Конспект урока по литературному чтению по теме «Колыбельные песни» (2 класс)
Урок литературного чтения 2 класс
УМК «Планета знаний»
Тема урока: Колыбельные песни .
Цель: создание условий для осмысления значения колыбельной песни.
Задачи:
- познакомить учащихся с колыбельными песнями разных народов, их возникновением и значением для человека
- выявить особенности жанра колыбельной песни;
- сравнить колыбельные песни разных народов;
- показать влияние колыбельных песен на чувства людей;
- развивать умение видеть изобразительные средства языка, учить анализировать используемые автором средства языковой выразительности
Тип урока: открытие новых знаний.
Планируемые результаты:
Личностные результаты – пополнять жизненный опыт учащихся, научатся уважать мнение других людей, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы.
Предметные результаты – познакомятся с жанром колыбельной песни, научатся сравнивать народные и авторские колыбельные.
Метапредметные результаты – продолжать находить информацию в тексте, формировать навыки общения в парах, в группах, уметь участвовать в обсуждении.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, в парах.
Методы: объяснительно – иллюстративный, поисковый.
Оборудование: аудио и видео запись колыбельных песен, раздаточный материал, презентация «Репродукции с картин Леонардо да Винчи, Рафаэля».
Ход урока
1.Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
– Скажите, кто из вас верит в чудеса? (Ответы детей.)
– Значит, я не ошиблась в вас. Это здорово, если вы умеете замечать необыкновенное в жизни, любите шутить, удивляться и радоваться. Сегодня мы обратимся к русскому фольклору.
– Что такое фольклор? (Работа со словарем Ожегова.) (Фолькло́р (англ. folklore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы;
– Какие из видов (жанров) народного творчества вам знакомы?
2. Повторение. Виды фольклора.
– Давайте поиграем. Повторим жанры народного творчества. Послушайте песенку.
(Учитель включает колыбельную песню)
Гайда, гайда, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить,
Чем Ванюшу накормить.
Один скажет – кашкою,
Другой – простоквашкою,
Третий скажет – молочком
И румяным пирожком.
– Какую песенку так ласково, нежно спели? (Колыбельную.)
– Правильно. Один из видов устного народного творчества – колыбельная песня.
-Продолжим игру. Прошу выйти Данилу и Еву, они нам покажут еще один вид народного творчества.
В классе тишина, Дунюшка еще не проснулась.
– Вставай, Дунюшка, уже день занимается.
– Пусть занимается.
– Вставай, Дунюшка, уже солнышко всходит.
– Это была прибаутка, небылица в лицах. Продолжаем вспоминать.
Летела сова –
Веселая голова,
Она летела, летела,
На дубок села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела
И опять полетела. (2 раза.)
– Что это Галя так интересно разыграла? Это была сказка без конца и без начала.
- А теперь Женя попросит по-доброму.
Солнышко, обогрей,
Малых деток пожалей.
Выйдут детки погулять,
Будут бегать и играть,
В лес пойдут грибы искать…
Солнышко, обогрей,
Малых деток пожалей.
– С помощью чего мы обратились к жаркому светилу нашему?
– С помощью заклички.
– Теперь читаем все вместе. (текст скороговорки записан на доске)
Семь суток сорока старалась, спешила,
Себе сапоги сыромятные сшила,
Сказала сова соседке синице:
Стать самой красивой сорока стремится.
– Это была чистоговорка. Вы их много знаете.
-Прочитайте скороговорку быстро шепотом еще 2 раза.
-Молодцы.
– Жизнь человека отражается в русском фольклоре, в колыбельных песнях, потешках, прибаутках, загадках, сказках, закличках, скороговорках.
3. Беседа о колыбельных песнях.
– Жизнь каждого человека начинается с младенчества. Младенец – недавно появившееся на свет дитя, крохотное, беспомощное. Его здоровье, настроение, жизнь – в руках матери. Поверьте, нет ничего прекраснее на свете молодой матери с младенцем.
-Убедимся в этом, посмотрев репродукции с картин Леонардо да Винчи, Рафаэля.
(Презентация с использованием ИКТ: репродукции с картин Леонардо да Винчи, Рафаэля. Дети рассматривают. )
– Созданы эти картины величайшими живописцами древности. По-другому, наверное, выглядела молодая русская мать. Но, бесспорно, она была так же прекрасна.
