12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Приходько Ольга Сергеевна2742 Россия, Забайкальский край, Чита Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Технологическая карта и презентация по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и техника речи» по теме «Виталий Бианки «Хвосты»»
Государственное общеобразовательное учреждение
«Забайкальский центр специального образования и развития
«Открытый мир»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
по учебному предмету
«Развитие слухового восприятия и техника речи».
Тема: «В. В. Бианки «Хвосты».
Подготовила
учитель-дефектолог
Приходько Ольга Сергеевна
г. Чита
2017 год
Аннотация к технологической карте
Фронтальные занятия по курсу «Развитие слухового восприятия и техника речи», которые проводит учитель-дефектолог в слуховом кабинете, относятся к специальным занятиям школ для детей с нарушением слуха. Содержание работы способствует формированию внятной членораздельной, выразительной, интонированной устной речи, что создает позитивные предпосылки к формированию навыков общения обучающихся с окружающими.
Технологическая карта фронтального занятия разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, программы для начальных классов специальных (коррекционных учреждений) для слабослышащих и позднооглохших детей, требованиями ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир», на основании примерной программы по учебным предметам «Начальная школа». Технологическая карта разработана по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и техника речи», предназначена для фронтальных занятий с учащимися 4 класса с нарушением слуха.
Тема занятия: «Люби все живое». Виталий Бианки «Хвосты».
Тема занятия соответствует календарно-тематическому планированию, составленному на основе рабочей программы курса «Развитие слухового восприятия и техника речи» (I отделение), фронтальные занятия.
Речевой материал занятия составлен с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, имеющегося опыта младших школьников с нарушением слуха.
В ходе занятия наблюдаются межпредметные связи: развитие речи, ознакомление с окружающим миром, литературное чтение.
Цели и задачи занятия построены с учетом диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей учеников, зоны их актуального и ближайшего развития, личностно-ориентированного подхода.
Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики, связной речи – и обеспечивает интеграцию речевого и познавательного развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением технологий на разных этапах занятия: проблемно-диалогических, информационно-коммуникативных, деятельностного подхода в обучении, развивающего обучения, игровых, здоровьесберегающих.
Структура занятия и методика проведения соответствует программным требованиям проведения фронтальных занятий по РСВ и ТР.
I. Обучение произношению. Основной целью обучению произношению является закрепление в устной речи учащегося произносительных навыков, их совершенствование и предупреждение распада.
II. Развитие слухового восприятия. Цель работы – это формирование речевого слуха, создание межанализаторных условно-рефлекторных связей восприятия устной речи.
Технологическая карта фронтального занятия содержит полное описание каждого этапа работы на занятии, в которых представлены определенные вопросы, задания, предлагаемые ученикам, предполагаемые действия учащихся, способы взаимодействия учителя и ученика, а также ход использования презентации и наглядных пособий.
Технологическая карта занятия является современной формой планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, дающая возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса.
Презентация "Виталий Бианки "Хвосты".
