12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бабушкина Наталья Михайловна281
Воспитатель высшей квалификационной категории. Обазование Высшее. «Алтайский государственный педагогический университет» г.Барнаул. Присвоина квалификация педагог-психолог.
Россия, Алтайский край, Барнаул

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №185 «Юбилейный» общеразвивающего вида

Ленинского района города Барнаула











Конспект занятия

по познавательно-исследовательской деятельности

в подготовительной группе

Тема: "Животный мир суровой Арктики"












Разработчик:

Бабушкина Н.М.



Барнаул 2020

Тема: "Животный мир суровой Арктики"

Концептуальные основы занятия:

Цель:познакомить детей с характерными особенностями животных Арктики

Задачи:

"Познавательное развитие":

-Развивать познавательные способности детей дошкольного возраста через использование современных информационных технологий;

- Уточнить и расширить представления детей о жизни животных в Арктике.

-Дать понятие о том, что у всех животных густая, плотная шерсть, которая защищает их в лютый мороз.

-Упражнять в умении устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

"Речевое развитие":
-Активизировать словарь по данной теме.

- Развивать умение рассуждать и делать выводы;

"Художественно-эстетическое развитие":
-Развивать художественно-эстетические навыки, воображение, 
-Упражнять в вырезывании простых предметов из бумаги в работе "Портрет Белой медведицы и медвежонка на фоне Серного сияния".
-Соблюдать правила безопасного обращения с ножницами.

"Социально-коммуникативное развитие":
- Воспитывать любознательность;
- Воспитывать стремление изучать животных севера; 
- Воспитывать бережное отношение к животным.
«Физическое развитие»
-Совершенствовать умение выполнять движения в соответствии с текстом.
-Развивать двигательную активность.

способствовать развитию общей и мелкой моторики;

Предварительная работа:

-рисование «Северное сияние".

-просмотр мультфильма «Медвежонок Умка».

-чтение «Отчего у белого медведя нос чёрный»(юкагирская сказка), Г. Снегирев: «Белёк», И.Носов «Петя рыжик на северном полюсе»

-беседы: "Человек на Северном полюсе – исследователь"; "Явления Арктики" (полярный день, ночь, торосы.); " Люди – герои Арктики" (И. Папанин, В. Чкалов).

Дидактический материал и оборудование:

Демонстрационный материал: почтовый ящик "Мудрой Совы", конверт- презентация «Животные Арктики», записи шума ветра, вьюги, голоса животных, фонограмма песни: музыка-А. Зацепин, слова-Л. Дербенев, «Где –то на белом свете».

Раздаточный материал:оборудование для аппликации:лист А3 с фоном полярного сияния ,силуэт белой медведицы и медвежонка для вырезания, нитки, клей, кисти, салфетки, клеёнки ; оборудование для опыта: фартуки, ёмкости с водой, пропитанные полоски бумаги маслом , чистые полоски бумаги, салфетки.

Методы и приёмы:создание проблемной ситуации, релаксация, беседа,экспериментирование, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, анализ, подведение итогов.

- словесный ;

- наглядный;

- игровой;

- ТСО;

Содержание занятия: 1.Организационный момент. Цель: повышение мотивации детей к занятию, заинтересованности, обеспечение эмоционального настроя детей. Приветствие гостей! Психологический настрой.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, к нам сегодня пришли гости, поздороваемся.

Я очень рада вновь встретиться с вами на нашем экологическом занятии.

Предлагаю начать наше занятие с приветствия друг друга.

«Приветствие»

Дети сидят на ковре в кругу.

Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).

Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).

Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя).

«Здравствуй, улица моя!» ( Выпрямить руки в стороны).

Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).

Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер).

Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).

Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки).

У всех хорошее настроение ?

И пусть хорошее настроение останется на протяжении всего занятия.

- Давайте хорошее настроение подарим нашим гостям (подули на ладошки).


