Конспект занятия с упражнениями по развитию эмоционального интеллекта ребёнка
Конспект занятия с упражнениями по развитию эмоционального интеллекта ребёнка.
Методическая разработка занятия для детей младшего школьного возраста: «Развитие эмоционального интеллекта»
Автор: Лапшина Екатерина Николаевна, педагог-психолог.
Описание: развивающее занятие «Развитие эмоционального интеллекта», предназначено для детей младшего школьного возраста. Проводится педагогом-психологом для развития умения правильно понимать свои эмоции и правильно их определять у других людей.
Цель занятия: развитие эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста средствами игровой деятельности.
Задачи:
Научить детей в игровой форме правильно управлять своими эмоциями;
Способствовать развитию эмоциональной саморегуляции, умения понимать эмоции других людей.
Возраст детей: младший школьный возраст.
Вид занятия: комбинированный.
Методы: словесный, наглядный, практический (упражнения, игра).
Предварительная работа:
Оборудование: картинки с изображением эмоций, бумага, карандаши, музыкальное оборудование, презентация
Ход занятия:
Вводная часть.
Приветствие.
Психолог: Ребята, здравствуйте! У каждого из нас есть свой особенный внутренний мир, как вы думаете из чего он состоит?
Ребята: Эмоции, чувства, способности, отношение к миру, отношение к себе и т.д.
Психолог: Верно, ребята! Давайте же сегодня мы с вами поговорим о том, какие эмоции живут в нас и как они проявляются!
Основная часть.
1. Упраженение-игра «Цветок моего Я»
Цель: Научить детей лучше понимать качества характера людей, определять негативные и положительные стороны своего характера.
Проведение.
Психолог раздает детям бумагу:
- Ребята, давайте попробуем представить свой внутренний мир в виде цветка. На каждом лепесточке напишите, какие черты своего характера вы уже знаете, у вас могут остаться и незаполненные лепесточки, ведь мы только знакомимся со своим внутренним миром!
После готовности, желающие делятся тем, что у них получилось.
2. Упражнение «Фантазеры»
Цель: научить ребенка анализировать эмоциональное состояние людей, персонажей, развивать чуткость и воображение.
Проведение:
Психолог: Ребята, все вы наверняка слышали понятие «эмоции». Давайте попробуем с вами вместе понять и определить, что же это такое и где в нас живут эмоции!
Давайте посмотрим с вами на экран, там будут представлены люди, герои мультфильмов с различными эмоциями, а вы попробуете угадать, что за эмоция перед вами!
Показ слайдов с презентации, ребята угадывают, какие эмоции представлены перед ними. Проговаривают, как они определили ту или иную эмоцию (По мимике, бровям, глазам, уголкам рта)
- А теперь давайте придумаем, что могло предшествовать изображенному моменту.
- А что же могло случиться после этого момента?
Следует обратить внимание, что чем больше деталей заметил на картинке ребенок, тем лучше. Если в процессе работы над эмоциональным интеллектом психолог будет периодически повторять показ картинок, то непременно обнаружит, как возрастает внимательность детей.
- В каких ситуациях вы испытываете эмоцию «радость»? (Актуализация положительных воспоминаний).
Психолог: Отлично, ребята, с этим заданием вы справились! Давайте попробуем обобщить, что же такое эмоции?
Ребята отвечают.
«Эмоции - это чувства, которые мы выражаем на лице, в движениях, в голосе. Когда с человеком что-то происходит, он испытывает позитивные или негативные эмоции».
Психолог: Можно ли изменить негативные эмоции?
Ребята: Да!
Психолог: Что мы для этого можем сделать?
Ребята: Поддержать, узнать, что случилось, помочь, разобраться, объяснить, побыть рядом.
Психолог: Ребята, вы большие молодцы! Есть несколько советов, как справиться с негативными эмоциями, я бы хотела поделиться ими с вами, а вы будете использовать только те советы, которые вам подходят!
Памятка: Как справиться с негативными эмоциями?
Займитесь физическим трудом;
Сделайте зарядку или потанцуйте;
Переключите внимание на что-нибудь другое;
Дышите глубже
С гневом, волнением, страхом отлично справляется дыхательная гимнастика. Обязательно концентрируйтесь на вдохе и выдохе. Это простое упражнение за считанные минуты вернет вам утраченное спокойствие. Не зря ведь правильному дыханию огромное значение придают люди, занимающиеся йогой и практикующие медитации! Дополнительно можно использовать счет - благодаря ему сосредоточение произойдет гораздо быстрее и проще.
Общайтесь с животными;
Поговорите с другом;
Излейте душу бумаге.
3. Работа со сказкой.
– Ребята, я хочу рассказать вам “Сказку о Необычном цветке” (авторская сказка)
В одной стране, где днем светит яркое солнце, а по ночам редки холодные ветра, жили цветы. Они все были разные по характеру, но каждый из них был хорош по своему.
Королевские лилии – всегда стремились во всем быть первыми, любили давать советы и делать замечания другим цветам (Слайд 6), дикий шиповник – был слегка застенчив, но всегда доводил начатое дело до конца (Слайд 7), а желтые ноготки очень дружелюбны и жизнерадостны, любили веселые приключения.
Но в этой чудесной стране жил один необычный цветок – Синецветик, который боялся подружиться с остальными цветами, он считал себя некрасивым и безликим. И от этого он чувствовал себя несчастным, у него всегда было грустное настроение.
Однажды древний мудрый цветок, который рос высоко в горах, сказал Синецветику: “Ты очень красивый и необычный цветок! Посмотри, какие у тебя прекрасные лепестки, какой ты добрый и отзывчивый, у тебя все получится и все будет хорошо!”.
Синецветик, услышав эти слова, расправил свои лепестки и широко улыбнулся всем другим цветам – жителям этой страны. Они тоже улыбнулись ему в ответ.
Вскоре цветы подружились, а Синецветик был просто счастлив.
– Что делало Синецветика несчастным в начале сказки?
– Как вы думаете, что ему помогло стать счастливым?
– Да, в нашей жизни бывают такие ситуации, когда мы нуждаемся в чьей-то помощи и поддержке. Пусть она выражается просто в приятных добрых словах, но подчас многое значит для человека.
– Я хочу открыть вам секрет успеха:
– каждому человеку требуются любовь, признание, поддержка. Каждый человек вырастает в собственных глазах, когда его хвалят. Похвала – самое действенное средство. Но помните, похвала всегда должна быть к месту и соответствовать ситуации. Похвала должна быть искренней, так как нет ничего более скверного, чем лицемерие.
Секрет: Кто хвалит других, сам легче добивается успеха.
4. Итог занятия.
– Что запомнилось на занятии?
– Что такое наше «Я»?
– Я хочу, чтобы вы не забывали о том, что каждый из нас индивидуален и неповторим, надо верить в свои силы!
5. Оцени занятие
Я хочу узнать, понравилось ли вам занятие. Сделайте свой выбор при помощи жетонов (дети делают выбор: – понравилось; – не очень понравилось; – не знаю; – не понравилось).