Конспект урока по математике на тему «Единицы времени» (4 класс)
Класс: 4
Тема: Единицы времени
Цель: - научить детей решать задачи с единицами времени, повторить деление с остатком, закрепить понятия «неделя», «год»;
- развивать математическую речь, внимание, мышление, умение ориентироваться по времени;
- воспитывать умение сотрудничать на уроке, усидчивость.
Тип урока: урок приобретения знаний умений и навыков
Оборудование: карточки с примерами, карточки с ответами, календари
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1. Организация начала урока.
- Здравствуйте, дети, меня зовут Татьяна Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок математики. Давайте проверим нашу готовность к уроку. У вас на партах должны лежать учебники, тетради, пенал. Всё готово? Тогда можем начинать наш урок. Я уверена, что мы сегодня хорошо поработаем, и вы будете принимать активное участие на уроке.
2. Проверка домашнего задания
- Вашим домашним заданием было решить задачу №210 (2) и примеры №212 (2) на странице 46. Проверим мы выполнения заданий следующим образом:
2.1. Проверка решения примеров
- Сначала проверим решение примеров- на доске вы видите результаты решений примеров №212 (2) (109(ост.4), 329(ост.2), 104(ост.5), 0(ост.5), 87(ост.3) )
1. Прочитайте пример, разница которого равна 109(ост.4) – 549:5
2. Прочитайте пример, с наименьшим остатком – 989:3
3. Прочитайте примеры, с одинаковыми остатками - 5:6 и 629:6
4. У нас остался последний пример, разница которого равна 87(ост.3), прочитайте его - 351:4
2.2.Проверка решения задачи
- Теперь проверим решение задачи:
1. Какие слова вы использовали для оформления задачи?
2. Во сколько действий задача?
3. Какое число получилось в ответе
3. Актуализация и коррекция опорных знаний, умений и навыков учеников
- Сейчас мы с вами для разминки решим задачу №216. Послушайте условие задачи. Прочитай, пожалуйста, условия задачи ещё раз.
- О чём идёт речь в задаче? (О книгах их стоимости)
- Какой главный вопрос задачи? (Сколько стоит каждая книга)
- Что нам известно о стоимости всех книг без первой? (Книги стоят 42 руб.)
- Что нам известно о стоимости всех книг без второй? (Книги стоят 40 руб.)
- Что нам известно о стоимости всех книг без третьей? (Книги стоят 38 руб.)
- Что нам известно о стоимости всех книг без четвёртой? (Книги стоят 36 руб.)
- Положите пока свои ручки и обратите внимание на доску, пока что ничего не записываем. Боря купил 4 книги. Обозначим книги римскими цифрами – І ІІ ІІІ ІV. Все книги без первой стоят 42 рубля, значит ІІ ІІІ ІV вместе стоят 42 рубля. Все книги без второй стоят 40 рублей, значит – І ІІІ ІV вместе стоят 40 рублей. Все книги без третьей стоят 38 рублей, значит І ІІ ІV вместе стоят 38 рублей. Все книги без четвёртой стоят 36 рублей, значит І ІІ ІІІ вместе стоят 36 рублей. Обратите внимание, в нашей записи каждая книга повторяется 3 раза.
-Что мы можем найти, сложив стоимость каждого набора книг? (Сколько стоят 3 таких набора книг)
- Как мы узнаем, сколько стоит один такой набор? (Стоимость трёх набор разделим на 3)
- Как мы найдём стоимость каждой книги? (Из стоимости одного набора книг вычтем стоимость книг по условию задачи)
- Кто хочет выйти к доске и записать первое действие? Запиши ещё второе действие.
- Кто хочет выйти к доске и записать третье действие? Запиши ещё и четвёртое действие.
- Кто хочет выйти к доске и записать пятое и шестое действие?
- Сколько стоит третья книга? Сколько стоит четвёртая книга? Напишите слово «ответ» и запишите стоимости каждой книги.
3. Мотивация учения школьников
3.1.Сообщение темы и целей урока
- Чтобы узнать тему сегодняшнего урока прослушайте загадку:
Без ног, а бежит, не кончается,
Никогда назад не возвращается. (Время)
Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о единицах времени, будем решать задачи, примеры. И, конечно же, узнаем много нового и интересного о времени. За активное участие в уроке, правильные ответы вы получите хорошие оценки.
4. Восприятие и осознание учениками фактического материала
4.1. Актуализация знаний о единицах времени (фронтальный опрос)
- Ребята, какие единицы времени вы знаете?
- Прочитай, пожалуйста, на стр.47 какие единицы времени мы ещё не назвали.
- Ребята, скажите, сколько месяцев в году? (12)
- Сколько в месяце суток? (30 или 31)
- Сколько суток в феврале? (28 или 29)
- Ребята, рассмотрите рисунок в правом верхнем углу страницы. Назовите
1) по порядку все месяцы в году;
2) зимние (весенние, летние, осенние) месяцы;
3) месяцы, в которых по 30 дней (сколько их?);
4) месяцы, в которых по 31 дню (сколько их?);
5) сколько дней бывает в феврале. Кто знает, с чем это связано? (Год бывает високосным и не високосным)
- Ребята, запомните, что в году 365 суток, а если год високосный, то 366 суток!
