12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стрельцова Марина Анатольевна52
Педагогический стаж 24 года. Люблю свою работу и своих воспитанников.
Россия, Тульская обл., Тула

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе

по ФГОС «Школа России»

Тема: «История возникновения книги»


Цели: напомнить учащимся правила обращения с книгами; познакомить их с тем, как создавались книги в давние времена, прививать им интерес к чтению, истории; продолжить формирование навыков связной речи, составления рассказа по картинке; отрабатывать навыки выразительного чтения. познакомить учащихся со структурой книги, дать первые навыки самостоятельной работы с книгой, воспитание любознательности, бережливого отношения к книге, закрепить полученную на уроке информацию

Планируемые результаты: учащиеся должны иметь представление о старинных и современных книгах, уметь сравнивать эти книги, знать высказывания выдающихся людей о книгах и анализировать их.



Тип урока: открытия нового знания

Ход урока.

I.Орг. момент.

II.Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Сегодня на уроке мы поговорим о самом великом чуде на свете. Какие у вас есть предположения?

А поможет вам загадка.

Есть листок, есть корешок,
Но не куст то, не цветок.
Не имеет лап и рук,
Но приходит к нам, как друг!
На коленки тихо ляжет,
Обо всем вокруг расскажет.(Книга)

Известный писатель Максим Горький сказал:» « Книга-это великое чудо из всех чудес, сотворённых человеком.№

III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

На столе стоит коробка. В ней спрятана первая книга. Может быть кто-то знает, что это за книга? В конце урока, возможно, вы сможете ответить на этот вопрос.

IV. Этап выявления места и причины затруднений.

(На доске слова камень, глина, папирус, пергамент, береста, бумага.

Значение каких слов вам не знакомо?

Приём «Мозговой штурм» (На доске учитель фиксирует все варианты ответов)

Папирус, пергамент и береста –это прародители современной бумаги.

V.Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Что объединяет все эти предметы?

Какова тема нашего урока? Какие цели мы поставим перед собой?

VI.Реализация построенного проекта.

Давайте вернёмся на много-много веков назад, к началу человеческой цивилизации. Тогда еще никто не знал, что такое книга, что такое печать книг, издательство, типография, более того, даже письменности не существовало.
Первые книги в разные времена и в разных странах писали на различных материалах. Перенесёмся с вами, ребята, в прекрасную древнюю страну “Месопотамию”. Книги там были сделаны из глины. На  мягких табличках деревянная палочкой писали текст. Первая письменность была в виде рисунков, картинок. Позднее появились знаки, обозначающие эти рисунки,- обозначающие клинопись. Клинописных табличек было в Месопотамии так много, что из них составляли огромные библиотеки.

А что значит библиотека? Это слово греческого происхождения. « Библос»- книга, «теке»-склад, хранилище. Значит библиотека-это место, где хранятся книги.

ПАПИРУС

t1601101881aa.jpg

В Древнем Египте, Риме и Греции книги изготавливали из папируса – многолетнего растения, высокого как дерево. Толстые стебли тростника разрезались на полосы, которые вымачивались в воде, а затем склеивались друг с другом так, чтобы папирус стал плотнее.

На папирусе писали деревянной палочкой или кисточкой, черной краской, изготовленной из угля, смешанного со смолой. Первые слова текста, а также названия месяца и дня писали красными чернилами. А потом папирус свертывали в трубочку, и получался свиток. Папирусные свитки (до 40 метров длиной) наматывали на деревянные или костяные стержни и прятали в футляры, изготовленные из кожи или дерева. Так выглядели древние книги.



ПЕРГАМЕНТ

t1601101881ab.jpgЖители небольшого древнегреческого государства Пергам с большим старанием собирали все сочинения ученых и писателей и переписывали их. Для переписки отбирали писцов с самым лучшим, разборчивым почерком. Сначала использовали папирус, но он был непрочный. Листы папируса высыхали и крошились, портились от сырости, их пожирали мыши и термиты.