2.Основная часть занятия. Цель: обеспечение интегративных связей в процессе НОД - Ребята, сегодня, когда Костя пришёл утром в детский сад и заглянул в почтовый ящик "Мудрой Совы"он обнаружил конверт. Давайте мы с вами прочитаем, что в нем написано.
(Воспитатель зачитывает письмо).
- Дорогие ребята!
Я за вами наблюдала на занятиях по экологии, и вы меня очень порадовали своими знаниями об Арктике Вы такие дружные, находчивые ребята и я приготовила для вас новые и интересные задания.
Ребята, а еще есть красный конверт, но его можно открыть, только выполнив все задания в конце занятия.  Желаю удачи! Мудрая Сова.
Воспитатель: Ребята вы готовы?
Тогда приступаем к заданиям
Воспитатель: -Прошу вас остаться в кругу Ребята сова предлагает вначале вспомнить, где мы уже были и с какими природными явлениями уже познакомились, а поможет нам в этом игра: « Кто знает, пусть дальше называет».

1 задание Игра « Кто знает, пусть дальше называет».
-Айсберг это.. (крупная глыба льда над водой )

- Необычайное природное явление Севера. (северное, полярное сияние)

-На Севере длится 6 месяцев? (полярная ночь и полярный день)

- Северный Ледовитый… (Океан.)

-Люди, которые работают на полюсе, за полярным кругом (полярники)

- Судно, прокладывающее путь во льдах…

- Какой океан омывает Арктику (северный ледовитый океан)

- Здесь живёт Умка? (Арктика.)

- Арктика это (это огромный Северный Ледовитый океан, постоянно покрытый льдом и острова )

С первым заданием справились, приступаем к следующему

2 задание Презентация"ЖивотныеАрктики"

Слайды № 1Кто догадался, что изображено на слайде?

Ребята мы с вами знакомились с климатом Арктики. Давайте вспомним какая там погода ? (ответы детей:  В Арктике царствуют холод, вечная мерзлота, сильные ветры, погода холодная, ветреная, морозная, сырая, студеная, вьюжная)

Неужели здесь совсем нет жизни, только снег? (Ответы детей). 

Там, где всё покрыто льдом, жизнь, кажется, невозможна. Но это совсем не так. В Арктике живут самые разные животные

Слайд 2Могучий и выносливый хозяин Арктики, белый медведь, - самый крупный хищник на суше! Некоторые самцы весят целую тонну!

Слайд 3 Главное оружие медведя – мощные когтистые лапы.

Подошвы лап покрыты длинными, жесткими волосками, поэтому он не скользит на льдинах и между пальцев расположены плавательные перепонки

Слайд 4 Медведь прекрасно ныряет и плавает. ( Почему белому медведю не холодно ?) В воде он не мерзнет, ведь под кожей у него – толстый слой жира, да и густая теплая шуба защищает от холода.Как вы думаете, ребята, чем питается медведь?

Слайд№5

Одним ударом он может оглушить крупного гренландского тюленя и ещё

охотится за рыбой, птицами. Даже моржимогут стать его добычей.

Слайд№6Зимой у белых медведей появляется потомство. У таких гигантов медвежата рождаются очень маленькими (детеныш поместится у меня на ладошках)слепые, глухие.Медведица кормит их молоком, держа на брюхе и прикрывая лапами. В снежной берлоге малышам тепло и безопасно.

Слайд №7А пройдет два месяца, и мать выведет медвежат на первую прогулку
Слайд№8Когда медведь вылезает на льдину из воды, он встряхивается. От него во все стороны летят брызги.

А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? ( Животные не мерзнут и остаются сухими, когда выходят из воды, потому что их шерсть покрыта слоем жира). Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, давайте проведем опыт.

«Опыт с бумагой»

Воспитатель: Ребята, давайте с вами покажем, почему не только медведь ,а и животные Арктики не мерзнут зимой, даже когда ныряют в воду и выходят сухими из нее.

Дети проводят опыт с полосками бумаги.

Воспитатель: - Чтобы удобнее было работать, каждый найдет себе пару.

Здесь приготовлены полоски обычной бумаги и бумаги пропитанной жиром.

Опытная деятельность: опускаем в емкость с водой обычную полоску бумаги, а затем опускаем в воду полоску бумаги, смазанную жиром.

