Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Приставка»
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Приставка»
Учитель: Вырвина М.С.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цели урока:
Содержательная: формирование знаний о приставке как значимой части слова
Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание схем, исследовательская работа
Обучающие: научить детей выделять приставку из состава слова;
Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: учебники, тетради, интерактивная доска, презентация, карточки, схема-опора “грамматический человек”, иллюстрации картин о зимнем лесе, аудиофайл из цикла «Времена года. (П.И. Чайковский - Времена года - Зима (Декабрь. Святки; Январь. У камина; Февраль. Масленица)
Демонстрационный материал: презентация, эталоны для самопроверки, картинки.
Планируемые результаты:
Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
Метапредметные УУД: обучающийся научится давать определение приставки, выделять ее смысловое значение, выделять приставку в слове; подбирать слова с указанными приставками, определять значение приставок в словах; обучающийся получит возможность научиться понимать механизмы образования слов при помощи приставок, определять состав слова.
Регулятивные УУД: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; планировать пути достижения целей; обучающийся получит возможность научиться выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.
Познавательные УУД: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя метод наблюдения, устанавливать причинно-следственные связи; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять схему); обучающийся получит возможность научиться делать умозаключения на основе аргументации.
Коммуникативные УУД: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы, научиться работать в паре, оформлять свои мысли в устной форме, работая в паре и группе; аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою точку зрения.
Методы и формы обучения: частично-поисковый, лингвистические игры, беседа, работа с текстом, с иллюстрациями, индивидуальная и парная работа.
Оценка деятельности обучающихся: опрос, наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль.
Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, мультимедийный проектор, экран, карточки, иллюстрации.
Сценарий урока:
I. Организационный момент. Доброе утро, ребята, здравствуйте, уважаемые гости! Надеюсь наш урок будет интересным и познавательным.
Презентация (иллюстрация зимнего леса). Слайд 2
- Какое время года изображено на иллюстрациях на доске? А сейчас? Поговорим о приметах зимы. Какие праздники бывают зимой? Какие развлечения? А вы бывали зимой в лесу? Как вы думаете, можно ли там что-нибудь найти? А мы с вами сегодня попробуем совершить виртуальную прогулку в зимний лес, вдруг нам повезет, и мы что-нибудь там найдем.
II. Повторение пройденного. Разминка.
- Ребята, у вас на листочках нарисован круг, сейчас мы будем отвечать на вопросы и рисовать лицо “грамматического человечка”. Вы проверите сами себя, как обозначаются части слова и как они называются, и лицо человека “примет” определённое выражение.
Опрос:
- Что такое окончание? (Изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слова и для связи слов в словосочетании и предложении) Обозначьте значком, которым мы обозначаем окончание левый глаз.
- Часть слова без окончания, называется …? (Основа) Обозначьте рот в виде основы.
- Что такое суффикс? (Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов) Обозначьте значком суффикса правый глаз.
- Какая часть в слове самая главная? (Корень) Нарисуйте над глазами чёлочку, тем значком, которым мы обозначаем корень.
- Какую часть слова мы еще не отметили? Приставка. Обозначьте значком приставки нос.
III. Введение в тему. Слайд 3
А теперь проверьте, у всех ли получился такой “человечек”, как у меня - Морфемкин. (Слайд 4)
Какую морфему мы еще не изучали более подробно?
Совершенно верно “Приставка”. Откройте тетради и запишите число, классная работа, “Приставка”.
IV. Объяснение новой темы.
Как вы считаете, все ли знаете о приставках? Проверим.
Прием “Верные и неверные утверждения”.
Учитель: Положите перед собой листочки, на которых есть таблица.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
- | + | + | - | + | + | - |
Вопросы:
1. Слов без приставок не бывает.
2. Приставка – значимая часть слова, т.е. имеет значение?
3. С помощью приставки образуются новые слова?
4. Приставка может стоять перед любой морфемой?
5. Приставка может изменить лексическое значение слова?
6. В слове может быть более одной приставки?
7. Приставка может употребляться только с определенной частью речи? (Например, приставка за – употребляется только с глаголами, а с другой частью речи уже нет).
- На вопросы вы ответили. Как вы думаете, какие цели мы себе поставим на данный урок? Чему мы будем учиться? (Узнаем, что такое приставка и определим её роль в слове. Будем учиться образовывать слова при помощи приставок, находить приставки в словах). Скажите, ребята, а зачем нам это нужно?
В конце урока мы снова вернемся к вопросам на листочках и последней незаполненной строке, а сейчас мы вместе с Морфемкиным отправимся в путешествие по зимнему лесу.
