12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коновал Алла Петровна681
Я учитель начальных классов, стаж работы более 30 лет. Имею опыт работы с дошкольниками и учащимися начальных классов
Украина, Донецкая Народная Республика, г. Донецк
8

Конспект урока по внеклассному чтению во 2 классе "Мир рассказов Валентины Осеевой"

Конспект урока внеклассного чтения во 2 классе


Тема: Мир рассказов Валентины Осеевой


Цели: Ознакомление с рассказами В. Осеевой, формирование умения составлять характеристики героев, расширение читательского кругозора учащихся.

Развитие навыков чтения, связной речи, коммуникативных умений, мыслительных операций (анализа, обобщения и логичности рассуждения)

Воспитание нравственных качеств личности ребенка: честности, чувства ответственности за свои поступки, доброжелательности, отзывчивости, чувства взаимопомощи, уважения к мнению других.


Оборудование: портрет В.Осеевой, книжная выставка, иллюстрации к произведениям В.Осеевой, листы для работы в группах, карточки со словами – характеристиками героев; отрывки сказки «Добрая хозяюшка» на карточках.


Предварительная работа: Дети до проведения урока по своему желанию объединились в группы по 4 человека. Учащиеся заранее читали разные произведения В.Осеевой. каждая группа получила книгу с произведениями В. Осеевой и задание: рассказать о книге так, чтобы всем захотелось её прочитать.


Ход урока

I Организация класса

Учащиеся проверяют свою готовность к уроку. Парты расставлены для работы в группах: по две, учащиеся сидят лицом друг к другу (группы по 4 учащихся). В каждой группе – книга с рассказами В.Осеевой, по 2 иллюстрации к разным рассказам, лист для работы в группе.


II Формулирование задач урока

На уроках литературного чтения мы читали рассказы В.Осеевой. Назовите их («Хорошее», «Волшебное слово», «Почему?»)

Определите, с каким рассказом мы познакомимся сегодня (мы будем работать над разными произведениями, с которыми ознакомились самостоятельно)


III Актуализация знаний

Представление портрета В. Осеевой

Валентина Александровна Осеева родилась 28.04.1902г. в Киеве. В детстве со своей семьёй жила в Самаре, затем – в Москве. В. Осеева хотела быть актрисой, но сложилось иначе. Когда ей исполнился 21 год, В.Осеева стала работать в Трудовом комитете для беспризорных детей. Около 16 лет писательница работала с так называемыми «проблемными» детьми. Помогая им определить свой путь в жизни. Для этих детей она и писала свои рассказы, повести. Можно сказать, что девизом В. Осеевой – писательницы были слова «Мало уметь читать, надо уметь думать». Каждый рассказ даёт нам возможность задуматься о том, как правильно поступить в разных жизненных ситуациях.

Ребята нашего класса прочитали уже много рассказов В.Осеевой и готовы рассказать вам о своих любимых произведениях (По одному представителю от каждой группы выходят с книгой к доске, рассказывают, чем их заинтересовала эта книга, что бы они советовали прочитать). Книги остаются на книжной выставке, они после урока доступны для прочтения детьми.


IV Игровые упражнения на обобщение знаний о рассказах

1. «Аукцион рассказов»

Дети по очереди называют рассказы В. Осеевой (представитель -й группы, затем представитель 2-й, 3-й и т.д.) Затем снова с 1-й группы. Называем рассказы до тех пор, пока не вспомним все прочитанные произведения. Победителем аукциона признаётся группа, назвавшая рассказ последней.


2. «Чей характер»

На доске прикреплены карточки так, что надписи скрыты:

«ЖАДНОСТЬ», «ДОБРОТА», «СПРАВЕДЛИВОСТЬ», «ЧЕСТНОСТЬ», «СОВЕСТЬ», «ТРУДОЛЮБИЕ», «ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ», «ЩЕДРОСТЬ», «ЛЕНЬ», «ВОСПИТАННОСТЬ», «ТРУСОСТЬ», «МУДРОСТЬ».

По одному учащемуся от каждой группы выходят к доске. Выбирают по 2 карточки. При помощи всей группы дети решают, кто из героев рассказов В.Осеевой может получить такую характеристику.