Вопрос к детям. Какой можно сделать вывод?

Вывод: Полоска, смазанная жиром, не намокает, значит, жир защищает животных от проникновения воды, поэтому шерсть животных не намокает в воде и не пропускает холод. Вот поэтому животные и не мерзнут.

Слайд№9

Обитают в Арктике и ластоногие — тюлени, моржи. Их называют ластоногими потому, что их конечности похожи на ласты. Такая форма плавников позволяет плавать в воде с большой скоростью. Давайте познакомимся с ними.

Слайд №: 10

Тюлень. Вот и голос тюленя, послушаем.

Тюлень очень неуклюж на суше, но превосходно плавает. Тело тюленя гладкое и покрыто шерстью, состоящей из коротких жестких волосков. Тюлень имеет крупные плавники. Передние плавники – вместо вёсел, а задние – как руль.

Слайд№11Если тюлень – водное животное, то, как вы думаете, чем он питается?

Тюлени питаются рыбой, осьминогами и креветками.  

12Как вы думаете, почему детенышей тюленя называют бельками?
Дети: Потому что они белого цвета. (белая шубка позволяет ему быть невидимым на снегу.)

Слайд№13Первую неделю мать всё время лежит вместе с детёнышем и кормит его питательным молоком (50% жирности)

Слайд №14На 3 неделе жизни шубка малыша меняется на серую.

Уже в возрасте одного месяца тюленята пробуют плавать.

Под водой тюлени могут оставаться больше 20 минут,

Давайте мы тоже с вами потренируемся и сделаем дыхательное упражнение.

Дыхательная гимнастика

Цели: учить детей дышать через нос; способствовать укреплению здоровья детей.

Описание: воспитатель читает тест и показывает на своем примере ход выполнения упражнения.

Холодно, кругом снега!

Зиму с радостью встречаем –

Свежий воздух мы вдыхаем.

Руки дружно опускаем,

Медленно все выдыхаем.

Вниз посмотрим, чьи следы? 

Нюхать будем жадно мы,

На снежок мы приседаем.

Рыскать по следам устали

Вдох и выдох, вместе встали!

Но тюленю обязательно нужен воздух, поэтому время от времени он выныривает на поверхность, чтобы набрать воздуха. Когда зимой поверхность воды замерзает, животное головой пробивает лёд, чтобы не задохнуться.

Слайд№15Возле лунок тюленей поджидают белые медведи.

Тюлени - очень пугливые животные, поэтому, охотясь на них, белые медведи закрывают свой тёмный нос лапой. А если лапы грязные – толкают перед собой льдину.

Морж

Слайд №16На ледниках можно увидеть огромные по численности стада моржей.

Слайд №17Эти громадные, неуклюжие на суше животные очень проворны и быстры в воде.

Слайд №18Видит плохо, но имеет хорошееобоняние. На верхней губе у него находятся длинные, толстые усы, похожина щетку. С помощью их морж обследует дно в поисках пропитания, ведь набольшой глубине, подо льдом, почти ничего не видно. Приходится ему пищуискать на ощупь.

В рацион моржей входят моллюски, ракообразные, рыба.

Слайд№19Моржи очень сильны и обладают мощным оружием: бивнями, которыми при опасностях они защищаются.

- с помощью бивней удерживаться на льдинах, цепляясь как крючками

- защищаться от белых медведей

- бивнями морж, взрывает ил на дне и лакомится микроорганизмами, которые в нём живут.(Микроорганизмы - это группа животных и растений очень малого размера, различить которые можно только при помощи микроскопа.Они могут быть вредными и полезными для человека)

Послушаем рёв моржа.
Слайд 20 Моржиха считается самой заботливой матерью в мире млекопитающих. Если мать погибает, заботу о сироте берут на себя остальные члены стада. И в любом случае, все моржи трепетно относятся ко всем детенышам, охраняют и при необходимости помогают. Например, при заплыве уставший детеныш может отдохнуть, забравшись на спину любого члена стада.

Слайд №21Когда они не голодны, то отдыхают и нежатся под лучами такого редкого солнца.