– Удивительна даже вот эта « Нянька», дымковская игрушка, прославляющая материнство. (Показ файла.)
– Как вы думаете, о каком жанре фольклора мы будем сегодня говорить?
– Итак, тема нашего урока «Колыбельные песни».
– Учебная задача будет такова: узнаем почему песни называют колыбельными и в чем их особенность?
- Песни обычно поются. Многие из них будем рассказывать напевно, чтобы вдуматься, вслушаться в их содержание. Вот одна из них.
Ученица читает наизусть.
Спи-тко, усни,
Дитя материно,
Спи-тко ты, дитятко,
С богом, со Христом.
Ласточки спят
Все по гнездышкам,
Касаточки спят
Все по кусточкам.
Куницы спят все по норочкам,
Соболи спят, где им вздумается,
Маленькие детки
В колыбелочках спят.
– Эти песни пелись у колыбели с засыпающим младенцем.
- А что такое колыбель?
- Ответ на этот вопрос найдем в учебнике на стр.78.
– Колыбель – это люлька или зыбка.
-Зыбка – ящик, сделанный из луба и имеющий дно из тонких дощечек. ЛУБ-внутренняя волокнистая часть коры древесных и травянистых растений.
Показ файла.
– Люлька – квадратная рама, на которую довольно слабо натянут холст, так что он образует значительное углубление.
Показ файла.
– Как люлька, так и зыбка привешиваются к гибкому шесту, одним концом прикрепляются к потолку. Шест называется очеп. На нем качается вверх и вниз зыбка или люлька.
В колыбельке лежит перинка, набитая чаще всего мягким, душистым сеном, такая же подушечка, холщовая простынка, одеяльце, собранное из разноцветных маленьких лоскутков. На люльку надевался ситцевый полог для защиты спящего ребенка от света и мух.
Теперь понятно, почему песню, под которую засыпает младенец, колыбельной называют?
(название произошло от слова «колыбель», кроватки , в которой засыпал младенец.)
– Почему ребенок успокаивается под колыбельную песню, а не под иную, например плясовую? (Ответы детей.)
– Обобщаем сказанное: дети засыпают, ибо колыбельная исполняется нежно, негромко. Ее мотив однообразный, но добрый, успокаивающий, убаюкивающий. Колыбельная – ниточка любви, связывающая мать и дитя.
– Много ли колыбельных песен бытует, живет в народе? (Ответы детей.)
– Колыбельных песен не очень много. Лет сто пятьдесят назад их собирали ученые-фольклористы, знатоки народного творчества. Их оказалось немного, ибо они передавались от бабушки к матери, от матери к внучке, но все они очень оригинальны по содержанию.
– «Сон ходит по сенюшкам и дрема по новым». Кто такие сон и дрема?
-По мнению старых людей, сон и дрема – невидимые, могущественные существа, обитающие где-то рядом с людьми.
Матери верили, что именно сон и дрема, вызванные ими, приносят покой, здоровье ребенку.
-А почему в гости к малышам вместе с колыбельными песнями приходит еще кот-котован? -
– Правильно, кот-котишка-плутишка днем любит спать, спит – песни поет, мурлычет, убаюкивает сам себя. Вспомните, как в сказке П. Бажова «Серебряное копытце» кошка звонко мурлыкала и приговаривала: «Правильно говоришь – правильно». В прадедовские времена, прежде чем положить малыша в колыбель, клали в нее кошку или котика, чтобы они могли передать свою привычку – мирно спать – младенцу. Обряд забыли, а котик остался любимым персонажем колыбельных песенок.
Послушаем еще одну колыбельную: Учитель включает запись.
Зыбка поскрипывает,
Котенька мурлыкает,
Тихо песенки поет,
Дрему к Васеньке зовет.
Дрема к Васеньке идет,
Под головку сон кладет.
– По-моему, не бывает матери, не исполнявшей ни одной колыбельной песни. Если мама не знает ни одной колыбельной, она сама создает их – придумывает и слова, и мелодии. Вот самые простые песенки:
– А-а-а-а,
– О-о-о-о,
– О-бай, о-бай,
– Баю-бай, баю-бай.