PPT / 59.88 Мб
Государственное общеобразовательное учреждение «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир»»
I ступень (начальная школа)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Общая часть | |
Ф.И.О. учителя: | Приходько Ольга Сергеевна |
Место работы: | ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир» |
Должность: | Учитель-дефектолог |
Класс: | 4 |
Предмет: | Развитие слухового восприятия и техника речи (фронтальное занятие) |
Тема: | В. В. Бианки «Хвосты» |
Межпредметные связи: | Развитие речи, ООМ, литературное чтение, математика. |
Тип урока: | Комбинированный (изучение нового материала с использованием знаний, полученных на предыдущих занятиях). Урок-путешествие. |
Цель урока: | создать условия для осмысления содержания книги В.В. Бианки «Хвосты» и понимания основной мысли произведения. |
Задачи: | |
Предметные (образовательные): | -формирование полноценного восприятия художественного произведения – на уровне главной мысли (идеи); - продолжение работы по формированию умения проводить анализ произведения, определять тему, жанр, различать содержание (о чём) и форму (как) художественного произведения; - обучение самостоятельной работе над текстом произведения (анализировать, делать выводы, обосновывать свои высказывания, выявлять точку зрения автора и выражать свою; выделять художественные детали, раскрывающие образы героев; определять главную мысль); - формирование нравственного сознания и эстетического вкуса; понимание духовной сущности произведения; - развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении. |
Коррекционно-развивающие: | Продолжить работу над автоматизацией правильного произношения звуков у младших школьников, над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи. Развивать речь, память, умение интонационно выделять речь персонажей. Развивать точность, прочность, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Активизация словаря. Развитие слухового и эмоционального восприятия через музыку и художественное слово. расширять представления об окружающем мире живой природы; Способствовать развитию фантазии, воображения, наблюдательности, умения давать полный связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, работать над развитием речи |
Личностные (воспитательные): | Воспитывать нравственные черты характера, доброжелательность, инициативность, ответственность, навыки сотрудничества. Воспитывать интерес к чтению и книге. |
Планируемые результаты: | 1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения и воспитания: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в коллективе; - оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. 2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на занятии вместе с учителем; - проговаривать последовательность действий на занятии; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль; - совместно с учителем и товарищами давать оценку деятельности на занятии. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - участвовать в работе коллектива, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - знать, что такое тема и идея произведения; - уметь проводить сравнительный анализ произведений с помощью учителя. |
Оборудование урока: | 1. Мультимедийная презентация: «В. Бианки «Хвосты». 2. Для учителя: Книга В.В. Бианки «Хвосты», другие книги писателя для выставки; портрет В.В. Бианки; презентация, мнемотаблицы: Рассказ «Муха», В. Бианки «Хвосты», Творческий рассказ «Муха и лисий хвост»; кластер «Животные применяют хвост как»; грамзапись произведения В.Бианки «Хвосты»;
музыкальное сопровождение динамический пауз. 3. Для детей: картинки для составления кластера, фишки для рефлексии. |
Технологии, методы, формы: | Технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие. Методы: репродуктивные и эвристические, творческие (беседа, наблюдения, анализ, сравнения, обобщения, наглядный метод). Аудирование (Слушание, восприятие речи на слух). Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Форма организации: виртуальное путешествие. Фокальный метод (ТРИЗ). Мнемотехника. Кластер. |
Предварительная работа (использование ИКТ): | Знакомство детей с жизнью и творчеством В. Бианки на уроках по РСВ. Чтение произведений В.Бианки. Рассматривание иллюстраций. Настольно – печатные игры. Слушание музыкальных произведений. Просмотр мультипликационных фильмов. Беседы. Стихи, пословицы, загадки, ребусы. |
Организационная структура урока | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Этап № 1. Мотивационно-целевой (организационный) (3-4 мин.) | |
1. Организационный момент. Цель: Создание эмоционального положительного фона урока. Учитель приглашает школьников пройти в кабинет, где тихо звучит мелодия песни «Песенка о дружбе». | |
Организаторская деятельность - выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. Психогимнастика «Приветствие» (Слайд 1).
Речевой треугольник. - …, спроси у …., какой сейчас будет урок? - …., спроси у …, что мы будем делать? | Ученики приветствуют друг друга и учителя: День наступает, Природа оживает. Солнышко встает, Нам свет дает.
