Конспект урока по литературе Проблематика пьесы «Вишневый сад». Особенности конфликта и системы образов. «Разрушение дворянского гнезда».
Конспект урока по литературе
Проблематика пьесы «Вишневый сад». Особенности конфликта и системы образов. «Разрушение дворянского гнезда»
1. ФИО учителя Чудова Светлана Олеговна
2. Класс: 10
3. Предмет: литература
4. Тема урока: Проблематика пьесы «Вишневый сад». Особенности конфликта и системы образов. «Разрушение дворянского гнезда»
5. Тип урока: комбинированный
6. Вид урока: смешанный
7. Цели урока:
Предметная (образовательная): совершенствовать навыки анализа и интерпретации драматического произведения; выявить проблематику пьесы «Вишневый сад»; определить своеобразие конфликта пьесы «Вишневый сад»; изучить особенности системы персонажей
Развивающая: развивать способность высказывать собственное мнение; совершенствовать навык монологической речи; развивать навыки групповой работы, развивать умение обобщать, делать выводы
Воспитательная: прививать любовь к русской литературе; воспитывать духовно развитую личность; воспитывать вдумчивого и внимательного читателя
8. Планируемые результаты:
Личностные: стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать нравственные и эстетические основы личности
Метапредметные: научиться планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, корректно высказывать свои мысли, уметь обобщать, делать выводы (регулятивные УУД); развивать исследовательские навыки, навыки самостоятельной работы; правильно излагать свою речь в устной форме (коммуникативные УУД); уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя полученные знания на уроке и свой жизненный опыт (познавательные УУД)
Предметные: сформировать представление о системе действующих лиц в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»; выявить особенности конфликтной ситуации в пьесе «Вишневый сад»; определить основных проблем пьесы
9. Методическое обеспечение урока: компьютер, проектор, презентация к уроку, текст пьесы «Вишневый сад» А.П. Чехова, рабочие листы.
Ход урока
I. Мотивационно-ориентировочный этап 1) Вступительное слово учителя:
– Добрый день, дорогие ученики! Присаживайтесь. Меня зовут Чудова Светлана Олеговна. Я рада Вас всех видеть! Как ваше настроение? Все ли готовы к уроку? Сегодня мы продолжим изучение пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад».
2) Определение темы урока – Вставьте недостающие термины:
Конфликт – это противоречие, определяющее движение сюжета произведения.
Проблема – основной вопрос, который ставит автор в произведении.
– Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке? (Проблематику и особенности конфликта в пьесе Чехова «Вишневый сад»)
– Тема нашего урока: Проблематика пьесы «Вишневый сад». Особенности конфликта и системы образов. «Разрушение дворянского гнезда»»
– Давайте запишем тему урока в рабочих листах.
II. Операционно-деятельностный этап
1) Изучение нового материала
Слово учителя
– Главная особенность чеховских пьес – в них нет драматургического конфликта в привычном виде: нет борьбы персонажей, нет противостояния протагониста и антагониста. На место традиционного внешнего конфликта драматург ставит внутренний конфликт - человек в потоке времени.
Работа с таблицей
– Давайте посмотрим, как особенности конфликта в драматургии Чехова, реализуются в пьесе «Вишневый сад».
Отсутствие отрицательных/ положительных героев | Открытый финал | Диалоги глухих | Внешняя бессобытийность |
Почему нельзя считать Лопахина исключительно отрицательным героем? (Социальное амплуа Лопахина не исчерпывается традиционным представлением о купце-приобретателе. Он не чужд сентиментальности, встреча с Раневской для него долгожданное событие) | Почему автор использовал в пьесе открытый финал? (Внутренний конфликт остается неразрешенным; время неумолимо движется вперед. Мы не знаем, сумеют ли люди нового поколения вырастить новый сад) Что символизирует звук топора? (прощание со старой культурой и начало новой эпохи) | Приведите примеры из текста Для чего автор использует диалоги глухих? (Диалоги в пьесе Чехова – иллюзия общения. Персонажи не понимают друг друга, сосредоточены только на своих переживаниях) | Что является кульминацией в пьесе? (торги и продажа сада) Где происходит кульминация? Почему? (вынесена за сцену. Автор хотел показать отсутствие напряжённого действия, вишневый сад и имение проданы, но в расстановке действующих лиц и их судьбах ничего не изменилось). |
Вывод: Отсутствие действия соответствует характеру чеховского героя. Гаев и Раневская оказываются не способными на действие.
Слово учителя
– В пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехов затрагивает ключевые проблемы: будущее России, разрушение дворянского гнезда, проблема поколений.
