Технологическая карта и презентация по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и техника речи» по теме «Виталий Бианки «Хвосты»»
Пояснительная записка к презентации
Государственное общеобразовательное учреждение
«Забайкальский центр специального образования и развития
«Открытый мир»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
по учебному предмету
«Развитие слухового восприятия и техника речи».
Тема: «В. В. Бианки «Хвосты».
Подготовила
учитель-дефектолог
Приходько Ольга Сергеевна
г. Чита
2017 год
Аннотация к технологической карте
Фронтальные занятия по курсу «Развитие слухового восприятия и техника речи», которые проводит учитель-дефектолог в слуховом кабинете, относятся к специальным занятиям школ для детей с нарушением слуха. Содержание работы способствует формированию внятной членораздельной, выразительной, интонированной устной речи, что создает позитивные предпосылки к формированию навыков общения обучающихся с окружающими.
Технологическая карта фронтального занятия разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, программы для начальных классов специальных (коррекционных учреждений) для слабослышащих и позднооглохших детей, требованиями ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир», на основании примерной программы по учебным предметам «Начальная школа». Технологическая карта разработана по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и техника речи», предназначена для фронтальных занятий с учащимися 4 класса с нарушением слуха.
Тема занятия: «Люби все живое». Виталий Бианки «Хвосты».
Тема занятия соответствует календарно-тематическому планированию, составленному на основе рабочей программы курса «Развитие слухового восприятия и техника речи» (I отделение), фронтальные занятия.
Речевой материал занятия составлен с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, имеющегося опыта младших школьников с нарушением слуха.
В ходе занятия наблюдаются межпредметные связи: развитие речи, ознакомление с окружающим миром, литературное чтение.
Цели и задачи занятия построены с учетом диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей учеников, зоны их актуального и ближайшего развития, личностно-ориентированного подхода.
Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики, связной речи – и обеспечивает интеграцию речевого и познавательного развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением технологий на разных этапах занятия: проблемно-диалогических, информационно-коммуникативных, деятельностного подхода в обучении, развивающего обучения, игровых, здоровьесберегающих.
Структура занятия и методика проведения соответствует программным требованиям проведения фронтальных занятий по РСВ и ТР.
I. Обучение произношению. Основной целью обучению произношению является закрепление в устной речи учащегося произносительных навыков, их совершенствование и предупреждение распада.
II. Развитие слухового восприятия. Цель работы – это формирование речевого слуха, создание межанализаторных условно-рефлекторных связей восприятия устной речи.
Технологическая карта фронтального занятия содержит полное описание каждого этапа работы на занятии, в которых представлены определенные вопросы, задания, предлагаемые ученикам, предполагаемые действия учащихся, способы взаимодействия учителя и ученика, а также ход использования презентации и наглядных пособий.
Технологическая карта занятия является современной формой планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, дающая возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса.
Презентация "Виталий Бианки "Хвосты".
PPT / 59.88 Мб
Государственное общеобразовательное учреждение «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир»»
I ступень (начальная школа)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Общая часть |
|
Ф.И.О. учителя: |
Приходько Ольга Сергеевна |
Место работы: |
ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир» |
Должность: |
Учитель-дефектолог |
Класс: |
4 |
Предмет: |
Развитие слухового восприятия и техника речи (фронтальное занятие) |
Тема: |
В. В. Бианки «Хвосты» |
Межпредметные связи: |
Развитие речи, ООМ, литературное чтение, математика. |
Тип урока: |
Комбинированный (изучение нового материала с использованием знаний, полученных на предыдущих занятиях). Урок-путешествие. |
Цель урока: |
