Конспект занятия в средней логопедической группе на тему: "Зимующие птицы и геометрические фигуры"
Конспект занятия в средней группе детского сада на тему:
«Зимующие птицы, геометрические фигуры»
- колокольчик;
- тематические карточки «Зимующие птицы», «Геометрические фигуры»;
- раздаточные для графомоторики «Птицы и рябина» + фломастеры;
- раздаточные для блоков Дьенеша «Спрячь птиц» + блоки Дьенеша на каждого в мисочке;
- белые раздаточные для аппликации «Разложи по размеру» + вырезанные снегири;
- клей-карандаш;
-мягкие резинки для маркировки рук;
-кубики-мякиши «Птицы»;
-раздаточные к аппликации «Продолжи ряд» + вырезанные детали к ним;
-бубны;
-лестница, горка, туннель, массажные кочки, сенсорные панели, кольца в тазике, подставка от кольцеброса;
-распечатки для д.з. «Снегирь».
1. Педагог звонит в колокольчик, поет: «колокольчик поѐт, на занятие зовѐт» - дети собираются вокруг педагога.
2. Педагог и дети берутся за руки и, качая руками вперед и назад произносят:
-Собрались мы снова вместе, чтобы было интересней!
Много нового узнаем, что ж, ребята, начинаем!
3. Приветствие без музыкального сопровождения «Доброе утро* (вечер)». Дети вместе с педагого встают в круг. Затем дети повторяют движения за педагогом.
-Доброе утро* (вечер)! (встаем на носочки, тянемся ручками вверх и опускаем руки через стороны
вниз)
Улыбнитесь скорее! (улыбаемся)
И тогда заниматься будет чуть веселее. (повороты туловища налево и направо, ручки на поясе)
Мы погладим лобик, носик и щечки. (поглаживаем лобик, носик и щѐчки)
Станем мы красивыми, как в саду цветочки! (фонарики)
Мы потрем ладошки: сильнее, сильнее! (трѐм ладошки)
А потом похлопаем: дружнее, дружнее! (хлопаем в ладошки)
Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем. (растираем ушки)
Улыбнулись снова! (улыбаемся)
Будьте все здоровы! (ручки разводим в стороны ладошками вверх)
4. Работа с тематическими карточками «Зимующие птицы». Знакомство с зимующими птицами Развитие памяти и внимания. Педагог рассказывает детям, что не все птицы улетают осенью в теплые страны. Есть птицы, которые ЗИМУЮТ (проводят холодную зиму) в наших краях. Затем педагог предлагает познакомится с зимующими птицами, которые не боятся снега и холода. Педагог показывает детям картинки с изображением синицы, снегиря, воробья, вороны, сороки, голубя.
Произносит их названия четко и внятно. Далее по очереди выкладывает перед каждым ребенком ряд из 4 карточек, называя изображенных на них птиц. Педагог показывает на птиц пальцем или указкой и просит детей произнести их названия. После повторения названий птиц, педагог просит детей закрыть глаза, убирает одну карточку. Дети, открыв глаза вспоминают какая птица пропала.
Желательно, чтобы дети вспоминали название исчезнувшей птицы по очереди, и каждый ребенок имел возможность потренировать память. Педагог подбадривает детей, хвалит, когда они вспоминают название исчезнувшей птицы.
5. Пальчиковая гимнастика «Зимой». За столами. Педагог рассказывает детям, что зимующих птиц нужно подкармливать, потому, что без еды, они могут быстро замерзнуть и погибнуть. Для того, чтобы птицы всю зиму были здоровы и полны сил, для них нужно делать кормушки. В кормушки люди обычно кладут еду, которую зимующие птицы любят кушать – хлебные крошки, кашу, зернышки, семечки. А еще можно подвешивать на ниточке кусочки сала, птички его зимой кушают с большим удовольствием! Затем педагог предлагает детям прослушать стихотворение про зимующих птиц и повторить за ним движения. Дети слушают стихотворение и повторяют движения за педагогом.
-Я зимой кормлю всех птиц: (сжимаем и разжимаем пальчики на обеих ручках)
Голубей, ворон, синиц! (загибаем пальчики на правой руке, начиная с мизинца на название каждой птицы)
Воробьев и снегирей, Вот кормушка у дверей. (из сомкнутых ладошек делаем «крышу» над головой)
Дам им булки, пшенной каши, (загибаем пальчики на левой руке, начиная с мизинца на название каждого продукта)
Дам им зерна, семена.