3. «Узнай рассказ»

Учитель зачитывает краткое содержание – намёк, а учащиеся в группах на заготовленных листах записывают название рассказа:

«Содержание – намёк»

Название рассказа

1

О том, как Маша оказалась ненадёжной подругой, из-за этого промокла Таня. Проверка на дружбу не пройдена

До первого дождя


2

Как Ваня от скуки обидел Таню, а Таня обидела Барбоса… А утка никого не стала обижать

Кто всех глупее?

3

Коля и Ваня спорили, чей Жук. А спор решили две овчарки лесника

Кто хозяин?

4

Один мальчик сказал, что волка встретил, второй, - что дедушку, а третий мальчик сказал правду.

Что легче?

5

Юра хотел уступить место сначала военному, потом – бабушке. А в результате уступил место девочке

Девочка с куклой

6

Как Катя простила брата Алёшу в тот момент, когда он упал. А Алёше стало стыдно

Отомстила

7

Как Витя потерял завтрак, и эта ситуация показала, кто является его настоящим другом.

Три товарища

8

Как один мальчик собрал около себя много игрушек, но ему было скучно

Сторож

9

Как трудолюбивый муравей разрешил спор кузнечика и дождевого червя

Какой день

10

Как один из трёх мальчиков помог маме нести вёдра с водой,

Сыновья

11

Как Юра и Олег за полчаса не решили пример

Время

12

Как Слава и Витя умудрились получить две двойка, чуть не поссорились из-за Ральфа

Рекс и Кекс


5. Работа с иллюстрациями

В каждой группе по 2 иллюстрации к разным рассказам. Учитель называет рассказ («Синие листья», «Просто старушка», «Печенье», «На катке»)

Дети, определив, что иллюстрация в их группе, выходят к доске, показывают классу иллюстрации.

Правильно ли поступили герои? Почему? О каком качестве характера говорит поступок? Как следовало поступить в этой ситуации?


V Работа над сказкой «Добрая хозяюшка»

Сказка заранее разделена учителем на 4 части. Каждая пара учеников получает свой отрывок

1) Хозяюшка и петушок

2) Хозяюшка и курочка

3) Хозяюшка и уточка

4) Хозяюшка и щенок

1. Чтение в парах

Учащиеся в парах отрабатывают чтение своего отрывка.


2. Чтение сказки вслух.

Учитель для восприятия учащимися сказки вызывает хорошо читающих учащихся, при необходимости – читает учитель.


3. Анализ содержания

По частям:

- Каким был петушок? Как он относился к девочке? Как выглядит петушок? Почему девочка поменяла его на курочку? Как петушок отреагировал на обмен?

- Как выглядит курочка? Как она относилась к хозяюшке? Почему девочка поменяла курочку? Как к этому отнеслась курочка?

- Куда ходят девочка с уточкой? Что они делают на речке? Как уточка заботится о девочке? Почему она решила поменять уточку? Как к этому отнеслась уточка?

- О чём девочка рассказала щенку? Как отреагировал щенок? Что он подумал, что сделал? Почему?

Каковы поступки девочки? Что бы вы ей посоветовали? Почему В. Осеева назвала свою сказку «Добрая хозяюшка»? 


4. Выразительное чтение сказки


VI Рефлексия

Какие советы В. Осеевой вы бы адресовали себе? В какой момент урока вы поняли, что ваши поступки лучше, чем поступки героя? Как урок повлиял на ваше настроение?


Опубликовано


Комментарии (2)

Голдина Лилия Вильевна, 08.02.20 в 11:38 3Ответить Пожаловаться
Анна Петровна, большое спасибо за публикацию. Вы предоставили интересный конспект урока, который обязательно окажет большую помощь коллегам. Конспект урока подробный, развёрнутый, все этапы урока взаимосвязаны, ничего лишнего. Понравились выбранные Вами приемы работы. Большое спасибо за замечательный ресурс, Ваш труд и желание поделиться с коллегами со своим опытом!
Коновал Алла Петровна, 10.02.20 в 19:23 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за высокую оценку моей работы, Лилия Вильевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.