Конспект занятия психолога с детьми ОВЗ 4–5 лет по теме «Добрая история»
Конспект занятия психолога с детьми ОВЗ 4-5 лет
по теме: «Добрая история».
Цель: создание положительных важных качеств характера для формирования мотивации на совершение добрых дел и поступков у детей среднего дошкольного возраста.
Образовательные задачи:
Учить детей распознавать эмоциональные переживания персонажей сказки и соотносить эти переживания со своим жизненным опытом.
Знакомить детей с приёмами оказания помощи близким людям.
Коррекционные задачи:
Создание эмоционально положительного фона настроения у ребенка.
Развитие воображения, формировать эмоциональное восприятие окружающей действительности.
Воспитательные задачи:
Формирование у детей мотивации совершении добрых дел, объяснить преимущество дружбы и пользе добра.
Развивать чуткость и любовь к близким людям, формировать образные представления о добре и дружбе.
Элементы освоения содержания образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Интеграция образовательных областей | Задачи |
Социально-коммуникативное развитие | Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание. Развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками. Формировать готовность к совместной деятельности. |
Познавательное развитие | Формирование первичные представления о времени года «зима». Развивать любознательность. Развивать воображение и творческую активность. |
Речевое развитие | Развивать речь как средство общения. Обогащать активный словарь. |
Художественно-эстетическое развитие | Создавать условия для формирования мотивации заботливого отношения к близкому окружению людей, понимать значение «добрый поступок» |
Физическое развитие | Развивать двигательную регуляцию, координацию движений, крупной и мелкой моторики рук. |
Используемые технологии:
технологии проективной деятельности;
обучающие и развивающие технологии, на основе игр и игровых ситуаций;
проблемное обучение;
технологии интегрированного обучения;
здоровьесберегающие технологии;
личностно-ориентированные технологии;
технология сотрудничества;
информационно-коммуникативные технологии.
Решаемые задачи по освоению программы: формирование социально-коммуникативной компетенции дошкольника, развитие графо – моторных навыков.
Виды деятельности: эмоционально - регулятивная, познавательная изобразительная (аппликация), коммуникативная, двигательная (психогимнастика).
Методы и приёмы:
Практические: игры (дидактические, речевые, двигательные, пальчиковые);
Наглядные: рассматривание сюжетных картинок;
Словесные: беседа.
Планируемые результаты НОД: ребёнок правильно использует лексико - грамматические категории в активной речи; проявляет инициативность и самостоятельность в общении; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; участвует в совместных играх; понимает интересы и чувства других, умеет сопереживать неудачам и оказывать помощь; владеет разными формами коммуникаций в реальных ситуациях; самостоятельно выбирает виды поддержки, социально адаптирован.
Оборудование и материалы: аудиозаписи: «Снег хрустит», «Метель», музыка «Лепим снеговика», «Четыре снеговика», хоровод «Что вам нравится зимой», костюм снеговика, интерактивная доска (мольберт), дидактический материал: сюжетные картинки по теме; цветная бумага, шаблоны, клей, лист белой бумаги.
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а з а н я т и я
Введение в тему. (Поздороваться с гостями)
Психолог:
Собрались все дети в круг,
Ты – мой друг,
А я – твой друг.
Крепко за руки возьмёмся:
И друг другу улыбнёмся:
Соседу справа и соседу слева.
Вопросы детям:
- Дети, какое сейчас время года?
- Назовите зимние месяцы? Какие признаки зимы вы знаете?
Ответы детей.
Звучит музыка (звуки шагов по снегу)
Психолог: - Слышите, ребята к нам кто то идет. Давайте вместе все станем и встретим нашего гостя.
Дети становятся рядом полукругом.
Входит Снеговик. (Снеговик грустный)
Снеговик: - Здравствуйте ребята.
Психолог: - Снеговик, а что ты такой грустный?
Снеговик: - Я шел по глубокому снегу, пробирался сквозь чащу, и сильно замёрз.
Психолог: - Почему ты так долго шёл по лесу?
Снеговик: - Я хотел поиграть с лесными жителями. И сильно-сильно замёрз. Мне очень скучно стоять на улице одному.
(Садится на стул).
Психолог: - Давайте поможем нашему Снеговику. Как можно помочь Снеговику?
