Конспект урока химии по теме «Соли» для обучающихся 11 класса
Технологическая карта урока 11класс
Тема урока: Соли
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Цель урока: Систематизировать и обобщить знания по теме «Соли».
Задачи:
Образовательные: систематизация и обобщение знаний у учащихся по номенклатуре, классификации и свойствах солей); продолжить формировать умения составлять уравнения химических реакций для класса неорганических соединений соли;
Развивающие: Совершенствовать умения учащихся анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи между строением и свойствами; Развивать способность обобщать и систематизировать полученные знания о солях, их взаимосвязи с другими классами сложных неорганических веществ и применять их в новой ситуации;
Воспитательные: Продолжить формировать умение работать самостоятельно; способствовать повышению уровня познавательного интереса к предмету химия;
Планируемые результаты:
Предметные: 1. Систематизация знаний по классу соли; 2. Продолжать развивать умение составлять уравнения химических реакций.
Метапредметные: Научатся управлять своей учебной деятельностью, извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации), обобщать полученную информацию, находить и исправлять ошибки.
Личностные: Осознают значимость химических знаний для их практического применения в повседневной жизни.
Образовательные технологии: Технология развития критического мышления
ФОУД: фронтальная, индивидуальная, парная.
Средства обучения: интерактивная доска, компьютер, комплекты материалов ( Приложения №1- №3).
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | ||
Метапредметные | Предметные | ||||
Организационный этап Цель: создание рабочего настроя в классе | |||||
Приветствует обучающихся, проверяет готовность класса к уроку, отмечает отсутствующих. | Приветствуют учителя, занимают рабочие места. | | Регулятивные: умение организовать себя для работы на уроке; | | |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности Цель: подведение к осознанию проблемы и определению темы урока; мотивация к активной познавательной деятельности | |||||
Демонстрация видеоролика «Вода evian». Организация работы в парах с текстом. Организация фронтальной беседы после просмотра ролика. | Смотрят видеоролик. Читают текст. Отвечают на вопросы учителя. Определяют тему и цель урока. | Используя тексты (Приложение №1) ответьте на вопросы: Чем обусловлены лечебные свойства воды evian? Состав какой из минеральных вод наиболее сбалансирован? Почему? Обоснована ли стоимость такой воды? | Личностные: проявление интереса к новому содержанию; Регулятивные: целеполагание; Познавательные: умение строить высказывание, смысловое чтение; Коммуникативные: умение выражать свои мысли, умение участвовать в коллективном обсуждении; | Умение объяснять зависимость свойств веществ от их состава, распознавать вещества; | |
Актуализация знаний Цель: повторение понятия «соли» | |||||
Дает инструкцию по выполнению задания «Ключевые термины» | Самостоятельно выполняют задание. | На доске выведены ключевые слова: диссоциируют, кислые, с основаниями, применяют. Задание: необходимо составить небольшой текст 2-3 предложения с их использованием. (Пример: Соли - сложные вещества, которые диссоциируют на катион металла и анион кислотного остатка. Выделяют средние, кислые и основные соли. При взаимодействии с основаниями соли образуют новую соль и новое основание. Их применяют в сельском хозяйстве и т.д.) | Личностные: формирование потребности в совершенствовании своих знаний; Регулятивные: саморегуляция и контроль; Познавательные: синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с выполнением недостающих компонентов, структурирование знаний; | Умение использовать ранее полученные знания о классе «соли» для выполнения самостоятельной работы; | |
Обобщение и систематизация знаний Цель: осмысление результатов совместно учителем и учащимися | |||||
