Материал на проверке

Конспект занятия по развитию речи во 2 классе по теме "Предлоги"

0
0
Материал опубликован Сегодня в 19:31 в группе


Технологическая карта логопедического занятия


Группа (класс,

логопед.заключение)

2 класс. Логопедическое заключение: Нарушения чтения и письма, обусловленные НВОНР

Тема занятия

«Предлоги»

Тип занятия

Урок открытия нового знания

Используемые технологии

1.Технология на основе деятельностного подхода

2.Здоровьесберегающие технологии.

3. Информационно-коммуникативные технологии.

4.Технология поэтапного формирования умственных действий

Цель занятия

Сформировать представления о смысловом значении предлогов; о предлоге, как отдельном слове.

Задачи

Образовательные

Коррекционно-развивающие

Воспитательные

Способствовать тому, чтобы к окончанию занятия учащиеся могли:


дать определение понятию «предлог»;

выделять предлоги из текста;

подбирать подходящие по смыслу предлоги;

раздельно писать предлоги со словами;









Способствовать развитию умений:

развивать умение грамотно, точно и четко выражать свои мысли;

обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать выводы;

применять теоретические знания при выполнении практических заданий;

актуализировать словарный запас учащихся, обогащать и активизировать их лексикон;

развивать внимательность, наблюдательность;


Способствовать созданию условий обеспечивающих:

уважительное отношение друг к другу,

пробуждение интереса к изучаемой теме;

формирование у учеников навыков самоконтроля и адекватной самооценки;

овладение необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности;


Речевые универсальные

учебные действия

Личностные РУУД:

Регулятивные РУУД:

Коммуникативные РУУД:

Познавательные РУУД:


формировать мотивацию к обучению;

формировать адекватное понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности;

формировать умение отстаивать и аргументировать свое мнение


формировать умение понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению;


осуществлять пошаговый контроль своих действий;


овладеть способностью соотносить схему с предлогом, осуществлять самоконтроль.




готовность слушать собеседника;

формировать умение работать в паре, группе

признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;


развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, словаря;

на основе анализа объектов делать выводы и обобщать;


Словарь урока

Предлог – часть речи, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Предлоги со словами пишутся раздельно.


Средства ИКТ,

аппаратное обеспечение

Аппаратное обеспечение: компьютер, проектор


Ресурсы урока


- графические схемы предлогов;

- индивидуальные карточки с заданиями ;

- презентация








Организационная структура логопедического занятия


Этап

Длитель-ность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

1 этап

мотивации

(самоопределения к коррекци-онной деятельности)

Подготовит. упражнения.

- создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс


5 минут

Показ образца выполнения упражнения, ИКТ

Фронтальная

Приветствие логопеда.

Всем, всем добрый день! (2 хлопка, развели руки в приветственном жесте)

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться»

- Ну вот, лень прогнали, можно приступать к занятию.

Для того, чтобы активизировать работу мозга, выполним массаж своих ушек.

2. Аурикулотерапия – массаж ушных раковин.

«Взяли ушки за макушки,

Потянули,

Пощипали,

Вниз до мочек добежали.

Мочки надо пощипать,

Пальцами скорей размять.

Вверх по ушкам проведем

И к макушкам вновь придем.

Пальчиковая гимнастика.

Гномики

Жили-были гномики

В расчудесном домике

Папа-гном дрова рубил, 



Гном-сынок их в дом носил,



Мама-гномик суп варила,   

Дочка-гном его солила



Гномик-бабушка вязала, 

Гномик-тетушка стирала,)

Дед – окошко открывал,

Всех знакомых в гости звал!


Выполняют психо гимнастику – настрой на работу








Большим и указательным пальцами с обеих сторон.

Несильно потянули вверх.

Несильные нажимы пальцами.

Постепенно продвигаются пальцы вниз.

Пощипывание в такт речи.

Легким движением разминают между пальцами.



