классе

14

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Цель урока

Развитие представлений о разнообразии взаимоотношений между людьми и о качествах личности, без которых не складываются дружеские отношения.

Образовательные ресурсы

презентация «Одноклассники, сверстники. друзья», листы бумаги А4, ватман и фломастеры для создания кластера «Правила дружбы», «Моя работа на уроке»; сообщение Булатовой Лилии о своих одноклассниках; пословицы и поговорки о дружбе.

План урока

Кого мы называем сверстниками?

Что объединяет одноклассников?

Кого можно назвать друзьями?

Личностно-значимая проблема

Человек, который не интересуется своими собратьями, испытывает самые большие трудности в жизни и причиняет самый большой вред окружающим. А. Адлер

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический.

Формы: Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные понятия

Одноклассники, сверстники, друзья, дружба

Учитель: Шипицына М.В.



Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: различать понятия одноклассники, сверстники и друзья, осознавать их роль в жизни человека.

Получат возможность научиться: решать проблемные задачи; высказывать собственное мнение, суждения;

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий.

Применяют правила делового сотрудничества сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания.



Организационная структура урока

Этапы урока

Время (мин.)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы органи-зации взаимо-действия на уроке

Универсальные учебные действия (УУД)

Формы контроля

I

Органи-зационный момент

1

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к освоению изучаемого материала

Создает условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Включаются в учебный процесс


Личностные: понимают необходимость учения


II Мотивация к учебной деятель-

ности

5

Обсуждение видеофрагмента из киножурнала «Ералаш» о дружбе

Организует беседу по обсуждению эпиграфа к уроку:

О чем этот ролик?

Кто эти ребята друг другу?

Что их объединяет?

Сколько им лет?

Значит они одного возраста?

Эти вопросы я задала не зря? Давайте определим тему нашего урока?

Где вы учитесь?

Как вы называетесь по отношению друг к другу?

Вы примерно одного возраста, как вы еще можете называться?

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

Казалось бы, все понятно в этой теме, но на самом деле она несет в себе глубокий и значимый смысл, содержит много серьезных вопросов, требующих серьезных размышлений.

- В чем бы вам хотелось разобраться? Что нового узнать, изучая эту тему?

Аргументированно отвечают и вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение.

Самостоятельно формулируют тему урока, задачи.

Фронтальная работа

Регулятивные: самостоятельно формулируют тему урока после предварительного обсуждения Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности, понимают значение знаний и необходимость дальнейшей познавательной деятельности

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, используют общие приемы решения задач прогнозируют результат уровня усвоения изучаемого материала

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск путей решения поставленной задачи

Коммуникативные: высказывают собственное мнение, слушают друг друга


Устные ответы

III Изучение нового материала











15




1) Презентация «Одноклассники, сверстники, друзья»







2) Работа со схемами «Модель Фрейер»: «одноклассники», «сверстники», «друзья»

Работа с учебником (стр. 71 – правила одноклассников)








1) Записываю на доске информацию об одноклассниках, сверстниках, друзьях, комментирую новую информацию








2) Организует работу по определению и отделению обязательных характеристик понятий от просто интересной информации; Извлекает первоначальные знания учеников для построения связей между новыми понятиями и создает визуальное представление, при помощи которого ученики учатся сравнивать характеристики и примеры понятий;



1) Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы и отвечают на вопросы учителя;



2) Работают над созданием «модели Фрейер» относительно понятий «одноклассники» с помощью учителя.

Выполняют задание с помощью учебника

Слушают учителя, отвечают на вопросы принимают новую информацию

1) Фронтальная работа









2) Фронтальная работа;

Индивидуальная работа






Личностные: оценивают жизненные ситуации; сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; проявляют самостоятельность и ответственность за свои поступки; выражают положительное отношение к процессу познания

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; составляют план и последовательность действий; учатся работать по алгоритму.

Познавательные: распознают объекты и их понятия; выделяют существенные признаки; строят рассуждения; обобщают полученную информацию; учатся кристаллизовать свое понимание слов, идей, понятий.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество.


