Конспект урока по русскому языку «Предложение. Обобщение и систематизация знаний» (8 класс)
МОУ СОШ №6 г. Магнитогорск Челябинской области
учитель Егорова Л.А.
Конспект урока русского языка в 8 классе
Тема: Предложение. Систематизация и обобщение знаний
Тип урока: урок-практикум
Цели урока:
Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Простое предложение»;
развивать и совершенствовать речевую деятельность учащихся, коммуникативные умения;
Ход урока
1. Эмоциональный настрой на урок | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель приветствует учащихся, говорит добрые слова | Учащиеся готовы к уроку, записывают число в тетради и «Тема урока» |
2. Мотивация учащихся на учебную деятельность | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель: решите лингвистические задачи 1. вставить пропущенные буквы: О..тимист, т..ржество, космона..т, счас(?)ливый, пол..жение, тер(?) аса, пр..тензия, высказа(н,нн)а, песс..мист, р..зультат; 2. выделить корень, окончание, приставку, суффикс в соответствии с порядком слов, указанных ниже. Отложить решение о представленном обвинении
| Записывают в тетрадь только вставленные буквы и слово, образованное из разных морфем (Ответ: повторение, предложение) |
3.Тема урока и цели | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель: Проверим! Что получилось, когда соединили буквы? Какое новое слово образовано из разных частей? Это и будет нашей темой урока, а цель? Учитель: Запишите тему урока: Предложение. - Что такое предложение? - Является ли данный набор слов предложением? Докажите! - Как характеризуется предложение с точки зрения синтаксиса? | Учащиеся называют тему и цель урока. Учащийся у доски выполняет синтаксический разбор предложения: Отложить решение о представленном обвинении! |
4. Инструктаж домашнего задания | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Задание на выбор одного из трех уровней: 1. Из упражнении № .. учебника выписать простые предложения, выделив в них грамматические основы, и выполнить синтаксический разбор одного из предложений; 2. Написать мини-сочинение любого жанра, используя словарные слова, данные в начале урока, или предложение: Отложить решение о представленном обвинении! 3. В данном буквосочетании Теперьяподнимитетоже определить границы слов, составить разные по смыслу и строению предложения; найти грамматические основы, определить части речи, типы предложений Учитель: работы 2 и 3 уровней могут быть оценены отметкой | Каждый из обучающихся выбирает свое задание |
5. Практическая работа (Контроль и самооценка знаний и способов действия) | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель: С этим заданием вы успешно справитесь, зная члены предложения! 1.Кусты сирени росли под окном. 2.Послышался легкий свист. 3.Тихий голос мамы чудится сквозь сон. 4. В ее шепоте чувствуется доброта, ласка, счастье. Составьте предложение, используя вышеназванные, произведя следующие действия: Подлежащее первого предложения поставьте форму П.п. с предлогом В; сохраните сказуемое второго предложения; из третьего предложения возьмите согласованное определение, заменяя его антонимом с приставкой НЕ- ; из четвертого предложения обстоятельство места преобразуем в подлежащее и, если нетрудно, добавляем определение, выраженное причастным оборотом! Учитель: Какое предложение получилось? Варианты? Как характеризуется по наличию грамматической основы? Какую роль в предложении играет причастный оборот? Записать номера простых предложений: (знаки не расставлены) 1.Дерево не погибло справилось с недугом выкинув вверх вместо одного два ствола. 2.Разлапистые сучья как старческие крючковатые пальцы протянулись до конька тесовой крыши. 3.Редко кто из людей задерживал на нем внимание будто его и на земле не было. 4.В Мещорском крае нет никаких особенных красот и богатств кроме лесов лугов и прозрачного воздуха. 5.Там можно увидеть сосновый бор где так торжественно и тихо. 6.Тополь был величественным и огромным прозванный старообрядцами святым деревом. 7.Само собой разумеется некоторые воспользовались суматохой. 8.Нет ни одного предмета в котором бы так тесно и гармонически соединялось преподавание с воспитанием как в обучении отечественному языку. Учитель: Что осложнило вашу работу? Почему простые предложения приняли за сложные? Чем могут быть осложнены предложения? | Работают по заданию 1.В кустах 2.Послышался 3.Негромкий 4.шепот привлекший мое внимание Учащиеся, выделяя грамматические основы, находят простые предложения. Ответ: 1, 2, 4, 6, 7 Простые предложения могут быть осложнены обращениями, вводными словами, однородными членами, обособленными определениями, обстоятельствами, дополнениями |
6.Лингвистическая разминка. Решение логических задач. Устная работа | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель: первая задача: Можно ли определить, кто из детей старше, по данным предложениям? Папа гуляет с сыном Витей. Мама с дочерью Светой идут в кино. Вторая задача: К услышанной информации задать вопросы Хозяйка: За качество работы – «пять» Сантехник: И за ремонт – «три». Итого восемь | Ученики слушают условие задачи и решают их. Света старше, Витя младше. Возраст можно предположить, определив грамматическую основу предложения Возможные вопросы: сколько стоит услуга сантехника? Что такое «пять» - оценка или стоимость? Пять, три, восемь чего? За какой вид работы 5 тысяч или чего другого? |
7. «Лови ошибку». Самостоятельная работа | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Задание- распечатка в 2 вариантах. В данных пяти предложениях найти и исправить грамматические ошибки. Заметьте, что ошибки могут быть не во всех предложениях. 0 ош- - «5», 1 ош. – «4», 2 ош. – «3» Первый вариант. Меня попросили перевести написанную книгу на французском языке. Большое количество предприятий отказались от участия в выставке. Возвращаясь в порт, морские волны помогали кораблю быстрее попасть домой. У него было раскрасневшееся от мороза лицо. В пакете лежали апельсины, бананы, фрукты. Второй вариант. Несколько отдыхающих, ожидающих автобус, прогуливалось по аллее. Студенты спешили к реке, приехавшие в лагерь. У него было раскрасневшееся лицо от мороза. Торопясь встретиться с родными, на моем лице сияла улыбка. По приезде в город мы остановились у знакомых. | Верные ответы. 1 вариант. Меня попросили перевести книгу, написанную на французском языке. Большое количество предприятий отказалось от участия в выставке. Возвращаясь в порт, корабль быстрее мог попасть домой благодаря попутному ветру. У него было раскрасневшееся от мороза лицо. В пакете лежали фрукты: апельсины, бананы. 2 вариант. Несколько отдыхающих, ожидающих автобус, прогуливались по аллее. Студенты, приехавшие в лагерь, спешили к реке. У него было лицо, раскрасневшееся от мороза. Торопясь встретиться с родными, я не мог сдерживать радость. По приезде в город мы остановились у знакомых. |
8 Итог урока. Рефлексия. | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель: Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на один из вопросов: Сегодня на уроке я узнал(а) (что?) ___________________________ Сегодня на уроке я научился(лась) (чему?) ___________________ Сегодня на уроке я научился(лась) лучше делать (что?) ________ Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) ___________ Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (что сделать?) ___ Осталось непонятным (что?) _______________________________ Сегодня на уроке я был(а) (каким учеником? какой ученицей?) | Оценивают свою работу, ответив на один из предложенных вопросов |