Конспект занятия по развитию речи во 2 классе по теме "Предлоги"
Технологическая карта логопедического занятия | ||||||
Группа (класс, логопед.заключение) | 2 класс. Логопедическое заключение: Нарушения чтения и письма, обусловленные НВОНР | |||||
Тема занятия | «Предлоги» | |||||
Тип занятия | Урок открытия нового знания | |||||
Используемые технологии | 1.Технология на основе деятельностного подхода 2.Здоровьесберегающие технологии. 3. Информационно-коммуникативные технологии. 4.Технология поэтапного формирования умственных действий | |||||
Цель занятия | Сформировать представления о смысловом значении предлогов; о предлоге, как отдельном слове. | |||||
Задачи | Образовательные | Коррекционно-развивающие | Воспитательные | |||
Способствовать тому, чтобы к окончанию занятия учащиеся могли: дать определение понятию «предлог»; выделять предлоги из текста; подбирать подходящие по смыслу предлоги; раздельно писать предлоги со словами; | Способствовать развитию умений: развивать умение грамотно, точно и четко выражать свои мысли; обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать выводы; применять теоретические знания при выполнении практических заданий; актуализировать словарный запас учащихся, обогащать и активизировать их лексикон; развивать внимательность, наблюдательность; | Способствовать созданию условий обеспечивающих: уважительное отношение друг к другу, пробуждение интереса к изучаемой теме; формирование у учеников навыков самоконтроля и адекватной самооценки; овладение необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности; | ||||
Речевые универсальные учебные действия | Личностные РУУД: | Регулятивные РУУД: | Коммуникативные РУУД: | Познавательные РУУД: | ||
формировать мотивацию к обучению; формировать адекватное понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности; формировать умение отстаивать и аргументировать свое мнение | формировать умение понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению; осуществлять пошаговый контроль своих действий; овладеть способностью соотносить схему с предлогом, осуществлять самоконтроль. | готовность слушать собеседника; формировать умение работать в паре, группе признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; | развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, словаря; на основе анализа объектов делать выводы и обобщать; | |||
Словарь урока | Предлог – часть речи, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении. Предлоги со словами пишутся раздельно. | |||||
Средства ИКТ, аппаратное обеспечение | Аппаратное обеспечение: компьютер, проектор | |||||
Ресурсы урока | - графические схемы предлогов; - индивидуальные карточки с заданиями ; - презентация |
Организационная структура логопедического занятия
Этап | Длитель-ность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность | Деятельность обучающихся | ||||
1 этап мотивации (самоопределения к коррекци-онной деятельности) Подготовит. упражнения. | - создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс | ||||||||
5 минут | Показ образца выполнения упражнения, ИКТ | Фронтальная | Приветствие логопеда. Всем, всем добрый день! (2 хлопка, развели руки в приветственном жесте) Прочь с дороги наша лень! Не мешай трудиться, Не мешай учиться» - Ну вот, лень прогнали, можно приступать к занятию. Для того, чтобы активизировать работу мозга, выполним массаж своих ушек. 2. Аурикулотерапия – массаж ушных раковин. «Взяли ушки за макушки, Потянули, Пощипали, Вниз до мочек добежали. Мочки надо пощипать, Пальцами скорей размять. Вверх по ушкам проведем И к макушкам вновь придем. Пальчиковая гимнастика. Гномики Жили-были гномики В расчудесном домике Папа-гном дрова рубил, Гном-сынок их в дом носил, Мама-гномик суп варила, Дочка-гном его солила Гномик-бабушка вязала, Гномик-тетушка стирала,) Дед – окошко открывал, Всех знакомых в гости звал! | Выполняют психо гимнастику – настрой на работу Большим и указательным пальцами с обеих сторон. Несильно потянули вверх. Несильные нажимы пальцами. Постепенно продвигаются пальцы вниз. Пощипывание в такт речи. Легким движением разминают между пальцами. (Указательным и большим пальцем показываем размер). (Ладони сложены в виде крыши) (Ребром кисти ударяем о ладонь) (Хватательные движения руками) (Кисти округлены, шарообразные движения) ,(Пальцы сложены в «щепотку») (Имитируем вязание на спицах) (Потираем ладошки друг о друга (Обоими кистями рук делаем приглашающий жест к себе). | |||||
