Конспект урока по развитию слухового восприятия и технике речи «Русская народная сказка "У страха глаза велики"»
ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир».
Учитель-дефектолог: Приходько О.С.
Урок: Развитие слухового восприятия и техника речи.
Класс: второй.
Тема: Русская народная сказка «У страха глаза велики».
Цель: познакомить младших школьников с русской народной сказкой «У страха глаза велики».
Задачи:
Познакомить с содержанием сказки, закрепить навыки правильного, беглого и сознательного чтения.
Закреплять ЗУНи школьников отвечать на вопросы по содержанию произведения; объяснять значение слов; образовывать слова с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными); подбирать синонимы и антонимы; замечать смысловые несоответствия.
Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений используя мнемотаблицу.
Совершенствовать произносительные навыки, РСЗВ, РСВ.
Продолжить воспитывать уважение и любовь к чтению русских народных сказок.
Оборудование: запись сказки «У страха глаза велики», иллюстрации, мнемотаблица к сказке.
Динамическая пауза «Три медведя» http://psiholik.ru/fizkuletminutka-boleshoj--malenekij/index.html.
Динамическая пауза «Вышел зайчик погулять» http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2013/06/23/fizminutki-dlya-doshkolnikov.
Ход урока |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент, речевой треугольник. 2. Фонетическая зарядка. Звук Ш. Уш__ка ушка бабушка-старушка ыш__ка ышка мышка-норушка Жили — были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка -норушка. 3. Прослушивание сказки «У страха глаза велики» (грамзапись). 4. Вопросы: - Почему это произведение называется сказкой? - Как вы поняли название сказки «У страха глаза велики»? Почему она так называется? - О чем рассказывается в этой сказке? - Вспомните, как в сказке, названы бабушка, внучка, курочка и мышка. - Какие у них были ведра? - Какие звери почудились водоносам, и какими словами они названы в сказке? 5. Повторное чтение. 6. Динамическая пауза «Три медведя». Три медведя шли домой (Дети шагают на месте вперевалочку) Папа был большой-большой. (Поднять руки над головой, потянуть вверх). Мама с ним поменьше ростом, (Руки на уровне груди). А сынок — малютка просто. (Присесть). Очень маленький он был, (Присев, качаться по-медвежьи). С погремушками ходил. (Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки). Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. (Дети имитируют игру с погремушками). 7. Составление мнемотаблицы. - Назовите главных героев сказки? Какие они? Бабушка, какая? 2) Внучка, какая? 3) Курочка, какая? 4) Мышка, какая? Что есть у мышки? 5) Что они делали каждый день? Что у них было? Какие у них были ведра? 6) Что случилось с водоносами? Кого испугались водоносы? Какой зайчик был? 7) В сказке говорится, что наши водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими друг другу по смыслу, можно о них сказать? Какие они были? Подберите к этим словам, слова близкие по смыслу. 8) Какие звери почудились водоносам? Бабушке? Почему сказано не медведь, а медведище? А когда мы говорим о медведе ласково, то какими словами его называем? 9) Что показалось внучке? Как мы называем большого сильного волка? А не очень большого, не сильного? 10) Что показалось курочке? Как назвать лису ласково? 11) Что показалось мышке? -Как назвать кота ласково? 8. Динамическая пауза «Вышел зайчик погулять».
Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.) Вот он скачет вниз по склону, Забегает в лес зелёный. И несётся меж стволов, Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте) Зайка маленький устал. Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.) Замер зайчик средь травы А теперь замрем и мы! (Дети садятся.) 9. Пересказ сказки по мнемотаблице (цепочкой)
10. Итог. - Чему учит сказка? - Главная мысль коротко выражена в пословице «У страха глаза велики», «Трусливому зайке и пенек - волк». |
Ответы детей.
Ответы детей.
Бабушка-старушка. Бабушка старенькая, на голове платок.
Внучка-хохотушка.
Курочка-клохтушка. Беленькая, с красивым гребешком.
Мышка-норушка. Маленькая, серенькая, с тоненьким хвостиком как ниточка.
Ходили за водой с ведрами.
Испугались зайчика. Маленький зайчик с большими ушами.
Испуганные, трусливые, боязливые, пугливые. Смелые, мужественные, храбрые.
Медведище.
Медведюшка, мишенька. Волчище — зубастый.
Волчище. Волчишка. Лисица — рыженькая.
Лисичка, лисонька, лисичка-сестричка. Котище — серый, полосатый, усатый.
Котик, котенька.
Однажды бабушка, внучка, курочка и мышка собрались за водой, взяли ведерки и пошли. Проходили они через огород, под кустом на грядке сидит заяц. Ему на голову упало яблоко, заяц испугался и побежал и напугал всех кто шел за водой. Бабушка подумала, что это медведь. Внучка подумала, что это волк. Курочка — что это лиса. Мышка — что это кошка. Вот действительно — у страха глаза велики, а это было только яблоко. Вот и сказке конец, а кто все слушал и запомнил — молодец!
Ответы детей. |
Рагулина Любовь Давыдовна
Приходько Ольга Сергеевна
Сергей Владимирович
Романова Наталья
Олег Владимирович