Конспект занятия с упражнениями по развитию эмоционального интеллекта «Путешествие в долину сказок»
Конспект занятия с упражнениями по развитию эмоционального интеллекта
«Путешествие в долину сказок»
Цель: формирование эмоционального интеллекта.
Задачи:
- расширять представления детей об эмоции «радость», «грусть», «злость»
- формировать умения выражать эмоции «грусть», «радость», «злость»
- расширять представления детей о поступках, которые приносят «радость», «грусть», «злость», оценивать поступки свои и других людей с позиции правил и норм поведения
- развивать связную речь, активизировать в речи слова «я радуюсь», «мне грустно», «я злюсь»
- формировать гуманистическую направленность поведения, социальную активность, умение выстраивать логически и грамматически правильное обоснование своего мнения (высказывания)
Предварительная работа: Знакомство и обсуждение сказки «Три поросёнка»
Оборудование: мультимедиа, отрывок из мультфильма «Ох и Ах идут в поход», рисунок гномика с изображением глаз, колпачки, цветные карандаши на каждого ребенка; картинки: три поросенка, танцующих на лужайке; испуганного поросенка в соломенном домике; испуганных поросят в домике из веток, злого волка, камешки марблс, мешочек, конверты с заданиями, магнитная доска.
Методические приемы: игра, беседа, физкультминутка, продуктивная деятельность, обсуждение проблемной ситуации.
К детям приходит Психолог.
Психолог: Здравствуйте ребята! Скажите какое настроение у вас сейчас? (ответы детей) Я хочу предложить вам отправится в долину сказок, для этого я вас попрошу надеть колпачки, встать и повернутся в круг, хлопнут три раза в ладоши и повторить за мной
«Мы глаза закроем,
В сказку в гости мы войдем,
Скажем дружно раз, два, три…,
Сказка в гости приходи».
(звучит музыка леса, дети закрывают глаза, в это время психолог надевает колпачок Гнома встает в центр круга в руках его волшебный сундучок, в котором находится мешочек с камнями марблс и конверты с заданиями)
Гном: Здравствуйте дети, проходите и присаживайтесь, на нашей полянке сказочных историй. Я очень рад, что вы пришли ко мне в гости. Посмотрите у нас в гостях герои сказки (показывает на магнитной доске три поросенка, волка, соломенный домик, деревянный домик, каменный дом),
Гном: Ребята, из какой сказки эти герои? (ответы детей)
Гном: Да, это сказка про трех поросят, вы хорошо помните эту сказку? (ответы детей)
Гном: Я вам предлагаю сыграть в одну интересную игру. Суть в следующем, игрок вытаскивает из волшебного мешочка 2 камушка, на обратной стороне которых, написана цифра, одна цифра обозначает номер конверта, а вторая цифра - обозначает номер задания в конверте)
Первый ребенок вытаскивает 2 камня из мешочка (например,: цифра 2 и цифра 3)
Гном: (берет конверт №2 и читает задание 3)
Герои сказки предлагают посмотреть отрывок из мультфильма
(демонстрируется первая часть Ах и Ох, до того момента пока к Ох не пришли друзья).
- Скажите, какие вы увидели эмоции у героев мультфильма?
(Один мальчик грустный, а другой мальчик веселый).
- Где мы видим у наших поросят веселое настроение (ответы детей)
Гном: Расскажите, когда у вас бывает веселое настроение? (ответы детей)
- Кто еще хочет рассказать о своем веселом настроении? (ответ ребенка),
- А когда у вас бывает грустное настроение? (ответы детей)
- Кто хочет поделиться рассказом о том, когда у него было грустное настроение?
Я предлагаю каждому взять изображение лица Гнома, цветной карандаш и нарисовать на одном эмоцию «радость», а на втором «грусть» (рисуют дети).
Следующий ребенок приглашается для игры. Второй ребенок вытаскивает 2 камушка из мешочка (например: цифра 5 и цифра 1)
Гном: (берет конверт №5 и читает задание 1)
Посмотри на картинку (картинка где волк дует на соломенный домик, а поросенок в ужасе и страхе)
- Посмотрите и скажите, какая эмоция на лице поросенка? (ответы детей)
- Вспомните и расскажите, когда у нас возникает эмоция «страха» (ответы детей)
- Как мы можем определить, что наш друг (подруга) испытывает эмоцию «страх»? (ответы детей),
- Кто еще хочет рассказать свою историю об эмоции «страх» (ответы детей)
- Я предлагаю вам взять изображение лица гнома и нарисовать эмоцию «страха» (рисуют дети).
Гном предлагает детям немного поиграть. Проводится физкультминутка. (2 мин)
Мы все вместе улыбнемся
Подмигнем слегка друг другу
Вправо, влево повернёмся
И кивнем затем по кругу
Все идеи победили
Вверх взметнулись наши руки
Груз забот с себя стряхнули
И продолжим путь науки.
Следующий ребенок приглашается для игры. Третий ребенок вытаскивает 2 камушка из мешочка (например: цифра 2 и цифра 2)
Гном: (берет конверт №2 и читает задание 2) Давайте рассмотрим эту картинку
(картинка, где волк дует на домик из веток, а поросята в ужасе и страхе)
- Посмотрите и скажите, какая эмоция у волка на картинке?
- Как мы можем определить, что мы испытываем эмоцию «злость»?
- В каких сказках мы встречаем «злых» героев?
Проводится игра «Я злюсь, когда…» (в кругу)
Педагог называет одного из участников группы, бросает ему мячик и говорит: (Имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты злишься? Миша ловит мячик и отвечает: «Я злюсь, когда…» Затем Миша бросает мячик следующему участнику и назвав его по имени, в свою очередь просит: (Имя ребенка), скажи, пожалуйста, когда ты злишься?»
Гном: Вот видите ребята, как много разных ситуаций в жизни, когда у человека может появиться эмоция «злость» (перечисляются все ответы детей)
- Я предлагаю вам взять изображение лица гнома и нарисовать эмоцию «злость»
(рисуют дети).
- Наше путешествие подошло к концу, но мы обязательно вернемся в долину сказок еще раз.
Гном прощается с детьми, дети встают в круг закрывают глаза, в это время психолог снимает колпачок гнома.
Психолог: (обратная связь от детей) Дети, расскажите, где вы путешествовали? Что вам больше всего запомнилось? Что вам очень понравилось? В завершении нашего путешествия я вам предлагаю немного отдохнуть.
Упражнение «Покажи эмоцию»
Предлагается детям посмотреть на экран и изобразить этих животных, на экране появляются картинки животных (чередование с задержкой 10 -15 сек): веселые зайчики, грустные лягушки, злые мишки, веселые лягушки, грустные мишки, веселые лягушки, грустные зайчик
Список использованной литературы:
Акиньшина Я. «Картотека техник, чтобы развивать у детей эмоциональный интеллект» // Справочник педагога-психолога детский сад № 10, октябрь 2020г./ООО ПО «Периодика», М. 2020 – с.74-79
Монакова Н. Развитие эмоций у ребенка. Программа «Путешествие с Гномом» //С. Петербург; Москва: Речь, 2021. - с.40-42
Полянская Т.Б. Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников //СПб: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011- с.59-62
Сергиенко Е., Хлевная Е., Киселева Т. Эмоциональный интеллект ребенка и здравый смысл его родителей //М: Издательство АСТ. 2021 – 255 с.
Слободяник Н.П. Я учусь владеть собой: Развивающая программа формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей дошкольного и младшего школьного возраста //М6 АРКТИ, 2019 – 88 с.