Конспект урока по русскому языку «Имена существительные, употребляемые только в ед.ч. или мн.ч.»

6
0
Материал опубликован 14 January 2022 в группе

Тема: Имена существительные, употребляемые только в ед.ч. или мн.ч.

Цель урока: знакомство с именами существительными, имеющими форму только единственного или только множественного числа.

Задачи урока:

Сформировать умения различать число имен существительных, совершенствовать практические навыки в определении основных признаков данной части речи.

Развивать познавательные способности учащихся, память, внимание, логическое мышление, устную и письменную связную речь, орфографическую зоркость, фонетический слух, активизировать словарь.

Воспитывать интерес к родному языку, аккуратность при письме, привитие интереса к чтению.

Планируемый результат:

знать: имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа;

уметь: различать имена существительные, имеющие форму только единственного числа, и имена существительные, имеющие форму только множественного числа, правильно образовывать трудные формы множественного числа;

учиться: точно, уместно употреблять в речи существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Оборудование: SMART доска, компьютерная презентация, дидактический материал (карточки с дифференцированными заданиями), карточки для работы в бригадах, учебник русского языка - Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, «Просвещение», 2014 .

Ход урока:

Организационный момент. 
Звенит , заливается школьный звонок.

Нас ждет интересный, полезный урок.

Чудесным пусть будет у вас настроение,

Легко и прелестно дается учение!

Приветствие учащихся и гостей.

Девиз: (Слайд )

И вновь урок мы начинаем,

Все знанья сами открываем,

К вершине знаний держим путь,

Поэтому – активным будь!

2. Этап актуализации знаний и способов деятельности.

Фронтальный опрос об имени существительном.

-Какую часть речи изучаем?

-Дайте определение имени существительному. (Слайд….)

-Назовите основные грамматические признаки имени существительного

- Ребята, скажите, какие две формы числа имеют имена существительные. (Имена существительные могут иметь форму единственного числа и форму множественного числа).

- Приведите примеры.

3. Этап целеполагания и мотивации.

- Ребята, как звучит тема нашего урока?

- Зачем нам нужно это знать? (Чтобы правильно говорить и писать такие слова, быть грамотными людьми).

-Сформулируйте задачу урока.

Итак, мы приступаем к работе над задачей нашего урока.

Работа в бригадах.

-Назовите правила работы в бригадах (Слайд….)

- Сгруппируйте данные существительные (1 бригада: снег, ветра, вьюги, сугроб;

2 бригада: метель, морозы, снежинка, позёмки )

в зависимости от их числа и допишите недостающую форму числа.

-Сколько будет столбиков? (Два столбика: единственное число и множественное число).

- Проверим, что получилось.

Итак, какое задание сейчас выполняли? Какие знания нам помогли?

Молодцы!

Значение слова позёмка (Слайд )

-Ребята, а кто из вас знает значение слова позёмка?

Метель без снегопада, во время которой снег переносится ветром по поверхности земли или снежного покрова.


5.Этап открытия новых знаний.

- А теперь прочитайте слова на слайде:

Иней, сани, хлопья, лыжи, пурга.

- Выпишите эти слова в два столбика в зависимости от их числа.

ед.ч. мн.ч.

- Всё ли у вас получилось?

Учитель помогает учащимся прийти к выводу, что существительные иней, пурга невозможно поставить в форму множественного числа, а существительные хлопья , сани  и лыжи невозможно поставить в форму единственного числа.

 - Познакомьтесь с текстом учебника на странице 111. Совпадает ли данная информация с нашими выводами? (Да, совпадает).

6. Орфографическая минутка. Письмо по памяти.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд.

-Какая задача стоит перед вами?(прочитать, вставить пропущенные орфограммы)

- Кто из вас знает автора этих строк?

-Объясните написание пропущенных орфограмм.( 1 ученик у доски)

Подготовка к письму по памяти. (Слайд )

Выполнение работы.+ Инд. Карточки( для слабых)

Проверка.



7.Физминутка «Зимний лес»


Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте)

Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны)

Справа березка в шубке стоит, (руки отводят в указанную сторону и смотрят.)

Слева елка на нас глядит

Снежинки в небе кружатся, (отводят руки и прослеживают взглядом)

И на землю красиво ложатся. (движение (фонарики) и смотрят вверх) .

Как красивы они!

В лесу красота и покой, (разводят руки в стороны)

А нам пора уже домой (шаги на месте) .

- Ну что ж, нам пора прощаться с лесом.

Лес волшебный, до свидания!

Добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес!

- Закроем глаза и возвращаемся обратно


8. Звуко-буквенный разбор слова.

-Мы продолжаем работать над задачей нашего урока.

- Найдите в отрывке из стихотворения А.С.Пушкина имя существительное , которое употребляется только во множественном числе. (Коньки)

-Это слово из словаря, какую орфограмму необходимо выделить и запомнить? На какой слог падает ударение?

-Запишите это слово и выполните звуко-буквенный разбор ( 1 ученик у доски)

9.Этап осмысления новых сведений и применение их на практике.

Комментированное письмо у доски. (Учащимся предлагается найти и выписать существительные, имеющие только одно число. (Лень – ед.ч., чучело – ед.ч., прятки – мн.ч., каникулы – мн.ч)


«Допиши словечко».

По-геройски Лена с ленью

Воевала целый день,

Но, к большому сожаленью,

Победила Лену _________.

Оля мучила расческу,

К школе делала причёску.

Мучила-то мучила,

Да получилось _________.

Тряс и тряс портфель Тарас,

Чтоб найти тетрадки,

Но тетрадки каждый раз

С ним играли в __________.

Четверть снова началась,

Часики затикали,

А меня вопрос гнетёт,

Скоро ли _______________.

Итог.

10.Этап закрепления нового материала.


-Откройте учебники на странице112, упражнение 184, прочитайте задание.

Продумайте план работы. Расскажите о том, как вы будете работать. (Учащиеся планируют свою деятельность: 1) назвать предметы на картинке; 2) определить пропущенные буквы в словах из рамки; 3) распределить слова из рамки по группам).

- Устная работа с упр.184:

называем слова, изображённые на картинке, определяем их число (очки, ножницы, клещи, грабли – эти слова имеют форму только множественного числа);

определяем буквы, пропущенные в словах из рамки.


- Письменная работа с упр.184 в парах:

выбираем слова из рамки по данным группам: существительные, имеющие форму только единственного числа: 1-ая пара – названия продуктов, 2-ая пара – названия металлов; существительные, имеющие форму только множественного числа: 3-я пара – названия продуктов, 4-ая пара – названия инструментов, 5-ая пара – названия игр, все вместе – названия жидких веществ).

Проверка работы. Каждая пара зачитывает выписанную ею группу слов. Учащиеся определяют правильность выполненного друг другом задания.


11 . Домашнее задание.


С.112, у.183


12. Итог урока.

-Над какой темой работали сегодня на уроке?

- Справились мы с задачей нашего урока?

11.Этап рефлексии.


Закончи предложение:

-На уроке я работал........ (активно / пассивно )

- Своей работой на уроке я .......(доволен / не доволен)

- Урок для меня показался...... (коротким / длинным)

- За урок я ........(не устал / устал)

- Мое настроение....(стало лучше / стало хуже)

- Материал урока мне был....... (понятен / не понятен)


Заключительное слово учителя.

- Ребята, вы все молодцы. Хорошо справлялись с трудностями, возникавшими на уроке.

Спасибо за хорошую работу на уроке.

Выставление оценок.





































Дополнительные задания.


Выделнные существительные выпиши в два столбика :



Предлагаем испечь к чаю печенье. Дрожжи вам не понадобятся. Взбейте два яйца со стаканом сахара. Добавьте по полстакана сметаны и кефира. Добавьте немного соды и всыпьте муку. Замесите тесто и раскатайте его. Вырежьте фигурки и испеките их. Готовое печенье посыпьте тёртым шоколадом. Подавайте к чаю, молокусливкам. Приятного аппетита!





ед.ч.

мн.ч.





























Записать отгадки в два столбика.



1. Без ног, а ходят, без рук, а указывают…………



2.С той и с этой стороны

В клетках кони и слоны.

Но не могут удержаться,

Чтоб друг с другом не сражаться…………..



3.Белый, как снег. В чести у всех.

В рот попал, там и пропал……………….



4.Белый камушек растаял, на доске следы оставил……………..



5. Кругленькие, желтые и беленькие, всему свету миленькие ………………..



6.Деревянные кони по снегу скачут,

А в снег не проваливаются. ……………….



ед.ч.

мн.ч.











Млчишек радосный _______________

Конками звучно режет ______________ .







Млчишек радосный _______________

Конками звучно режет ______________ .
















































Снег, ветра, вьюги, сугроб.


ед.ч.

мн.ч.

























































Метель, морозы, снежинка, позёмки




ед.ч.

мн.ч.














































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации