Конспект занятия с упражнениями по развитию эмоционального интеллекта ребенка-дошкольника «Строим коммуникативный дом!»
Всероссийский конкурс педагогического мастерства
на лучший конспект занятия с упражнениями по развитию эмоционального интеллекта ребенка
Кияйкина Наталья Федоровна
педагог-психолог
МБДОУ детского сада № 31 «Заря»
г. Пятигорска
Ставропольского края
Пояснительная записка
Эмоциональный интеллект - это способность чувствовать, понимать
и обдуманно использовать силу эмоций как источник энергии,
информированности и влияния.
Роберт Купер
Психолого-педагогическое сопровождение детей в образовательном учреждении предполагает развитие эмоционального интеллекта у дошкольников. Данный вид деятельности имеет огромное значение на развитие гармоничной личности ребенка. Развитие способности понимания чужих и собственных эмоциональных состояний, уровня развития навыков контроля над своими эмоциями – в дальнейшем отражается на личных и деловых контактах уже взрослых людей, на их стрессоустойчивость, ощущение жизненной полноценности и успешности.
Конспект занятия с упражнениями по развитию эмоционального интеллекта ребенка-дошкольника «Строим коммуникативный дом!»
Цель: создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников эмоционального интеллекта посредством мультимедиа и игровой терапии.
Задачи:
гармонизировать эмоционально-личностную сферу детей;
расширять представления детей о способах коммуникации с окружающими;
активизировать психические процессы;
обогащать знания детей по элементарным навыкам общения;
развивать умения вырабатывать навыки адекватного поведения;
воспитывать доброжелательность и понимание собеседника.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.
Оборудование: кабинет педагога-психолога, компьютер, интернет ресурсы (картинка-заставка, сюжетные картинки со Смешариками, короткие видео), солнышко и лучики из картона, маленькие сюжетные картинки со Смешариками, раскраска с угощениями.
Участники: 8 человек (дети старшего дошкольного возраста).
Предварительная работа: проведение с детьми занятий с персонажами героев мультиков «Смешарики» на тему эмоционально-личностного развития.
Ход:
1. Приветствие героев Смешариков.
Дети заходят в кабинет к педагогу-психологу и присаживаются на стульчики перед компьютером.
На экране компьютера появляются Смешарики.
Взрослый предлагает детям поздороваться с героями. Дети здороваются, но эмоции Смешариков настораживают всех участников.
Педагог-психолог обращает внимание детей на эмоции героев. И участники обсуждают эмоциональное состояние гостей.
Далее взрослый предлагает детям настроиться на позитив.
2. Психологический настрой «Светит ярко солнышко…»
Педагог-психолог показывает солнечные лучики и желтый круг на доске, предлагая с каждым солнечным лучиком выразить свое настроение и сделать комплимент участникам мероприятия.
Каждый ребенок берет лучик (от 1-3 штук) и, озвучивая свое настроение произносит комплимент для окружающих.
Благодарю, ребята. Вы отлично справились! Все вместе мы порадовались ясному солнышку, хотя за окном пасмурно. Но от нашего настроя и улыбок повеселели даже Смешарики.
На экране появляются Смешарики с позитивным настроением.
Наши гости очень довольны и хотят вас отблагодарить, показав вам новый мультфильм.
3. Просмотр обучающих мультипликационных фильмов:
Наука для детей - Эмоции | Смешарики Пинкод - А теперь улыбнитесь!
https://www.youtube.com/watch?v=VCMLB2e-Uds
Наука для детей - Коэффициент интеллекта | Смешарики Пинкод - IQ
https://www.youtube.com/watch?v=680qgm9d_ZY
В процессе просмотра педагог-психолог проводит коррекционно-развивающую работу с детьми по расширению представлений детей об интеллектах.
4. Музыкальная пауза «Эмоциональные танцы»
Педагог-психолог информирует детей: «Танцы - это энергия, которая отлично передает эмоции и настроение. Предлагаю всем детям придумать свой «танец радости» или «танец разочарования», «танец интереса» или «танец грусти». В нашей музыкальной паузе важно отобразить свое настроение. Тогда получится самый искренний, импровизированный танец.
Педагог-психолог включает музыку, дети танцуют.
5. Коммуникативная игра «Построим коммуникативный дом!»
Цель: развитие эмоционального интеллекта.
Педагог-психолог объясняет правила игры: каждый играющий должен вспомнить правила общения и постройки дома (какие качества и умения нужны для позитивного общения в процессе стройки).
Все участники рассматривают картинку «коммуникативного дома» на экране компьютера, обсуждают все качества и «умения» (под руководством взрослого).
Детям предлагается выбрать маленькие сюжетные картинки со Смешариками для последовательной постройки «коммуникативного дома», с учетом всех нужных качеств и «умений».
Дети играют в коммуникативную игру, выстраивая все картинки по порядку.
Отличный «коммуникативный дом» получился! Молодцы!
6. Рефлексия «Обратная связь»
Ребята, теперь вы знаете, что для того, чтобы получить хороший результат и доброе общение, необходимо развивать свой эмоциональный интеллект.
Смешарики прощаются с вами и угощают вас своим тортиком.
Источники
Интернет ресурсы:
1. Цитаты об эмоциональном интеллекте.
https://zadneprovskaya.com/ru/news/30-citat-ob-emocionalnom-intellekte
2. Картинки со Смешариками и эмоциями.
3. Игры для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
4. Обучающие мультфильмы:
Наука для детей - Коэффициент интеллекта | Смешарики Пинкод - IQ
https://www.youtube.com/watch?v=680qgm9d_ZY
Наука для детей - Эмоции | Смешарики Пинкод - А теперь улыбнитесь!
https://www.youtube.com/watch?v=VCMLB2e-Uds
5. Игры для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
6. Картинки с добрыми пожеланиями на весь день.
7. Раскраски для детей старшего дошкольного возраста.
Горбачёва Марина Юрьевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Лупей Виктория Владиславовна
Кияйкина Наталья Федоровна
Язенина Ольга Анатольевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Трефилова Раиса Поликарповна
Кияйкина Наталья Федоровна