Конспект урока по русскому языку «Имена существительные, употребляемые только в ед.ч. или мн.ч.»
Тема: Имена существительные, употребляемые только в ед.ч. или мн.ч.
Цель урока: знакомство с именами существительными, имеющими форму только единственного или только множественного числа.
Задачи урока:
Сформировать умения различать число имен существительных, совершенствовать практические навыки в определении основных признаков данной части речи.
Развивать познавательные способности учащихся, память, внимание, логическое мышление, устную и письменную связную речь, орфографическую зоркость, фонетический слух, активизировать словарь.
Воспитывать интерес к родному языку, аккуратность при письме, привитие интереса к чтению.
Планируемый результат:
знать: имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа;
уметь: различать имена существительные, имеющие форму только единственного числа, и имена существительные, имеющие форму только множественного числа, правильно образовывать трудные формы множественного числа;
учиться: точно, уместно употреблять в речи существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Оборудование: SMART доска, компьютерная презентация, дидактический материал (карточки с дифференцированными заданиями), карточки для работы в бригадах, учебник русского языка - Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, «Просвещение», 2014 .
Ход урока:
Организационный момент.
Звенит , заливается школьный звонок.
Нас ждет интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и прелестно дается учение!
Приветствие учащихся и гостей.
Девиз: (Слайд )
И вновь урок мы начинаем,
Все знанья сами открываем,
К вершине знаний держим путь,
Поэтому – активным будь!
2. Этап актуализации знаний и способов деятельности.
Фронтальный опрос об имени существительном.
-Какую часть речи изучаем?
-Дайте определение имени существительному. (Слайд….)
-Назовите основные грамматические признаки имени существительного
- Ребята, скажите, какие две формы числа имеют имена существительные. (Имена существительные могут иметь форму единственного числа и форму множественного числа).
- Приведите примеры.
3. Этап целеполагания и мотивации.
- Ребята, как звучит тема нашего урока?
- Зачем нам нужно это знать? (Чтобы правильно говорить и писать такие слова, быть грамотными людьми).
-Сформулируйте задачу урока.
Итак, мы приступаем к работе над задачей нашего урока.
Работа в бригадах.
-Назовите правила работы в бригадах (Слайд….)
- Сгруппируйте данные существительные (1 бригада: снег, ветра, вьюги, сугроб;
2 бригада: метель, морозы, снежинка, позёмки )
в зависимости от их числа и допишите недостающую форму числа.
-Сколько будет столбиков? (Два столбика: единственное число и множественное число).
- Проверим, что получилось.
Итак, какое задание сейчас выполняли? Какие знания нам помогли?
Молодцы!
Значение слова позёмка (Слайд )
-Ребята, а кто из вас знает значение слова позёмка?
Метель без снегопада, во время которой снег переносится ветром по поверхности земли или снежного покрова.
5.Этап открытия новых знаний.
- А теперь прочитайте слова на слайде:
Иней, сани, хлопья, лыжи, пурга.
- Выпишите эти слова в два столбика в зависимости от их числа.
ед.ч. мн.ч.
- Всё ли у вас получилось?
Учитель помогает учащимся прийти к выводу, что существительные иней, пурга невозможно поставить в форму множественного числа, а существительные хлопья , сани и лыжи невозможно поставить в форму единственного числа.
- Познакомьтесь с текстом учебника на странице 111. Совпадает ли данная информация с нашими выводами? (Да, совпадает).
6. Орфографическая минутка. Письмо по памяти.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд.
-Какая задача стоит перед вами?(прочитать, вставить пропущенные орфограммы)
- Кто из вас знает автора этих строк?
-Объясните написание пропущенных орфограмм.( 1 ученик у доски)
Подготовка к письму по памяти. (Слайд )
Выполнение работы.+ Инд. Карточки( для слабых)
Проверка.
7.Физминутка «Зимний лес»
Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте)
Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны)
Справа березка в шубке стоит, (руки отводят в указанную сторону и смотрят.)
Слева елка на нас глядит
Снежинки в небе кружатся, (отводят руки и прослеживают взглядом)
И на землю красиво ложатся. (движение (фонарики) и смотрят вверх) .
Как красивы они!
В лесу красота и покой, (разводят руки в стороны)
А нам пора уже домой (шаги на месте) .
- Ну что ж, нам пора прощаться с лесом.
Лес волшебный, до свидания!
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!
- Закроем глаза и возвращаемся обратно.
8. Звуко-буквенный разбор слова.
