Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с обучающимися подготовительной группы "Путешествие по сказкам А.С. Пушкина"
Составитель: воспитатель, Базунова Н.С.
Занятие по ФЭМП с обучающимися подготовительной к школе группы на тему «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»
Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством игры - путешествие по сказкам А.С. Пушкина.
Задачи:
совершенствовать навыки прямого, обратного и порядкового счёта;
продолжать учить называть дни недели, месяцы;
закрепить умение ориентироваться на листе бумаги;
продолжать развивать логику, внимание, мелкую моторику рук.
продолжать учить составлять простые арифметические задачи, закреплять умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ.
Демонстрационный материал: конверт с письмом; ребус «Лукоморье»; образец графического диктанта «Рыбка», яблочко, картинка для задачи; прощальное письмо от Кота Учёного.
Раздаточный материал: листы в клетку (графический диктант), задание «Вставь пропущенные цифры», задание «Числовые домики», ручки
Ход занятия:
1. Организационный момент (дети вместе с воспитателем встают в круг)
Воспитатель: Ребята здравствуйте, давайте выполним пальчиковую гимнастику «Здравствуйте!»
Ты – мой друг, и я – твой друг, (Ладонь направляется на друга, потом к себе)
Как прекрасен мир вокруг! (Разводим руки в стороны)
Мы друг другу улыбнёмся, (Улыбаемся друг другу)
Дружно за руки возьмёмся! (Берёмся за руки)
Воспитатель: Сегодня утром у нас в группе я нашла письмо (воспитатель читает письмо)
Воспитатель: ну что, ребята, готовы путешествовать? Присаживайтесь за столы.
2. Основная часть
Воспитатель: Думаю, что задания будут действительно сложными, поэтому нам нужно приготовиться и сделать математическую разминку:
Посчитайте от 10 до 20
Посчитайте от 10 до 1
Посчитайте от 13 до 19, от 14 до 18, от 15 до 19
Посчитайте от 10 до 5, от 7 до 3, от 6 до 2
Сколько месяцев в году?
Сколько дней в неделе?
Назовите 1-й день недели
Назовите 3-й день недели
Какой день недели следует за четвергом?
Воспитатель: Для того, чтобы узнать название страны, в которую мы должны попасть, нужно выложить буквы по порядку. (На буквах написаны цифры, которые нужно перевернуть). Дети выкладывают название страны – ЛУКОМОРЬЕ.
Воспитатель: Молодцы! (дети читают: Лукоморье).
Воспитатель: Для того, чтобы попасть в эту страну, нужно произнести волшебные слова: «Вокруг себя повернись - в Лукоморье окажись!»
Воспитатель: А вы знаете, кто придумал эту страну Лукоморье? (Эту страну придумал поэт А. С. Пушкин).
Воспитатель: Чтобы попасть в страну Лукоморье, нужно выполнить задания. Первое задание: Кот Учёный приготовил нам графический диктант, если выполним его верно, узнаем героя сказки (Дети выполняют графический диктант «рыбка»)
Воспитатель: Что у вас получилось? (Рыбка)
Воспитатель: В какой сказке А.С. Пушкина мы встречали рыбку? Да не простую, а золотую? (Сказка о рыбаке и рыбке) Правильно, вот мы и оказались в «Сказке о рыбаке и рыбке».
Воспитатель: Чтобы выполнить второе задание, нам нужно отгадать загадку:
Золотую эту птицу
Посадил Дадон на спицу.
Коль сидит та птица смирно,
То вокруг царя все смирно. (Петушок)
Воспитатель: Правильно. Ребята, Золотой Петушок тоже хочет с нами поиграть. Он приготовил нам игру «Вставь пропущенные цифры»
Воспитатель: Вам нужно в каждом ряду вписать недостающие цифры (дети выполняют задания, самооценка) (Один ребёнок выполняет у доски и поясняет, как он это делает)
Воспитатель: Например – первый ряд. Пропущены цифры: 2, 4, 6, 9 (ответы на задание записаны синим цветом)
Воспитатель: Прекрасно справились! Продолжаем наше путешествие. Перенесёмся в сказку, где есть Братья Богатыри и Королевич Елисей. Назовите эту сказку. («Сказка о Мёртвой Царевне и о 7 богатырях»). Наши Братья Богатыри обожают считать и играть.
Воспитатель: Ой, ребята яблоко что-то мне сказать хочет…(воспитатель делает вид, что внимательно слушает яблочко) Оно говорит, что пустит нас в свою сказку, только если мы покажем ему, как мы знаем порядковый счет. Готовы? (Да) (Дети встают в круг, передают яблоко и ведут порядковый счет, затем обратно).
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот мы с вами и очутились в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»
Воспитатель: Поиграем вместе с Богатырями в игру «Числовые домики». Присаживайтесь на рабочие места.
Воспитатель: Вам нужно заселить числовые домики, чтобы на каждом этаже получилось число соответствующее числу на крыше домика. (воспитатель вывешивает правильный образец выполненного задания)
(Проверяем)
Физкультминутка «У Лукоморья дуб зелёный…»
Воспитатель: Ребята, Богатыри очень любят заниматься спортом и приглашают нас сделать разминку под стихотворение «У Лукоморья дуб зелёный…»
У Лукоморья дуб зелёный; Дети поднимают руки вверх
Златая цепь на дубе том: Делают движения руками крест на крест
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идут друг за другом по кругу
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Движения руками вправо, влево
Там чудеса: там леший бродит, Закрывают глаза руками
Шевеля пальцами, поднимают руки вверх
Русалка на ветвях сидит; Движение «волна» сверху вниз
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Идут по кругу на внешней стороне стопы
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Повороты вокруг себя с высоким подниманием колена.
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие. Мы попали в сказку, где есть Ткачиха, Повариха, Бочка, Корабельщики. Назовите эту сказку. («Сказка о Царе Салтане») Наша Царевна Лебедь очень любит решать математические задачки. Давайте вспомним, из каких частей состоит математическая задача: условие, вопрос, решение, ответ.
Воспитатель: Мальчики и девочки! Нам Царевна Лебедь предлагает составить задачу по картинке:
Воспитатель: кто попробует составить задачу по картинке? Царевна Лебедь сорвала 3 яблока и 5 груш. Это условие. Сколько всего фруктов сорвала Царевна Лебедь. Это вопрос. 3+5=8 Это решение. Всего Царевна Лебедь сорвала 8 фруктов - это ответ в задаче.
Воспитатель: Молодцы! Прекрасно решили задачу и помогли Царевне Лебедь.
Воспитатель: ребята вы – молодцы! Наше путешествие по сказочному Лукоморью Пушкина подошло к завершению. Мы побывали у некоторых героев сказок Пушкина и выполнили все задания.
Воспитатель: (читает второе письмо от кота)
3. Рефлексия (подведение итогов)
Воспитатель: ребята! Наше сказочное путешествие в Лукоморье завершено. Нам пора вернуться в детский сад. Говорим волшебные слова: «Вокруг себя повернись, в детском саду окажись!»
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, вам понравилось наше путешествие? В каких сказках А.С. Пушкина мы с вами сегодня побывали? (Ответы детей) Что вам понравилось больше всего? А что показалось наиболее трудным?