создать условия для осмысления содержания книги В.В. Бианки «Хвосты» и понимания основной мысли произведения. |
Задачи: |
|
Предметные (образовательные): |
-формирование полноценного восприятия художественного произведения – на уровне главной мысли (идеи); - продолжение работы по формированию умения проводить анализ произведения, определять тему, жанр, различать содержание (о чём) и форму (как) художественного произведения; - обучение самостоятельной работе над текстом произведения (анализировать, делать выводы, обосновывать свои высказывания, выявлять точку зрения автора и выражать свою; выделять художественные детали, раскрывающие образы героев; определять главную мысль); - формирование нравственного сознания и эстетического вкуса; понимание духовной сущности произведения; - развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении. |
Коррекционно-развивающие: |
Продолжить работу над автоматизацией правильного произношения звуков у младших школьников, над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи. Развивать речь, память, умение интонационно выделять речь персонажей. Развивать точность, прочность, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Активизация словаря. Развитие слухового и эмоционального восприятия через музыку и художественное слово. расширять представления об окружающем мире живой природы; Способствовать развитию фантазии, воображения, наблюдательности, умения давать полный связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, работать над развитием речи |
Личностные (воспитательные): |
Воспитывать нравственные черты характера, доброжелательность, инициативность, ответственность, навыки сотрудничества. Воспитывать интерес к чтению и книге. |
Планируемые результаты: |
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения и воспитания: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в коллективе; - оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. 2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на занятии вместе с учителем; - проговаривать последовательность действий на занятии; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль; - совместно с учителем и товарищами давать оценку деятельности на занятии. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - участвовать в работе коллектива, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - знать, что такое тема и идея произведения; - уметь проводить сравнительный анализ произведений с помощью учителя. |
Оборудование урока: |
1. Мультимедийная презентация: «В. Бианки «Хвосты». 2. Для учителя: Книга В.В. Бианки «Хвосты», другие книги писателя для выставки; портрет В.В. Бианки; презентация, мнемотаблицы: Рассказ «Муха», В. Бианки «Хвосты», Творческий рассказ «Муха и лисий хвост»; кластер «Животные применяют хвост как»; грамзапись произведения В.Бианки «Хвосты»; https://teatr.audio/bianki-vitaliy-hvosty
музыкальное сопровождение динамический пауз. 3. Для детей: картинки для составления кластера, фишки для рефлексии. |
Технологии, методы, формы: |
Технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие. Методы: репродуктивные и эвристические, творческие (беседа, наблюдения, анализ, сравнения, обобщения, наглядный метод). Аудирование (Слушание, восприятие речи на слух). Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Форма организации: виртуальное путешествие. Фокальный метод (ТРИЗ). Мнемотехника. Кластер. |
Предварительная работа (использование ИКТ): |
Знакомство детей с жизнью и творчеством В. Бианки на уроках по РСВ. Чтение произведений В.Бианки. Рассматривание иллюстраций. Настольно – печатные игры. Слушание музыкальных произведений. Просмотр мультипликационных фильмов. Беседы. Стихи, пословицы, загадки, ребусы. |
Организационная структура урока |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Этап № 1. Мотивационно-целевой (организационный) (3-4 мин.) |
|
1. Организационный момент. Цель: Создание эмоционального положительного фона урока. Учитель приглашает школьников пройти в кабинет, где тихо звучит мелодия песни «Песенка о дружбе». |
|
Организаторская деятельность - выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. Психогимнастика «Приветствие» (Слайд 1).
Речевой треугольник. - …, спроси у …., какой сейчас будет урок? - …., спроси у …, что мы будем делать? |
Ученики приветствуют друг друга и учителя: День наступает, Природа оживает. Солнышко встает, Нам свет дает.