-Мы продолжаем работать над задачей нашего урока.
- Найдите в отрывке из стихотворения А.С.Пушкина имя существительное , которое употребляется только во множественном числе. (Коньки)
-Это слово из словаря, какую орфограмму необходимо выделить и запомнить? На какой слог падает ударение?
-Запишите это слово и выполните звуко-буквенный разбор ( 1 ученик у доски)
9.Этап осмысления новых сведений и применение их на практике.
Комментированное письмо у доски. (Учащимся предлагается найти и выписать существительные, имеющие только одно число. (Лень – ед.ч., чучело – ед.ч., прятки – мн.ч., каникулы – мн.ч)
«Допиши словечко».
По-геройски Лена с ленью
Воевала целый день,
Но, к большому сожаленью,
Победила Лену _________.
Оля мучила расческу,
К школе делала причёску.
Мучила-то мучила,
Да получилось _________.
Тряс и тряс портфель Тарас,
Чтоб найти тетрадки,
Но тетрадки каждый раз
С ним играли в __________.
Четверть снова началась,
Часики затикали,
А меня вопрос гнетёт,
Скоро ли _______________.
Итог.
10.Этап закрепления нового материала.
-Откройте учебники на странице112, упражнение 184, прочитайте задание.
Продумайте план работы. Расскажите о том, как вы будете работать. (Учащиеся планируют свою деятельность: 1) назвать предметы на картинке; 2) определить пропущенные буквы в словах из рамки; 3) распределить слова из рамки по группам).
- Устная работа с упр.184:
называем слова, изображённые на картинке, определяем их число (очки, ножницы, клещи, грабли – эти слова имеют форму только множественного числа);
определяем буквы, пропущенные в словах из рамки.
- Письменная работа с упр.184 в парах:
выбираем слова из рамки по данным группам: существительные, имеющие форму только единственного числа: 1-ая пара – названия продуктов, 2-ая пара – названия металлов; существительные, имеющие форму только множественного числа: 3-я пара – названия продуктов, 4-ая пара – названия инструментов, 5-ая пара – названия игр, все вместе – названия жидких веществ).
Проверка работы. Каждая пара зачитывает выписанную ею группу слов. Учащиеся определяют правильность выполненного друг другом задания.
11 . Домашнее задание.
С.112, у.183
12. Итог урока.
-Над какой темой работали сегодня на уроке?
- Справились мы с задачей нашего урока?
11.Этап рефлексии.
Закончи предложение:
-На уроке я работал........ (активно / пассивно )
- Своей работой на уроке я .......(доволен / не доволен)
- Урок для меня показался...... (коротким / длинным)
- За урок я ........(не устал / устал)
- Мое настроение....(стало лучше / стало хуже)
- Материал урока мне был....... (понятен / не понятен)
Заключительное слово учителя.
- Ребята, вы все молодцы. Хорошо справлялись с трудностями, возникавшими на уроке.
Спасибо за хорошую работу на уроке.
Выставление оценок.
Дополнительные задания.
Выделнные существительные выпиши в два столбика :
Предлагаем испечь к чаю печенье. Дрожжи вам не понадобятся. Взбейте два яйца со стаканом сахара. Добавьте по полстакана сметаны и кефира. Добавьте немного соды и всыпьте муку. Замесите тесто и раскатайте его. Вырежьте фигурки и испеките их. Готовое печенье посыпьте тёртым шоколадом. Подавайте к чаю, молоку, сливкам. Приятного аппетита!
ед.ч. | мн.ч. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Записать отгадки в два столбика.
1. Без ног, а ходят, без рук, а указывают…………
2.С той и с этой стороны
В клетках кони и слоны.
Но не могут удержаться,
Чтоб друг с другом не сражаться…………..
3.Белый, как снег. В чести у всех.
В рот попал, там и пропал……………….
4.Белый камушек растаял, на доске следы оставил……………..
5. Кругленькие, желтые и беленькие, всему свету миленькие ………………..
6.Деревянные кони по снегу скачут,
А в снег не проваливаются. ……………….
ед.ч. | мн.ч. |
| |
| |
| |
| |
М…л…чишек радос… ный _______________
Кон…ками звучно режет ______________ .
М…л…чишек радос… ный _______________
Кон…ками звучно режет ______________ .
Снег, ветра, вьюги, сугроб.
ед.ч. | мн.ч. |
| |
| |
| |
| |
| |
Метель, морозы, снежинка, позёмки
ед.ч. | мн.ч. |
| |
| |
| |
| |
| |