Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Солнце — источник света и тепла»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
« Солнце-источник света и тепла»
Цель: расширение представлений о том, что Солнце является источником света и тепла
Задачи:
Образовательная: дать представление о Солнце, как о звезде;
Развивающая: развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение. Расширение кругозора детей и их словарного запаса.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.
Коррекционные: упражнять, стимулировать и активизировать зрительные функции детей.
Оборудование: изображение солнца, зеркальце, камешки, цветная бумага, картон(жёлтый, клей, фломастеры.
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети встают в круг, берутся за руки. Воспитатель предлагает улыбнуться друг другу и подарить хорошее настроение.
Воспитатель:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: ”Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
Сюрпризный момент.
Воспитатель: - Какая сегодня чудесная погода! Нам комфортно, тепло и уютно – настроение хорошее! Так и хочется улыбнуться, как вы думаете почему?
Ответы детей…
Если они не называют основной источник тепла и света, хорошего настроения – воспитатель читает загадку:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь.
Улыбаешься в оконце
А зовут тебя …
Ответы детей: - Солнце!
Воспитатель: - Умнички! Именно когда на улице солнечная и ясная погода нам с вами радостно, тепло и комфортно. А когда пасмурно, солнца не видно, какое настроение у нас?
Ответы детей…
Воспитатель: Тучка прячется за лес
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое,
Доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали!
Основная часть.
Солнце – источник света, тепла и жизни на земле. Во все стороны от него распространяется свет и тепло. Если бы Солнце стало холодным, то земля погрузилась бы в темноту. От холода и темноты погибли бы все животные, растения и люди.
Солнце – светило клокочет вулканом
Бурлит, как кипящий котёл непрестанно.
Жизнь и тепло дарит всем неустанно.
Солнце – звезда, преогромнейший шар.
Свет излучает, как будто пожар.
Затем задает вопрос: - Что же нам дает солнце?
Солнце – раскаленное, шарообразное тело, его можно сравнить с горячей печкой, раскаленным железом. Раскаленное вещество излучает свет, т.е. светит. Вот и Солнце тоже светит, его свет доходит до земли, поэтому днем нам так тепло и светло.
Солнце светит необычайно сильно, поэтому, даже находясь от него на большом расстоянии, мы не можем на него смотреть прямо.
Опыт1.Воспитатель предлагает посмотреть на Солнце вверх.
Дети смотрят и отводят глаза.
Воспитатель: - Почему вы отвели глазки?
Ответы детей: (Режет глазки, нам больно смотреть)
Воспитатель: - Да, действительно, без защитных очков мы не можем долго смотреть на солнце, зато мы можем играть с солнечными лучиками.
Вывод: Солнце-источник света.
Проводится гимнастика для глаз «Лучик солнца»:
Лучик, лучик озорной
Поиграй-ка, ты, со мной.
(Дети моргают глазками)
Ну-ка, лучик, повернись на глаза мне покажись.
(Делают круговые движения глазами)
Взгляд я влево отведу
лучик солнца я найду.
(Отводят взгляд влево)
Теперь я вправо посмотрю
снова лучик я найду.
(Отводят взгляд вправо)
Опыт2. Воспитатель: - Молодцы! Давайте с вами проведем эксперимент. Проверим, все ли предметы и объекты могут равномерно прогреваться в одно, и тоже время. Обратите внимание на мои волшебные мешочки, пощупайте их и предположите, что в них может находиться?
Дети обследуют и дают ответ: - Камни.
Воспитатель: - Молодцы! Одни камушки мы положим на площадке где мы с вами стоим, а вторую половину отнесем на веранду и спрячем их. Через некоторое время мы их соберем.
Дети раскладывают камушки в разные места.
Воспитатель: - Наши камушки спрятались, давайте и мы с вами отдохнем.
Воспитатель: - Ну что ребятки нашим глазкам стало лучше? Ну, тогда послушайте мою загадку и скажите мне, пожалуйста, о чем же в ней идет речь?
