Конспект занятия по ФЭМП "Плоские и объемные фигуры"
Конспект занятия по ФЭМП на тему: Плоские и объемные фигуры
Цель: Знакомство с объемными геометрическими фигурами.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления детей об объемных геометрических телах;
- учить видеть геометрические тела в окружающем мире;
- закреплять знания об изученных геометрических фигурах;
- закреплять навыки работы с таблицей.
Развивающие:
- тренировать мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение;
- развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление;
- активизировать и обогащать словарь детей;
- развивать умение выделять свойства в предметах.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к математике, окружающему миру;
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Методические приемы: игровой, наглядный, словесный, практический.
Словарная работа: геометрическое тело, сфера, призма.
Оборудование и материалы: конус, куб, шар, цилиндр, призма, пирамида, картинки с изображением геометрических фигур, набор геометрических фигур, схема дома на каждого ребенка; простой карандаш, карточки с таблицами, судоку, карточки с рисунками, счетные палочки, пластилин, магнитный конструктор, бумага, краски, кисточка, пачка стикеров, колокольчик.
Предварительная работа: конструирование из кубиков, изучение плоскостных фигур, знакомство с объемными фигурами шар, конус, цилиндр.
Ход деятельности
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Игра-приветствие «Наши умные головки» ( дети выполняют движения по тексту)
Наши умные головки
Будут думать много, ловко. (погладили по головке)
Ушки будут слушать, (потрогали ушки)
Ротик четко говорить. (открываем ротик)
Ручки будут хлопать, (хлопают в ладоши)
Ножки будут топать. (топают ножками)
Спинки выпрямляются, (выпрямили спинки)
Друг другу улыбаемся. (улыбаются)
Вот так - с улыбкой и хорошим настроением мы начинаем наше занятие.
Числовая разминка (называем только числа)
Сколько времен года вы знаете?
Сколько месяцев зимой?
Сколько дней в неделе?
Сколько рабочих дней в неделе?
Сколько выходных?
Сколько пальцев на одной руке?
А на двух руках?
А на двух руках и двух ногах?
Сосчитайте от 10 до 20
Сосчитай обратно от 20 до 10
Назови любое число меньше 16
Назови любое число больше 12
Какие соседи у числа 13
Бабушка испекла пирожки. 4 мы съели, а 6 осталось. Сколько пирожков испекла бабушка?
На дереве сидели 7 птичек, 3 улетели. Сколько птиц осталось?
Воспитатель: ну что ж, я вижу, что вы готовы приступать к занятию. Для начала давайте отгадаем загадки.
Присмотрись, стоит ведро -
Сверху крышка, снизу дно.
Круга два соединили
И фигуру получили.
Как же нам его называть?
Ты попробуй отгадать. (цилиндр).
Их сложили египтяне
И стоят они веками.
Что же это за тела,
Где вершина в облака?
Угадали? Из-за вида
Всем известна… (пирамида).
Вот с мороженным рожок,
любят взрослые и дети,
Снизу угол, верх - кружок,
Он вкусней всего на свете.
Как же нам его назвать, ну, попробуй отгадать? (конус)
Снова мы взялись за дело,
Это что еще за тело:
Может он как мяч скакать
Или высоко летать.
Круглый он, но не овал.
Догадались? Это… (шар).
Воспитатель: молодцы! Догадались, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей). Да, верно! Мы с вами отправляемся в страну Геометрия и встретимся там с геометрическими фигурами. Готовы? Задания уже ждут нас за столами, проходите.
Игра «Прятки» На столе находятся круг, квадрат, шар, куб, лист бумаги.
Дидактические задачи:
Закрепить умение распознавать геометрические фигуры, дать представления о разнице между плоскими и объёмными фигурами.
Дети подходят к столу.
Воспитатель выбирает ребенка и дает задание: Спрячь фигуры с помощью того, что, что есть на столе.
Ребенок прячет квадрат и круг под лист бумаги.
Воспитатель: Что удалось спрятать?
Дети: Квадрат, круг.
Воспитатель: А что вы не смогли спрятать? Почему?
Дети: Куб, шар, потому что большие, объёмные.