На свете все состоит из чего-то: лес – из деревьев, тетради – из листиков. А слова, ребята, состоят из своего “строительного материала”, из специальных кирпичиков, которые называются морфемами. Каждая морфема вносит в слово свою часть смысла. И получаются интересные и выразительные слова. Вот, например, что обозначает: корень -ш-, А если мы добавим суффикс -л-, окончание -и-, какое мы получим слово?… (шли). Слайд 4.
– Давайте отправимся в наше путешествие. Но для начала посмотрим на карту, что мы видим? Морфемкин, домик, дерево, дорожка, мостик через речку, за которой находится лес.
Задача – описать наше начало пути по карте, добавляя к слову шли разные приставки. КАРТИНКА на электронной доске. Спрашивать детей по желанию.
- Проанализируем полученные слова. Изменилось ли значение слова с изменением приставки? Слайд 5
- Какой вывод мы сделаем? (Получились слова с разным лексическим значением, значит приставки помогают образовывать новые слова).
- Проверим, верны ли наши предположения, прочитав учебник § 75. (Стр.21).
Учитель: Обратили ли вы внимание на слово “значимая”?
Почему приставка – это значимая часть? (Ученики высказывают свое предположение)
Учитель: Как найти приставку в слове? (Ученики высказывают свое мнение)
Учитель: Проверим ваши знания.
V. Тренировочные упражнения.
1. Выполним задание Морфемкина: (Работа в тетрадях) Слайд 6
Спишите текст, раскройте скобки, вставьте орфограммы. Выделите приставки. Один ученик пишет на доске.
(За)м..тает пурга белый пут..,
Хочет (в)мя..ких сн..гах
(По)т..нуть.
Вет..р резвый уснул
(На)пути.
Не пр..ехать (в)л..су,
Не пройти. С. Есенин.
Пока вы выполняете задание, я хочу вам предложить послушать музыку из цикла “Времена года” П. И. Чайковского - Времена года - Зима (Декабрь. Святки; Январь. У камина; Февраль. Масленица)
Взаимопроверка. Слайд 7
- Сверьте работы своего соседа по парте с правильными ответами на доске. (Ученик у доски проверяет с эталоном на электронной доске). Если необходимо, исправьте ручкой с зеленой/черной пастой. Если нет ошибок, поставьте на полях 5. Если 1-2 ошибки, то 4. Если более 2х ошибок, то 3. Если списано всё верно, но не выполнены остальные задания, то тоже 3.
Поменяйтесь снова тетрадями. Ребята, как вы думаете, отметки, которые вам поставили соответствуют качеству выполненной вами работы? Хорошо, молодцы!
- На какую тему это стихотворение? (Зима). Какова главная мысль? (Зимой снегом заметает все дороги).
Сколько предложений в данном тексте? (3) Какие они: простые или сложные? (простые). Выделите основу во втором предложении. Устно скажите характеристику предложения. Сверимся с доской. Слайд 8.
Слайд 9. А мы продолжаем наш путь.
- Рассмотрите картину. Можно ли подобрать записанное вами стихотворение эпиграфом к картине И.И.Шишкина «Зима»? Почему? Какой показана зима на этой репродукции? (снежной, морозной, замело все дороги, в лес зайти сложно, ноги утопают в снегу).
Морфемкин хочет помочь нам и добавляет слова в наш лексикон:
Заснеженный, запорошила, завьюжило.
Слайд 10.
(СЛОВАРИ по одному на парте)
ЗАСНЕЖЕННЫЙ, ая, ое; ен, ена и ЗАСНЕЖЁННЫЙ, ая, ое; ён, ена. Занесённый снегом. Заснеженные поля. | сущ. заснеженность, и, ж. и заснежённость, и, ж.
Толковый словарь Ожегова и Шведовой
ЗАПОРОШИТЬ -шит; запорошённый; -шён, -шена, -шено и запорошенный; -шен, -а, -о; св. (нсв. также порошить). кого-что.
1. Покрыть, засыпать (о мелком снеге, пороше). Снег запорошил равнину. З. землю плотным слоем снежной крупы. Охотник был запорошен снежком.
2. Засыпать чем-л. мелким, сыпучим. Пыль запорошила листву. Мельник запорошен мукой. З. пылью глаза, уши (засорить). □ безл. Песком, землёй запорошило глаза.
3. только 3 л. Разг. Начать порошить, падать, сыпаться (о мелком, редком снеге)
Толковый словарь Кузнецова
ЗАВЬЮЖИТЬ сов. перех. и неперех. 1. безл. неперех. О начале вьюги.
2. перех. Занести, замести снегом во время вьюги.