(Ученики делятся на 3 группы, в группах обсуждают, как реализуются эти проблемы в тексте пьесы)
Ключевые проблемы
Будущее России | Разрушение дворянского гнезда | Проблема поколений |
Кто в пьесе является представителями нового времени? О чем задумываются эти герои? | Что происходит с садом в конце пьесы? Символом чего является сад? | У Раневской две дочери. Думает ли она о них? Что для нее на первом месте? |
В настоящем времени жизнь принадлежит предпринимателям из простого народа. Поместное дворянство отходит на второй план. Надежда на молодое поколение (Петя Трофимов и Аня). Их задумка - уничтожить старый сад, а затем возвести новый и совершенный. Чехов дал понять, что новое поколение, которое мыслит иначе, уже появилось. Люди прошлого (Раневская и Гаев) не осознают, что жизнь стала иной. Время отбрасывает назад тех, кто не может жить настоящим, не думает о будущем. | Вишнёвый сад — символ старой России. Усадьба и сад были ценностью всей губернии, а семья Раневских и Гаевых всегда владела ими. Старая культура уходит в прошлое. | Проблема поколений воплощается во взаимоотношениях Раневской и Ани. Девушка жалеет мать, но ее образа жизни разделить не хочет. Создаётся ощущение, что ребенок в семье – Любовь Андреевна. Она строит свою личную жизнь в ущерб интересам дочери. Она уходит к тому, кто ее обобрал. В конце пьесы - вновь уезжает в Париж. |
4) Закрепление новых знаний
На какие 3 группы можно разделить героев, исходя из проблематики пьесы ? (герои, представляющие прошлое России; герои, представляющие настоящее России; герои, которые представляют будущее России)
Групповая работа (ученики делятся на 3 группы, каждая группа разбирает образы героев, которые относятся к определенному слою общества)
III. Рефлексивно-оценочный этап.
1) Подведение итогов:
(обобщающая беседа)
– Почему важно изучать это произведение в школе? (Чехов показал трагедию несоответствия желаемого и действительного. Нежелание что-то менять в жизни, меняться самим может стать причиной жизненных невзгод и трудностей).
– Как вы думаете счастливы ли герои? (В большей степени Герои несчастны: Раневскую бросил и обманул любовник; Лопахин не cпособен сделать Варе предложение, у него есть деньги, но он одинок; Аня не чувствует настоящей материнской любви).
Вывод: Время неумолимо отбрасывает назад тех, кто не может жить настоящим, не думает о будущем. Автор показал в пьесе несоответствие потребностей в душевной гармонии с миром и действительностью в переходной эпохе.
– Ребята, давайте заполним лист самооценки. Кто расскажет, что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились?
2) Домашнее задание:
− Дайте развернутый ответ на одну из предложенных тем (минимально: 10 предложений): 1.Предложите свой вариант спасения вишневого сада.
2. Как вы думаете, выйдет ли все по расчету Лопахина, и не превратится ли вскоре вырубленный сад в бесплодное и дикое место? 3. Перечитайте сцены, где действует Петя, попытайтесь нарисовать его прошлое и будущее.
4. Верите ли вы, что Аня и Петя посадят новый сад?
– Ребята, спасибо Вам за урок. Вы молодцы! Отлично поработали сегодня!
Рабочий лист учащегося (10 класс)
ФИО ученика:_____________________________________________________
Дата:____________________________________________________________
Тема:____________________________________________________________
_________________________________________________________________
Вставьте недостающие термины:
_______________. - противоречие, определяющее движение сюжета произведения.
- основной вопрос, который ставит автор в произведении.
Таблица 1. Особенности конфликта в пьесе Чехова «Вишневый сад»
Отсутствие отрицательных/ положительных героев | Открытый финал | Диалоги глухих | Внешняя бессобытийность |
Почему нельзя считать Лопахина исключительно отрицательным героем? | Почему автор использовал в пьесе открытый финал? | Приведите примеры из текста. Для чего автор использует диалоги глухих? | Что является кульминацией в пьесе? Где происходит кульминация? Почему? |
| | | |
Таблица 2. Ключевые проблемы
Будущее России | Разрушение дворянского гнезда | Проблема поколений |
Кто в пьесе является представителями нового времени? О чем задумываются эти герои? | Что происходит с садом в конце пьесы? Символом чего является сад? | У Раневской две дочери. Думает ли она о них? Что для нее на первом месте? |
| | |
Таблица 3 Особенности системы персонажей
Поместное дворянство (прошлое России) | «Молодое поколение» (будущее) | Буржуазия, приходящая на смену дворянству (настоящее) |
Гаев, Раневская | Петя и Аня | Лопахин |
1. Как и почему Раневская и Гаев реагируют на предложение Лопахина? 2. Что сад означает для Гаева и Раневской? | 1. Почему Аня и Петя герои будущего? 2. Что является приоритетом Пети Трофимова – cлово или действие? | 1. Что нам известно о прошлом Лопахина? 2. Почему Лопахин предлагает Пете деньги? |
Выводы: | Выводы: | Выводы: |
Фрагменты пьесы
Действие первое
Лопахин. Мне хочется сказать вам что-нибудь очень приятное, веселое. (Взглянув на часы.) Сейчас уеду, некогда разговаривать... ну, да я в двух-трех словах. Вам уже известно, вишневый сад ваш продается за долги, на двадцать второе августа назначены торги, но вы не беспокоитесь, моя дорогая, спите себе спокойно, выход есть... Вот мой проект. Прошу внимания! Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода.
