Конспект занятия – викторины по обучению грамоте для детей подготовительной группы (Дети с ТНР) Тема: «Что? Где? Когда?»

1
0
Материал опубликован 7 April в группе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 61» г. Сыктывкара





Конспект занятия – викторины по обучению грамоте в подготовительной группе (Дети с ТНР)


Тема: «Что? Где? Когда?»PPTX / 6.13 Мб


























Составитель: учитель – логопед Шахова А.А.







г. Сыктывкар, 2025



Цель: Обобщить полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах, предложениях.


Задачи

Активизировать словарь детей.

Закрепить умения делить слова на слоги.

Упражнять в выполнении звукового анализа и синтеза слов из четырёх звуков.

Продолжать упражнять в определении звуков в составе слова (в начале, в середине, в конце слова).

Формировать навык чтения.

Закрепить умения составлять из букв слова.

Закрепить правила русского языка.

Развивать фонематический слух.

Развивать слуховое внимание.

Развивать мышление.

Воспитывать самоконтроль, взаимопомощь, умение работать в коллективе.


Оборудование и ТСО:

Стол для вопросов;

Столы для детей, соединённые по 2 стола (4 шт.);

Стулья (по количеству детей);

Конверты с вопросами (6 шт.);

Магниты для смайликов (12 шт. + 3 запасные);

Картинки с условными обозначениями слоговой структуры слова для задание 2 (по 3 шт. в каждой команде);

Черный ящик (обувная коробка, обклеенная черной клейкой бумагой);

В «Черном ящике» лимон и грузовая машина;

Карандаш - 1; фломастеры – 2;

Картинки с «Ребусами» для каждой команды на задание 1;

Буквы В, Е, С, Н, А; Б, А, Н, К, А для задания 3;

В распечатке слова без слогов ШИ, ЖИ: ножи, ежи, шишки, мыши, машина, камыши, жираф, лыжи для задания 6;

Картинки крабы – краб;

Коробка с символами звуков;

Мультимедийное оборудование (проектор, экран, ноутбук);

Слайдовое сопровождение;

Смайлики;

Названия команд: «Умники», «Грамотейки»;

Мини – гонг;

Картинки с школьными принадлежностями для деления на команды – 2;

Музыкальное сопровождение: звуки и музыка из телепередачи "Что? Где? Когда?" Источник: https://zvukipro.com/teleshow/720-zvuki-i-muzyka-iz-teleperedachi-chto-gde-kogda.html


Предварительная работа:


Закрепление правил игры «Что? Где? Когда?».


Получив задание, игроки обсуждают вопрос;

Во время обсуждения можно встать и подойти поближе к друг другу;

Капитан команды выбирает игрока, который будет отвечать или отвечает сам.

За каждый правильный ответ команда зарабатывает один смайлик. За неправильный ответ смайлик команда не получает.

Оценивает ответы ведущий.


1.Организационный момент. Дети стоят в кругу.


-Логопед: Здравствуйте, уважаемые гости, мы рады видеть вас в нашем клубе знатоков, где проведем очередную игру «Что? Где? Когда?». Ребята, а какими качествами нужно обладать игрокам? Каким он должен быть? (Любознательным, находчивым, сообразительным, умным).

Для игры вам нужно разделиться на две команды. Я вам раздам части целого предмета, вам нужно собрать из этих частей целый предмет. Таким образом, мы соберём 2 команды.

Команда, которая собрала картинку «Школьные принадлежности», я вас попрошу сесть около окна. А команда, которая собрала из частей «Пенал», я вас попрошу сесть за эти столы.

В любой команде есть капитан. Выберите, пожалуйста, капитана команды. В игре будет 6 раундов, т.е. 6 вопросов. Сегодня, ребята, я ввожу новое правило – это помощь зала. То есть, если вы не знаете правильного ответа, можете обратиться за помощью к нашим гостям и этот ответ засчитывается. Но всего один раз.

