Конспект урока по развитию слухового восприятия и технике речи «Русская народная сказка "У страха глаза велики"»

15
5
Материал опубликован 1 November 2017 в группе

ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир».

Учитель-дефектолог: Приходько О.С.

Урок: Развитие слухового восприятия и техника речи.

Класс: второй.

Тема: Русская народная сказка «У страха глаза велики».

Цель: познакомить младших школьников с русской народной сказкой «У страха глаза велики».

Задачи:

Познакомить с содержанием сказки, закрепить навыки правильного, беглого и сознательного чтения.

Закреплять ЗУНи школьников отвечать на вопросы по содержанию произведения; объяснять значение слов; образовывать слова с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными); подбирать синонимы и антонимы; замечать смысловые несоответствия.

Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений используя мнемотаблицу.

Совершенствовать произносительные навыки, РСЗВ, РСВ.

Продолжить воспитывать уважение и любовь к чтению русских народных сказок.

Оборудование: запись сказки «У страха глаза велики», иллюстрации, мнемотаблица к сказке.

Динамическая пауза «Три медведя» http://psiholik.ru/fizkuletminutka-boleshoj--malenekij/index.html.

Динамическая пауза «Вышел зайчик погулять» http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2013/06/23/fizminutki-dlya-doshkolnikov.

Ход урока

Деятельность учащихся

1. Организационный момент, речевой треугольник.

2. Фонетическая зарядка.

Звук Ш.

Уш__ка ушка бабушка-старушка

ыш__ка ышка мышка-норушка

Жили — были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка -норушка.

3. Прослушивание сказки «У страха глаза велики» (грамзапись).

4. Вопросы:

- Почему это произведение называется сказкой?

- Как вы поняли название сказки «У страха глаза велики»? Почему она так называется?

- О чем рассказывается в этой сказке?

- Вспомните, как в сказке, названы бабушка, внучка, курочка и мышка.

- Какие у них были ведра?

- Какие звери почудились водоносам, и какими словами они названы в сказке?

5. Повторное чтение.

6. Динамическая пауза «Три медведя».

Три медведя шли домой (Дети шагают на месте вперевалочку)

Папа был большой-большой. (Поднять руки над головой, потянуть вверх).

Мама с ним поменьше ростом, (Руки на уровне груди).

А сынок — малютка просто. (Присесть).

Очень маленький он был, (Присев, качаться по-медвежьи).

С погремушками ходил. (Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки).

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. (Дети имитируют игру с погремушками).

7. Составление мнемотаблицы.

- Назовите главных героев сказки? Какие они?

Бабушка, какая?

2) Внучка, какая?

3) Курочка, какая?

4) Мышка, какая? Что есть у мышки?

5) Что они делали каждый день? Что у них было? Какие у них были ведра?

6) Что случилось с водоносами? Кого испугались водоносы? Какой зайчик был?

7) В сказке говорится, что наши водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими друг другу по смыслу, можно о них сказать? Какие они были?

Подберите к этим словам, слова близкие по смыслу.

8) Какие звери почудились водоносам?

Бабушке?

Почему сказано не медведь, а медведище?

А когда мы говорим о медведе ласково, то какими словами его называем?

9) Что показалось внучке?

Как мы называем большого сильного волка?

А не очень большого, не сильного?

10) Что показалось курочке?

Как назвать лису ласково?

11) Что показалось мышке?

-Как назвать кота ласково?

8. Динамическая пауза «Вышел зайчик погулять».


Вышел зайчик погулять.

Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)

Вот он скачет вниз по склону,

Забегает в лес зелёный.

И несётся меж стволов,

Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте)

Зайка маленький устал.

Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)

Замер зайчик средь травы

А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)

9. Пересказ сказки по мнемотаблице (цепочкой)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11.

 

10. Итог.

- Чему учит сказка?

- Главная мысль коротко выражена в пословице «У страха глаза велики», «Трусливому зайке и пенек - волк».

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бабушка-старушка.

Бабушка старенькая, на голове платок.

 

 

 

 

 

 

 

Внучка-хохотушка.

 

 

 

 

 

 

 

Курочка-клохтушка.

Беленькая, с красивым гребешком.

 

 

 

 

 

 

Мышка-норушка.

Маленькая, серенькая, с тоненьким хвостиком как ниточка.

 

 

 

 

 

 

 

Ходили за водой с ведрами.

 

 

 

 

 

 

 

 

Испугались зайчика.

Маленький зайчик с большими ушами.

 

 

 

 

 

 

Испуганные, трусливые, боязливые, пугливые.

Смелые, мужественные, храбрые.

 

Медведище.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Медведюшка, мишенька.

Волчище — зубастый.

 

 

 

 

 

 

 

Волчище.

Волчишка.

Лисица — рыженькая.

 

 

 

 

 

 

 

 

Лисичка, лисонька, лисичка-сестричка.

Котище — серый, полосатый, усатый.

 

 

 

 

 

 

Котик, котенька.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Однажды бабушка, внучка, курочка и мышка собрались за водой, взяли ведерки и пошли. Проходили они через огород, под кустом на грядке сидит заяц. Ему на голову упало яблоко, заяц испугался и побежал и напугал всех кто шел за водой. Бабушка подумала, что это медведь.

Внучка подумала, что это волк. Курочка — что это лиса. Мышка — что это кошка. Вот действительно — у страха глаза велики, а это было только яблоко. Вот и сказке конец, а кто все слушал и запомнил — молодец!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересная работа!

1 November 2017

Интересный метод пересказа сказки по мнемотаблице.

19 December 2017

Мнемотехника, интересно.

27 December 2017

Мнемотехника - интересный прием работы с текстом.

1 January 2018

Похожие публикации