(Указательным и большим пальцем показываем размер).  (Ладони сложены в виде крыши)

(Ребром кисти ударяем о ладонь)

(Хватательные движения руками)

(Кисти округлены, шарообразные движения)

,(Пальцы сложены в «щепотку»)

(Имитируем вязание на спицах)

(Потираем ладошки друг о друга

(Обоими кистями рук делаем приглашающий жест к себе).


2 этап

актуализации знаний

- актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщения

Длитель-ность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

5 мин

Практичес-кие: аналитико-синтетичес-

кие

Фронтальная

Предлагаю вашему вниманию интересное, милое стихотворение Людмилы Одинцовой.(слайд 3)

Гном

Жил за стенкой старый гном,

Из картона сделал дом.

Вечерком к нему сверчок 

Заходил погреть бочок.

 Заползал в щель паучок,

Забирался в гамачок,

В кружевное полотно,

Где уютно и темно.

 Гномик сказки им читал,

Сухарями угощал.

А веселый светлячок

Всем светил как маячок.

 Вместе пили вкусный чай,

Наливали через край.

Клали мяту, зверобой,

Веселились всей гурьбой.


Это стихотворение понравилось Незнайке. Он решил его записать, очень спешил и посмотрите, что у него получилось. (Внимание на слайд 4)

- Прочитаем, что же получилось у Незнайки.

- Задает вопросы учащимся:

1. Понятен ли вам смысл стихотворения?

2. Почему?

3. Что нужно сделать, чтобы стал понятен смысл стихотворения?

Формулирование темы занятия:

- Как вы думаете, какой теме будет посвящено наше занятие?

Да, верно, мы сегодня вспомним и уточним тему «Предлоги»


- слушают стихотворение;




















Читают стихотворение, в котором пропущены предлоги.

- участвуют в обсуждении;

- отвечают на проблемные вопросы;


- формулируют предполагаемую тему занятия

-

3 этап

выявления места и причины затрудне

ния.

Постановка учебной задачи.


- осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей;

- фиксация места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения

Длитель-ность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда



Деятельность

обучающихся

2 - 3 мин

Практичес-кие:

устные,

аналитико-синтетические

Фронтальная

Основные вопросы занятия сформулированы на слайде (5)







Итак, на какие вопросы мы ответим в ходе занятия?


Формулирование учебных задач занятия через виды деятельности учащихся (планируемые результаты).

После занятия вы сможете:

- дать определение понятию «предлог»;

- выделять предлоги из текста;

- подбирать подходящие по смыслу

предлоги;

- раздельно писать предлоги со словами.


- Какие знания вам нужны на занятии?

Читают текст слайда 5.

«К нам на урок пришёл щенок, хотел узнать всё про предлог.

Как в предложении писать, и для чего употреблять. Какая у него работа, щенку узнать охота.»

Формулируют вопросы с опорой на слайд.5.









Мы должны узнавать предлоги, уметь выделять их в предложении; правильно использовать предлоги в речи, писать их раздельно с другими словами.

4 этап

открытия нового знания.

Построение проекта выхода из затруднения.

- формулирование конкретной цели будущих учебных действий (какие знания нужны и чему необходимо научиться)

Длитель-ность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

5 мин

Наглядно-демонстрационные: схемы


Фронтальная

Уточнение понимания предлогов. Игра «Путешествие карандаша»

Вы слушаете меня и четко выполняете действия по моей инструкции. Итак, начали. Возьмите карандаш в руки, положите на тетрадь, возьмите с тетради, спрячьте в тетради, возьмите из тетради, положите под тетрадь, заберите из-под тетради.

Работа со схемами предлогов.

Предлоги можно представить схематично. Сейчас мы познакомимся с некоторыми из них. (Показывает схемы сначала с подписями, затем без них)

Составление предложений по картинке. Схемы предложений. Соотнесение предлога и его схемы.

Посмотрите на экран,(слайд 6) составьте предложения по картинке, используя подходящие предлоги. Составьте схему предложения.(Работа у доски и в тетрадях). Выберите к предлогу вашего предложения схему на моем столе.

- Где стоит клетка

- Где лежат карандаши

-Где сидит мышка

-Где порхает бабочка

Расшифруйте символы- схемы предлогов в предложениях на экране (Слайды 7, 8, 9).




