Конспект занятия в подготовительной логопедической группе на тему «Виды транспорта»

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе на тему «Виды транспорта»
Составитель: Кацуба Наталья Евгеньевна, учитель-логопед |
Туринский ГО
2025 г.
Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о видах транспорта (наземный, воздушный, водный) и его назначении. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт. Уточнение и расширение словаря по теме (машина, автобус, троллейбус, трамвай, самолет, теплоход, корабль, поезд, аэроплан, кабина, кузов, колесо, сиденье, бампер, руль, перевозить, ездить). Совершенствование грамматического строя речи (употребление предложно-падежных конструкций, образование приставочных глаголов движения).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, зрительного внимания, конструктивного праксиса , артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Программно-методическое обеспечение:
Бухарина, К. Е. «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие». – М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
Герасимова, А. С. «Популярная логопедия» С. 94-99
Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 286-303.
Материалы и оборудование. Кластерная таблица «Виды транспорта», разрезное плоскостное изображение машины, картинки с изображением разных видов транспорта, презентация – артикуляционная гимнастика «Транспорт», песня «А у нас – у нас есть транспорт», игрушечные машинки, карта «Путешествие к морю» ( из альбома Н.Э. Теремковой «Логопедические домашние задания для детей с ОНР 5-7 лет);
Предварительная работа: наблюдение за транспортом; рассматривание игрушечного транспорта, сравнение; беседа о транспорте; загадки, чтение стихотворений по теме «Транспорт»; знакомство с пальчиковой игрой «Будем транспорт называть».
Ход занятия
1. Организационный момент. [Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.]
Логопед встречает детей в дверях кабинета с контейнером в руках.
Логопед. Здравствуйте, ребята! Сегодня утром у меня случилась неприятность: сломалась моя машина, я не смогла быстро добраться до детского сада. Посмотрите, какая она была (показывает картинку). А вот что случилось с ней. (Показ частей плоскостной модели машины). Помогите мне собрать ее! Я сейчас дам каждому по одной детали, а вы вместе соберете машинку.
Дети выбирают по одной детали машины из контейнера и проходят к магнитной доске.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Сборка автомобиля» [Совершенствование грамматического строя речи. Употребление предложно – падежных конструкций]
Дети. Собирают из деталей машину. (Дети по очереди берут детали автомобиля и выкладывают изображение).
- Какие детали есть у машины, Илья?
1 ребенок: У машины есть кабина
2 ребенок: У машины есть фары
3 ребенок: У машины есть руль
4 ребенок: У машины есть колеса
(Кабина, мотор, фары, колеса, номер, сиденье, руль, бампер).
В конце игры один ребенок перечисляет все детали машины.
Логопед. Большое вам спасибо за помощь! Вот она, моя машинка, теперь я смогу добраться до своего детского сада. А скажите мне, ребята, на чем еще я могла добраться до своего детского сада?
Дети. Перечисляют: на велосипеде, на автобусе, на мотоцикле и т.д.
Логопед. А как же можно назвать все это вместе – машина, автобус, самолет, велосипед?
Дети. Это транспорт.
Логопед: Подумайте, для чего нужен транспорт?
Дети. Он перевозит людей и грузы.
Логопед. Садитесь за столы, и мы сегодня с вами поговорим о транспорте. Я хочу предложить вам покататься на машинах. Но прежде, чем мы прокатимся, нужно завести мотор. А чтобы завести мотор, мы с вами вместе сделаем гимнастику для язычка.
2. Основная часть.
А. Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков «Транспорт
( с использованием презентации)
Логопед: Обратите внимание на доску. Картинки помогут нам выполнять
гимнастику. Вы выполняете упражнение и удерживаете, пока я читаю м
стишок.
- Первое наше упражнение - «Заборчик». Нужно широко улыбнуться,
верхние зубки поставить ровно на нижние. Идем кататься мы во двор, а во
дворе стоит забор.
- Второе упражнение – «Лопата». Широкий язычок положим на нижнюю губку.
Вот широкая дорога, И лежит здесь снега много, Мы лопаты в руки взяли,
Дружно снег мы весь убрали.
- Третье упражнение называется «Парус». Мы приоткроем рот и поднимем язычок за верхние зубки. Лодочка под парусом по реке плывет…
- Четвертое упражнение - «Качели». Язычок то поднимается вверх, за верхние зубки, то опускается за нижние зубки. Наш самолет то вверх, то вниз.
Как на качелях мы! Держись!
– Следующее упражнение называется – «Индюк». Положим язычок на верхнюю губу и будем поглаживать её, послышатся звуки – «бл-бл-бл». Индюк приехал на машине , Её заправил он бензином. В кассу деньги заплатил И сказал он «бл-бл-бл..»
- И, наконец, вдохнём носиком и заводим мотор – тр-р-р-р.
Логопед. Какие вы молодцы, завели моторы сразу! А теперь пора прокатиться на машинах. В правую руку берем машинку и слушаем, куда мы поедем. Сначала говорю я, а вы слушаете, а потом повторяете со мной. А за правильное выполнение заданий я буду давать фишки и в конце мы посмотрим, кто больше фишек наберет.
Б. Игра «Будем транспорт называть» [Развитие тонкой моторики, кинезиологических ощущений, формирование умения образовывать приставочные глаголы.]
