Конспект урока по литературному чтению по теме "Снегурочка"
Тема: Русская народная сказка “Снегурочка” в обработке Л.Н.Толстого
Цель: создать условия для изучения нового литературного произведения
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Задачи:
ввести в круг чтения новую русскую народную сказку;
включить обучающихся в эмоционально – творческую деятельность, связанную с читаемым произведением;
развивать творческое воображение;
воспитывать чувство сострадания, взаимопомощи, взаимовыручки.
Учебные умения:
определять жанр и тему;
прогнозировать содержание на основе заголовка;
редактировать деформированный словесный и картинный план, создавая при этом диафильм;
выражать свою точку зрения;
разыгрывать диалог;
создавать продолжение сказки.
Ход урока
Орг. момент.
Эмоциональный настрой.
- Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач! Как понимаете значение этих слов:
Настоящий читатель тот, кто способен не просто прочитать книгу, а прочувствовать её всей душой, получить от книги удовольствие, тот, кто книги не только читает, но и перечитывает, тот, кто вникает душой в книгу (слайд №1).
2. Актуализация знаний.
-Сегодня мы продолжаем путешествие в прекрасный мир книг. Давайте вспомним, с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?
- Назовите автора и жанр этого произведения
- Назовите с помощью сканворда героев сказки: (слайд 2, 3)
Блиц-опрос:
- В какое время года происходят события сказки?
- О чем мечтали старики?
- Куда старик положил комочек снега?
- За что старик прогнал Жучку?
- Куда и зачем пошли подружки?
- Кто помог Снегурочке вернуться домой?
Выборочное чтение.
- Прочитайте предложения, которые соответствуют иллюстрациям: (слайд 4)
Краткий пересказ эпизода.
- Перескажите отрывок сказки, изображенный на иллюстрации: (слайд 5)
3. Постановка темы и задач урока.
- Кто узнал писателя на фотографии? (слайд 6)
-Что вы знаете об этом писателе?
-Сегодня мы прочитаем русскую народную сказку в обработке Л. Толстого. А название сказки угадаете с помощью загадки:
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка.
- Какие задачи поставим мы перед собой на уроке?
4. Открытие новых знаний.
Чтение сказки.
1 часть – читает учитель
2 часть – учитель и ученики.
Предварительная словарная работа перед чтением второй части (слайд 7, 8)
АТЛАСНАЯ (лента)- сорт шелковой гладкой блестящей ткани.
САФЬЯНОВЫЕ (сапоги)
САФЬЯН - тонкая мягкая окрашенная обычно в яркие цвета кожа
3 часть- чтение глазами, затем вслух «цепочкой»
Физкультминутка
Мы погреемся немножко
Мы похлопаем в ладошки
Хлоп хлоп хлоп
Ножки тоже мы погреем
Мы попрыгаем скорее
Прыг прыг прыг
Рукавички мы наденем
Не боимся мы метели
Мы с морозом подружились
Как снежинки закружились
5. Первичное закрепление
- Докажите, что это сказка (начало – зачин, волшебный герой). Определите вид сказки (бытовая).
- Какие чувства вызвала у вас сказка?
- Сюжет какого произведения она вам напомнила?
- Восстановите последовательность событий с помощью иллюстраций (на доске картинки, ребята выходят по одному)
6. Включение в систему знаний. Самостоятельная работа по рабочей тетради
Работа в парах: задание 1, 2 стр. 67 (проверка по эталону слайд 9, 10)
Задание для групп:
1группа «Аналитики» - рабочая тетрадь задание 3 – сравнить сказки В. Даля «Девочка Снегурочка» и русскую народную сказку «Снегурочка»
2группа «Интеллектуалы» - рассказ о герое «Образ Снегурочки» с помощью опорных фраз.
- Какой вылепили Снегурочку старик и старуха?
- Как вела себя Снегурочка в доме у родителей?
- Что делала Снегурочка в лесу?
- Ваше отношение к Снегурочке.
7. Итог урока. Домашнее задание (по выбору)
- Пересказать сказку
- Сочинить свое окончание сказки
Рефлексия.
У вас на столах лежат снежинки. Если вам на уроке было хорошо и комфортно –прикрепите возле снегурочки, если было грустно, неинтересно, прикрепите на снежное облачко.