12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 


Предмет: литературное чтение.

Класс: 2

Тема: М. Пришвин «Ребята и утята»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Вид урока: интегрированный

По форме: урок-путешествие.

Цель урока:

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений делить текст на смысловые части.

Содержательная цель: ознакомление обучающихся с творчеством и биографией М.Пришвина.

Задачи:

- перечислить ранее изученные произведения изучаемого раздела;

- обобщить знания о диких и домашних утках;

- научить выделять главную мысль текста, делить текст на смысловые части;

- проанализировать поступки героев;

- сделать вывод о том, что животные нуждаются в нашей заботе;


Планируемые результаты:

Предметные:

- познакомятся с рассказом М.Пришвина “Ребята и утята”;

- научаться понимать главную мысль текста

Метапредметные:

Познавательные:- осуществлять анализирование текста с опорой на вопросы учителя

- уметь выделять нужную информацию из художественного текста; умение выявлять авторскую позицию и идею произведения.

Регулятивные:

- принимать и сохранять заданную учебную цель;

- учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале;

- уметь читать в соответствии с целью чтения.

Коммуникативные:

-умен уметь слушать и вступать в диалог;

- уметь высказывать и обосновывать своё мнение.

Личностные:

- проявление положительного отношение к процессу чтения;

- проявление желания бережно относиться к природе и заботиться о «братьях наших меньших»


Материалы и оборудование

1.ПК

2. Мультимедийный проектор.

3. Учебники.

4. Презентация к уроку.

5. Раздаточный материал.

6. Карта.

1.Этап мотивация. Организационный момент.

-Сейчас у нас урок чтения.

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и птицам
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Длится до вечера! 

Ведь доброта-это солнце, которое согревает душу человека, но мало мечтать о добре, его надо творить.

-Ребята скажите, какие добрые поступки совершаете вы?

- А зачем нужно совершать добрые поступки?

- Давайте с вами определим, какие правила будем соблюдать сегодня на уроке.

- Вот какие правила будем соблюдать сегодня на уроке.

- Начинаем наш урок с речевой разминки. С какой целью проводим речевую разминку?

- Вот мы и подготовили наши язычки к чтению. Можем продолжать урок.

II. Актуализация знаний.

Как называется раздел, который мы сейчас изучаем?

- Кого так называют?

- Как вы думаете, почему животных мы называем братьями меньшими?

- Мы с вами уже прочитали несколько произведений из данного раздела, и сейчас проверим, как хорошо мы их запомнили.

- У вас на столах лежат карточки с названиями произведений и именами авторов, вам нужно соедините стрелочкой название произведения с его автором.

- Молодцы, ребята. Мы с вами продолжим знакомство с разделом «О братьях наших меньших». В начале урока мы не просто так говорили о добрых поступках, сегодня мы вступим в общество защиты животных “Добрые руки”.

- Ребята, кто из вас знает, что такое общество защиты животных? Это организация, которая помогает оказавшемся в беде животным. Мы с вами отправимся в путешествие в мир братьев наших меньших - в природу и узнаем какие животные оказались в беде.

III. Введение в тему произведения.

1. Артикуляционная гимнастика. Путешествие на луг.

Работа над артикуляцией и дыханием. (с имитацией движения)

- Сначала мы поедим на машине. (Дети едут машине) - Тр-р-р-р-р!

На поезде: - Чу-чу –чу-чу! Ту-ту!

Взлетели на самолёте: - У-у-у!

2. Проблемная ситуация.

- Посмотрите где мы приземлились?

- Кого мы видим? В лесу на пеньке сидит мужчина пожилого возраста. Посмотрите на этого мужчину.

- Каким он вам кажется на первый взгляд?

Вы угадали этого человека?

Зовут этого человека Михаил Михайлович Пришвин.

- Это новый для вас автор. Что бы вы хотели узнать о нём? С чем хотели познакомиться? Какую цель перед собой поставим? Мы поставили с вами цели к уроку.