|
2. Фонетическая зарядка (Слайд 2). Основной целью фонетической зарядки является закрепление в устной речи учащихся произносительных навыков, их совершенствование и предупреждение распада. Вид работы: воспроизведение речевого материала по подражанию, чтение, ответы на вопросы и выполнение заданий. |
|
Учитель дает установку: - Слушайте внимательно, говорите правильно все звуки и слоги, читайте выразительно, соблюдайте правила орфоэпии. Особенно обращайте внимание на звуки [Д - Т] Да – та │ природа – чистота Нас в любое время года Учит мудрая природа: Птицы учат пению. Паучок терпению. Пчелы в поле и в саду Обучают нас труду. И к тому же в их труде Все по справедливости. Отражение в воде Учит нас правдивости. Учит снег нас чистоте. Учит солнце доброте: Каждый день, зимой и летом, Дарит нас теплом и светом. И взамен ни у кого Ни попросит ничего! У природы круглый год Обучатся нужно! Весь большой лесной народ Учит крепкой дружбе. (В. Орлов) - Скажите тихо ПРИРОДА. - Скажите громко ПРИРОДА. - Что мы делали? |
Обучающиеся последовательно один за одним вслух читают слоги, слова, текст стихотворения. Анализируют степень выразительности чтения; содержание поэтического произведения (ПУУД). Контролируют правильность ответов одноклассников (РУУД). |
Этап № 2. Операционно-познавательный (5-6 мин.) (актуализация знаний, постановка цели и задач урока) Цель: Развитие у учащихся способности самостоятельно определять тему урока, ставить учебные задачи; проектировать пути их реализации. |
|
1. Мотивация учебной деятельности учащихся и определение темы, цели и задач урока |
|
1. Звучит тихая, спокойная, плавная музыка. Учитель читает стихотворение. (Слайд 3). Повсюду: в лесу на полянке, 2. Актуализация знаний. - Мы с вами продолжаем знакомиться с циклом произведений «Люби всё живое» - Некоторые произведения мы уже с вами прочитали. О ком они? - Для чего авторы написали эти произведения? 3. Сообщение темы, цели занятия (Слайды 4-7). I этап. Работа с текстом до чтения. - Ребята обратите внимание на портрет. Кто это? - Виталий Бианки. - Давайте вспомним, с какими произведения В. Бианки мы уже познакомились? Выставка книг: «Приключения муравьишки», «Лесные домишки», «Чьи это ноги». - О ком в них написано? - В каких жанрах написаны эти произведения? - Почему сказки – несказки?
План урока (Слайд 8): 1 Сначала мы будем работать с таблицей. 2 Затем мы будем слушать сказку. 3 Потом мы будем отвечать на вопросы. 4 В конце мы будем составлять кластер. |
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме (КУУД). Контролируют правильность ответов одноклассников (РУУД). Принимают и сохраняют учебную цель и задачу (РУУД). Дети сидят на стульчиках, закрыв глаза, слушают стихотворение. Выдвигают предположения по теме урока.
Слушают вопросы учителя (ПУУД). Дети выдвигают свои предположения.
О животных Чтобы поближе нас познакомить с животным миром и природой.
Ответы детей.
О животных. Сказки – несказки. Сказки: герои разговаривают, появляются новые герои, повторяются сюжеты. Несказки: узнаем много новых научных знаний о природе, о жизни ее обитателей.
Ученики знакомятся с планом урока. |
Этап № 3. Применение знаний и умений в новой ситуации (10 мин.) Цель: совершенствование умений самостоятельно добывать и систематизировать знания. Проверка знаний учащихся фактического материала и основных понятий, умение раскрывать внешние и внутренние связи изучаемых тем. |
|
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним из произведений Виталия Бианки Жанр произведения. - Сказка – несказка. - В. Бианки назвал свой рассказ «Хвосты» (Слайд 8). - Рассмотрите иллюстрации к тексту. Можете предположить, о каких животных пойдёт речь? (Слайд 9). - А кто будет, главным героем мы узнаем, когда отгадаем загадку? (Слайд 10). Целый день она летает, - Что вы знаете про муху? (Работа по мнемотаблице «Муха») (Слайд 11).
- Почему Муха главный герой текста «Хвосты» ведь у неё нет хвоста? - Как вы думаете? Не знаете? А как можно узнать? Прослушивание текста сопровождается презентаций (Аудиовизуальный метод). Звукозапись произведения В.Бианки «Хвосты». Слайд 12 – 25. |
Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя (ПУУД)Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта (ПУУД)Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме (КУУД). Слушают в соответствии с целевой установкой (РУУД). Муха, рак, рыба, оленуха, слизень, лиса, корова, человек.
Муха
- Насекомые – вредители, тесно соседствующих с человеком, теплолюбивые и не могут переносить минусовые температуры. Мухи способны чувствовать запахи, а также отлично ориентируются в пространстве. Обычные комнатные мухи могут жить до 40 дней. Как летающие насекомые, мухи преодолевают огромные расстояния в поисках пищи. Их период активности начинается в апреле-мае, когда среднесуточная температура превышает 12 градусов С. Следует помнить, что любые мухи – это потенциальная угроза здоровью.
