12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Замурий Ирина Владимировна2992
Учитель химии с 39-летним стажем.
Россия, Донецкая Народная Респ., г. Макеевка

Конспект урока по химии.

МОУ «Средняя школа I-III ступеней № 59 г. Макеевки».

ФИО учителя Замурий Ирина Владимировна.

Предмет: химия.

Класс 9.

Учебно-методическое обеспечение: УМК «Химия.9 класс» Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, Москва, «Просвещение», 2016.

Тема: Реакции ионного обмена.

Цели: 1) На основе теории электролитической диссоциации углубить знания учащихся о химических реакциях ионного обмена, выявить суть реакции в растворе, практически выяснить, в каких случаях реакции в растворе происходят до конца;

2) Развивающие – продолжить формирование познавательного интереса к предмету, развивать логическое мышление, наблюдательность, умение делать выводы;

3) Воспитательные – воспитывать умение работать в коллективе, доброжелательность, деликатность по отношению друг к другу, дисциплинированность;

4) Здоровьесберегающие – организовать творческую обстановку в процессе урока, благотворно влияющую на эмоциональность и психику учащихся.


Планируемые результаты:

Предметные. Учащиеся закрепят знания электролитов и неэлектролитов, умения писать уравнения электролитической диссоциации, научатся прогнозировать возможность протекания реакций ионного обмена и писать уравнения реакций в полной и сокращенной ионной формах, выяснят практическое применение реакций ионного обмена в реальной жизни.

Метапредметные. Учащиеся научатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, будут участвовать в коллективной работе, будут развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы, выдвигать свои версии, отстаивать свою точку зрения, оценивать правильность выполнения своей работы, проводить самооценку своих знаний и умений.

Личностные. У учащихся будет сформирована потребность ответственного отношения к обучению, готовность к самообразованию, способность обучаться в паре, совершенствовать навыки осознанного мышления.

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.


Методы обучения: словесные, репродуктивные, исследовательские, частично-поисковые, практические, методы контроля.


Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде, пробирки, пробиркодержатель, реактивы для лабораторных опытов, раздаточный материал, ИКТ.

План урока.


           Этапы.

          Задача.

Длительность.

Форма организации

познавательной деятельности.

Организационный

этап.

Создание комфортных условий для проведения урока, позитивного настроения у учащихся.

1 минута.


Проверка домашнего задания.

Выяснить затруднения у учащихся при выполнении домашнего задания.

3 минуты.

Фронтальная.

Актуализация знаний. Мотивация и стимулирование деятельности.

Создать условия для внутренней потребности включения в деятельность. Организовать процесс воссоздания имеющихся знаний через пробное учебное действие.

7 минут.

Индивидуальная, фронтальная.

Закрепление знаний, умений и навыков.

Организовать учебную деятельность по закреплению учащимися системы знаний через способы действий.

27 минут.

Индивидуальная. Работа в парах Групповая.

Этап рефликсии и подведение итогов.

Развивать умение обобщать и анализировать полученную информацию. Организация самооценки учащимися своих знаний.

5 минут.

Индивидуальная.

Фронтальная.

Домашнее задание.

Проинструктировать учащихся о выполнении домашнего задания.

2 минуты.



Ход урока

I.Организационный этап.

Приветствие, создание у ребят позитивного настроения.

Сообщение темы урока и определение совместно с учащимися целей урока. Сообщение девиза урока.

Девиз урока: Чтобы познать, нужно научиться наблюдать.

II. Проверка домашнего задания. Учащиеся по цепочке читают уравнения реакции, которые были в домашнем задании. При необходимости делаем исправления.

III. Актуализация опорных знаний. Мотивация и стимулирование действия.

С точки зрения электролитической диссоциации все реакции в водных растворах электролитов являются реакциями между ионами. Поэтому, прежде всего мы должны вспомнить  основные положения теории электролитической диссоциации, диссоциацию электролитов. Сегодня, выполняя разные задания, вы будете получать определенное количество баллов, которые мы переведем в оценку. Для этого количество баллов вы фиксируете в тетради на полях. За устный ответ вы будете ставить по 1 баллу. Те, кто отвечают у доски, работают по карточкам 2 балла. В конце урока вы выполните тесты.

У доски три человека с заданием в карточке:

Что такое:1) кислоты (HNO3, H2SO4)

2) основания (KOH, Ba(OH) 2)

3) соли (Na2SO4, KNO3)

с точки зрения электролитической диссоциации. Напишите уравнения электролитической диссоциации.

На месте работают по карточкам 3 человека.

Задание: Напишите уравнения диссоциации следующих веществ: CaO, H3PO4, Mg(OH)2, Al2(SO4)3, NaOH, Ba(OH)2, K2SO4.

3 человека разгадывают кроссворд.

Остальные ребята участвуют в разминке «Микрофон». Каждый, получая в руки микрофон, по очереди должен назвать химический термин по теме «Электролитическая диссоциация»

Слушаем ответы учащихся у доски. Подводим итоги, выставляя баллы.

IV. Закрепление знаний, умений и навыков.

И так в растворе реакция происходит между ионами. Давайте еще раз выясним в каких случаях ионы связываются, и реакция происходит до конца. Для этого мы проведем опыты. У вас на столах стоят реактивы и на слайде инструкция проведения опытов. Сделайте первый опыт, опишите его и напишите уравнение реакции в молекулярной и ионной форме.

При этом помните! Что с кислотами и щелочами необходимо работать осторожно, а если кислота или щелочь попадает вам на кожу, что необходимо?

Учащиеся: Смыть большим количеством воды.

I ряд Cu SO4 и NaOH

II ряд BaCl2 и H2SO4

III ряд FeSO4 и KOH

И так реакция произошла, почему?- потому что в результате выпал осадок.