2 этап актуализации знаний | - актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщения | ||||||||
Длитель-ность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность | Деятельность обучающихся | |||||
5 мин | Практичес-кие: аналитико-синтетичес- кие | Фронтальная | Предлагаю вашему вниманию интересное, милое стихотворение Людмилы Одинцовой.(слайд 3) Гном Жил за стенкой старый гном, Из картона сделал дом. Вечерком к нему сверчок Заходил погреть бочок. Заползал в щель паучок, Забирался в гамачок, В кружевное полотно, Где уютно и темно. Гномик сказки им читал, Сухарями угощал. А веселый светлячок Всем светил как маячок. Вместе пили вкусный чай, Наливали через край. Клали мяту, зверобой, Веселились всей гурьбой. Это стихотворение понравилось Незнайке. Он решил его записать, очень спешил и посмотрите, что у него получилось. (Внимание на слайд 4) - Прочитаем, что же получилось у Незнайки. - Задает вопросы учащимся: 1. Понятен ли вам смысл стихотворения? 2. Почему? 3. Что нужно сделать, чтобы стал понятен смысл стихотворения? Формулирование темы занятия: - Как вы думаете, какой теме будет посвящено наше занятие? Да, верно, мы сегодня вспомним и уточним тему «Предлоги» | - слушают стихотворение; Читают стихотворение, в котором пропущены предлоги. - участвуют в обсуждении; - отвечают на проблемные вопросы; - формулируют предполагаемую тему занятия - | |||||
3 этап выявления места и причины затрудне ния. Постановка учебной задачи. | - осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей; - фиксация места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения | ||||||||
Длитель-ность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность | Деятельность обучающихся | |||||
2 - 3 мин | Практичес-кие: устные, аналитико-синтетические | Фронтальная | Основные вопросы занятия сформулированы на слайде (5) Итак, на какие вопросы мы ответим в ходе занятия? Формулирование учебных задач занятия через виды деятельности учащихся (планируемые результаты). После занятия вы сможете: - дать определение понятию «предлог»; - выделять предлоги из текста; - подбирать подходящие по смыслу предлоги; - раздельно писать предлоги со словами. - Какие знания вам нужны на занятии? | Читают текст слайда 5. «К нам на урок пришёл щенок, хотел узнать всё про предлог. Как в предложении писать, и для чего употреблять. Какая у него работа, щенку узнать охота.» Формулируют вопросы с опорой на слайд.5. Мы должны узнавать предлоги, уметь выделять их в предложении; правильно использовать предлоги в речи, писать их раздельно с другими словами. | |||||
4 этап открытия нового знания. Построение проекта выхода из затруднения. | - формулирование конкретной цели будущих учебных действий (какие знания нужны и чему необходимо научиться) | ||||||||
Длитель-ность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность | Деятельность обучающихся | |||||
5 мин | Наглядно-демонстрационные: схемы | Фронтальная | Уточнение понимания предлогов. Игра «Путешествие карандаша» Вы слушаете меня и четко выполняете действия по моей инструкции. Итак, начали. Возьмите карандаш в руки, положите на тетрадь, возьмите с тетради, спрячьте в тетради, возьмите из тетради, положите под тетрадь, заберите из-под тетради. Работа со схемами предлогов. Предлоги можно представить схематично. Сейчас мы познакомимся с некоторыми из них. (Показывает схемы сначала с подписями, затем без них) Составление предложений по картинке. Схемы предложений. Соотнесение предлога и его схемы. Посмотрите на экран,(слайд 6) составьте предложения по картинке, используя подходящие предлоги. Составьте схему предложения.(Работа у доски и в тетрадях). Выберите к предлогу вашего предложения схему на моем столе. - Где стоит клетка - Где лежат карандаши -Где сидит мышка -Где порхает бабочка Расшифруйте символы- схемы предлогов в предложениях на экране (Слайды 7, 8, 9). | -выполняют задания - Называют хором предлоги, затем по цепочке (без подписей) Подбор предлога и соотнесение его со схемой. Выходят по очереди к доске и записывают предложение схематически, выбирают карточку схему. Читают предложения со схемами со слайдов презентации | |||||