IV. Работа по теме.

М. Пришвин родился 4 февраля 1873 г. в Орловской губернии близ города Ельца. Жилось его семье трудно, так как мать осталась одна с пятью детьми. Прежде, чем стать писателем, он попробовал себя в нескольких профессиях. Но любовь к природе и путешествиям определила его дальнейшую судьбу. М.М. Пришвин, путешествуя по лесам и степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой беде.

- Какого человека называют неравнодушным?

В своих произведениях М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше. Вот и мы сегодня станем ещё лучше и добрее.

Для этого познакомимся с одним из рассказов М.М. Пришвина. А как он называется, и кто будет главными героями, мы узнаем, собрав пазл.

-Кого же мы можем считать героем произведения?

- Как будет называться произведение?

Работа с текстом до чтения. Подготовка к первичному восприятию.

- Мы с вами знаем, что утки бывают разные? Каких уток мы знаем?

Утки бывают не только домашние, но и дикие.

- Сейчас мы с вами отправимся к водоёму и узнаем, интересные факты про диких уток.

- Кто знает как называется эта утка?

Одной из красивейших птиц на планете считается утка мандаринка обитает в Китае, Японии и Корее. Если говорить о России, то здесь этих уточек можно встретить в Хабаровском и Приморском крае. Это маленькая уточка с массой тела всего лишь 0,4–0,7 кг. Однако из-за своего оперения она заметна издалека.Именно благодаря красочному оперению она и получила свое название, ведь мандаринами в Китае раньше звали высокопоставленных и богатых вельмож, носивших яркие одеяния.

- А вот об этой уточке и написал свой рассказ М.Пришвин.

(Звучит свист утки чирок-свистунок).

ЧИРОК-СВИСТУНОК одна из самых маленьких уток. Имя эта крошка, скорее всего, заслужила из-за своего необычного голоса, который напоминает звуки «чирк, чирк». Обитают эти птицы на небольших водоёмах Это самая маленькая из речных уток, вес её всего 200-500гр.От всех других уток отличается, помимо размеров, ярким зеленым зеркальцем на крыле. Летает почти бесшумно, с частыми поворотами тела. Чирок-свистунок — один из наиболее многочисленных видов уток. Гнезда свистунки устраивают у окраин водоемов. Выводят птенцов в конце мая. Растут птенцы довольно быстро и уже в месячном возрасте поднимаются на крыло. Питается чирок-свистунок как растительными, так и животными кормами.

-Именно с такой уточкой мы сегодня встретимся  в рассказе.

Словарная работа

В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение. 

Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км. 

Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.

Овсяное поле – поле, засеянное овсом. 

Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. 

Кузница – помещение, где работают кузнецы. 

4. Первичное ознакомление с текстом.

Аудиозапись, учитель

- Понравилось вам произведение?

- В какой момент вы начали переживать?

- Когда вам стало радостно?

- К какому жанру оно относится? Почему так решили?

А теперь перенесёмся на дорогу, соединяющую лес с озером. И вместе с утятами пройдём путь. Но проходить путь мы будем, как начинающие писатели, отмечая свои наблюдения в дневник «наблюдений».

- Давайте откроем учебник на странице 132. И начнём наше путешествие.

- В тексте вам встретятся сложные слова, давайте их прочитаем.

Словарная работа. Ознакомление с трудными словами.

раз-ли-ва-лось

заш-вы-ря-ли

пе-ре-лё-ты-ва-ла

ве-ли-чай-шем

дейст-ви-тель-но

об-ра-до-ва-лись

про-дол-жа-ла


V. Беседа по первичному восприятию произведения

1 остановка. И около кузницы, при переходе через дорогу….

- Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?

- Докажите строчками из произведения.

- Зачем уточка решила перевести своих утят из болотного леса?

- Сколько надо было идти до озера?

- Прочитай, как шла мать-уточка с утятами.

- Почему уточка-мать шла позади утят?