Воспитатель: Геометрические фигуры, у которых есть объем, называются геометрическими телами. Посмотрите, куб и сфера (шар) - объёмные, а круг и квадрат-плоские. У нас с вами тоже есть тело, мы можем стоять, сидеть и даже попрыгать (прыгает вместе с детьми). А сможем мы поставить плоскую фигуру? (ответы детей) Верно, они упадут (демонстрирует).
Воспитатель: Вспомните, какие еще геометрические фигуры нам знакомы? (Многоугольник, трапеция, прямоугольник, треугольник, овал, ромб)
Воспитатель: А какие объемные тела знаем? (Цилиндр, конус, параллелепипед, призма (пирамида).
Воспитатель: Сегодня я приготовила для вас самые разные у нас геометрические тела : шар, куб, параллелепипед, пирамида, цилиндр. (Демонстрация геометрических тел).
Что общего и чем отличаются эти тела о тех, что нарисованы на доке? (подводим к выводу о том, что есть объемные фигуры соотносятся с плоскостными)
3 Физкультминутка.
На месте шагом марш.
Налево. Направо. Налево.
Кругом.
Подпрыгните на левой ноге столько раз, сколько сторон у квадрата.
Подпрыгните на правой ноге столько раз, сколько углов у трапеции.
Прыгнем на двух ногах столько раз, сколько углов у круга (проверка внимания).
Присядьте столько раз, сколько треугольников здесь находится (пирамида).
Наклонимся столько раз, сколько вы видите на доске кругов.
Хлопните в ладоши столько раз, сколько фигур вы видите на доске.
Воспитатель: Ну что ж, отдохнули, теперь можем продолжить занятие. Вторая остановка – опытная.
Давайте проведем эксперимент. Возьмем треугольник, смажем одну его сторону краской, прижмем к листу и повращаем. Что за картинка у нас получилась? (круг). А теперь подумайте, какое тело подучится, если вращать треугольник? (подсказываю – основание круг, а сверху треугольник) А если мы будем вращать круг? Квадрат? (демонстрирую). Вот так получаются фигуры вращения. А как мы можем сделать призму (пирамиду)? Куб? (ответы детей). Давайте попробуем (демонстрация различных вариантов: из магнитного конструктора, из двух треугольных блоков, из пачки стикеров и т.д.). А теперь вы попробуйте сделать геометрические тела из магнитного конструктора.
Воспитатель: как здорово у вас получилось! А сейчас отправимся на поиск геометрических тел. В нашей группе тоже спрятались объемные фигуры: в игрушках, мебели, посуде…. Ваша задача найти и сосчитать как можно больше объемных фигур. А когда я позвоню в колокольчик мы проверим, кто из вас самый внимательный. Возьмите свои таблицы, карандаши, и отправляйтесь исследовать группу, ищите, считайте и записывайте в таблицу сколько каких геометрических тел вы нашли.
По сигналу дети возвращаются к воспитателю, обсуждают результаты поиска.
Воспитатель: Следующая остановка нас ждет в сказочном королевстве. Подходите к столу.
Игра «Что за тело?»
Цель: закреплять знания геометрических тел.
На столе стоят стоят шар, конус, цилиндр, пирамида и карточки с изображением различных предметов. Игровая задача - разложить картинки по форме изображения рядом с соответствующей фигурой.
Воспитатель: Ребята, послушайте. В королевстве Геометрия произошла беда. Жители этого королевства потеряли память, и они забыли, какую форму имеют предметы. Давайте поможем им вспомнить какие предметы имеют форму конуса, сферы (шара) и цилиндра. Разложите картинки по группам у нужной фигуры.
Воспитатель: Молодцы, так быстро справились! А теперь вернемся за столы, нас ждет еще одна остановка - внимательная. Давайте еще раз вспомним геометрические фигуры и поиграем в судоку. Дорисуйте фигуры так, чтобы столбики и строчки не повторялись.
Игра «Геометрическое судоку»
Дети выполняют задания на карточках «Судоку»
4. Рефлексия
Воспитатель: вот и закончилось наше путешествие. Ребята, какие геометрические тела вам больше всего понравились? Помните чем в геометрии тело отличается от фигуры? (ответы детей)
Воспитатель: А как мы с вами получили геометрические тела? (ответы детей)
Воспитатель: молодцы, а какие задания были для вас сложными? (обсуждение)
Воспитатель: Ребята, а какие игры или задания вам понравились больше всего? (ответы детей) Отлично! В следующий раз я обязательно подготовлю новые задания и игры.