Я всегда со светом дружен
Если солнышко в окне
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене.
Ответы детей: - О солнечном зайчике.
Воспитатель: - Молодцы! Посмотрите, пожалуйста, что у меня в руках?
Ответы детей: - Зеркало!
Воспитатель: - А как вы думаете, зачем оно мне сейчас понадобилось?
Ответы детей…
Воспитатель: - Ну, что ж давайте, и мы с вами поиграем, понаблюдаем глазками за «солнечным зайчиком».
Дети внимательно наблюдают за игрой «Солнечного зайчика».
Воспитатель: Ребята, давайте проверим наши камушки. Дети трогают камушки, те которые лежали на солнце намного теплее, чем те, которые лежали в тени.
Воспитатель обобщает: - Видите, мы убедились, что на солнце предметы нагреваются быстрее, чем в тени.
Воспитатель: - Да, действительно. Солнце - это источник тепла,энергии для всех процессов находящихся на поверхности земли. Растения и все живое на нашей планете существует за счет энергии солнца. Солнце – самая главная звезда в жизни каждого человека. Без него жизнь на земле была бы невозможна.
Воспитатель: А сейчас послушайте отрывок из стихотворения «Краденое солнце».
Чтение отрывка:
Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.
А сороки-белобоки
Поскакали по полям,
Закричали журавлям:
«Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!»
Наступила темнота.
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал —
Заблудился и пропал.
Плачет серый воробей:
«Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно —
В поле зёрнышка не видно!»
Плачут зайки
На лужайке:
Сбились, бедные, с пути,
Им до дому не дойти.
Только раки пучеглазые
По земле во мраке лазают,
Да в овраге за горою
Волки бешеные воют.
Рано-рано
Два барана
Застучали в ворота:
Тра-та-та и тра-та-та!
«Эй вы, звери, выходите,
Крокодила победите,
Чтобы жадный Крокодил
Солнце в небо воротил!»
Скажите, что же там случилось с солнышком? Кто проглотил его? (крокодил). Кого звери попросили, чтобы спасти солнышко? (медведя). А что случилось бы, если бы солнца не стало?
- Ну что ребята, как же нам помочь солнышку, чтобы оно не погибло в зубах злодея? Чтобы оно не грустило в зубах крокодила, который держит солнышко?
Творческое задание.
Сегодня я вам предлагаю каждому создать своё солнышко. Для работы нам понадобиться бумага и картон жёлтого цвета, ножницы, клей, фломастеры. Свои творческие работы мы будем делать в технике - аппликация.
- Но сначала мы разомнём наши пальчики
Пальчиковая гимнастика «Солнышко».
Солнышко, солнышко
Погуляй у речки
(Шевелят пальцами обеих рук) .
Солнышко, солнышко,
Разбросай колечки.
(Быстро сжимают и разжимают кулаки) .
Мы колечки соберем,
Золоченые возьмем.
(Делают хватательные движения щепотью)
Покатаем, поваляем
(Круговыми движениями трут ладонь о ладонь) .
И назад тебе вернем.
(Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы) .
Для начала мы возьмём круг из жёлтого картона.
Но какое солнце без лучей. Лучи мы с вами будем делать в технике объёмной аппликации, используя полоски бумаги.
Возьмите полоску жёлтой бумаги и аккуратно согните её пополам, не прижимая середину, соедините её концы, чтобы получилась капелька, концы закрепите клеем.
Дети самостоятельно проделывают данный этап работы.
- Молодцы. Вы научились делать лучи для солнца. Теперь нам нужно приклеить их на круг.
Выполнение работы приклеивание лучиков.
- Теперь берём второй круг из цветной бумаги и приклеиваем на лучи.
А сейчас мы должны дорисовать портрет солнышка.
Дети рисуют «лицо» солнышка фломастерами.
-Солнышко, покажись!
Солнышко, улыбнись!
- Давайте полюбуемся на наши солнышки.
И чтобы у нас всегда было тепло и светло мы украсим солнышками нашу группу.