- Какие враги были у уток?

- Докажите строчками из произведения.

- Как можно озаглавить первую часть? (Дорога к озеру)

- Запишите название нашей остановки в своих дневниках.

- Мы долго с вами шли, давайте немного отдохнём.

Физ.мин.

Продолжаем свой путь. Читаем вторую часть.

2 остановка. Всё время пока они ловили утят…

- Ребята, ответьте на вопросы теста:

- Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

а)Стали играть с утятами.

б)Зашвыряли шапками.

в)Стали любоваться утятами.

- Зачем ребята это делали?

а) Испугались утят.

б)Утята им не понравились.

в)Просто так, для забавы.

- Как вела себя уточка, когда ловили ее утята?

а)Отошла в сторону

б)Бегала с раскрытым клювом.

в)Улетела.

- А какое чувство пережили утята?

а)Страх.

б)Радость

в)Безразличие.

- Как можно озаглавить эту часть. (Ребята ловили утят)

- Запишите название нашей остановки.

- Продолжаем наше путешествие.

3 остановка…и побежали с утятами на холм.

- Кто помешал мальчишкам?

- Смогли ли они объяснить свой поступок?

- Какое приказание дал им взрослый?

- Докажите строчками из произведения.

- Что делали бы вы, оказавшись рядом?

- Что можно сказать о ребятах?

- Что сделает уточка-мать, когда увидит, что ее детей отпустили?

- Как можно назвать нашу остановку? (Возвращение утят к матери, приказ взрослого)

4 остановка.  

- Как Пришвин попрощался с утятами? Что он сделал при этом?

- Докажите строчками из произведения.

- Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?

- Перед кем этот знак уважения?

- Почему?

- Как мальчишки на это прореагировали?

- Что можно сказать о ребятах?

- Как их назвал рассказчик?

- Можно ли сказать, что ребята были жестокими?

- Поэтому-то автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно.

- Как можно назвать нашу остановку? Что сказал автор утятам? (До свидания, утята!)

- В ваших дневниках получился план рассказа. Как вы думаете, зачем нам нужен план рассказа?

- Мы с вами живём в современном мире и можем кроме записей делать ещё и фотографии. У меня на столе лежат иллюстрации к рассказу, вам нужно расположить их в правильном порядке опираясь на наш план.

- Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием.

VI. Включение в систему знаний.

- Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?

- Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь ее, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать их помощь.

- Ребята мы с вами знакомились с жанром устного народного творчества, в котором заключается народная мудрость. Кто помнит его название?

- Мы с вами подошли к городу пословиц.

- Прочитайте пословицы, к каким героям рассказа их можно отнести?

Умел ошибитьсяумей и поправиться.

Добрый человек, добру учит.

Дитя плачет, а у матери сердце болит.

- Наше путешествие подходит к концу, посмотрите впереди у нас волшебная поляна с цветами. На ней растут необычные цветы, цветы с вопросами. Давайте ответим на эти вопросы.

- Назовите имя автора, который написал рассказ «Ребята и утята».

- Объясните, поведение уточки.

- Почему автор назвал свой рассказ «Ребята и утята»?

- Придумайте своё название рассказа.

- Предложите свои варианты, как можно заботиться о животных.

- Поделитесь своим мнением, как вы оцениваете поступок ребят.

VII. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся. Рефлексия.

- Наш урок подошёл к концу, давайте посмотрим, достигли мы целей поставленных в начале урока.

- Сегодня на уроке мы проделали большую работу. И совершили путешествие вместе с утятами.

Давайте вспомним как меняется жизнь диких уток с приходом осени?

- Возьмите уточек на своих столах и покажите, на какой высоте был каждый из вас на уроке, всё

ли вам было понятно.

Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.М. Пришвина. Но для нас с вами он оставил

послание:

Мои молодцы друзья!

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.

Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.

VIII. Домашнее задание.

Подготовить подробный пересказ рассказа по плану.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.