Конспект урока по русскому языку «Сказочное царство звуков» (1 класс)
Урок проводился с обучающимся-первоклассником с ограниченными возможностями здоровья, который осваивает образовательную программу в дистанционной форме с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Специально для урока был создан сайт на Google-сайте с интерактивными технологиями. Для перехода на сайт или технологическую карту урока, необходимо перейти по ссылочкам в теме урока.
Элементы урока были использованы мною раньше, но оформлен урок был в электронной тетради (Gppgle-документ) и тема урока была другой.
Тема урока: “Сказочное царство звуков” (Технологическая карта урока)
Цель: формирование представлений о существенных признаках звуков и букв.
Задачи:
1. Создать условия для усвоения нового материала, познакомить с признаками звуков и букв, научить различать звуки и буквы.
2. Развивать познавательную деятельность, внимание, творческое воображение, умение правильно применять имеющиеся знания, связно выражать свои мысли.
3. Способствовать воспитанию любви к природе, изучению русского языка; познакомить с символом Нового года, приобщить к всенародному празднованию Нового года, вызвать положительное отношение и интерес к празднику, сформировать умение доставлять радость людям.
Ход урока:
1. Организационный момент. (0,5 мин)
- Здравствуй, __! Как настроение?
- А на урок настроен?
- Тогда будем начинать.
2. Мотивация учебной деятельности. (3 мин.)
- На дворе зима. Приближается Новый год.
https://stihi.ru/pics/2016/12/15/2112.gif
- А ты любишь этот праздник?
- Да, на нашей планете нет, наверное, ни одного человека, который бы не любил Новый год. Это самый долгожданный, яркий, волшебный праздник. Во время Нового года происходит много чудес. И вот, какое чудо произошло - к нам пришло письмо от Деда Мороза. Давай его прочитаем.
- Посмотри, какая Баба-Яга довольная тем, что решила испортить людям Новый год. Но мы не дадим ей испортить любимый всеми праздник. Как ты думаешь, о каких символах написал Дед Мороз?
- Скажи, без чего не может быть Нового года? (Без Деда Мороза и Снегурочки, ёлочки, украшений, снеговиков, животного - символа Нового года)
- Назови животное - символ уходящего года. (Бык)
- А знаешь животное - символ нового года? (Тигр)
https://i.gifer.com/origin/56/5699a7b6dc56396c205ac534d9226061.gif
- На тебе большая ответственность: выполнишь задания - вернутся все: Дед Мороз и Снегурочка, Снеговик, ёлочка и животные-символы, и тогда Новый год придёт на нашу планету. А если не выполнишь, мы продолжим жить в старом году. Ну что - постараемся для всех людей?
- Тогда вперёд! Нажимай на картинку.
3. Постановка цели и задач. (4 мин.)
Задание 1.
- Для того, чтобы узнать, о чём мы будем говорить сегодня на уроке, отгадай слова, зашифрованные в данных ребусах. По первым буквам слов с картинок составь новые слова.
Звук
Буква
- Значит, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О звуках и буквах)
- Да, тема сегодняшнего урока "Сказочное царство звуков". А что мы должны будем узнать о звуках и буквах? (Что такое звук и буква, и чем отличаются друг от друга)
- Как будет построен наш урок? Выбери карточку с правильным планом действий.
Молодец! Ответ неправильный!
4. Актуализация знаний (6 мин.)
Задание 2.
- Первое задание выполнили. Баба-Яга осталась этим очень недовольна.
- Но всё же решила вернуть ёлочные украшения и ёлочки. Давай полюбуемся, какими красивыми они бывают.
https://animated-images.su/_ph/90/2/123473583.gif
https://i.pinimg.com/originals/0c/7a/52/0c7a52d0824ed60570933d24b57da6f5.gif
https://99px.ru/sstorage/86/2015/12/image_863112152017101039193.gif
https://bestgif.su/_ph/58/2/531178578.gif
- Продолжаем. Сейчас я предлагаю тебе принять участие в небольшом опыте. Я предлагаю тебе угадать звуки, которые ты сейчас услышишь. По-очереди нажимай на кнопочки.
Звук колокольчика Тиканье часов Гром, дождь
- Что ты услышал?
