Конспект урока по чтению: М.Пришвин «Ребята и утята» (2 класс)
Предмет: литературное чтение.
Класс: 2
Тема: М. Пришвин «Ребята и утята»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Вид урока: интегрированный
По форме: урок-путешествие.
Цель урока:
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений делить текст на смысловые части.
Содержательная цель: ознакомление обучающихся с творчеством и биографией М.Пришвина.
Задачи:
- перечислить ранее изученные произведения изучаемого раздела;
- обобщить знания о диких и домашних утках;
- научить выделять главную мысль текста, делить текст на смысловые части;
- проанализировать поступки героев;
- сделать вывод о том, что животные нуждаются в нашей заботе;
Планируемые результаты:
Предметные:
- познакомятся с рассказом М.Пришвина “Ребята и утята”;
- научаться понимать главную мысль текста
Метапредметные:
Познавательные:- осуществлять анализирование текста с опорой на вопросы учителя
- уметь выделять нужную информацию из художественного текста; умение выявлять авторскую позицию и идею произведения.
Регулятивные:
- принимать и сохранять заданную учебную цель;
- учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале;
- уметь читать в соответствии с целью чтения.
Коммуникативные:
-умен уметь слушать и вступать в диалог;
- уметь высказывать и обосновывать своё мнение.
Личностные:
- проявление положительного отношение к процессу чтения;
- проявление желания бережно относиться к природе и заботиться о «братьях наших меньших»
Материалы и оборудование
1.ПК
2. Мультимедийный проектор.
3. Учебники.
4. Презентация к уроку.
5. Раздаточный материал.
6. Карта.
1.Этап мотивация. Организационный момент.
-Сейчас у нас урок чтения.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и птицам
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Длится до вечера!
Ведь доброта-это солнце, которое согревает душу человека, но мало мечтать о добре, его надо творить.
-Ребята скажите, какие добрые поступки совершаете вы?
- А зачем нужно совершать добрые поступки?
- Давайте с вами определим, какие правила будем соблюдать сегодня на уроке.
- Вот какие правила будем соблюдать сегодня на уроке.
- Начинаем наш урок с речевой разминки. С какой целью проводим речевую разминку?
- Вот мы и подготовили наши язычки к чтению. Можем продолжать урок.
II. Актуализация знаний.
- Как называется раздел, который мы сейчас изучаем?
- Кого так называют?
- Как вы думаете, почему животных мы называем братьями меньшими?
- Мы с вами уже прочитали несколько произведений из данного раздела, и сейчас проверим, как хорошо мы их запомнили.
- У вас на столах лежат карточки с названиями произведений и именами авторов, вам нужно соедините стрелочкой название произведения с его автором.
- Молодцы, ребята. Мы с вами продолжим знакомство с разделом «О братьях наших меньших». В начале урока мы не просто так говорили о добрых поступках, сегодня мы вступим в общество защиты животных “Добрые руки”.
- Ребята, кто из вас знает, что такое общество защиты животных? Это организация, которая помогает оказавшемся в беде животным. Мы с вами отправимся в путешествие в мир братьев наших меньших - в природу и узнаем какие животные оказались в беде.
III. Введение в тему произведения.
1. Артикуляционная гимнастика. Путешествие на луг.
Работа над артикуляцией и дыханием. (с имитацией движения)
- Сначала мы поедим на машине. (Дети едут машине) - Тр-р-р-р-р!
На поезде: - Чу-чу –чу-чу! Ту-ту!
Взлетели на самолёте: - У-у-у!
2. Проблемная ситуация.
- Посмотрите где мы приземлились?
- Кого мы видим? В лесу на пеньке сидит мужчина пожилого возраста. Посмотрите на этого мужчину.
- Каким он вам кажется на первый взгляд?
Вы угадали этого человека?
Зовут этого человека Михаил Михайлович Пришвин.