Ответы детей.
Психолог: - Правильно ребята, давайте вместе поиграем в игру про Снеговика.
Психолог вместе с детьми выполняет психогимнатику.
Психогимнастика «Снеговик пропал»
Снеговик в лесу пропал | Поднимают обе руки вверх, пальцы раскрыты, руки скрещены. |
Он куда – то убежал | Указательными и средним пальцами правой руки изображают бег. |
Может, испугался волка | Обнимают себя руками, изображают страх. |
Может, может зайка сбил с дороги | Показывают руками ушки. |
И в сугробах тонут ноги. | Поочередно высоко поднимают ноги. |
Дети читают стихи:
Снеговик, снеговик, ты такой хороший, Снеговик, снеговик, хлопай нам в ладоши!
Будем мы как мячики весело скакать: прыг да скок, прыг да скок повтори опять!
Снеговик, снеговик, ты такой хороший, Снеговик, снеговик, хлопай нам в ладоши!
Будем мы как куколки дружно приседать: вот так вот, вот так вот повтори опять!
Психолог: - Спасибо вам ребята, что вы развесили нашего Снеговика. Давайте ему пожелаем доброго пути. У него всегда будет хорошее настроение, и он не будет скучать. Снеговик очень рад, что вы внимательные и заботливые ребята.
Снеговик улыбается.
Дети прощаются со Снеговиком.
Составление рассказа – рассуждения на тему «Как можно помочь»
Психолог задает вопросы.
- Дети, вам всегда бывает весело?
- Иногда бывает плохо, а почему? (Кто – то обидел, заболел, упал и т.д.)
- А как помочь? Ответы детей.
- А если другому ребёнку или взрослому плохо?
- Расскажите, как вы помогаете в таких ситуациях. Ответы детей.
Психолог: - Ребята давайте поговорим об этом подробнее, подойдите к мольберту.
На мольберте сюжетные рисунки помощи в трудных ситуациях. Дети смотрят и анализирует содержание картинок по теме.
Психолог: - Запомните: даже если вы спешите, даже если вам весело, обязательно помогите тому, кому рядом плохо. Сделайте «добрый поступок». Расскажите, какие «добрые дела» вы делаете дома для родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братьев.
Ответы детей.
Психолог: - Теперь ребята садитесь на стулья. Давайте немножко поиграем сейчас.
Дети садятся, психолог проводит пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Погреем пальчики»
Снег руками собирали, Наши пальчики устали. | Энергично сжимают и разжимают пальцы обеих рук. |
Мы их будем растирать, | Энергично потирают ладонь о ладонь |
Мы их будем согревать. | |
Чтобы стали горячее, | |
Энергично разминать | Делают массирующие движения пальцами. |
Психолог: - Ребята, а у вас есть друзья, расскажите? Ответы детей.
- Давайте ребята сделаем «доброе дело» для ваших родных людей, чтобы им не было холодно зимой и всегда было хорошее настроение мы сделаем им варежки.
Творческая практическая деятельность детей.
На столах приготовлены заготовки квадратиков разных цветов и оттенков. Дети составляют разноцветный узор из ярких цветов аппликацию варежки. Выбор делают самостоятельно, исходя из своего личного предпочтения позитивных цветов орнамента поделки.
Психолог: - Ребята на ваших столах лежат бумага разных цветов. Как вы думаете, чтобы вашему другу стало веселее, какие цвета нужно взять для Варежки?
(Ответы детей: красный, желтый, зеленый, оранжевый).
Психолог: - А если сделать Варежку из тёмных цветов, например, чёрный, какое будет настроение от Варежки?
(Ответы детей: грустное, печальное).
Психолог: - Расскажите, из каких цветов выполните Варежку?
Опрос детей.
Рефлексия.
Психолог: - Какие красивые варежки получились для ваших друзей. Какие они яркие и разноцветные. Расскажите, а кому вы сделали Варежки?
- Молодцы, какие вы заботливые и добрые ребята! Встаньте, покажите своим Варежки гостям.
Психолог: - А чём мы с вами разговаривали? Что было самое интересное?
Ответы детей.
Психолог: - Правильно, вы узнали сколько можно сделать «добрых дел» для своих друзей. Попрощайтесь с гостями.
Дети уходят из зала.