- Конечно, ты узнал звук колокольчика, тиканье часов, звуки грома с дождём, потому что слышал их не один раз. Человека окружает множество звуков. Дома мы слышим, как тикают часы, как льётся вода, мяукает кошка. Выходим на улицу - и опять вокруг сплошные звуки: поют птицы, гудят и тарахтят машины, шумит ветер, грохочет гром, лает собака. Это неречевые звуки - то есть звуки, которые мы не можем повторить точь-в-точь. Но есть ещё и речевые звуки - то есть звуки речи. В нашей речи всё имеет звуковое выражение. Сами по себе звуки, вроде бы, ничего не значат. Например: О, К, Т.
Ты понял, что это такое?
- Никто ничего не поймёт. Но если поменять звуки местами и произнести их вместе, то получится слово КОТ. И все сразу поймут, что это домашнее животное. А если снова поменять буквы местами и произнести ТОК или КТО, то тоже получатся слова. На протяжении многих веков звуки речи складывались в определённом порядке и образовывали слова. Слов становилось всё больше, они накапливались, приобретали своё значение, а звуки в них занимали своё место. С тех пор звуки нельзя переставить местами или совсем убрать - тогда никто ничего не поймёт. Вот почему так важно произносить все звуки в словах правильно.
5. Первичное усвоение новых знаний (1 мин.)
- Если ты внимательно слушал, ответь на вопрос: звуки природы и звуки речи - это одно и то же?
- Баба-Яга очень зла из-за того, что мы в успешно справляемся с заданиями. Но ей пришлось освободить снеговиков.
https://sunveter.ru/uploads/posts/2014-11/1416954486_5.gif
https://i.pinimg.com/originals/73/09/d7/7309d70cb77e6f189f84ab4d391ac726.gif
https://sunveter.ru/uploads/posts/2016-01/1451771215_9.gif
https://img3.postila.ru/storage/8032000/8012170/5c0288c7619d2e662526c4cb63830f7a.gif
6. Физкультминутка. (2 мин.)
- Снеговики очень счастливы и дарят тебе задорный танец. Мы проделали большую работу. Давай вместе со снеговиками немного подвигаемся.
Физкультминутка со снеговиками
7. Актуализация знаний (продолжение) (6 мин.)
Задание 3.
- Ну вот, отдохнули. Теперь продолжим. Мы уже вернули новогодние ёлочки и снеговиков. Осталось вернуть главные символы Нового года - Деда Мороза и Снегурочку. Проведём ещё один опыт: я взяла карандаш (или ручку) и на тупой конец положила маленькую полоску в виде буквы Г. Сейчас я поднесу её ко рту на расстоянии примерно 10 см.
- Теперь произнесу гласные звуки: А, О, У.
- Ты видишь, что листок не шелохнулся. Потому что при произнесении гласных звуков воздух свободно проходит через рот. А теперь я произнесу согласный звук, например: П.
- Листочек упал. Почему это произошло?
- Потому что звук проговаривался с шумом. И когда мы произносим согласные звуки, воздух при прохождении через рот встречает препятствия в виде языка, зубов и губ. А теперь сядь поудобней и послушай сказку о звуках и буквах.
Жили-были в одной волшебной стране звуки. Страна была крохотная, жителей было мало. Никто их не видел, т.к. они были невидимками. А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами. За их певучесть и голосистость их прозвали гласными.
- Назови их. (А, о, и, у, э, ы)
- Эти звуки любят петь.
- А теперь продолжение сказки.
Остальные тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Они очень дружили, во всём соглашались с гласными, любили стоять с ними рядом. И назывались они… (согласными). Звуки и теперь живут вместе. И вот однажды в этой стране появился волшебник. Ему она так понравилась, что он захотел поближе познакомиться с её жителями. Но они были невидимыми. Тогда он решил подарить каждому жителю одежду. Стоило её надеть, как звуки становились видимыми и превращались в буквы.
- Чтобы обозначать звуки на письме, люди специально придумали значки - буквы. Буквы - это одежда звуков.
8. Первичная проверка понимания (0,5 мин.)
- Итак, чем же звуки отличаются от букв? Нажми на карточку с правильным ответом. (Звуки мы произносим и слышим, буквы пишем и читаем)
9. Первичное закрепление (3 мин.)