-выполняют задания





- Называют хором предлоги, затем по цепочке (без подписей)

Подбор предлога и соотнесение его со схемой.

Выходят по очереди к доске и записывают предложение схематически, выбирают карточку схему.

Читают предложения со схемами со слайдов презентации

5 этап

первичного закрепления с проговари-ванием во внешней речи

- усвоение нового способа действия;

- выполнение в форме коммуникативного взаимодействия типовых заданий на новый способ действий;

- проговаривание выполнения вслух

Длитель-ность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

5 мин

Практичес-кие


Фронтальная

Следующее задание поможет научиться узнавать предлоги в тексте, выделять их на фоне предложения.

- Послушайте стихотворение, найдите в нем предлоги.

Осторожно ветер из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше.


- Какие предлоги вы нашли?

- Выпиши предлоги с соседним справа словом.

- Проверьте себя. (см. слайд 11)

Физкультминутка. Гимнастика для глаз. Массаж ладошек карандашом. (3 мин)

(слайд 12)

-




Слушают стихотворные строчки (видят их на слайде 10 презентации)



- выполняют задание






6 этап

самостоя-тельной работы с самопро-веркой по эталону

- создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля;

- способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

Длитель-ность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся


6 -7 минут

Практичес-кие


Индивидуальная

парная






Работа в парах.

- Прочитай слова, написанные на карточках. 

Река, мост, под; cтол, лампа, на; cтул, стол, у; едет, автобус, в; ползёт, по, лист.

- Ребята, вам понятен смысл? Составьте понятные по смыслу словосочетания. Можно переставлять слова местами, менять их окончания.

Сколько слов в словосочетании? Какое слово изменило своё окончание? Какой предлог?

- Запишите словосочетание в тетрадь.


- Проверьте себя. (слайд 13)

2. Самостоятельная работа по карточкам.

На карточке даны предложения, в которых пропущены предлоги. Вставь предлоги подходящие по смыслу.

(Читает текст с экрана с пропущенными предлогами. Слайд 14)

Птичка сидела … дереве и пела. Кот сидел … деревом и смотрел … птичку. Вдруг он прыгнул … дерево. Птичка вспорхнула … дерева и улетела. А кот всё сидит … дереве и ждёт птичку.

Самопроверка по эталону

- Проверьте себя. (слайд 15)

* Взаимопроверка ( при наличии времени)

Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу товарища. Если найдете ошибки, то подчеркните их карандашом.


Получают карточки с набором слов, из которых нужно составить и записать словосочетания.


Из слов на карточках составляют и записывают свое словосочетание в тетрадь.

Самопроверка по эталону.







Вставляют предлоги в индивидуальные карточки.







- осуществляют самомопроверку записанного по эталону на экране.+ взаимопроверка при наличии времени.

7 этап

включения в систему знаний и повторения



- фиксация полученных знаний при выполнении заданий;

- зафиксировать новое содержание урока.

Длитель-ность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

2 мин

Обобщение, сравнение

Фронтальная

Сделаем выводы:

- Что такое предлог?

- Для чего же нужны предлоги в предложении, речи? - Как писать предлог с другими словами?

(см слайды 16, 17, 18)

Логопед оценивает работу детей и делает итоговый вывод: самое главное не забывайте, что предлог маленькое слово, которое не только связывает слова и объединяет их в предложении, но и указывает на местонахождение предметов.


- отвечают на вопросы;

- вспоминают нужную информацию;

- вспоминают изученный на занятии материал


8 этап

рефлексии учебной деятельности на уроке


- формирование адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- формирование адекватной самооценки на основе критериев «хорошего ученика»

Длитель-ность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

2 мин

обобщение, сравнение

Фронтальная

Организация самооценивания. (с помощью смайликов)

Назовите ключевое слово занятия. Чему мы учились на занятии?

Что показалось трудным?

Какие задания были интересны?

- Оцените успешность своей работы на занятии.

(слайд 19)


- отвечают на вопросы






Рисуют в тетрадях смайлик.



9



ПредлогиPPT / 5.18 Мб
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.