Урок «Реакции ионного обмена» (Химия, 1 курс)
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Пензенской области
«Пензенский колледж архитектуры и строительства»
Методическая разработка конспекта урока
по теме: «Реакции ионного обмена».
Выполнила преподаватель: Пивкина Н.В.
г. Пенза 2017 г.
Конспект урока. Преподаватель: Пивкина Н.В.
Предмет |
Химия |
Группа |
1 курс |
Тип урока |
Лабораторная работа |
Тема |
Реакции ионного обмена |
Цель |
Сформировать наглядные представления о процессах происходящих в растворах, об условиях протекания реакций ионного обмена. |
Задачи урока |
Организовать деятельность обучающихся, способствующих развитию практических навыков, наблюдательности, умения сравнивать, делать выводы. Совершенствовать учебные умения студентов при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов; развивать память, устойчивое внимание, применять свои знания на практике. Воспитывать чувство сопричастности к общему делу, умение работать коллективно. |
Основные термины, понятия |
Электролиты, ионы, растворы, полные ионные и сокращенные ионные уравнения реакций, условия необратимости ионных реакций. |
Организация пространства |
|
Форма работы |
Ресурсы |
Фронтальная Индивидуальная Работа в парах |
Технические средства обучения Компьютер, проектор, интерактивная доска. Видеопродукция Презентация, флипчарты. Оборудование: штативы для пробирок, пробирки, лотки, инструкции для выполнения лабораторной работы, таблицы растворимости. Реактивы: фенолфталеин, растворы: гидроксида натрия, соляной кислоты, карбоната натрия, хлорида железа. |
Дидактические задачи этапов урока.
Этапы урока |
Дидактические задачи |
Организационный |
Подготовка студентов к работе на уроке. |
Постановка учебной цели |
Формулировка цели урока и постановка учебных задач. |
Актуализация опорных знаний |
Активизация мыслительных процессов (внимание, память). |
Открытие новых знаний практическим методом |
Создание условий для выполнения лабораторной работы, для восприятия, осмысления, и запоминания новых знаний. |
Закрепление учебного материала |
Обобщение полученных знаний. |
Применение новых знаний |
Применение полученных знаний в новых условиях на практике. |
Рефлексия учебной деятельности, д/з. |
Анализ и оценка успешности достижения цели. |
Технология изучения
№ п.п. |
Этапы урока |
Содержание урока |
||||||||||||||||||||||||
1. 2. |
Организационный момент, включающий: настрой обучающихся на учебную деятельность, предмет и тему урока. Постановка учебной цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном уроке описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе урока. |
Цель: подготовить студентов к началу работы на уроке. Цель этапа урока: обозначить цель урока, поставить задачи этапов, наметить пути их реализации. Деятельность учителя. - Сегодня мы на уроке должны выполнить лабораторную работу. Тема нашего урока: «Реакции ионного обмена». (Слайд №1) Цель нашего урока: сформировать наглядные представления о процессах происходящих в растворах, об условиях протекания реакций ионного обмена. (слайд № 2) Задачи нашего урока: 1.Выполнить опыты лабораторной работы. 2. Уяснить условия необратимости ионных реакций 3.Научиться расписывать ионные реакции на основе молекулярных реакций. (слайд №3) Деятельность студентов. Обучающиеся записывают тему лабораторной работы в тетради для лабораторных работ, оборудование, реактивы. |
||||||||||||||||||||||||
3. |
Актуализация опорных знаний, включающий: Повторение техники безопасности, ранее изученного материала, необходимого для усвоения данной темы. Коммуникативные умения: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Предметные умения: Электролиты, молекулярные уравнения, коэффициенты, названия солей, кислот, щелочей, полные ионные уравнения, сокращенные ионные уравнения, нерастворимые, малорастворимые, газообразные вещества. Познавательные умения: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя ресурсы памяти |