|
2. Фонетическая зарядка (Слайд 2). Основной целью фонетической зарядки является закрепление в устной речи учащихся произносительных навыков, их совершенствование и предупреждение распада. Вид работы: воспроизведение речевого материала по подражанию, чтение, ответы на вопросы и выполнение заданий. | |
Учитель дает установку: - Слушайте внимательно, говорите правильно все звуки и слоги, читайте выразительно, соблюдайте правила орфоэпии. Особенно обращайте внимание на звуки [Д - Т] Да – та │ природа – чистота Нас в любое время года Учит мудрая природа: Птицы учат пению. Паучок терпению. Пчелы в поле и в саду Обучают нас труду. И к тому же в их труде Все по справедливости. Отражение в воде Учит нас правдивости. Учит снег нас чистоте. Учит солнце доброте: Каждый день, зимой и летом, Дарит нас теплом и светом. И взамен ни у кого Ни попросит ничего! У природы круглый год Обучатся нужно! Весь большой лесной народ Учит крепкой дружбе. (В. Орлов) - Скажите тихо ПРИРОДА. - Скажите громко ПРИРОДА. - Что мы делали? | Обучающиеся последовательно один за одним вслух читают слоги, слова, текст стихотворения. Анализируют степень выразительности чтения; содержание поэтического произведения (ПУУД). Контролируют правильность ответов одноклассников (РУУД). |
Этап № 2. Операционно-познавательный (5-6 мин.) (актуализация знаний, постановка цели и задач урока) Цель: Развитие у учащихся способности самостоятельно определять тему урока, ставить учебные задачи; проектировать пути их реализации. | |
1. Мотивация учебной деятельности учащихся и определение темы, цели и задач урока | |
1. Звучит тихая, спокойная, плавная музыка. Учитель читает стихотворение. (Слайд 3). Повсюду: в лесу на полянке, 2. Актуализация знаний. - Мы с вами продолжаем знакомиться с циклом произведений «Люби всё живое» - Некоторые произведения мы уже с вами прочитали. О ком они? - Для чего авторы написали эти произведения? 3. Сообщение темы, цели занятия (Слайды 4-7). I этап. Работа с текстом до чтения. - Ребята обратите внимание на портрет. Кто это? - Виталий Бианки. - Давайте вспомним, с какими произведения В. Бианки мы уже познакомились? Выставка книг: «Приключения муравьишки», «Лесные домишки», «Чьи это ноги». - О ком в них написано? - В каких жанрах написаны эти произведения? - Почему сказки – несказки?
План урока (Слайд 8): 1 Сначала мы будем работать с таблицей. 2 Затем мы будем слушать сказку. 3 Потом мы будем отвечать на вопросы. 4 В конце мы будем составлять кластер. | Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме (КУУД). Контролируют правильность ответов одноклассников (РУУД). Принимают и сохраняют учебную цель и задачу (РУУД). Дети сидят на стульчиках, закрыв глаза, слушают стихотворение. Выдвигают предположения по теме урока.
Слушают вопросы учителя (ПУУД). Дети выдвигают свои предположения.
О животных Чтобы поближе нас познакомить с животным миром и природой.
Ответы детей.
О животных. Сказки – несказки. Сказки: герои разговаривают, появляются новые герои, повторяются сюжеты. Несказки: узнаем много новых научных знаний о природе, о жизни ее обитателей.
Ученики знакомятся с планом урока. |
Этап № 3. Применение знаний и умений в новой ситуации (10 мин.) Цель: совершенствование умений самостоятельно добывать и систематизировать знания. Проверка знаний учащихся фактического материала и основных понятий, умение раскрывать внешние и внутренние связи изучаемых тем. | |
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним из произведений Виталия Бианки Жанр произведения. - Сказка – несказка. - В. Бианки назвал свой рассказ «Хвосты» (Слайд 8). - Рассмотрите иллюстрации к тексту. Можете предположить, о каких животных пойдёт речь? (Слайд 9). - А кто будет, главным героем мы узнаем, когда отгадаем загадку? (Слайд 10). Целый день она летает, - Что вы знаете про муху? (Работа по мнемотаблице «Муха») (Слайд 11).
- Почему Муха главный герой текста «Хвосты» ведь у неё нет хвоста? - Как вы думаете? Не знаете? А как можно узнать? Прослушивание текста сопровождается презентаций (Аудиовизуальный метод). Звукозапись произведения В.Бианки «Хвосты». Слайд 12 – 25. | Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя (ПУУД)Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта (ПУУД)Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме (КУУД). Слушают в соответствии с целевой установкой (РУУД). Муха, рак, рыба, оленуха, слизень, лиса, корова, человек.
Муха
- Насекомые – вредители, тесно соседствующих с человеком, теплолюбивые и не могут переносить минусовые температуры. Мухи способны чувствовать запахи, а также отлично ориентируются в пространстве. Обычные комнатные мухи могут жить до 40 дней. Как летающие насекомые, мухи преодолевают огромные расстояния в поисках пищи. Их период активности начинается в апреле-мае, когда среднесуточная температура превышает 12 градусов С. Следует помнить, что любые мухи – это потенциальная угроза здоровью.