Давайте и мы отдохнем и поиграем в игру «Ассоциации»

Слова предлагаемые педагогом: зима, снег, океан, морж, белый медведь, лёд, санки, льдина, полярная ночь, Север.

Нарвал

Слайд 22Нарвал - обитатель суровых арктических вод.

Взрослый нарвал очень большой и тяжелый

Слайд№23 Морскоеживотное нарвал примечателен своим длинным рогом, растущим изо ртаУ нарвалов есть 2 верхних зуба, левый зубу самцов развивается в огромный бивень, длиной до 3 метров. Бивни – высокоэластичные, прочные, они служат предметом споров ученых всего мира.

Слайд№24Для чего он им нужен? До сих пор неизвестно их предназначение Есть мнение, что это орган чувствительности.

Живёт нарвал до 55лет. Попав в плен, он начинает чахнуть день ото дня и по прошествии трёх недель умирает.

Нарвалы обладают острым зрением.

Чтобы наши глазки всегда тоже хорошо видели и не уставали, давайте сделаем гимнастику.

Гимнастика для глаз 

Цели: способствовать расслаблению и укреплению глазных мышц; способствовать снятию зрительного напряжения.

Описание игры: воспитатель читает тест и показывает на своем примере ход выполнения упражнения.

Чтобы глазки не устали,

Быстро ими поморгали,

Влево смотрим, вправо смотрим,

Поднимаем вверх глаза,

Вниз опустим и закроем.

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем глазки открывать!

Глазкам тоже нужно отдыхать!

Пришло время открыть 3 конверт.

3 задание: поделка: "Портрет Белой медведицы и медвежонкана фоне Серного сияния".

Задача: Продолжать тренировать, воображение, творческие способности, мелкую моторику рук.

Воспитатель:- сделать портрет Умки и его мамы

Поэтапное выполнение рисунка.

1 этап. Вырезаем Умку и его маму и наклеиваем на А3

2 этап. Нанести клей на всю поверхность рисунка (Умка и мама).

3 этап.Обсыпать весь рисунок нитками.

4 этап. Прижать рисунок чистой салфеткой, чтобы хорошо приклеились нитки.

5 этап.Когда рисунок высохнет, надо его слегка встряхнуть, чтобы удалить лишниинитки.

6этап.Из пластилина наклеить нос и глаза.

Рисунок готов.

t1583926637aa.gif(Самостоятельная работа детей.Дети работают под музыку Е. Крылатоваиз мультфильма «Умка»).


3.Заключительная часть занятия Цель:подведение итогов, анализ деятельности. Задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха, развивать уверенность в своих силах и способностях. 4 заданиеИгра «Закончи предложение»  Воспитатель: 
Ребята, вам понравилось сегодня на занятии?
Дети: Да, понравилась.
Воспитатель: Чтобы вспомнить, что больше всего понравилось на занятии, поиграем в игру «Закончи предложение» (со снежком передаю). - Арктика находиться...(На Северном полюсе). - Погода в Артике...(Там очень холодно, вечная мерзлота, снег, лед, ).
- В Арктике можно встретить... (белого медведя, моржей, тюленей, полярную сову, нарвала.). - Что же помогает выжить животным в Арктике?(Толстый слой жира,густая тёплая шерсть, широкие лапы,окраска меха.) - Мне больше всего понравился….
- Он мне понравился тем, что…
- У него есть…
- Он питается…













Приложение

Физминутка «Север»:

Здесь всюду холод, лед и тень, (Дети обнимают себя за плечи)

Полгода – ночь, (Закрывают глаза ладонями)

Полгода – день. (Поднимают руки вверх)

Из льда здесь люди строят дом, (Показывают «крышу»)

И океан покрыт весь льдом. (Разводят руки в стороны)

Зверей ты здесь почти не встретишь (Поставить ладонь над бровями)

И птиц ты в небе не заметишь. (Машут руками, как крыльями)

Лишь мишка белый, словно иней, (Идут вперевалочку)

Хозяин ледяной пустыни. (Ставят руки на пояс)


Письмо от совы

Здравствуйте, дорогие ребята!
Я за вами наблюдала на занятиях по экологии, и вы меня очень порадовали своими знаниями об Арктике Вы такие дружные, находчивые ребята и я приготовила для вас новые и интересные задания.