Цель этапа урока: повторение понятий, необходимых для изучения новой темы. Деятельность учителя. Повторяем технику безопасности к данной лабораторной работе. (флипчарт №1) Повторяем понятия ионных реакций, правила расписания электролитов на ионы и составления ионных реакций на основе молекулярных. Памятка по составлению реакций ионного обмена. (слайд № 4) Записать молекулярное уравнение реакции. BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4 + NaCl 2. Расставить коэффициенты. BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4 + 2NaCl 3. С помощью таблицы растворимости определить растворимость каждого вещества. Простые вещества, оксиды, а также нерастворимые кислоты, основания и соли не диссоциируют на ионы. р р н р BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4↓ + 2NaCl 4. Составляем полное ионное уравнение. Сильные электролиты записывают в виде ионов, а слабые электролиты, малорастворимые вещества и газообразные вещества записывают в виде молекул. 2+ - + 2- + - Ba + 2Cl + 2Na + SO4 = BaSO4↓ + 2Na + 2Cl 5. Найти одинаковые ионы (они не приняли участия в реакции в левой и правой частях уравнения реакции) и сократить их слева и справа. 2+ - + 2- + - Ba + 2Cl + 2Na + SO4 = BaSO4↓ + 2Na + 2Cl --- ---- ---- --- 6. Составить сокращенное ионное уравнение (выпишите знаки, формулы ионов или веществ, которые приняли участие в реакции). 2 + 2- Ba +SO4 = BaSO4↓ Деятельность студентов. Оформляют таблицу в тетрадях для отчета к лабораторной работе. (флипчарт №2)
|
||||||||||||||||||||||||
4. |
Изучение новой темы включающий: усвоение знаний об условиях необратимости ионных реакций. Предметные умения: - изучить реакции идущие с образованием воды, как малодиссоциирующего вещества, осадка и газа. Познавательные умения: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Коммуникативные умения: - точно и полно выражать свои мысли Личностные умения: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). Регулятивные умения: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; -под руководством преподавателя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке -адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению
|
Цель этапа урока: развивать умения наблюдать, анализировать и делать выводы, применять практические навыки. Деятельность учителя. Прочитайте по инструкции выполнение опыта № 1. Деятельность студентов. Студенты знакомятся по инструкции с выполнением опыта. Опыт №1 Налейте в пробирку 1 мл. раствора щелочи и добавьте несколько капель раствора фенолфталеина. Что наблюдаете? Добавьте 1-2 мл. раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? Составьте молекулярное, а также полное сокращенное ионные уравнения реакций. Подпишите названия веществ. Деятельность учителя. Найдите нужные реактивы для выполнения опыта. Выполните данный опыт. Деятельность студентов. Студенты выполняют опыт под присмотром преподавателя. Деятельность учителя. Ответьте на вопросы: Что наблюдали при добавлении фенолфталеина? Почему раствор окрасился в малиновый цвет? Что наблюдали при добавлении раствора соляной кислоты? Какой вывод сделаете? Оформите ваши наблюдения в таблицу. Запишите вывод связанный с условием необратимости к данному опыту. Деятельность студентов. Оформляют отчет о проделанном опыте в таблицу.
Деятельность учителя. Прочитайте по инструкции выполнение опыта № 2. Деятельность студентов. Студенты знакомятся по инструкции с выполнением опыта. Опыт №2 Налейте в пробирку 1 мл. раствора карбоната натрия и добавьте 1-2 мл. раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? Деятельность учителя. Найдите нужные реактивы для выполнения опыта. Выполните данный опыт. Деятельность студентов. Студенты выполняют опыт под присмотром преподавателя. Деятельность учителя. Ответьте на вопросы: 1) Что наблюдали при добавлении к раствору соли раствора кислоты? Какой газ выделялся? Какой вывод сделаете? Оформите ваши наблюдения в таблицу. Запишите вывод связанный с условием необратимости к данному опыту. Деятельность студентов. Оформляют отчет о проделанном опыте в таблицу.