1) Устные ответы








2) Записи на листе «Модель Фрейер»

Устные ответы

Чтение текста учебника



IV

5

Работа в группах






V

2

Физминутка




Организует проведение «Физминутки»

Побуждает учащихся к активным действиям.

Принимают участие в выполнении упражнений, направленных на снятие усталости, переключение внимания и восстановление активности.

Работа всего класса

Личностные: сохраняют мотивацию к совместной деятельности, понимают значение упражнений, необходимых для дальнейшей познавательной деятельности.

Коммуникативные: учатся взаимодействию и сотрудничеству.

Выполнение упражнений

VI

Осмысле-ние и закреп-ление изученного материала

7

Выполнение задания по составлению кластера «Одноклассники, сверстники, друзья» с помощью раздаточного материала.

Создает проблемную ситуацию, когда учащиеся не могут выполнить задание, опираясь на собственный жизненный опыт. Побуждает к принятию решения воспользоваться помощью лиц, присутствующих в классе, которые не являются сверстниками учащихся, а потому обладают необходимыми для решения поставленной задачи эмпирическим опытом. Организует групповую работу.

Получают задание распределить на листе ватмана кадры из фильмов, иллюстрирующие понятия «одноклассники», «сверстники», «друзья». Осознают невозможность выполнить задание только собственными усилиями, Принимают проблемную ситуацию и находят из нее выход -обращаются за помощью к членам жюри, совместно составляют кластер «Одноклассники, сверстники, друзья»;

Рассуждают, высказывают собственное мнение.

Групповая работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации, осознают повышение уровня выполнения задания с учетом полученной на уроке информации

Коммуникативные:

Формулируют свои затруднения;

Обращаются за помощью;

Высказывают собственное мнение, выслушивают других.

Создание кластера.

VII. Итоги урока. Рефлексия

7







1)Обобщение результатов групповой работы












2) Беседа с учащимися

Схема взаимосвязей в «треугольнике» одноклассники-сверстники-друзья.

(приложение № 1)












3) Составление памятки «Правила дружбы»

4) Составление из предложенных слов пословиц и поговорок о дружбе

1) Организует выступление учащихся с результатами коллективной работы.


Подводит к выводу, что для успешного решения проблемных задач необходимо обращаться к доступным источникам, одним из которых являются люди вокруг нас, с их жизненным опытом и запасом знаний.


2) Организует беседу по схеме и с помощью вопросов:


Что нового вы узнали на уроке?

Кто такие одноклассники, друзья, сверстники?

Зачем нам нужны и те, и другие, и третьи?

Могут ли быть друзьями не сверстники и не одноклассники?

Достигли ли мы цели урока?

Оценивает работу учащихся на уроке.


3) Представляет учащимся результаты опроса «мои друзья среди одноклассников» и «положительные черты у моих одноклассников»

Формирует положительную самооценку учеников, радостные эмоции.

Именные результаты оформлены в виде открыток и дарятся ученикам класса.


1)Выступают с результатами работы по созданию кластера.










2) Отвечают на вопросы учителя

















3) Формируют положительный настрой в отношении полученной информации.

Получают заряд положительных эмоций.

Настраиваются на продолжение изучения темы «Друзья в жизни человека»

1) Коллективная работа













2) фронтальная работа

















3)Групповая работа


Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Коммуникативные:

Проявляют активность во взаимодействии.

Строят понятные речевые высказывания Формируют положительный настрой на взаимоотношения с одноклассниками.


Презентация кластеров




Оценивание учащихся за работу на уроке Самооценка



VIII.

Домашнее задание

3

Слайд с домашним заданием:

Параграф 8 читать

Создать синквейна с основными понятиями урока на выбор:

«Одноклассники», «сверстники», «друзья».

Задуматься над проблемой: каким другом я хочу и могу быть?


Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

Индиви-

дуальная работа















Одноклассники









Друзья

Сверстники



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.