Чтобы узнать, надо внимательно послушать текст, прочитать, посмотреть |
Этап № 4. Динамическая пауза (1-2 мин.) Цель: снятие наступающего переутомления, восстановление работоспособности, повышение эффективности урока. |
|
Физкультминутка выполняется под музыкальное сопровождение (Слайды 26-27). https://kibergrad.me/песенка-о-дружбе-детские Ой, ой, ой! Муха в поле строит новый дом. Муха пополю пошла, Муха денежку нашла, Пошла муха на базар И купила самовар, Блюдце, чашку и пирог, Вот! |
Дети повторяют за учителем текст физминутки и выполняют соответствующие движения (ПУУД, КУУД, РУУД).
Руки - к щекам, наклоны в сторону, |
Этап № 5. Обобщение и систематизация знаний и включение их в систему ранее усвоенных ЗУНов УУД (5 мин.) |
|
Знакомство с текстом. II этап. Работа с текстом после прослушивания Слайды 28-30.
1- Почему именно к человеку прилетела Муха? («Ты хозяин над всеми зверями, ты можешь всё сделать».) - Зачем ей хвост? (картинка) 2- Кто такой, Слизняк?) - Почему Слизняк не отдал свой хвост? - У слизня тело имеет валикообразную форму и условно разделяется на голову, туловище (брюхо, он является брюхоногом) и ногу, сжимая и разжимая туловище, он передвигается. 3- Почему Рыба не отдала свой хвост? - Обитатели воды используют хвост как средство передвижения. Только рыбы, саламандры, тритоны и крокодилы машут им вправо-влево, а киты, дельфины, тюлени, бобры и каланы – вверх-вниз. Заодно хвост используется как руль. |
Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя (ПУУД) Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта (ПУУД) Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме (КУУД). Слушают в соответствии с целевой установкой (РУУД). Мухи живут возле человека.
Для красоты
Похож на улитку
Ответы учеников. |
Этап № 6. Гимнастика для глаз (релаксация) «Рыбки в реке» (Слайд 31-32). (1-2 мин.). Выполняется под тихую, спокойную музыку со звуками шума моря «Морской прибой». https://my-hit.fm/звуки-природы Цель: снятие усталости глаз, профилактика зрения. |
|
Этап № 7. Обобщение и систематизация знаний и включение их в систему ранее усвоенных ЗУНов УУД (5 мин.). |
|
Слайды 33-43. 4 – Почему Рак не отдал свой хвост? - Хвост для рака-весло 5 – Зачем Дятлу хвост? - Дятлы пользуются своим хвостом как альпенштоком и табуреткой. Он у них короткий и состоит из плотных упругих перьев. Обнаружив личинок жука-короеда, дятел цепляется коготками за неровности коры и упирается в нее концами перьев хвоста. Сидя на собственном хвосте, как на табуретке, дятел без помех выковыривает из-под коры личинок, долбит дупло или производит другие “столярные” работы. 6- Какое чувство было у Козули, когда Муха попросила у неё хвостик? (испуг) - Потому что Козуля пёстрая, её между деревьями не видно, а хвостик белый видно. Белый хвостик козули помогает ее детенышам не потерять маму в лесу. 7- Почему Мухе захотелось хвост Лисицы? (красивый) - Почему лиса не отдала свой хвост? - Лиса согревается с помощью хвоста в лютые морозы. Свернувшись в клубок и накрывшись хвостом, как шерстяным пледом, лиса с наступлением зимы ложится спать. Длина ее хвоста почти равна длине ее тела. Так же используют хвосты песцы, белки, куницы, соболи, барсы и некоторые другие животные. - Лиса без хвоста пропадет, ее собаки быстро поймают. А с хвостом рыжая плутовка их легко обманет. Поведет хвостом вправо, а сама влево убежит, так и уйдет от погони. Лиса использует хвост как руль, он помогает ей быстрее поворачивать. 8. Почему корова не отдала свой хвост? - Корова, конь с помощью хвоста отбиваются от мух, комаров. 8– Что поняла Муха? (у всех зверей хвост для дела) (Слайд 44). - Объясните, как вы понимаете утверждение в тексте о том, что у всех зверей хвост для дела. |
Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя (ПУУД) Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта (ПУУД) Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме (КУУД). Слушают в соответствии с целевой установкой (РУУД).