Проверка осуществляется на доске. Один учащиеся с каждого ряда пишет свои уравнения для проверки. Получают баллы.

Проделайте второй опыт. Чтобы легче было вести наблюдения, соль находится в твердом состоянии, но при добавлении раствора кислоты происходит диссоциация солей, т.к. соли, выданные вам, растворимы.

I ряд K2CO3 и HCL

II ряд Na2CO3 и H2SO4

III ряд Na2CO3 и HCl

И так реакция произошла, потому что выделился газ.

Обратите внимание, что во всех случаях выделился углекислый газ и вода. Поэтому в данной реакции можно взять любой растворимый карбонат и любую кислоту.

По 1 человеку с каждого ряда пишут уравнения реакции на доске. Получают баллы.

При проверке учащиеся выясняют, что сокращенное ионное уравнение одинаковое.

Проделайте третий опыт между кислотами и щелочами. Как называется эта реакция? – реакция нейтрализации. Как необходимо проводить данную реакцию? – в присутствии индикатора.

I ряд NaOH и HNO3

II ряд NaOH и H2SO4

III ряд KOH и HCl

Почему же произошла данная реакция? Образовалось малодиссоциирующее вещество - H2O.

Значит, чтобы произошла реакция нейтрализации, какие надо взять

вещества? ( кислоты и щелочи).

Уравнения реакции пишут на доске. Получают баллы.

Учащиеся делают вывод, что в реакции нейтрализации участвуют ионы водорода и гидроксид –ионы.

В каких же случаях реакции ионного обмена происходят до конца?

1) если выпадает осадок

2) выделяется газ

3) образуется малодиссоциирующее вещество - H2O.

Прием «Идеал».

Реакции ионного обмена имеют большое практическое значение. Так, для того, чтобы смягчить воду, необходимо из нее удалить ионы Cа2+ и Mg2+, которые обуславливают жесткость воды. Как можно из раствора удалить эти ионы?

Учащиеся, используя таблицу растворимости, предлагают вещества, которые можно использовать. Давайте выберем решение, которое используют практически для смягчения воды. Это достигается добавлением соды Na2CO3, который содержит карбонат – ион, при этом образуется

Cа CO3

Напишите уравнение реакции между хлоридом кальция и карбонатом натрия в молекулярном и ионном виде. Правильность проверяем на слайде.

В сточных водах Макеевского металлургического завода, Ясиновского коксохимического завода находится сероводородная кислота, содержащая ион S2-. Как можно очистить сточные воды от этого иона, используя таблицу растворимости.

Ответ: ZnCl2, CuCl2

Давайте сформулируем один ответ.

Для очистки сточных вод используют растворимые хлориды.

Ребята! Давайте поиграем в лото. У вас на столе карточки. На одних карточках формулы веществ, которые будут в правой части сокращенного ионного уравнения. На других формулы ионов. Соберите правильно уравнения реакций. Запишите их в тетрадь.

Если вы правильно составили 3 ионных уравнения реакции поставьте 1 балл.

И так, зная сущность химических реакций в растворе, мы практически можем использовать свои знания с целью получения веществ и удаления ионов из растворов.

Последнее задание - выполните тесты, предложенные на слайде.

V. Подведение итогов: Ребята! Проанализируйте свою работу. Кто выяснил, в каких случаях реакции ионного обмена протекают до конца? Кто научился писать реакции ионного обмена в молекулярном виде? Ионном виде?

Какой таблицей необходимо пользоваться, чтобы правильно писать формулы веществ, ионы? Посчитайте количество баллов, которые вы заработали.

Нарисуйте смайлик после своих записей.

1.Все понятно. 2. Понял, но с затруднением. 3. Ничего не понял

t1590485719aa.gift1590485719ab.gift1590485719ac.gif
     1.          3.          2.


В конце урока сдайте тетрадь на проверку. Я посмотрю ваши уравнения реакций и тесты, и на следующем уроке скажу ваши оценки.

VI. Домашнее задание: повторить параграф 9, выполнить задание 3 и 4 страница 36 и 37. Дополнительное : предложите 3 способа получения гидроксида железа (III), те уравнения, которые возможно, запишите в ионном виде.


Тесты.

I вариант.                                                      II вариант.

1.Одновременно не могут находиться в растворе ионы:

а) К+ и Cl-                                                   а) Na+ и ОН-

б) Сu2+ и ОН-                                              б) Мg2+ и Cl-

в) Аl3+ и NO3-                                              в) Н+ и ОН-

2. Ионное уравнение соответствует взаимодействию веществ

Н+ и ОН- = Н2О                                            Ag+ + CL-= AgCl

a)NaOH и CuSO4                                            a) NaOH и HCl

б) НСl и KOH                                                  б) Ag2O и HCl

в) Cu(OH)2 и НСl                                            в) AgNO3 и KCl

3. В ионном уравнении пропущен ион:

? +SO42- = BaSO4              a) OH-                  CO32- + ? = CO2 + H2O

                                          б) H+

                                          в) Ba2+

                                          г) Са2+

4. Установите соответствие:

1) K2СO3 + HCl =        a) выделяется газ       1) КОН + НNO3 =

2) CuCl2 + NaOH =      б) образуется осадок. 2) MgCl2 + KOH =

3) KCl + KOH =           в) образуется вода.    3) СаСО3 + НСl =

Тесты оцениваются 1-3 задание по 1 баллу, 4 задание – 2 балла. Всего 5 баллов.

По итогам урока 7- 8 баллов оценка 3,

9-10 баллов оценка 4,

Выше 10 баллов оценка 5.

Снижается оценка, если учащиеся не исправили ошибки при проверке уравнений реакций.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.