И вот в Пергаме придумали новый материал для письма, который назвали пергаментом – по имени государства, где он был придуман. Этим материалом была кожа. Пергамент был очень прочен. Одна беда – дорог: для изготовления одной книги нужно было целое стадо животных.

БЕРЕСТА

t1601101881ac.jpg

В Древней Руси тоже были пергаментные книги. Написанные красками разных цветов, разрисованные художниками, они не уступали по красоте книгам из других государств. Но такие книги были очень дороги, пользовались ими только знатные и богатые люди.

Простой же народ писал на бересте – это кора березы, подвергнутая специальной обработке. Буквы наносили костяной или железной палочкой – писалом. Назывались такие «книги» берестяными грамотами.

Ну а первую бумагу придумали в Китае. Много веков рецепт изготовления держался под строгим секретом, прежде чем он стал известен всем.
В старину, много лет назад, книги писались от руки. Их многие месяцы переписывали от руки особые переписчики – писцы. Работа продвигалась медленно. На изготовление одной книги уходило 5-7 лет. Первая буква рисовалась растворенным золотом или серебром, а каждая новая строка начиналась с красной буквы. Отсюда и пошло выражение – начать с красной строки. Рукописных книг было мало, и стоили оно дорого.

В 1553 году в Москве была построена первая книгопечатня, а первопечатником стал Иван Фёдоров.

Первая русская печатная книга – “Апостол” - была выпущена 1 марта 1564 года.

В наши дни, наряду с новыми книжными новинками появилась электронная книга.

Когда мы берем книгу мы сразу видим её название, кто автор книги. На развороте есть аннотация. Из неё мы можем узнать о чем эта книга. По иллюстрациям и шрифту мы можем определить для кого эта книга предназначена.

Физминутка


VII. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Откройте учебник на с.11. Прочитайте высказывания, объясните их смысл.

Какое из высказываний вам больше всего понравилось? Почему?

Разделите высказывания на группы: о книге и о чтении.

VIII. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

Групповая работа.

Сейчас поработаем в группах. Вспомним правила работы в группе.

1.В группе должен быть ответственный.

2.Говорим шепотом.

3.Один говорит остальные слушают.

4.Своё несогласие высказывай вежливо.

5. Если не понял, переспроси.

У вас на столах лежит 5 книг. Распределите их по мере интересности и значимости для человека. При ответе вы называете название книги, ее автора и для кого предназначена эта книга (детям, взрослым)

Самостоятельная работа.

Есть ли книги бесполезные?(Ответы детей)

А как нужно относится к книгам?

Физкультминутка

Игра «Да или нет»

Хочу я вам задать вопрос,

А вы затем за ним всерьез

Подумайте. Одно из двух:

«Да» или «нет» - скажите вслух.

Отвечайте дружно и вот так: если «да» - вы поднимаете руки вверх и киваете головой, если ваш ответ «нет» - то вы вытягиваете руки вперед и качаете головой. Все поняли?

Книга боится дождя?

Книга любит снег?

Книга любит путешествовать в библиотеку в сумке или в обложке?

Книга боится грязных рук?

Закладкой для книги служит карандаш? Пирожок? Закладка?

Книга любит, когда её читают во время еды?

Книга любит, когда её разрисовывают или расписывают?

Книга боится быть порванной?

IX. Этап включения в систему знаний и повторения.

Подведём итог

Какие материалы для письма вы помните? (Глиняные таблички, папирус, береста, пергамент).

Из чего делали материал для письма папирус?

Что такое береста?

Что можете рассказать о материале пергамент?

Зачем нужно читать книги?

Кто догадался, что за книга лежит в коробке?(Фигурка человека)

Сказители, певцы были всегда. До изобретения письменности информацию люди передавали устно. Но это было неудобно. Часть информации утрачивалась. С появлением книг информацию стало возможным сохранять на долгие годы и даже столетия.



X. Рефлексия.

Незаконченное предложение.

-Тема урока была?

- На уроке я узнал про…

- К книгам нужно относиться….







Опубликовано


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 26.09.20 в 09:33 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересный и насыщенный ресурс!
Галина Владимировна, 26.09.20 в 19:21 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересную работу!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.