5 этап первичного закрепления с проговари-ванием во внешней речи | - усвоение нового способа действия; - выполнение в форме коммуникативного взаимодействия типовых заданий на новый способ действий; - проговаривание выполнения вслух | ||||||||
Длитель-ность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность | Деятельность обучающихся | |||||
5 мин | Практичес-кие | Фронтальная | Следующее задание поможет научиться узнавать предлоги в тексте, выделять их на фоне предложения. - Послушайте стихотворение, найдите в нем предлоги. Осторожно ветер из калитки вышел, Постучал в окошко, Пробежал по крыше. - Какие предлоги вы нашли? - Выпиши предлоги с соседним справа словом. - Проверьте себя. (см. слайд 11) Физкультминутка. Гимнастика для глаз. Массаж ладошек карандашом. (3 мин) (слайд 12) | - Слушают стихотворные строчки (видят их на слайде 10 презентации) - выполняют задание | |||||
6 этап самостоя-тельной работы с самопро-веркой по эталону | - создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля; - способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности. | ||||||||
Длитель-ность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность | Деятельность обучающихся | |||||
6 -7 минут | Практичес-кие | Индивидуальная парная | Работа в парах. - Прочитай слова, написанные на карточках. Река, мост, под; cтол, лампа, на; cтул, стол, у; едет, автобус, в; ползёт, по, лист. - Ребята, вам понятен смысл? Составьте понятные по смыслу словосочетания. Можно переставлять слова местами, менять их окончания. Сколько слов в словосочетании? Какое слово изменило своё окончание? Какой предлог? - Запишите словосочетание в тетрадь. - Проверьте себя. (слайд 13) 2. Самостоятельная работа по карточкам. На карточке даны предложения, в которых пропущены предлоги. Вставь предлоги подходящие по смыслу. (Читает текст с экрана с пропущенными предлогами. Слайд 14) Птичка сидела … дереве и пела. Кот сидел … деревом и смотрел … птичку. Вдруг он прыгнул … дерево. Птичка вспорхнула … дерева и улетела. А кот всё сидит … дереве и ждёт птичку. Самопроверка по эталону - Проверьте себя. (слайд 15) * Взаимопроверка ( при наличии времени) Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу товарища. Если найдете ошибки, то подчеркните их карандашом. | Получают карточки с набором слов, из которых нужно составить и записать словосочетания. Из слов на карточках составляют и записывают свое словосочетание в тетрадь. Самопроверка по эталону. Вставляют предлоги в индивидуальные карточки. - осуществляют самомопроверку записанного по эталону на экране.+ взаимопроверка при наличии времени. | |||||
7 этап включения в систему знаний и повторения | - фиксация полученных знаний при выполнении заданий; - зафиксировать новое содержание урока. | ||||||||
Длитель-ность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность | Деятельность обучающихся | |||||
2 мин | Обобщение, сравнение | Фронтальная | Сделаем выводы: - Что такое предлог? - Для чего же нужны предлоги в предложении, речи? - Как писать предлог с другими словами? (см слайды 16, 17, 18) Логопед оценивает работу детей и делает итоговый вывод: самое главное не забывайте, что предлог маленькое слово, которое не только связывает слова и объединяет их в предложении, но и указывает на местонахождение предметов. | - отвечают на вопросы; - вспоминают нужную информацию; - вспоминают изученный на занятии материал | |||||
8 этап рефлексии учебной деятельности на уроке | - формирование адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; - формирование адекватной самооценки на основе критериев «хорошего ученика» | ||||||||
Длитель-ность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность | Деятельность обучающихся | |||||
2 мин | обобщение, сравнение | Фронтальная | Организация самооценивания. (с помощью смайликов) Назовите ключевое слово занятия. Чему мы учились на занятии? Что показалось трудным? Какие задания были интересны? - Оцените успешность своей работы на занятии. (слайд 19) | - отвечают на вопросы Рисуют в тетрадях смайлик. |
9
ПредлогиPPT / 5.18 Мб