Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по профилактике девиантного поведения (использование фильмотерапии) тема: «Азбука доброжелательности»
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста
по профилактике девиантного поведения
(использование фильмотерапии)
тема: «Азбука доброжелательности»
Кияйкина Наталья Федоровна
педагог-психолог
МБДОУ детского сада № 31 «Заря»
г. Пятигорска
Ставропольского края
Цели: профилактика отклоняющегося поведения и вредных привычек у дошкольников.
гармонизировать эмоционально-личностную сферу дошкольников;
расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими посредством мульттерапии;
активизировать психические процессы;
обогащать знания детей по элементарным навыкам общения и о правилах поведения;
развивать умения вырабатывать навыки адекватного поведения;
воспитывать доброжелательность.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.
Оборудование: кабинет педагога-психолога, компьютер, интернет ресурсы (картинка-заставка с изображением Смешариков для приветствия, обучающий мультфильм с героями Смешариков «Азбука доброжелательности» https://vk.com/video-196040541_456239034), "эмоциональный" массажный мяч среднего размера для игрового упражнения, раскраски по количеству участников.
Участники: 8 человек (дети старшего дошкольного возраста).
Предварительная работа: проведение с детьми занятий с персонажами героев мультиков «Смешарики».
Ход:
Звучит музыка и приглашает детей на мероприятие в кабинет к педагогу-психологу. Дети заходят и становятся свободно перед компьютером.
1. Приветствие-этюд «Солнышко и Смешарики»
На экране компьютера появляются Смешарики. Взрослый предлагает детям порадоваться ясному солнечному дню и героям мультика – Смешарикам.
Подняв лицо и вытянув ладони вверх, дети приветствуют солнышко словами: «Мы рады тебе, солнышко! Мы рады тебе, ясный день!» Дети смотрят на экран компьютера и вперед вытянув руки ладонями вверх, приветствуют Смешариков: «Мы рады вам, Смешарики! Мы рады нашей очередной встрече!»
2. Коммуникативная игра «Вспомни имена друзей Смешариков!»
Цель: развитие ассоциативной памяти.
Педагог-психолог объясняет правила игры: каждый играющий должен вспомнить имя одного из героев и фрагменты из мультиков, связанные с данным героем.
Дети играют в коммуникативную игру. Педагог-психолог позитивно завершает процесс игры и предлагает детям вместе со Смешариками пройти "Азбуку доброжелательности", посмотреть мультик с разнообразными ситуациями героев Смешариков.
3. Просмотр обучающегося мультипликационного фильма «Азбука доброжелательности. Смешарики»
Мультик "Азбука доброжелательности"
Педагог-психолог включает мультфильм – фрагмент «Подвиг». Дети смотрят фрагмент мультипликационного фильма. Далее следует пауза, обсуждение по содержанию, с акцентом на эмоции, испытывающие героями и озвучивание взрослым вывода: «Маленькое добро для других – лучше любого подвига!»
Продолжение просмотра мультфильма - фрагмент «Чугунок не играет». Пауза, обсуждение по содержанию, определение эмоций и вывод: «Протяни руку новичку - и ты обретешь друга!»
Продолжение просмотра видео материала – фрагмент «Мораль». Обсуждение по содержанию, с определением эмоций, вывод: «Сообща – значит лучше!»
Продолжение просмотра мультфильма - фрагмент «Времена года!» Обсуждение по содержанию фильма и вывод: «Уважая чужое мнение – ты сделаешь свой мир ярче!»
Следующий просмотр – фрагмент «Кто кому?» После паузы обсуждение по содержанию фрагмента и вывод: «Чтобы договориться, главное – надо научиться слышать других!»
Завершается просмотр – фрагментом «Муха – не червяк!» После паузы завершающее обсуждение фрагмента с определением эмоций и вывод: «Не верь тем, кто не верит в тебя. Будь собой!»
- Сколько разнообразных эмоций пережили герои мультфильма! Ребята, так что такое "Азбука доброжелательности?" (Дети отвечают на вопрос взрослого).
- Молодцы! Как хорошо вы усвоили все правила доброжелательности!
Предлагаю поиграть в игру с "эмоциональным" массажным мячиком «Я радуюсь, когда…»
4. Игровое упражнение «Я радуюсь, когда…»
Цель: развитие понимания своего эмоционального состояния и «языка эмоций».
Данная игра может рассказать нам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях, как с родителями, так и со сверстниками.
Педагог-психолог предлагает детям поиграть в игру с "эмоциональным" массажным мячиком.
- Я буду бросать "эмоциональный" мячик (массажный), а играющий, поймав его, делает массаж ладоней и пальцев рук, выбирает любую эмоцию на мяче и рассказывает присутствующим, когда он испытывает это чувство, например, так: «Я радуюсь, когда….».
5. Рефлексия «Обратная связь»
Педагог-психолог уточняет у детей "правила доброжелательности". Каждый участник озвучивает запомнившееся ему правило " Азбуки доброжелательности". Взрослый хвалит детей за активное участие и полученные знания.
Дети прощаются с героями и делятся своими впечатлениями от встречи.
В завершении педагог-психолог на память о мероприятии вручает детям от героев мультика раскраски «Смешарики».
Источники
1. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. - М., 2004.
2. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М.: Генезис, 1999.
3. Чистякова М.И. Психогимнастика. М: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.
4. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет).
5. Интернет ресурс:
Картинки героев мультика»Смешарики».
Обучающие мультфильмы. Смешарики «Азбука доброжелательности».
мультик "Азбука доброжелательности"
Раскраски для детей старшего дошкольного возраста.
Горбачёва Марина Юрьевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Горячева Наталья Валерьевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Щукина Вера Александровна
Кияйкина Наталья Федоровна
Елена Владимировна
Кияйкина Наталья Федоровна
Мажова Светлана Александровна
Кияйкина Наталья Федоровна
Рагулина Любовь Давыдовна
Кияйкина Наталья Федоровна
Фролова Елена Николаевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Савельева Наталия Валерьевна
Кияйкина Наталья Федоровна