- Это новый для вас автор. Что бы вы хотели узнать о нём? С чем хотели познакомиться? Какую цель перед собой поставим? Мы поставили с вами цели к уроку.
IV. Работа по теме.
М. Пришвин родился 4 февраля 1873 г. в Орловской губернии близ города Ельца. Жилось его семье трудно, так как мать осталась одна с пятью детьми. Прежде, чем стать писателем, он попробовал себя в нескольких профессиях. Но любовь к природе и путешествиям определила его дальнейшую судьбу. М.М. Пришвин, путешествуя по лесам и степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой беде.
- Какого человека называют неравнодушным?
В своих произведениях М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше. Вот и мы сегодня станем ещё лучше и добрее.
Для этого познакомимся с одним из рассказов М.М. Пришвина. А как он называется, и кто будет главными героями, мы узнаем, собрав пазл.
-Кого же мы можем считать героем произведения?
- Как будет называться произведение?
Работа с текстом до чтения. Подготовка к первичному восприятию.
- Мы с вами знаем, что утки бывают разные? Каких уток мы знаем?
– Утки бывают не только домашние, но и дикие.
- Сейчас мы с вами отправимся к водоёму и узнаем, интересные факты про диких уток.
- Кто знает как называется эта утка?
Одной из красивейших птиц на планете считается утка мандаринка обитает в Китае, Японии и Корее. Если говорить о России, то здесь этих уточек можно встретить в Хабаровском и Приморском крае. Это маленькая уточка с массой тела всего лишь 0,4–0,7 кг. Однако из-за своего оперения она заметна издалека.Именно благодаря красочному оперению она и получила свое название, ведь мандаринами в Китае раньше звали высокопоставленных и богатых вельмож, носивших яркие одеяния.
- А вот об этой уточке и написал свой рассказ М.Пришвин.
(Звучит свист утки чирок-свистунок).
ЧИРОК-СВИСТУНОК одна из самых маленьких уток. Имя эта крошка, скорее всего, заслужила из-за своего необычного голоса, который напоминает звуки «чирк, чирк». Обитают эти птицы на небольших водоёмах Это самая маленькая из речных уток, вес её всего 200-500гр.От всех других уток отличается, помимо размеров, ярким зеленым зеркальцем на крыле. Летает почти бесшумно, с частыми поворотами тела. Чирок-свистунок — один из наиболее многочисленных видов уток. Гнезда свистунки устраивают у окраин водоемов. Выводят птенцов в конце мая. Растут птенцы довольно быстро и уже в месячном возрасте поднимаются на крыло. Питается чирок-свистунок как растительными, так и животными кормами.
-Именно с такой уточкой мы сегодня встретимся в рассказе.
Словарная работа
– В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.
Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.
Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
Овсяное поле – поле, засеянное овсом.
Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
Кузница – помещение, где работают кузнецы.
4. Первичное ознакомление с текстом.
Аудиозапись, учитель
- Понравилось вам произведение?
- В какой момент вы начали переживать?
- Когда вам стало радостно?
- К какому жанру оно относится? Почему так решили?
А теперь перенесёмся на дорогу, соединяющую лес с озером. И вместе с утятами пройдём путь. Но проходить путь мы будем, как начинающие писатели, отмечая свои наблюдения в дневник «наблюдений».
- Давайте откроем учебник на странице 132. И начнём наше путешествие.
- В тексте вам встретятся сложные слова, давайте их прочитаем.
Словарная работа. Ознакомление с трудными словами.
раз-ли-ва-лось
заш-вы-ря-ли
пе-ре-лё-ты-ва-ла
ве-ли-чай-шем
дейст-ви-тель-но
об-ра-до-ва-лись
про-дол-жа-ла
V. Беседа по первичному восприятию произведения
1 остановка. И около кузницы, при переходе через дорогу….
- Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
- Докажите строчками из произведения.
- Зачем уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
- Сколько надо было идти до озера?
- Прочитай, как шла мать-уточка с утятами.