4.2. Решение задачи №217
- Ребята, обратите внимание на №217. Послушайте внимательно задачу. Прочитай условия задачи ещё раз. Скажите, о чём идётся речь в задаче? Каждые четыре года в феврале добавляется 1 день – этот год считается високосным. Какой главный вопрос в задаче?
-Мы можем на него ответить?
-В каком году будет високосный год?
- Скажите, пожалуйста, а сейчас високосный год? Посмотрите по календарям, которые лежат у вас на парте, сколько дней было в феврале в этом году?
-Молодцы, вы успешно справились с заданием, но мы потратили много сил и должны их восстановить и подзарядиться.
Физкультминутка составлена из упражнений, имитирующих работу часов.
1) "Часики" - повороты глазами влево - вправо без поворота головы.
2) "Маятник" - наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад.
3) "Колесики" - круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам руками.
4) "Будильник" - хлопки над головой.
5) "Пружинка" - приседания.
6) "Часы идут, идут, а с места не сойду..." - ходьба на месте.
5. Осмысление знаний, связей и зависимостей между элементами
5.1. Решение задачи №218
- Сейчас мы с вами решим задачу №218. Послушайте условие задачи. Прочитай условие ещё раз.
- О чём идёт речь в задаче? (О Юре и его отдыхе)
- Что известно о том, сколько Юра провёл у бабушки? (Июнь и Июль)
- А сколько он провёл на турбазе? (2 смены по 12 дней)
- Сколько времени осталось до занятий?(7 дней)
- Какой главный вопрос в задаче? (Сколько дней длились каникулы?)
- В этой задаче мы не будем записывать краткое условие. Запишите посередине слово задача и сразу слово решение.
- Посмотрите по календарю, сколько дней в июне? (30)
- Посмотрите по календарю, сколько дней в июле? (31)
- Как найти, сколько дней он был у бабушки? (Сложить июнь и июль 30+31=61 )
- Где Юра отдыхал после того, как он приехал от бабушки? (На турбазе)
- Сколько времени он там провёл? (2 смены по 12 дней)
- Как найти сколько времени Юра провёл на турбазе?(12*2)
- Сколько времени осталось до занятий?(1 неделя)
- 1 неделя=7 дней. Значит, до конца каникул осталось 7 дней.
- Какой у нас главный вопрос в задаче? (Сколько дней длились каникулы?)
- Как мы найдём, сколько дней длились каникулы? (Сложим все дни, которые отдыхал Юра)
- Кто хочет выйти к доске и записать решение данной задачи?
- Напишите слово ответ: 92 дня
6. Обобщение и систематизация знаний
6.1.Решение задачи
- Сейчас мы с вами решим задачу №219. Послушайте условия задачи. Прочитайте условие задачи ещё раз про себя. О чём идёт речь в задаче? (О тканях)
- Какие главные слова в задаче? (цена-количество-стоимость) Их мы будем использовать для оформления задачи.
-Запишите слово задача. Запишем условия задачи: слово ситец сократим до первой гласной-с., слово шерстяная ткань сократим до 1-ой гласной-ш. Сверху пишем цена-количество-стоимость.
-Сколько было ситца? (6м) записываем.
-Сколько за него заплатили?(k руб.)
-Сколько было шерстяной ткани? (4м)
-Сколько за неё заплатили?(с руб.)
-Нам известна цена ситца и шерстяной ткани? (Нет)
-Что нам нужно найти? (На сколько рублей дороже метр шерстяной ткани, чем метр ситца)
- Обозначим это стрелочкой.
- Запишите слово решение.
- Решение задачи я представлю на доске в виде схемы. Положите свои ручки и посмотрите внимательно.
- На сколько рублей дороже метр шерстяной ткани, чем метр ситца? (Неизвестно) Обозначим это знаком вопроса.
- Что нам нужно найти, чтобы ответить на главный вопрос задачи? (Сколько стоит шерстяная ткань и сколько стоит ситец)
- Как найти стоимость ситца? (Стоимость разделить на количество- с:6)
- Как найти стоимость шерстяной ткани? (Стоимость разделить на количество- k:4)
- Какое выражение мы можем составить? (с:6-k:4)
- Мы нашли, на сколько рублей дороже метр шерстяной ткани, чем метр ситца.
- В ответе запишите выражение.
6.2.Решение примеров
-Сейчас мы решим примеры №220. Посмотрите на примеры. Первый мы решим устно, а остальные вы решите в парах. Обсудите в парах решение примеров, запишите их самостоятельно в тетрадь. Напоминаю, для того, чтобы найти делимое, нужно частное умножить на делитель и прибавить остаток.
- У каждого на парте лежат листочке с примерами. Подпишите их с обратной стороны. Вам необходимо самостоятельно решить примеры, после я соберу у вас листочки, и каждый получит оценку.
7. Итоги урока
- Какая была тема урока?
- Сколько в одном году дней? А в високосном?
- Сколько дней в неделе?
- Какие задачи мы решали?
- Что было труднее всего?
8. Сообщение домашнего задания
- Вашим домашним заданием будет с.46№216(2), задание со «?» №222. Обратите внимание на №216(2). Запомните, что в одних сутках 24 часа.
- Спасибо за работу на уроке. Урок окончен. До свидания!