|
Этап № 8. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) (5 мин.). Основная цель применения проблемного задания – это усвоение учениками знаний об основных этапах решения проблемы, их содержание и последовательности выполнения. |
|
1. Составление Кластера (Слайд 45) - Для чего нужен хвост Слизняку? (передвижение) - Кому ещё из этих героев хвост – средство передвижения? (рыба, рак, лиса) - В зимнее время для лисы чем ещё является хвост? (покрывало, одеяло) - Для кого хвост как маяк? Почему? (козули) - Для чего нужен хвост дятлу? (опора) - Корове? (защита)
кластер
|
|
2. Обобщающая беседа (Слайды 46): - Какой образ создал В. Бианки? Какая Муха по характеру? - Кто самый внимательный, сколько всего героев было в тексте В. Бианки? - Кого первым повстречала муха? - Последним? - Что вас удивило? Что было самым интересным? (Слайд 47). - Голоса, каких животных мы можем услышать? |
Муха Назойливая, вредная, нудная, глупая.
Человека Корова Хвосты бывают разные, все выполняют важную роль для животных Муха, лиса, дятел, корова, олениха |
Этап № 9. Рефлексия. Итог урока. (4-5 мин.). Цель: формулирование полученных результатов, определение цели дальнейшей работы, скорректирование своих последующих действий. |
|
1. - А сейчас я вам прочитаю пословицу, а вы внимательно послушайте и постарайтесь запомнить: «Ворон за море летал, умнее не стал». Как вы думаете, какому герою из сказки можно отнести эту пословицу? Почему? (Слайд 48). - Что можно сказать про автора В. Бианки, который написал такое произведение? (Слайд 49). - У Виталия Валентиновича был редкостный дар: он умел увидеть в самом обычном чудесное, сказочное; увидеть, удивиться и передать свои наблюдения читателю. – Произведения В.В. Бианки сказочные, потому что в них и животные, и растения могут разговаривать, думать, переживать. Но во многих сказках есть научное обоснование многих явлений природы и особенностей жизни растений и животных! И мы должны заботиться и бережно относиться ко всему живому, будь то огромное красивое животное или крошечное, неприметное насекомое! |
Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя (ПУУД) Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта (ПУУД) Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме (КУУД). Слушают в соответствии с целевой установкой (РУУД).
|
2. Домашнее задание (Слайды 50-53). Творческое задание (ТРИЗ). - Ребята, наденьте цветные очки, давайте пофантазируем, что могло бы случиться, если бы мухе удалось выпросить другой хвост, у другого животного? И почему? (Построение мнемотаблицы). Показ выполнения работы учителем. |
Слушают, выдвигают свои предположения. |
3. Рефлексия «Солнышко» (Слайды 54 - 55). /data/files/h1511071918.jpg (1920x1440) Дети оценивают свою работу, выбирая фишку: Солнце – у меня все получилось, Солнышко заходит за тучку – я могу работать лучше, Тучка – я хотел бы еще раз побывать на этом занятии. |
Ученики оценивают свои успехи на уроке (ПУУД). Слушают собеседника (КУУД). Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок (РУУД). Было интересно… Было трудно… Теперь я знаю, что… |
Звучит песня «Все вокруг живое». (Слайды 56 - 57). |
Список использованной литературы
Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений - М.: Академия, 2000.
Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи. – М. Академия,2011.
Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. «Развитие слухового восприятия слабослышащих детей» – М.: ВЛАДОС, 2004.
Чтение. 3 класс: поурочные планы по учебнику М.В. Головановой, В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой «Родная реь»/ ав.-сост. С.В.Савинова. – Волгоград: Учитель, 2005. – 239 с.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Звукозаписи:
Бианки В. «Хвосты».
https://teatr.audio/bianki-vitaliy-hvosty
Звуки природы – Шум моря и музыка П.И.Чайковского.
https://my-hit.fm/звуки-природы
Шаинский В. «Песенка о дружбе».
https://kibergrad.me/песенка-о-дружбе-детские
Песня «Защитники природы»
http://x-minus.me/track/322370/защитники-природы
Приложение.
Слайд № 10. Мнемотаблица «Муха».
Слайд № 27.
Кластер «Животные применяют хвост как ….».
Ухтинская Елена Геннадьевна
Приходько Ольга Сергеевна
Кадилина Янина Александровна
Приходько Ольга Сергеевна
Павлова Фаина Ивановна
Приходько Ольга Сергеевна
Сергей Владимирович
Баранова Наталья
Попова Тамара Александровна
Олег Владимирович