- Почему уточка-мать шла позади утят?
- Какие враги были у уток?
- Докажите строчками из произведения.
- Как можно озаглавить первую часть? (Дорога к озеру)
- Запишите название нашей остановки в своих дневниках.
- Мы долго с вами шли, давайте немного отдохнём.
Физ.мин.
Продолжаем свой путь. Читаем вторую часть.
2 остановка. Всё время пока они ловили утят…
- Ребята, ответьте на вопросы теста:
- Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
а)Стали играть с утятами.
б)Зашвыряли шапками.
в)Стали любоваться утятами.
- Зачем ребята это делали?
а) Испугались утят.
б)Утята им не понравились.
в)Просто так, для забавы.
- Как вела себя уточка, когда ловили ее утята?
а)Отошла в сторону
б)Бегала с раскрытым клювом.
в)Улетела.
- А какое чувство пережили утята?
а)Страх.
б)Радость
в)Безразличие.
- Как можно озаглавить эту часть. (Ребята ловили утят)
- Запишите название нашей остановки.
- Продолжаем наше путешествие.
3 остановка…и побежали с утятами на холм.
- Кто помешал мальчишкам?
- Смогли ли они объяснить свой поступок?
- Какое приказание дал им взрослый?
- Докажите строчками из произведения.
- Что делали бы вы, оказавшись рядом?
- Что можно сказать о ребятах?
- Что сделает уточка-мать, когда увидит, что ее детей отпустили?
- Как можно назвать нашу остановку? (Возвращение утят к матери, приказ взрослого)
4 остановка.
- Как Пришвин попрощался с утятами? Что он сделал при этом?
- Докажите строчками из произведения.
- Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?
- Перед кем этот знак уважения?
- Почему?
- Как мальчишки на это прореагировали?
- Что можно сказать о ребятах?
- Как их назвал рассказчик?
- Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
- Поэтому-то автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно.
- Как можно назвать нашу остановку? Что сказал автор утятам? (До свидания, утята!)
- В ваших дневниках получился план рассказа. Как вы думаете, зачем нам нужен план рассказа?
- Мы с вами живём в современном мире и можем кроме записей делать ещё и фотографии. У меня на столе лежат иллюстрации к рассказу, вам нужно расположить их в правильном порядке опираясь на наш план.
- Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием.
VI. Включение в систему знаний.
- Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?
- Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь ее, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать их помощь.
- Ребята мы с вами знакомились с жанром устного народного творчества, в котором заключается народная мудрость. Кто помнит его название?
- Мы с вами подошли к городу пословиц.
- Прочитайте пословицы, к каким героям рассказа их можно отнести?
Умел ошибиться, умей и поправиться.
Добрый человек, добру учит.
Дитя плачет, а у матери сердце болит.
- Наше путешествие подходит к концу, посмотрите впереди у нас волшебная поляна с цветами. На ней растут необычные цветы, цветы с вопросами. Давайте ответим на эти вопросы.
- Назовите имя автора, который написал рассказ «Ребята и утята».
- Объясните, поведение уточки.
- Почему автор назвал свой рассказ «Ребята и утята»?
- Придумайте своё название рассказа.
- Предложите свои варианты, как можно заботиться о животных.
- Поделитесь своим мнением, как вы оцениваете поступок ребят.
VII. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся. Рефлексия.
- Наш урок подошёл к концу, давайте посмотрим, достигли мы целей поставленных в начале урока.
- Сегодня на уроке мы проделали большую работу. И совершили путешествие вместе с утятами.
Давайте вспомним как меняется жизнь диких уток с приходом осени?
- Возьмите уточек на своих столах и покажите, на какой высоте был каждый из вас на уроке, всё
ли вам было понятно.
- Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.М. Пришвина. Но для нас с вами он оставил
послание:
Мои молодцы друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.
Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
VIII. Домашнее задание.
Подготовить подробный пересказ рассказа по плану.