Конспект урока по математике в 6 классе: Игра «Путь в лабиринте»
Конспект урока по математике 6 класса. Игра «Путь в лабиринте»
Прокопьева Т.В., учитель математики
Введение
Математическая игра «Путь в лабиринте» направлено на повторение и обобщение изученного на уроках математики 6 класса. Благодаря знаниям, дети открывают двери, а знания открывают детям новые возможности. Решая задания в игровой форме, они повторяют и закрепляют полученные знания на уроках математики. Игру рекомендуется проводить на окончание 3 четверти.
2. Сценарий и условия математической игры «Путь в лабиринте»
Игра рассчитана на один урок (45 мин). Сценарий игры расписан по этапам, для каждого этапа определено количество минут, которое он может занимать.
Сценарий
Организационный момент. (3-5 мин)
Выбор ведущих. Необходимо три ведущих (по одному на каждый ряд). Функции ведущих: проверять ответы и выдавать карточки при переходе участников на новый уровень.
Условия игры. При решении заданий, участники находят ключ-пароль, который открывает дверь лабиринта. Когда участник открывает дверь, он попадает в соседний проход лабиринта, либо открывают дверь в соседний лабиринт. Открыв дверь, участники попадают в лабиринт к соседу на другой парте, на другом ряду или к соседу через ряд. Каждому учащемуся, который сам решил все задание, дается бумажный ключик. Если решение командное, то ключик дается на команду. Лидером команды становится тот, кто больше собрал ключиков. Если участники работают в группе, то решают все и если один из участников решил правильно, то проходят все. Засчитываются задания, решенные разными участниками. Если участник неправильно решил задания 1 уровня, ему выдаются задания второго уровня, но никаких продвижений в лабиринте у этого участника не происходит, пока он не выполнит полностью все требуемые задания какого-либо уровня.
Целью участников игры является вывести как можно больше одноклассников из лабиринта. Участники в процессе игры понимают, что вместе нам быстрее справляться с трудностями.
Основные задачи участников:
1. подобрать шифр – ключ для того, чтобы открыть двери в лабиринте. Ключ можно подобрать, решив задание,
2. собрать команду как можно больше,
3. стать лидером своей команды,
3. выйти из лабиринта.
Ход игры
(5-7 мин) Решение стартового задания (три задания). При правильном решении, ребята находят пароль к открытию двери в соседний проход в лабиринте. Требуется решить одно задание. За верное решение участник получает 2 балла.
Ответ. 1) 35/384; 2) 1; 3)
(5-10 мин) Участнику предлагается три задания. Дается подсказка, что в некоторых заданиях можно решить удобным способом и сократить.
2.1. Если участник решает все задания удобным способом, то может открыть две двери и перейти через ряд на любое место (5 баллов).
2.2. Если решает одно или два задания удобным способом, то переходит на соседний ряд на ближайшее место (3 балла). Решает три задания верно, не используя удобный способ.
2.3. Участник не решает задания удобным способом, но решает одно или два задания верно и переходит к соседу по ряду (1 балл).
Вычислите
Ответ. 1) -1; 2) 0; 3)
(5-10 мин) Участник, который получил один балл может решить задание и перейти в соседний ряд. Участник, который перешел в другой ряд, решает задание и находит ключ, для того, чтобы открыть дверь в том ряду, в который он попал. Для последних появляется возможность перейти сразу на 6-й уровень, к выбору пути из лабиринта, при этом количество человек, которые он выведет из лабиринта будет меньше, чем если он пройдет все уровни. Но, в то же время он с минимальной группой ребят сможет найти выход из лабиринта (4 балла).
Раскройте скобки и упростите выражение
Ответ: -5,7
Вычислите удобным способом
3.
Ответ. 1) ; 2) 13/84;3)8/225.
4. (5 мин) Участнику дается время 5 мин для решения задания и нахождения пароля для открытия двери в соседний лабиринт. Если учащиеся не успевают, то их съедает чудовище, и они переходят на 1-й уровень, при этом теряют 4 балла. Задание на решение уравнений, на нахождение неизвестного делителя, неизвестного множителя, неизвестного вычитаемого.
Решите уравнение
Ответ: 1) -18; 2) -37; 3) -6;3
5. (5 мин) На этом уровне у участников появляется возможность при нахождении ключей (решении заданий) открыть две двери и забрать с собой участников (если участников за дверью несколько, то объединяются все участники).
Ответ: 20/21
6. (4-6 мин) Появляется возможность найти выход из лабиринта.
Запишите все целые числа, расположенные на координатной прямой между числами: -6,7 и 3,4.
Ответ: -5; -4;-3;-2;-1;0;1;2;3.
7. (5 мин) На этом уровне появляется возможность выйти из лабиринта.
Составьте определение, используя данные слова: «любое, нуля, меньше, больше, нуля, положительное число, отрицательное число, любое».
Ответ: «Любое отрицательное число меньше нуля, любое положительное число больше нуля».
Раздаточный материал
Задания в каждом уровне распределены по нарастанию сложности.
На наш взгляд, тема распределительное свойство умножения ребятами усваивается не достаточно хорошо, не смотря на то, что они его изучали еще в пятом классе. Использование этого свойства помогает вычислять быстрее и более удобным способом, кроме того это свойство является базовым для построения теоретического материала 7 класса алгебры. Поэтому, за решение удобным способом с помощью распределительного свойства давались дополнительные баллы. Кроме того, создавали такие задания, в которых использование этого свойства не только возможно, но и необходимо.
Первый уровень. Задание на деление и умножение обыкновенных дробей с использованием сокращения, сложение и вычитание дробей
Рис. 1. Две стороны карточки первого уровня
Второй уровень. Задание на использование переместительного и сочетательного свойств сложения, а также распределительного свойства умножения рациональных чисел. Используются десятичные дроби
Рис. 2. Две стороны карточки второго уровня
Третий уровень. Для перехода на следующий уровень дается задание по сложению и вычитанию обыкновенных дробей и целого числа, вычитание дроби из числа. Для перехода на 6 уровень, дается три задание для использования правил умножения целого на дробь, дробь на дробь, сложение десятичных и обыкновенных дробей, из которых можно выбрать одно. Требуется верно решить одно из трех предложенных заданий.
Рис. 3.1 Две стороны карточки третьего уровня
Рис. 3.2. Лицевая сторона карточки 2 третьего уровня
Четвертый уровень. Задание на сложение, вычитание и умножение рациональных чисел (обыкновенные дроби).
Рис. 4. Две стороны карточки четвертого уровня
Пятый уровень. Задание на определение больше или меньше выражение какого-то числа, не производя вычислений, с использованием понятия степени.
Рис. 5. Две стороны карточки пятого уровня
Шестой уровень. Дается задание на определение положения рациональных чисел на координатной прямой.
Рис. 6. Две стороны карточки шестого уровня
Седьмой уровень. Составить определение, используя предложенные слова.
Рис. 7. Две стороны карточки седьмого уровня
Заключение
Математическая игра не только позволяет повторить и обобщить изученный материал на уроках математики, кроме того участники в процессе игры понимают, что вместе быстрее и эффективнее справляться с трудностями.