12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Язенина Ольга Анатольевна14840 Я работаю учителем начальных классов в ОГБОУ "Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска" с 2014 года. В школе индивидуально (дистанционно) обучаются дети-инвалиды и детки с ОВЗ. Пед. стаж 35 лет. Высшая категория. Россия, Смоленская обл., Смоленск Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Конспект урока по русскому языку "Сказочное царство звуков" в форме образовательного квеста (1 класс)
Победитель конкурса Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Нескучный урок» |
Урок проводился с обучающимся-первоклассником с ограниченными возможностями здоровья, который осваивает образовательную программу в дистанционной форме с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Специально для урока был создан сайт на Google-сайте с интерактивными технологиями. Для перехода на сайт или технологическую карту урока, необходимо перейти по ссылочкам в теме урока.
Элементы урока были использованы мною раньше, но оформлен урок был в электронной тетради (Gppgle-документ) и тема урока была другой.
Тема урока:
Цель: формирование представлений о существенных признаках звуков и букв.
Задачи:
1. Создать условия для усвоения нового материала, познакомить с признаками звуков и букв, научить различать звуки и буквы.
2. Развивать познавательную деятельность, внимание, творческое воображение, умение правильно применять имеющиеся знания, связно выражать свои мысли.
3. Способствовать воспитанию любви к природе, изучению русского языка; познакомить с символом Нового года, приобщить к всенародному празднованию Нового года, вызвать положительное отношение и интерес к празднику, сформировать умение доставлять радость людям.
Ход урока:
1. Организационный момент. (0,5 мин)
- Здравствуй, __! Как настроение?
- А на урок настроен?
- Тогда будем начинать.
2. Мотивация учебной деятельности. (3 мин.)
- На дворе зима. Приближается Новый год.
- А ты любишь этот праздник?
- Да, на нашей планете нет, наверное, ни одного человека, который бы не любил Новый год. Это самый долгожданный, яркий, волшебный праздник. Во время Нового года происходит много чудес. И вот, какое чудо произошло - к нам пришло письмо от Деда Мороза. Давай его прочитаем.
- Посмотри, какая Баба-Яга довольная тем, что решила испортить людям Новый год. Но мы не дадим ей испортить любимый всеми праздник. Как ты думаешь, о каких символах написал Дед Мороз?
- Скажи, без чего не может быть Нового года? (Без Деда Мороза и Снегурочки, ёлочки, украшений, снеговиков, животного - символа Нового года)
- Назови животное - символ уходящего года. (Бык)
- А знаешь животное - символ нового года? (Тигр)
- На тебе большая ответственность: выполнишь задания - вернутся все: Дед Мороз и Снегурочка, Снеговик, ёлочка и животные-символы, и тогда Новый год придёт на нашу планету. А если не выполнишь, мы продолжим жить в старом году. Ну что - постараемся для всех людей?
- Тогда вперёд! Нажимай на картинку.
3. Постановка цели и задач. (4 мин.)
Задание 1.
- Для того, чтобы узнать, о чём мы будем говорить сегодня на уроке, отгадай слова, зашифрованные в данных ребусах. По первым буквам слов с картинок составь новые слова.
Звук
Буква
- Значит, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О звуках и буквах)
- Да, тема сегодняшнего урока "Сказочное царство звуков". А что мы должны будем узнать о звуках и буквах? (Что такое звук и буква, и чем отличаются друг от друга)
- Как будет построен наш урок? Выбери карточку с правильным планом действий.
Молодец! Ответ неправильный!
4. Актуализация знаний (6 мин.)
Задание 2.
- Первое задание выполнили. Баба-Яга осталась этим очень недовольна.
- Но всё же решила вернуть ёлочные украшения и ёлочки. Давай полюбуемся, какими красивыми они бывают.
- Продолжаем. Сейчас я предлагаю тебе принять участие в небольшом опыте. Я предлагаю тебе угадать звуки, которые ты сейчас услышишь. По-очереди нажимай на кнопочки.
- Что ты услышал?
- Конечно, ты узнал звук колокольчика, тиканье часов, звуки грома с дождём, потому что слышал их не один раз. Человека окружает множество звуков. Дома мы слышим, как тикают часы, как льётся вода, мяукает кошка. Выходим на улицу - и опять вокруг сплошные звуки: поют птицы, гудят и тарахтят машины, шумит ветер, грохочет гром, лает собака. Это неречевые звуки - то есть звуки, которые мы не можем повторить точь-в-точь. Но есть ещё и речевые звуки - то есть звуки речи. В нашей речи всё имеет звуковое выражение. Сами по себе звуки, вроде бы, ничего не значат. Например: О, К, Т.
Ты понял, что это такое?
- Никто ничего не поймёт. Но если поменять звуки местами и произнести их вместе, то получится слово КОТ. И все сразу поймут, что это домашнее животное. А если снова поменять буквы местами и произнести ТОК или КТО, то тоже получатся слова. На протяжении многих веков звуки речи складывались в определённом порядке и образовывали слова. Слов становилось всё больше, они накапливались, приобретали своё значение, а звуки в них занимали своё место. С тех пор звуки нельзя переставить местами или совсем убрать - тогда никто ничего не поймёт. Вот почему так важно произносить все звуки в словах правильно.
5. Первичное усвоение новых знаний (1 мин.)
- Если ты внимательно слушал, ответь на вопрос: звуки природы и звуки речи - это одно и то же?