Гаев. Извините, какая чепуха!
Любовь Андреевна. Я вас не совсем понимаю, Ермолай Алексеич.
Лопахин. Вы будете брать с дачников самое малое по двадцать пять рублей в год за десятину. <…>Только, конечно, нужно поубрать, почистить, например, скажем, снести все старые постройки, вот этот дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишневый сад...
Любовь Андреевна. Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад.
Действие первое
Аня. Приезжаем в Париж, там холодно, снег. По-французски говорю я ужасно. Мама живет на пятом этаже, прихожу к ней, у нее какие-то французы, дамы, старый патер с книжкой, и накурено, неуютно. Мне вдруг стало жаль мамы, так жаль, я обняла ее голову, сжала руками и не могу выпустить. Мама потом все ласкалась, плакала...
Варя (сквозь слезы) . Не говори, не говори...
Аня. Дачу свою около Ментоны она уже продала, у нее ничего не осталось, ничего. У меня тоже не осталось ни копейки, едва доехали. И мама не понимает! Сядем на вокзале обедать, и она требует самое дорогое и на чай лакеям дает по рублю. Шарлотта тоже. Яша тоже требует себе порцию, просто ужасно. Ведь у мамы лакей Яша, мы привезли его сюда...
Действие второе
Лопахин. Надо окончательно решить — время не ждет. Вопрос ведь совсем пустой. Согласны вы отдать землю под дачи или нет? Ответьте одно слово: да или нет? Только одно слово!
Любовь Андреевна. Кто это здесь курит отвратительные сигары... (Садится.)
Гаев. Вот железную дорогу построили, и стало удобно. (Садится.) Съездили в город и позавтракали... желтого в середину! Мне бы сначала пойти в дом, сыграть одну партию...
Любовь Андреевна. Успеешь.
Лопахин. Только одно слово! (Умоляюще.) Дайте же мне ответ!
Гаев (зевая) . Кого?
Любовь Андреевна (глядит в свое портмоне) . Вчера было много денег, а сегодня совсем мало. Бедная моя Варя из экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают один горох, а я трачу как-то бессмысленно... (Уронила портмоне, рассыпала золотые.) Ну, посыпались... (Ей досадно.)
Действие второе
Трофимов. Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест.
Пауза.
Подумайте, Аня: ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов... Владеть живыми душами — ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней... Мы отстали по крайней мере лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку. Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом. Поймите это, Аня.
Аня. Дом, в котором мы живем, давно уже не наш дом, и я уйду, даю вам слово. Трофимов. Если у вас есть ключи от хозяйства, то бросьте их в колодец и уходите. Будьте свободны, как ветер.
Аня (в восторге) . Как хорошо вы сказали!
Трофимов. Верьте мне, Аня, верьте! Мне еще нет тридцати, я молод, я еще студент, но я уже столько вынес! Как зима, так я голоден, болен, встревожен, беден, как нищий, и — куда только судьба не гоняла меня, где я только не был! И все же душа моя всегда, во всякую минуту, и днем и ночью, была полна неизъяснимых предчувствий. Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его...
Действие третье
Лопахин. Я купил.
Пауза.
Любовь Андреевна угнетена; она упала бы, если бы не стояла возле кресла и стола. Варя снимает с пояса ключи, бросает их на пол, посреди гостиной, и уходит.
Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу... (Смеется.) Пришли мы на торги, там уже Дериганов. У Леонида Андреича было только пятнадцать тысяч, а Дериганов сверх долга сразу надавал тридцать. Вижу, дело такое, я схватился с ним, надавал сорок. Он сорок пять. Я пятьдесят пять. Он, значит, по пяти надбавляет, я по десяти... Ну, кончилось. Сверх долга я надавал девяносто, осталось за мной. Вишневый сад теперь мой! Мой! (Хохочет.) Боже мой, господи, вишневый сад мой! Скажите мне, что я пьян, не в своем уме, что все это мне представляется... (Топочет ногами.) Не смейтесь надо мной! Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется... Это плод вашего воображения, покрытый мраком неизвестности... (Поднимает ключи, ласково улыбаясь.) Бросила ключи, хочет показать, что она уж не хозяйка здесь... (Звенит ключами.) Ну, да все равно.
Лист самооценки
Ф.И. ________________________________________________________________________
Оцени свою работу на уроке
1. Сегодня на уроке я узнал (а) (ЧТО?)_________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Сегодня на уроке я научился (лась) (ЧЕМУ?) _____________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?) _____________________________________________________________________________ 4. Сегодня на уроке я мог (ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?) __________________________________________________________________
5. Осталось непонятным (ЧТО?) _____________________________________________________________________________ 6. Сегодня на уроке я был (а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?) _____________________________________________________________________________