А синице дам я сало, Пусть клюет его она. (стучим указательными пальчиками по столу)
6. Графомоторика «Птицы и рябина». Педагог говорит детям, что зимующие птицы любят клевать
ягоды рябины. Затем предлагает детям провести линии от птиц к ягодам рябины сначала пальчиком,
а затем фломастером. Далее педагог показывает детям, как правильно пальчиками - «клювиком»
(трехпальцевый захват), держать фломастер. Тем детям, которые не могут самостоятельно правильно
держать фломастер, педагог помогает проводить линии техникой «рука в руке», т.е. накрыв своей
рукой руку ребенка и направляя ее, при этом придерживая пальцы ребенка в правильном захвате.
Дети проводят линии по пунктиру от птиц к ягодам рябины.
7. Двигательная разминка «Мы попрыгаем» Е.Железнова. Дети по показу педагога повторяют
движения согласно тексту. Педагог в начале упражнения просит детей поставить ручки на пояс –
большой пальчик назад, четыре остальных пальчика вперед.
-Мы попрыг-прыг-прыг-попрыгаем, прыг-прыг-попрыгаем, прыг-прыг-попрыгаем, чтобы лень
стряхнуть! (прыгаем на месте)
Мы ножкой дрыг-дрыг-дрыг подрыгаем, дрыг-дрыг-дрыг подрыгаем, дрыг-дрыг-дрыг подрыгаем,
чтобы лень лягнуть! (дрыгаем ножками)
И мы похлоп-хоп-хлоп-похлопаем, хлоп-хоп-хлоп-похлопаем, хлоп-хоп-хлоп-похлопаем, чтобы
лень прогнать! (хлопаем в ладошки)
И нам пора- поразевать, рот пора-поразевать, рот пора-поразевать, чтоб лень напугать!
(широко открываем ротик «пугаем лень»)
8. Работа с тематическими карточками «Геометрические фигуры». Педагог демонстрирует карточки с изображением геометрических фигур (круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала, ромба и трапеции). Четко и внятно произносит названия фигур. Медленно обводит пальцем фигуры, чтобы дети увидели разницу в форме. Затем, педагог просит детей по очереди положить ладошку на названную фигуру и обвести ее пальчиком: «Положи ладошку на круг*! (*квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, ромб, трапецию)! А теперь обведи пальчиком круг*! (*квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, ромб, трапецию)». В завершении упражнения педагог показывает карточки с фигурами, дети хором произносят названия демонстрируемых фигур.
5. Двигательная разминка «Потанцуй со мной дружок» М.Мельник. Дети повторяют движения за педагогом согласно тексту. Педагог в начале упражнения просит детей поставить ручки на пояс – большой пальчик назад, четыре остальных пальчика вперед.
-Становись со мной в кружок, (ручки на пояс, повороты корпуса)
Потанцуй со мной, дружок!
Шаг назад, шаг вперѐд и на месте поворот. (движения по тексту)
Мы летим с тобой вдвоѐм, (ручки разведены в стороны, как крылья самолета, вращаем плечиками, стоя на месте)
И ничуть не устаѐм!
Шаг назад, шаг вперѐд и на месте поворот. (движения по тексту)
Эй, давай, не отставай, (ручки на пояс, повороты корпуса)
Снова танец начинай!
Шаг назад, шаг вперѐд и на месте поворот. (движения по тексту)
Возле ушка хлоп-хлоп-хлоп, (движения по тексту)
Правой ножкой топ-топ-топ.
Шаг назад, шаг вперѐд и на месте поворот.
Снова кружимся с тобой, (кружимся на месте)
Вот так танец заводной!
Шаг назад, шаг вперѐд и на месте поворот. (движения по тексту)
6. Блоки Дьенеша «Спрячь птиц». Педагог обращает внимание детей на изображения зимующих птиц, нарисованных внутри геометрических фигур. Педагог рассматривает с детьми верхний ряд и объясняет детям, что каждая птица нарисована в определенной фигуре (круге, треугольнике, квадрате и прямоугольнике). После этого педагог показывает детям, как выполнять задание - сам накрывает птиц определѐнным блоком (ориентиром служит верхний ряд изображений) проговаривая их цвет, размер и форму. Например, «Снегиря мы закрываем красным маленьким кругом, воробья мы закрываем синим маленьким квадратом ит.д.» Далее дети пробуют закрыть изображения птиц, накладывая на них блоки Дьенеша определенной формы, размера и цвета, ориентируясь на верхний ряд-образец. Педагог при необходимости помогает детям выбрать необходимый блок, объясняет алгоритм работы, четко и внятно называет форму и цвет блоков, обращает внимание на разницу в птицах и фигурах. После завершения упражнения дети по инструкции педагога, который называет цвет, размер и форму, убирают блоки названных характеристик в мисочку.
