Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему «Правописание сложных имен существительных»

12
13
Материал опубликован 12 June 2020 в группе

Тема урока: «Правописание сложных имен существительных»

Цель урока: формировать умение дефисного и слитного написания сложных имён существительных.

Задачи:

Образовательная: обеспечить усвоение обучающимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных существительных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написания существительных;

Развивающая: создать условия для развития умений производить классификацию существительных по слитному и дефисному написанию, умений устанавливать сходства и различия, умений делать обобщенные выводы;

Воспитывающая: воспитывать положительный интерес к изучаемой теме, потребность давать самостоятельную оценку своей деятельности, создавать благоприятную атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества

Планируемые результаты:

Личностные:

осознавать важность изучаемого правила слитного и дефисного написания сложных имён существительных;

осознавать практическую и личностную значимость результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

Регулятивные: формировать умение ставить и формулировать цель деятельности, находить способы решения поставленной цели; осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества.

Познавательные: осознавать познавательную задачу; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит её в рабочих материалах урока.

Коммуникативные: формировать умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение слушать и понимать собеседника, планировать и согласно выполнять совместную деятельность

Предметные:

развивать орфографическую зоркость, используя правило дефисного и слитного написания сложных существительных;

повторить правило слитного и дефисного написания сложных имён существительных.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы работы обучающихся: самостоятельная работа, работа в группе, исследование.

Оборудование: проектор; компьютер; мультимедийная презентация к уроку.

Ход урока:


I. Организация начала урока, мотивация учебной деятельности.

Учитель: Добрый день, ребята! У всех сегодня хорошее настроение?

- Все готовы активно работать на уроке?

- Каждый хочет получить только лишь оценку пять? (Ответы учащихся)

Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с русских пословиц: «Грамоте учиться – вперёд пригодится», «Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать», «В детстве не научишься - всю жизнь промучишься». Как вы понимаете смысл этих пословиц? Что имеется в виду? (Варианты ответов). Надо сегодня поработать так, чтобы мы научились новому, и нам не пришлось бы в будущем краснеть от безграмотности (т.е. «мучиться»).

II. Актуализация знаний.

-Чтобы не быть безграмотными, мы должны усвоить правила правописания, а каких именно, мы скоро узнаем.

Перед вами слова: подберезовик, новость, трудолюбие, школа-интернат.

-К какой части речи они относятся?

- Определите, каким способом они образованы? (4 ученика выходят к доске, выполняют словообразовательный разбор)

III. Определение темы урока, постановка учебной задачи.

- Какие слова вы могли бы назвать сложными? (Трудолюбие, школа-интернат). Почему? (Состоят из двух корней).

- Как эти слова пишутся? (Слитно и через дефис). Можете ответить, почему эти слова пишутся по-разному? Сложно ответить?

- Чему мы должны научиться сегодня? (Понять, когда сложные имена существительные пишутся слитно, когда через дефис)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Правописание сложных имен существительных).

- Какое слово в названии темы является сложным? (Правописание).

- Каким способом оно образовано? Как пишется? (Сложением, пишется слитно)

-Ребята, как интереснее открыть новое знание? (Самим разобраться).

-Составим план выхода из затруднения? (1.Понаблюдать 2.Сравнить 3.Обобщить, сделать выводы).

IV. Самостоятельное изучение нового материала, работа над проектом.

Работа в группах:

Класс делится на 3 группы, вначале все учащиеся самостоятельно изучают правило по учебнику, обсуждают в группах, затем составляют кластеры и защищают свой проект, объясняя правило:

1 группа: Слитное написание сложных имен существительных.

2 группа: Дефисное написание сложных имен существительных.

3 группа: Правописание имен существительных с первой частью пол- t1591949103aa.jpg

V. Закрепление знаний

Задание 1. Закрепление правила о написании слов, образованных путем сложения. Творческий диктант. Ответить на вопросы с помощью сложных слов (10 вопросов): Кто ловит зверей? (зверолов) и т.д. (Стр.53-54, упр.130)

Проверка задания: взаимопроверка, дети обмениваются тетрадями, проверяют работы друг у друга.

Нормы оценок на доске:

«5» - ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка;

«4» - допущено не более двух ошибок;

«3» - допущено 3-5 ошибок;

«2» - допущено более 5 ошибок.