- Баба-Яга очень зла из-за того, что мы в успешно справляемся с заданиями. Но ей пришлось освободить снеговиков.
6. Физкультминутка. (2 мин.)
- Снеговики очень счастливы и дарят тебе задорный танец. Мы проделали большую работу. Давай вместе со снеговиками немного подвигаемся.
7. Актуализация знаний (продолжение) (6 мин.)
Задание 3.
- Ну вот, отдохнули. Теперь продолжим. Мы уже вернули новогодние ёлочки и снеговиков. Осталось вернуть главные символы Нового года - Деда Мороза и Снегурочку. Проведём ещё один опыт: я взяла карандаш (или ручку) и на тупой конец положила маленькую полоску в виде буквы Г. Сейчас я поднесу её ко рту на расстоянии примерно 10 см.
- Теперь произнесу гласные звуки: А, О, У.
- Ты видишь, что листок не шелохнулся. Потому что при произнесении гласных звуков воздух свободно проходит через рот. А теперь я произнесу согласный звук, например: П.
- Листочек упал. Почему это произошло?
- Потому что звук проговаривался с шумом. И когда мы произносим согласные звуки, воздух при прохождении через рот встречает препятствия в виде языка, зубов и губ. А теперь сядь поудобней и послушай сказку о звуках и буквах.
Жили-были в одной волшебной стране звуки. Страна была крохотная, жителей было мало. Никто их не видел, т.к. они были невидимками. А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами. За их певучесть и голосистость их прозвали гласными.
- Назови их. (А, о, и, у, э, ы)
- Эти звуки любят петь.
- А теперь продолжение сказки.
Остальные тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Они очень дружили, во всём соглашались с гласными, любили стоять с ними рядом. И назывались они… (согласными). Звуки и теперь живут вместе. И вот однажды в этой стране появился волшебник. Ему она так понравилась, что он захотел поближе познакомиться с её жителями. Но они были невидимыми. Тогда он решил подарить каждому жителю одежду. Стоило её надеть, как звуки становились видимыми и превращались в буквы.
- Чтобы обозначать звуки на письме, люди специально придумали значки - буквы. Буквы - это одежда звуков.
8. Первичная проверка понимания (0,5 мин.)
- Итак, чем же звуки отличаются от букв? Нажми на карточку с правильным ответом. (Звуки мы произносим и слышим, буквы пишем и читаем)
9. Первичное закрепление (3 мин.)
Задание 4.
- Ну вот и выполнено очередное задание. Удивительное дело - Баба-Яга подобрела.
- И отпустила Деда Мороза и Снегурочку.
- А теперь проверим, как ты у тебя получится отличать гласные от согласных.
10. Рефлексия (подведение итогов урока) (4 мин.)
Подведение итогов урока.
- Ну что ж, последнее задание выполнено. Пришло время узнать, кого ты спас на этот раз.
- Как видишь, мы встречаем символов уходящего года - Быка, и нового 2022 года - Тигра. Благодаря твоему старанию и выполненным тобою заданиям, все символы года - ёлочка, снеговики, Дед Мороз со Снегурочкой, а также Бык и Тигр готовы к тому, чтобы все люди на планете встретили новый 2022 год. Баба-Яга поняла, что вредить - это очень плохо.
- Поэтому она благодарна тебе за то, что она изменилась, и дарит подарок - новогоднюю песенку Зайца и Волка из м/ф "Ну, погоди!". И, конечно же, прощается с нами.
- Но прежде, чем ты посмотришь музыкальное поздравление, давай подведём итоги. Из чего состоят слова нашей речи? (Из звуков)
- Правда ли, что звуки мы пишем и читаем? (Нет)
- На какие две группы делятся все звуки? (На гласные и согласные)
- Поются и тянутся гласные или согласные? (Гласные)
- Обобщу всё сказанное: все слова нашей речи состоят из звуков, которые на письме обозначаются буквами. По особенностям своего звучания и образованию звуки делятся на гласные и согласные. Звуки мы произносим и слышим, буквы мы пишем и читаем… Ты же знаешь, что Дед Мороз выполняет желания только тех детей, которые хорошо учатся и хорошо себя ведут. Давай составим письмо Дедушке Морозу. Вспомни, что ты сегодня делал на уроке, и расскажи ему об этом.
Дорогой Дедушка Мороз, на уроке я:
- узнал, что ... (бывают речевые и неречевые звуки, звуки бывают гласные и согласные),
- научился … (отличать гласные звуки от согласных),
- выполнял задания… (старательно, плохо, с ошибками/без ошибок),
- смог … (выполнить все задания урока, вернул символы Нового года, изменил Бабу-Ягу - она стала доброй),
- урок был … (интересным/неинтересным),
- у меня получилось … ,
- знания, полученные на уроке, пригодятся мне в будущем ... (на уроках русского языка; в жизни - грамотно писать).
Я рад, что … (сделал всё, чтобы Новый год состоялся).
- Я уверена, что твоё письмо понравится Деду Морозу и он обязательно выполнит твоё желание. А теперь подарок и от меня - пусть этот праздничный фейерверк подарит тебе радостное предновогоднее настроение! Пусть Новый год принесёт тебе только радость, удачу и победы во всех твоих начинаниях!
- Наш урок закончен. С пользой для себя и для всех людей мы и провели время урока. Теперь мы с тобой прощаемся до следующей встречи! А ты можешь спокойно смотреть отрывок из мультфильма.