7. Аппликация «Разложи по размеру». Педагог просит детей разложить снегирей от самого большого и заканчивая самыми маленьким. Педагог объясняет детям последовательность действий: найдите САМОГО БОЛЬШОГО снегиря и приклейте его в начале листа (расположенного горизонтально). Затем из оставшихся снегирей найдите САМОГО БОЛЬШОГО снегиря и приклейте следом, за уже приклеенным снегирем. Такой алгоритм работы сохраняется до самого последнего снегиря – находим из оставшихся самого большого и приклеиваем следующим в ряд. Дети по просьбе педагога выкладывают последовательность из заранее вырезанных снегирей от большого к маленькому сначала без клея, затем намазывают белый раздаточный лист клеем и приклеивают снегирей, от самого большого к самому маленькому.
8. Двигательная разминка без музыкального сопровождения «Правая и левая». Педагог маркирует правую ручку у детей мягкой резинкой. Затем предлагает поднять и показать правую ручку (с резинкой), после поднять и показать левую ручку (без резинки). Далее педагог произносит слова разминки, дублирует слова движениями, дети повторяют движения за педагогом. Педагог следит, чтобы дети не путали правую и левую ручки.
-Смотрите-ка, вот две руки: (вытягиваем ручки вперед)
Правая и левая! ( показываем по очереди правую и левую ручку) Они в ладоши могут бить – и правая, (хлопаем правой ладошкой по левой ладошке)
И левая! (хлопаем левой ладошкой по правой ладошке)
Они мне могут нос зажать. И правая, и левая! (по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)
Ладошкой могут рот прикрыть. И правая, и левая! (прикрываем рот правой и левой ладошкой)
И могут ласковыми быть, и правая, и левая! (гладим себя по голове сначала правой ручкой, затем левой ручкой)
Обнимут вас, ко мне прижмут – и правая, и левая! (обхватываем себя руками – “обнимаем”)
9. Кубики-мякиши «Птицы». Педагог предлагает детям собрать из мягких кубиков изображения снегиря, синицы и сороки. Дети по показу педагога собирают изображения птиц, сопоставляя части изображения на кубиках. Педагог проговаривает названия птиц, которых собирают дети, при необходимости помогает детям поворачивать кубики разными сторонами, чтобы найти нужную часть картинки. Дети могут на усмотрение педагога собирать изображения каждой птицы 2-3 раза.
10. Игра на бубнах «Мы все с бубнами сидим». Дети играют на бубнах, повторяя движения за педагогом.
-Мы все с бубнами сидим, и ладошкой мы стучим. (стучим по бубну правой ладошкой)
Ручка стала уставать, надо ручку поменять.
Мы все с бубнами сидим и ладошкой мы стучим. (стучим по бубну левой ладошкой)
Ручка стала уставать, надо пальцами стучать.
Ручка стала уставать, надо пальцами стучать.
Мы все с бубнами сидим, пальчиками мы стучим. (стучим по бубну пальчиками правой руки)
Пальцы стали уставать, нужно ручку поменять.
Мы все с бубнами сидим, пальчиками мы стучим. (стучим по бубну пальчиками левой руки)
Пальцы стали уставать, нужно кулачком стучать.
Мы все с бубнами сидим, кулачками мы стучим. (стучим по бубну правым кулачком)
Ручка стала уставать, нужно ручку поменять.
Мы все с бубнами сидим, кулачками мы стучим. (стучим по бубну левым кулачком)
Ручка стала уставать, нужно бубен убирать. (прячем бубен за спинку)
11. Фитнес. Дети под весѐлую музыку (например, «Веселая зима» Т.Бокова) поднимаются по
лестнице, спускаются с горки, проползают на четвереньках в туннеле, идут по массажным кочкам и
сенсорным панелям, берут кольца из тазика и бросают их на подставку кольцеброса.
Д.з. раскраска «Снегирь». Раскрасить снегиря ориентируясь на цифры с маркером цвета, нарисованные вверху листа.