– Или чуть посложнее:
Баю, баюшки-баю,
Баю доченьку мою,
Баю милую,
Баю крошечку мою,
Баю маленькую.
4. ФИЗМИНУТКА.
5.Работа с учебником. Стр. 78-80
-. Мы много сегодня говорили о колыбельных песнях. Теперь будем учится их выразительно читать.
-Какая интонация подходит для чтения колыбельных песен? (Темп, громкость, тон.)
-Какой темп чтения?(медленный.)
-Какая громкость чтения?(тихо, тихими голосом)
-Такой тон (тембр) чтения? (обычным голосом)
-Колыбельные песни пелись в старину без музыкального сопровождения, «речитативом»
-Речитатив - напевная речь в вокально- музыкальном произведении.
- Читать речитативом - значит читать нараспев.
- Итак, колыбельные читаются негромко, не спеша, нараспев, нежно, с любовью.
– Теперь вам предстоит в паре поработать с текстом колыбельных песен.
-Прочитайте колыбельные и подчеркните слова, в которых выражается любовь матери к малышу.
-Обратите внимание на слова, которые надо выделить голосом, т.е. устно расставьте логические ударения в строчках.
-1 ряд читает колыбельную на стр.78, 2 ряд- на стр. 79, 3 ряд- на стр.80.
- Проверим работу в паре. Прочитайте колыбельную.
-Оценим выразительность чтения по критериям? (темп, тон, громкость) Как прочитал?
-Какие слова, подтверждающие любовь матери к малышу, подчеркнули?
Учитель спрашивает двух учеников с каждого ряда.
-В чем особенность вашей колыбельной песни?( русская, сербская, латышская песни)
- Что объединяет песни? ( в песнях слышим любовь матери к ребенку, заботу о нем, доброту, нежность)
- Итак, мы с вами работали над выразительностью чтения колыбельных песен?
6.ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.
- А сейчас я вас приглашаю в творческую мастерскую. На парте у вас карточка. В карточке строчки колыбельных песен перепутались. Ваша задача расставить строчки по порядку, чтобы получилась колыбельная песня.
-Проверим вашу работу. Какая колыбельная у вас получилась?
- РАССТАВЬ СТРОЧКИ ПО ПОРЯДКУ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛАСЬ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ
Не ложися на краю
И утащит во лесок
Баю –баюшки-баю
Придет серенький волчок
Под ракитовый кусток
РАССТАВЬСТРОЧКИ ПО ПОРЯДКУ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛАСЬ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ.
Прилетели журавли
Ой, люли– люли – люли!
А ворота скрип – скрип
Они сели на ворота
У нас Ваня спи – спит.
Не будите у нас Ваню
РАССТАВЬ СТРОЧКИ ПО ПОРЯДКУ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛАСЬ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ В речке струйки говорят К нам в окно луна глядит В небе звездочки горят Малым детям спать велит. |
7.ОБОБЩЕНИЕ.
– Сегодня у нас был необычный разговор о народном творчестве, о творчестве уникальном, преимущественно материнском. Истоки его лежат в глубокой древности, а живут и поныне.
-Что вы узнали про колыбельную песню? Это-(жанр народного творчества)
-Ответим на контрольный вопрос: почему песни называют колыбельными? (название произошло от слова «колыбель», кроватки , в которой засыпал младенец.)
-В чем особенность колыбельных песен?(песни поют негромко, не спеша, нараспев. В них передается любовь матери к малышу)
8.РЕФЛЕКСИЯ.
-Что еще нового узнали на уроке?
-Что понравилось на уроке?( работать в парах)
-Какие задания вызвали трудность?
-Над чем нужно работать?(над выразительностью чтения)
-Как вы оцениваете свою работу на уроке?
-Возьмите кружочек и поставьте его на ту ступеньку «Лестницы успеха», которая характеризует вашу работу на уроке.
Красный кружок- я доволен своей работой. Было комфортно и все понятно.
Зеленый кружок-я не совсем доволен работой. Немного затруднялся, не все понял.
Синий кружок- я не доволен работой. Было трудно, ничего не понял.
-Сегодня на уроке активно работали ученики…
9.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
- Прочитать выразительно колыбельные песни на страницах 78-80, выучить колыбельную, которая особенно понравилась.
-Урок окончен.