Чтобы узнать, надо внимательно послушать текст, прочитать, посмотреть |
Этап № 4. Динамическая пауза (1-2 мин.) Цель: снятие наступающего переутомления, восстановление работоспособности, повышение эффективности урока. | |
Физкультминутка выполняется под музыкальное сопровождение (Слайды 26-27). Ой, ой, ой! Муха в поле строит новый дом. Муха пополю пошла, Муха денежку нашла, Пошла муха на базар И купила самовар, Блюдце, чашку и пирог, Вот! | Дети повторяют за учителем текст физминутки и выполняют соответствующие движения (ПУУД, КУУД, РУУД).
Руки - к щекам, наклоны в сторону, |
Этап № 5. Обобщение и систематизация знаний и включение их в систему ранее усвоенных ЗУНов УУД (5 мин.) | |
Знакомство с текстом. II этап. Работа с текстом после прослушивания Слайды 28-30.
1- Почему именно к человеку прилетела Муха? («Ты хозяин над всеми зверями, ты можешь всё сделать».) - Зачем ей хвост? (картинка) 2- Кто такой, Слизняк?) - Почему Слизняк не отдал свой хвост? - У слизня тело имеет валикообразную форму и условно разделяется на голову, туловище (брюхо, он является брюхоногом) и ногу, сжимая и разжимая туловище, он передвигается. 3- Почему Рыба не отдала свой хвост? - Обитатели воды используют хвост как средство передвижения. Только рыбы, саламандры, тритоны и крокодилы машут им вправо-влево, а киты, дельфины, тюлени, бобры и каланы – вверх-вниз. Заодно хвост используется как руль. | Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя (ПУУД) Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта (ПУУД) Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме (КУУД). Слушают в соответствии с целевой установкой (РУУД). Мухи живут возле человека.
Для красоты
Похож на улитку
Ответы учеников. |
Этап № 6. Гимнастика для глаз (релаксация) «Рыбки в реке» (Слайд 31-32). (1-2 мин.). Выполняется под тихую, спокойную музыку со звуками шума моря «Морской прибой». Цель: снятие усталости глаз, профилактика зрения. | |
Этап № 7. Обобщение и систематизация знаний и включение их в систему ранее усвоенных ЗУНов УУД (5 мин.). | |
Слайды 33-43. 4 – Почему Рак не отдал свой хвост? - Хвост для рака-весло 5 – Зачем Дятлу хвост? - Дятлы пользуются своим хвостом как альпенштоком и табуреткой. Он у них короткий и состоит из плотных упругих перьев. Обнаружив личинок жука-короеда, дятел цепляется коготками за неровности коры и упирается в нее концами перьев хвоста. Сидя на собственном хвосте, как на табуретке, дятел без помех выковыривает из-под коры личинок, долбит дупло или производит другие “столярные” работы. 6- Какое чувство было у Козули, когда Муха попросила у неё хвостик? (испуг) - Потому что Козуля пёстрая, её между деревьями не видно, а хвостик белый видно. Белый хвостик козули помогает ее детенышам не потерять маму в лесу. 7- Почему Мухе захотелось хвост Лисицы? (красивый) - Почему лиса не отдала свой хвост? - Лиса согревается с помощью хвоста в лютые морозы. Свернувшись в клубок и накрывшись хвостом, как шерстяным пледом, лиса с наступлением зимы ложится спать. Длина ее хвоста почти равна длине ее тела. Так же используют хвосты песцы, белки, куницы, соболи, барсы и некоторые другие животные. - Лиса без хвоста пропадет, ее собаки быстро поймают. А с хвостом рыжая плутовка их легко обманет. Поведет хвостом вправо, а сама влево убежит, так и уйдет от погони. Лиса использует хвост как руль, он помогает ей быстрее поворачивать. 8. Почему корова не отдала свой хвост? - Корова, конь с помощью хвоста отбиваются от мух, комаров. 8– Что поняла Муха? (у всех зверей хвост для дела) (Слайд 44). - Объясните, как вы понимаете утверждение в тексте о том, что у всех зверей хвост для дела. | Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя (ПУУД) Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта (ПУУД) Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме (КУУД). Слушают в соответствии с целевой установкой (РУУД).