Толковый словарь Ефремовой
Запишите в тетрадь данные слова. Назовите приставку.
Скажите, к каким частям речи относятся данные слова?
Какой мы можем сделать вывод, судя по приставке за-? (Она подходит к словам разных частей речи)
Есть ли что-то общее в значении слов запорошить и завьюжить? (да, покрыть снегом).
Как называются такие слова? (СИНОНИМЫ).
VI Физминутка.
(проводит заранее подготовленный ученик)
С при приставкою присесть,
С под приставкою подняться
С под подпрыгнуть, подмигнуть
С вы вытягиваем руки,
С о опустим их опять
Вот и все настало время
С за зарядку завершать.
И вот мы в зимнем лесу.
Слайд 11
3. Восстановление деформированных слов. Слайд 12
- Ребята, пока мы отдыхали, налетела вьюга, и слова “рассыпались” на части. Пожалуйста, восстановите нужный порядок следования морфем в каждом слове, и запишите получившиеся слова. (На электронной доске и в тетрадях)
ок, лес, пере ___________________(перелесок)
ый, движ, н, по, не ____________________(неподвижный)
с, рас, по, и, ть, прос ____________________(порасспросить)
- Определим приставки в данных словах. Может ли в одном слове быть несколько приставок? (да)
VII. Закрепление материала.
- Наше путешествие подходит к концу и, чтобы мы вновь очутились дома, вы должны выполнить еще одно задание Морфемкина.
Слайд 13. Игра “Собери слово”. Самостоятельно. Кто запишет получившееся слово, поднимите руку.
Взять приставку у слова “подморозило”, корень у слова “снежок”, суффикс – у слова “лесник”, окончание – у слова “снеговики”. (Подснежники)
Молодцы! Вы все хорошо справились с этим заданием.
Слайд 14.
(Перед чтением стихотворения нацелить, чтобы слушая, ребята посчитали количество слов с приставками)
Выглянул подснежник
В полутьме лесной -
Маленький разведчик,
Посланный весной;
Пусть ещё над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга;
Пусть на спящей речке
Неподвижен лед, -
Раз пришёл разведчик,
И весна придёт! Елена Серова
IX. Подведение итога
Наше путешествие завершается.
- Над какой темой работали на занятии?
- Давайте вернемся к табличке “верные и неверные утверждения” и снова ответим на вопросы, ответы вносить в последнюю строчку.
Вопросы:
1. Слов без приставок не бывает?
2. Приставка – значимая часть слова, т.е. имеет значение?
3. С помощью приставки образуются новые слова?
4. Приставка может стоять перед любой морфемой?
5. Приставка может изменить лексическое значение слова?
6. В слове может быть более одной приставки?
7. Приставка может употребляться только с определенной частью речи? (Например, приставка за – употребляется только с глаголами, а с другой частью речи уже нет).
Учитель: Ответы на какие вопросы совпали, а на какие – нет? (Ученики дают ответы)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
- | + | + | - | + | + | - |
Учитель: Хорошо, что сейчас вы знаете правильные ответы на вопросы.
Учитель: Ваши ответы на вопросы и работа на уроке показали, что материал вами понят.
Достигли ли мы целей урока? (Да)
XI. Рефлексия. Слайд 15. И напоследок…
- Оцените итоги работы на уроке. Обведите ту снежинку, которая соответствует оценке вашей работы на уроке. Ребята, как вы считаете, кто активно работал на уроке, давал полные и точные ответы и может поставить себе 5 за урок? А кто хорошо работал, хотя допустил несколько неточностей, но может поставить себе отметку 4? А кто работал неплохо, но недостаточно активно, возникали сложности, но всё же разобрался, тот может поставить себе 3.
X. Задание на дом: Слайд 16
1) Выучить правило, стр. 21 всем
2) Кто усвоил тему, но пока не может объяснить другому, выполните упр. 450.
3) Кто научился находить в слове приставку, определять ее значение, образовывать новые слова при помощи приставок и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!», и выполните упр.454 (повышенной сложности).
(и вот мы видим знакомый нам пейзаж)
ХII. Оценки за урок, их комментирование.
Морфемкин благодарит нас за увлекательное путешествие в зимний лес и дарит нам корзину подснежников. (Все дети из корзинки достают по цветочку с сюрпризом (конфеткой) внутри).
FLIPCHART / 9.95 Мб
Презентация к уроку в программе ActivInspire
FLIPCHART / 10.3 Мб
/data/files/s1628572984.flipchart (Презентация к уроку в программе ActivInspire)
Спасибо. Мне приятно было с вами работать. До свидания!