Проверка задания. Заслушать несколько учащихся, при необходимости дополнить их. Организация фронтальной беседы. | Учащиеся озвучивают варианты своих текстов. Отвечают на вопросы учителя. | Как еще классифицируют соли? (на растворимые, малорастворимые и нерастворимые) Все ли химические свойства солей были описаны? | Регулятивные: оценка результатов работы; Познавательные: умения характеризовать вещества; Коммуникативные: умение представлять конкретное содержание с сообщением его в письменной и устной форме, умение вести диалог; | Давать определение понятию «соли», знание их свойств. | |
Применение знаний и умений в новой ситуации Цель: закрепить знания о взаимодействии солей с разными классами неорганических соединений | |||||
Организация самостоятельной работы учащихся с таблицей. Объяснение плана работы. | Слушают учителя. Самостоятельно выполняют задание. | В предложенной таблице (Приложение №2) в левой колонке описано свойство соли. В правой приведена НЕПРАВИЛЬНАЯ химическая реакция. Вам необходимо найти и исправить ошибку, и указать почему она является неправильной. | Личностные: повышение своего образовательного уровня; Регулятивные: контроль и коррекция, саморегуляция; Познавательные: умение оперировать химическими формулами; | Умение находить химические ошибки и исправлять их, развитие умения составлять уравнения химических реакций; | |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Цель: Осуществить контроль знаний о химических свойствах солей | |||||
Организует обсуждение химических свойств солей. Проверка таблицы. Работа у доски. | Обсуждают неправильность химических реакций в таблице. Записывают верные на доске. | Записать на доске правильную химическую реакцию, соответствующую свойству соли. | Личностные: оценивать собственный вклад в работу класса; Регулятивные: оценивание усвоенного материала, оценка качества усвоения; Познавательные: умение использовать химический язык; Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении, принимать мнение одноклассников и учителя; | Отработка умения записывать уравнения реакций; | |
Рефлексия Цель: анализ и подведение итогов работы, формирование выводов по изученному материалу | |||||
Организует рефлексию, обращаясь к видеоролику про минеральную воду. Выяснить, как учащиеся оценивают свою работу на уроке. | Отвечают на вопросы учителя. | | Личностные: осознание значимости химических знаний; Регулятивные: оценка результатов работы; Коммуникативные: умение полно выражать свои мысли; | | |
VII. Домашнее задание Цель: развитие способностей учащихся к самостоятельной образовательной и учебно-исследовательской деятельности | |||||
Объяснить домашнее задание. | Записывают в дневник. | Повторить содержание параграфа §24 «Соли» Заполнить схему «Фишбоун» (Приложение №3) | | |
Приложение №1 Текст « Химический состав воды «Evian» и «Хан-Куль»
Состав воды «Evian»
О бнаружено, что вода «Эвиан» содержит в себе много полезных компонентов. Из расчета на литр жидкости в ней обнаружено в миллиграммах:
кальций - 70-80;
смесь калия и натрия – 10;
магний – 20-40;
угольная кислота – 340-370;
оксид азота – 3,9;
сульфат серы - 15;
хлор – 10;
оксид кремния – 9-17.
При всем при этом жидкость сохраняет нейтральную pH среды от 7 до 8 единиц. У нас в России во многих крупных торговых центрах тоже продается вода «Эвиан». Цена продукта зависит от вида и емкости упаковочной тары. Стоимость бутылки объемом 0,5 литра в среднем около 200 рублей.
Состав воды «Хан-Куль»
О сновной ионный состав (мг/л):
Сульфаты: 900-1900
Гидрокарбонаты — 300-700
Хлориды -50-250
Магний: 30-150
Натрий+Калий: 300-850
Кальций -50-250
Стоимость бутылки объемом 0,5 литра в среднем около 15 рублей.
Приложение №2 Таблица «Химические свойства солей с неправильными уравнениями реакций»
Свойство соли | Уравнение реакции |
Взаимодействие с кислотами | Na2SO4+H3PO4=Na3PO4+H2SO4 |
Взаимодействие с основаниями | CuS+KOH=Cu(OH)2+K2S |
Взаимодействие с солями | NaCl+KBr=NaBr+KCl |
Взаимодействие с металлами | Cu+Na2SO4=CuSO4+2Na |
Приложение №3 «Схема Фишбоун «Гидролиз солей»