|
Этап № 8. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) (5 мин.). Основная цель применения проблемного задания – это усвоение учениками знаний об основных этапах решения проблемы, их содержание и последовательности выполнения. | |
1. Составление Кластера (Слайд 45) - Для чего нужен хвост Слизняку? (передвижение) - Кому ещё из этих героев хвост – средство передвижения? (рыба, рак, лиса) - В зимнее время для лисы чем ещё является хвост? (покрывало, одеяло) - Для кого хвост как маяк? Почему? (козули) - Для чего нужен хвост дятлу? (опора) - Корове? (защита)
кластер
| |
2. Обобщающая беседа (Слайды 46): - Какой образ создал В. Бианки? Какая Муха по характеру? - Кто самый внимательный, сколько всего героев было в тексте В. Бианки? - Кого первым повстречала муха? - Последним? - Что вас удивило? Что было самым интересным? (Слайд 47). - Голоса, каких животных мы можем услышать? | Муха Назойливая, вредная, нудная, глупая.
Человека Корова Хвосты бывают разные, все выполняют важную роль для животных Муха, лиса, дятел, корова, олениха |
Этап № 9. Рефлексия. Итог урока. (4-5 мин.). Цель: формулирование полученных результатов, определение цели дальнейшей работы, скорректирование своих последующих действий. | |
1. - А сейчас я вам прочитаю пословицу, а вы внимательно послушайте и постарайтесь запомнить: «Ворон за море летал, умнее не стал». Как вы думаете, какому герою из сказки можно отнести эту пословицу? Почему? (Слайд 48). - Что можно сказать про автора В. Бианки, который написал такое произведение? (Слайд 49). - У Виталия Валентиновича был редкостный дар: он умел увидеть в самом обычном чудесное, сказочное; увидеть, удивиться и передать свои наблюдения читателю. – Произведения В.В. Бианки сказочные, потому что в них и животные, и растения могут разговаривать, думать, переживать. Но во многих сказках есть научное обоснование многих явлений природы и особенностей жизни растений и животных! И мы должны заботиться и бережно относиться ко всему живому, будь то огромное красивое животное или крошечное, неприметное насекомое! | Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя (ПУУД) Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта (ПУУД) Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме (КУУД). Слушают в соответствии с целевой установкой (РУУД).
|
2. Домашнее задание (Слайды 50-53). Творческое задание (ТРИЗ). - Ребята, наденьте цветные очки, давайте пофантазируем, что могло бы случиться, если бы мухе удалось выпросить другой хвост, у другого животного? И почему? (Построение мнемотаблицы). Показ выполнения работы учителем. | Слушают, выдвигают свои предположения. |
3. Рефлексия «Солнышко» (Слайды 54 - 55). /data/files/h1511071918.jpg (1920x1440) Дети оценивают свою работу, выбирая фишку: Солнце – у меня все получилось, Солнышко заходит за тучку – я могу работать лучше, Тучка – я хотел бы еще раз побывать на этом занятии. | Ученики оценивают свои успехи на уроке (ПУУД). Слушают собеседника (КУУД). Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок (РУУД). Было интересно… Было трудно… Теперь я знаю, что… |
Звучит песня «Все вокруг живое». (Слайды 56 - 57). |
Список использованной литературы
Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений - М.: Академия, 2000.
Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи. – М. Академия,2011.
Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. «Развитие слухового восприятия слабослышащих детей» – М.: ВЛАДОС, 2004.
Чтение. 3 класс: поурочные планы по учебнику М.В. Головановой, В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой «Родная реь»/ ав.-сост. С.В.Савинова. – Волгоград: Учитель, 2005. – 239 с.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Звукозаписи:
Бианки В. «Хвосты».
Звуки природы – Шум моря и музыка П.И.Чайковского.
Шаинский В. «Песенка о дружбе».
Песня «Защитники природы»
Приложение.
Слайд № 10. Мнемотаблица «Муха».
Слайд № 27.
Кластер «Животные применяют хвост как ….».