Физминутка.

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.

Задание 2. Закрепление правила написания сложных слов с иноязычными частями. (Включается презентация). Перед вами иноязычные корни: аэро-, авиа-, метео-, зоо-, микро-, гидро-, аква-, нео-.

- Устно объяснить значение слов (аэро-, авиа- - воздух, метео- - погода, зоо- -животное, микро- - маленький, гидро-, аква- - вода, нео- новый).

- Придумать и записать по одному слову с иноязычными частями.

Задание 3. Закрепление правила написания сложных существительных через дефис. Выписать из упр. 131 только слова, пишущиеся через дефис, составить словосочетания, в скобке объяснить написание сложных слов.

VI. Диагностика уровня усвоения знаний.

Учащиеся выполняют тестовые задания, проверяют и получают оценки за тест. 

1. Какое существительное является сложным?

1) исследователь 2) первооткрыватель 3) выключатель

2. Какое сложное существительное имеет соединительную гласную?

1) (птице)лов 2) (фрукты)лекарства 3) (спорт)зал

3. Какое слово с первой частью пол- пишется слитно?

1) (пол)Америки 2) (пол)игры 3) (пол)книги

4. В каком ряду все существительные пишутся через дефис?

1) (кино)театр, (глазо)мер, (спец)одежда

2) (северо)восток, (Санкт)Петербург, (друзья)приятели

3) (зоо)магазин, (пол)минуты, (кафе)мороженое

5. В каком ряду все существительные пишутся слитно?

1) (микро)район, (пяти)этажка, (электро)самовар

2) (пол)часа, (пол)лимона, (пол)мандарина

3) (вело)гонки, (школа)интернат, (зоо)парк

6. Какое слово написано неверно?

1) сухофрукты 2) электро ток 3) теплоход

7. Какое слово является лишним?

1) (кино)фестиваль 2) (диван)кресло 3) (плащ)палатка

Ответы: 1) 2, 2) 1, 3) 3, 4) 2, 5) 1, 6) 2, 7) 1

VII. Разминка - головоломка "Отгадайте загадки".

- Ребята, у нас осталось немного времени, поэтому я предлагаю вам отдохнуть и отгадать загадки, которые я вам приготовила. (Включается видео, созданное по технологии видеоскрайбинга).

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Что нового вы узнали на уроке?

-Как вы научились действовать?

- Свободно ли вы ориентируетесь в новой теме?

- Справились ли мы с задачей урока?

(Учитель оценивает работу класса и отдельных учащихся. Учащиеся выставляют оценки в дневники, заполняют Лист самооценки)

Лист самооценки

Ф.И. ученика_________________________________________________________

1

На уроке я работал

Активно / пассивно

2

Своей работой на уроке я

Доволен / не доволен

3

Урок для меня показался

Коротким / длинным

4

За урок я

Устал / не устал

5

Моё настроение

Стало лучше / стало хуже

6

Материал урока мне был

Понятен / не понятен

Полезен / бесполезен

Интересен / скучен

IX. Домашнее задание (по выбору учащихся)

- Написать сочинение на свободную тему, используя сложные имена существительные.

- Стр.54, упр.131, списать текст, раскрывая скобки

- Урок окончен. Спасибо за активную работу на уроке.


​​​​​​​
Презентация к заданию 2
PPTX / 1.74 Мб
​​​​​​​

Ссылка на видео: https://youtu.be/nhqbBzR3DME


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за полезный ресурс!

12 June 2020

Спасибо, Марина Юрьевна!

12 June 2020

Спасибо за качественную публикацию!!!

12 June 2020

Наталья Владимировна, спасибо за оценку!

12 June 2020

Спасибо, Светлана Ивановна, за отличную разработку урока!

12 June 2020

Спасибо за высокую оценку! Очень приятно!

12 June 2020

спасибо большое!

12 June 2020

И Вам спасибо за комментарий!

12 June 2020

Поздравляю с победой в конкурсе!

18 August 2020

Спасибо, Елена Валерьевна!

22 August 2020

Светлана Ивановна! С Победой!

19 August 2020

Спасибо!!!

22 August 2020

Спасибо, Елена Валерьевна!

22 August 2020

Ответ #323809 был удален 22 August 2020


Похожие публикации