Деятельность учителя. Прочитайте по инструкции выполнение опыта № 3. Деятельность студентов. Студенты знакомятся по инструкции с выполнением опыта. Опыт №3 Налейте в пробирку 1 мл. раствора хлорида железа и добавьте 1-2 мл. раствора щелочи. Что наблюдаете? Деятельность учителя. Найдите реактивы и выполните данный опыт. Деятельность студентов. Студенты выполняют опыт под присмотром преподавателя. Деятельность учителя. Ответьте на вопросы: 1) Что наблюдали при добавлении к раствору соли раствора щелочи? 2)Какова окраска образовавшегося осадка? 3)Какой вывод сделаете? Оформите ваши наблюдения в таблицу. Деятельность студентов. Оформляют отчет о проделанном опыте в таблицу.
|
||||||||||||||||||||||||
5. |
Закрепление учебного материала, включающий выявление пробелов и их коррекцию. Предметные: -повторить условия протекания реакций ионного обмена. познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Цель этапа урока: выяснить затруднения в понимании материала и восполнить пробелы в знаниях. Деятельность учителя. А теперь посмотрите на пример реакции, записанную в молекулярном и ионном виде и ответьте на вопрос.(слайд №5) Пример реакции 2NaCl + K2 SO4 à Na2SO4 + 2KCl + - + 2- + 2- + - 2Na +2Cl +2K +SO4 à2Na +SO4 +2K +2Cl Вопрос. Как вы думаете, будет ли данная реакция относиться к реакциям ионного обмена и почему? Деятельность студентов. Осмысливают данную реакцию и отвечают на вопрос. ( Реакция не относиться к ионным реакциям обмена, т.к. не содержит необходимых условий необратимости). Деятельность учителя. Прошу просмотреть все частные выводы, которые вы записали к каждому лабораторному опыту, и сделать общий вывод в котором будут перечислены необходимые условия протекания реакций ионного обмена. Деятельность студентов. Анализируют проделанную лабораторную работу и обобщают полученные знания в виде общего вывода. ( Вывод: к реакциям ионного обмена относятся необратимые реакции, идущие с образованием осадка, газа, воды или другого малодиссоциирующего вещества |
||||||||||||||||||||||||
6. |
Применение новых знаний, включающий проверку знаний полученных обучающимися на уроке. Предметные умения: -находить правильные ответы на вопросы поставленные в кроссворде, применяя знания полученные на данном и предыдущих уроках. Регулятивные умения: - отличать верный ответ на вопрос от неверного; - осуществлять самоконтроль; Познавательны умения: - осуществлять анализ учебного материала; |
Цель этапа урока: провести контроль знаний по данной теме в игровой форме. Деятельность учителя. Прошу вспомнить, все что мы изучили по разделу, связанному с растворами , диссоциацией и ионными реакциями и разгадать кроссворд.( флипчарт № 3) Деятельность студентов. Обучающиеся выполняют задание, набирая баллы за ответы.
|
||||||||||||||||||||||||
7 |
Рефлексия учебной деятельности, включающий оценку обучающимися собственной деятельности на уроке. постановку цели самостоятельной работы для обучающихся (что должны сделать обучающиеся в ходе выполнения домашнего задания) Личностные умения: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные умения: - осуществлять самоконтроль; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. Домашнее задание, включающее творческое задание для развития применения полученных знаний в новых условиях. |
Цель этапа урока: подвести итоги урока, выяснить самооценку уровня овладения знаниями, нацелить на выполнение домашнего задания Подведение итогов урока: Я прошу поднять руку тех, кто считает, что он все понял по теме урока. А теперь поднимите руку те, у кого были затруднения с выполнением лабораторной работы. Прошу тех, кто сомневается в своих знаниях, а также у кого есть вопросы по данной теме прийти на консультацию. Оцените свою работу. Напишите слово Я на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний. Оценки за урок: (перечисление обучающихся, активно участвующих в устном опросе и при решении кроссворда и оценить их работу на уроке). Домашнее задание – прошу самим придумать кроссворд на данную тему, оформив его на альбомном листе А4. |