Задание 4.
- Ну вот и выполнено очередное задание. Удивительное дело - Баба-Яга подобрела.
- И отпустила Деда Мороза и Снегурочку.
https://99px.ru/sstorage/86/2016/12/image_860412162147103940496.gif
https://i017.radikal.ru/1511/0a/4a8e41ababb5.gif
https://99px.ru/sstorage/86/2015/12/image_861912150225236622173.gif
- А теперь проверим, как ты у тебя получится отличать гласные от согласных.
10. Рефлексия (подведение итогов урока) (4 мин.)
Подведение итогов урока.
- Ну что ж, последнее задание выполнено. Пришло время узнать, кого ты спас на этот раз.
https://99px.ru/sstorage/86/2015/04/image_862804151358065112875.gif
https://kartinki.info/uploads/posts/2017-11/1510605734_3503-tigr-lizhet-lapu.gif
- Как видишь, мы встречаем символов уходящего года - Быка, и нового 2022 года - Тигра. Благодаря твоему старанию и выполненным тобою заданиям, все символы года - ёлочка, снеговики, Дед Мороз со Снегурочкой, а также Бык и Тигр готовы к тому, чтобы все люди на планете встретили новый 2022 год. Баба-Яга поняла, что вредить - это очень плохо.
- Поэтому она благодарна тебе за то, что она изменилась, и дарит подарок - новогоднюю песенку Зайца и Волка из м/ф "Ну, погоди!". И, конечно же, прощается с нами.
- Но прежде, чем ты посмотришь музыкальное поздравление, давай подведём итоги. Из чего состоят слова нашей речи? (Из звуков)
- Правда ли, что звуки мы пишем и читаем? (Нет)
- На какие две группы делятся все звуки? (На гласные и согласные)
- Поются и тянутся гласные или согласные? (Гласные)
- Обобщу всё сказанное: все слова нашей речи состоят из звуков, которые на письме обозначаются буквами. По особенностям своего звучания и образованию звуки делятся на гласные и согласные. Звуки мы произносим и слышим, буквы мы пишем и читаем… Ты же знаешь, что Дед Мороз выполняет желания только тех детей, которые хорошо учатся и хорошо себя ведут. Давай составим письмо Дедушке Морозу. Вспомни, что ты сегодня делал на уроке, и расскажи ему об этом.
Дорогой Дедушка Мороз, на уроке я:
- узнал, что ... (бывают речевые и неречевые звуки, звуки бывают гласные и согласные),
- научился … (отличать гласные звуки от согласных),
- выполнял задания… (старательно, плохо, с ошибками/без ошибок),
- смог … (выполнить все задания урока, вернул символы Нового года, изменил Бабу-Ягу - она стала доброй),
- урок был … (интересным/неинтересным),
- у меня получилось … ,
- знания, полученные на уроке, пригодятся мне в будущем ... (на уроках русского языка; в жизни - грамотно писать).
Я рад, что … (сделал всё, чтобы Новый год состоялся).
- Я уверена, что твоё письмо понравится Деду Морозу и он обязательно выполнит твоё желание. А теперь подарок и от меня - пусть этот праздничный фейерверк подарит тебе радостное предновогоднее настроение! Пусть Новый год принесёт тебе только радость, удачу и победы во всех твоих начинаниях!
- Наш урок закончен. С пользой для себя и для всех людей мы и провели время урока. Теперь мы с тобой прощаемся до следующей встречи! А ты можешь спокойно смотреть отрывок из мультфильма.
Куликова Ирина Геннадьевна
Язенина Ольга Анатольевна
Куликова Ирина Геннадьевна
Панов Егор Игоревич
Язенина Ольга Анатольевна
Севодняева Эльвира Николаевна
Язенина Ольга Анатольевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Язенина Ольга Анатольевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Язенина Ольга Анатольевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Язенина Ольга Анатольевна
Ковалева Галина Валентиновна
Язенина Ольга Анатольевна
Колышкина Елена Владимировна
Язенина Ольга Анатольевна
Кирилл Александрович Ш.
Язенина Ольга Анатольевна
Галина Владимировна