(Каждому ребенку раздается маленькая машинка. Обе руки детей лежат
на столе. В правой руке машинка, левой изображают предметы по тексту)
Ехали мы, ехали, до горки доехали (Машинка едет по столу, подъезжает к «горке»- левая рука в кулачок)
Въехали, съехали, дальше поехали. (Машинка заезжает на горку, съезжает, следует дальше до локтя)
Ехали мы, ехали, до речки доехали. (Левая рука ладонью на столе, пальцы вытянуты)
Мост переехали, и дальше поехали. (Прокатываем машинку по тыльной стороне ладони)
Ехали мы, ехали, до дома доехали (Левая ладонь в кулачок)
Во двор заехали - вот и приехали. (Машинку прячем в кулачок).
Логопед. Вы замечательно прокатились на машинках! Получайте фишки! А
теперь давайте вспомним и о другом транспорте.
В. Изучение нового материала. [Формирование знаний о видах транспорта. Составление кластерной таблицы по теме]
Логопед. Если мы посмотрим на эту картинку, то увидим на ней транспорт.
Расскажите, какой транспорт вы увидели?
Дети. На картинке автобус, трамвай, самолет, грузовик, катер, машина,
корабль, вертолет, лодка, троллейбус,
Логопед. Какой транспорт передвигается по воде?
Дети. Корабль, катер, лодка.
Логопед. А как они двигаются?
Дети: Они плывут.
Логопед. Что из этого транспорта передвигается в воздухе?
Дети. Самолет, вертолет.
Логопед. А как они передвигаются?
Дети: Они летят.
Логопед. Назовите транспорт, который ездит по дороге.
Дети. Автобус, троллейбус, трамвай, поезд, грузовик, машина, мотоцикл.
Логопед. Правильно, они ездят. А теперь посмотрите на 3 разные картинки ( на них изображены вода, небо, дорога). Если транспорт ездит по земле, то он называется наземный, если плавает по воде, то он называется водный, если летает по воздуху, то он называется воздушный. Вам понятно, какой транспорт называется воздушным, какой водным, а какой - наземным? ( Прикрепление картинок к нужным столбцам таблицы)
А теперь мы с вами попробуем показать этот транспорт при помощи движений под музыку. Встаньте в круг и помогайте мне.
Г. Игра « Транспорт». [Развитие общей моторики, слухового внимания, координации речи с движением, творческого воображения.]
Под музыку « А у нас – у нас есть транспорт …» логопед показывает движения, а дети повторяют.
Логопед. Молодцы! А теперь садится тот, кто наземный транспорт назовет… Ваня, какой ты знаешь наземный транспорт?
-А теперь садится тот, кто водный транспорт назовет..
-А теперь садится тот, кто воздушный транспорт назовет..
Д. Закрепление изученного материала. [Уточнение и расширение словаря
по лексической теме. Совершенствование умения составлять кластерную таблицу, обобщать
знания по теме]
Логопед. Вы уже хорошо знаете все виды транспорта, значит, справитесь быстро и с этим заданием. Посмотрите: пока мы с вами рассказывали о транспорте, у меня перепутались все картинки, а нужно правильно разместить их на табличках. Я дам каждому по 2 картинки, прикрепите на нужную табличку.
Логопед: выдаются картинки, дети прикрепляют их к нужной колонке и называют:
- Ваня, куда ты прикрепил эту картинку?
- Это самолет, он летает в воздухе, это воздушный транспорт.
-Это корабль, он плавает по воде, это водный транспорт.
- Это машина, она ездит по дороге.
Проводится аналогичное рассмотрение и других картинок. Они прикрепляются в соответствующую строчку.
Логопед. Вы молодцы, помогли мне распределить картинки. Вот только на одной табличке не хватает картинки. Я вам добавлю. Это дирижабль. Он летает газа, как воздушный шар, но у него есть мотор и винт, а значит им можно управлять.
Е. Игра «Что лишнее?» [Развитие речевого слуха, диалогической речи.] Логопед. А теперь я проверю, умеете ли вы внимательно слушать. Игра называется «Что лишнее?». Я вам называю три названия транспорта, одно слово – лишнее. Слушайте внимательно:
- поезд, мотоцикл, самолет,
-автобус, метро, машина,
- трамвай, самолет, вертолет
- велосипед, корабль, катер.
Логопед. Молодцы, ребята! Фишки получат
Ж. Игра « Путешествие в морю» [ Закрепление пространственной ориентации на плоскости ( на карте). Развитие умения образовывать приставочные глаголы движения]
Логопед. Ребята, скоро настанет лето. Мой знакомый мальчик Ваня хочет отправиться в путешествие к морю. Давайте поможем ему добраться до моря (машина, самолет, корабль).
Я начну, а вы закончите предложение подходящим словом – действием и показываете то, что я говорю. (Логопед держит руку ребенка с транспортным средством).
Ваня вышел из дома, сел в машину и (что сделал?) …поехал.
До моста …. доехал.
Через мост…. переехал.
До озера Ваня…доехал.
Озеро…объехал.
Ехал, ехал и в аэропорт …приехал.
В аэропорту сел в самолет и …полетел.
Лес он…пролетел, горы…перелетел, летел, летел и …прилетел.
Ваня из аэропорта поехал в морской порт .
Он сел на катер, от берега…отплыл и дальше …поплыл.
Плыл на корабле, плыл, к пляжу …приплыл и стал отдыхать.
3. Окончание занятия. Оценка работы детей.
Логопед. Я вам очень благодарна за помощь и интересное занятие. О чем мы сегодня говорили?
- Называли виды транспорта
- Путешествовали на машинках. Подвести итог по фишкам.
Логопед. Расскажите, что вам понравилось? Какое задание было интересным?
- Было интересно узнать, что бывают разные виды транспорта. Было интересно играть пальчиками с машинкой, путешествовать по карте.
А на память я хочу подарить раскраски, на которых изображены разные виды транспорта.