Все задания хранятся в конвертах
Ребята, а еще есть красный конверт, но его можно открыть, только выполнив все задания в конце занятия. 

Желаю удачи! Мудрая Сова.








t1583926637ab.png



















t1583926637ac.jpg












t1583926637ad.jpg









t1583926637ae.gif









t1583926637af.gif














t1583926637ag.jpg














Отчего у белого медведя нос чёрный -

Юкагирская народная сказка

Белый медведь по зимней тундре идёт – его не заметишь. Со льдины на льдину перескакивает – будто ветер снегом кидается. На берегу станет – как кочка, снегом прикрытая. Но всё это только тогда, когда медвежьего носа не видно. Потому что нос у него – чёрный. Кругом всё бело, а чёрный мячик по льдине скачет – медведь бежит. Из-за носа своего остаётся очень часто ни с чем – все от него удрать успели!

В давние времена, однако, медведь весь белым был. И нос у него белым был. Тогда он не только к моржу или нерпе легко подкрадывался, но и к человеку не боялся близко подходить. Охотники в тундру уйдут, а он к стойбищу подходит, женщин и детей пугает, еду крадёт. Надоело это людям, решили они медведя проучить. Охотники уехали из стойбища – медведь это видел. А вот как они тихо назад вернулись, он не заметил и вздумал, как всегда, сушёной рыбы у людей взять, детей напугать.

Пришёл. Тут-то охотники и выбежали ему навстречу. У каждого в руке головешка от костра. Медведь бросился в одну сторону, в другую – всюду охотники, собаки, огонь. Вся шкура у него стала в чёрных пятнах. Но хуже всего медведю пришлось, когда один из охотников горящей головешкой его по носу ударил. И нос стал чёрным. Удрал медведь на самую дальнюю льдину, в океан. Целую зиму там сидел, пятна чёрные сводил. Шерсть новая отросла, белой стала. А нос так навсегда и остался чёрным. Сперва медведь не понял, в чём дело: никого поймать не может! Все от него убегают! Потом сообразил: звери его чёрный нос видят!

Теперь, когда медведь к тюленям или нерпам крадётся, он нос лапой закрывает. Вот какой хитрый! А с людьми с той поры он встречаться не любит. Лучше от них прочь да подальше!




Белёк.

Геннадий Снегирёв


Куда ни глянешь, вокруг одни льды. Белые, зеленоватые, блестящие на солнце. Я стал вглядываться в узкую полоску воды, которую разрезал во льдах наш корабль.

И вдруг я увидел два черных глаза. Они смотрели на меня со льдины, медленно проплывавшей мимо.

Стой! Стой! Кто-то за бортом! — закричал я.

Корабль замедлил ход и остановился. Пришлось спустить шлюпку и вернуться к льдине.

Льдина была покрыта искрящимся снегом. И на снегу, как на одеяле, лежал белёк — детеныш тюленя.

Тюлени оставляют своих малышей на льду, и только утром приплывает к бельку мать, покормит молоком и опять уплывает, а он весь день лежит на льдине, весь белый, мягкий, как плюшевый. И если бы не большие черные глаза, я его не заметил бы.

Положили белька на палубу и поплыли дальше.

Я принес ему бутылочку молока, но белёк пить не стал, а пополз к борту. Я оттащил его обратно, и вдруг из его глаз покатилась сначала одна слеза, потом вторая, и так и посыпали градом. Белёк молча плакал. Матросы зашумели и сказали, что надо скорее положить его на ту льдину. Пошли к капитану. Капитан поворчал-поворчал, но все же развернул корабль. Льды еще не сомкнулись, и по водяной дорожке мы пришли на старое место. Там белька снова положили на снежное одеяло, только на другую льдину. Он почти перестал плакать. Наш корабль поплыл дальше.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.