Итак, сегодня играют две команды – это «Умники» и «Грамотейки». (На доску вывешиваются названия команд).






Ход викторины:


Помощник ведущего включает музыку к игре «Вся наша жизнь – игра».


Логопед: Итак, уважаемые знатоки, мы начинаем очередную игру. И сегодня вопросы вам будут задавать сказочные герои.


- Итак, первый раунд! (гонг)

Задание 1. «Отгадай ребусы».


- Уважаемые знатоки! Чтобы узнать, какой сказочный герой задает вам вопрос, попрошу внимание на экран. (1 СЛАЙД. Появляется картинка «Золотой ключик»). Кому принадлежит этот сказочный предмет? (Этот предмет принадлежит Буратино). Правильно, этот предмет принадлежит Буратино. (Появляется картинка Буратино).

Буратино уже подружился с книжками, учится в школе и просит вас ответить на вопрос:


«Уважаемые знатоки! Расшифруйте слово по первым звукам слов, буквы напишите в пустых квадратах и прочитайте слово».


ВНИМАНИЕ! Правильный ответ: Это слово «школа» и «ручка».


2 СЛАЙД

Второй раунд! (гонг)

Задание 2. «Определи количество слогов в словах».

-А вот и следующий герой, который задает вам вопрос.

Берегись болезнь любая
Грипп, ангина и бронхит.
Всех на бой вас вызывает
Славный доктор ………. (Айболит)

3 СЛАЙД

«Уважаемые знатоки, помогите поселить в домики зверей. В первом домике будут жить звери с одним слогом, во втором – животные с двумя слогами и в третьем – животные, в названии которых три слога». И ответьте, как мы их называем?


ВНИМАНИЕ!

Правильный ответ: у команды «Умники» животные с 1 слогом – это лев и тигр, с 2 слогами - жираф и верблюд, с 3 слогами - носорог и крокодил. Это животные жарких стран.

4 СЛАЙД

У команды «Грамотейки» животные с 1 слогом: волк и морж, с 2 слогами – песец и медведь, с 3 слогами – касатка, белуха. Это животные Севера.

5 СЛАЙД


-Третий раунд! (гонг)

Задание 3. «Составь из букв слова».


-Уважаемые знатоки, послушайте песенку и отгадайте, какой сказочный герой приготовил вам это задание. (Звучит фрагмент песенки Винни - Пуха)


6 СЛАЙД

«Здравствуйте, ребята. Мы с Пятачком в свободные дни очень любим составлять из букв слова. И вот моё задание: из этих букв составьте слово, затем поменяйте в слове буквы, чтобы получилось новое слово».


ВНИМАНИЕ! Правильный ответ: весна - навес, банка – кабан


7 СЛАЙД


-Четвёртый раунд! (гонг)


Задание 4. «Черный ящик».


-А вот и следующий герой.

Артист, пианист,
Балагур, тары-барыч!
Узнали кто это?
Конечно … .
(Кар Карыч)

8 СЛАЙД

Минусовка «Черный ящик». Помощник ведущего вносит черный ящик.

Перед вами черный ящик,

Он загадочный, большой.

Что лежит в нем, мы не знаем,

Но сейчас же отгадаем.




Свой вопрос Кар Карыч задаёт капитанам команд.


«Уважаемые капитаны команд, вам нужно объяснить своим игрокам, что находится в черном ящике, не называя этот предмет, а игрокам нужно отгадать, что или кто находится в чёрном ящике».


ВНИМАНИЕ! Правильный ответ: лимон, грузовая машина


-Пятый раунд! (гонг)

Задание 5. «Блиц – вопросы».


-Продолжаем нашу игру, вот и следующие герои.

Симка, Нолик, Папус, Мася,

Не пройдет и получаса,

Всё наладят, всё починят!

Так легко жить рядом с ними!

Чинят пульт они, будильник

Телевизор, холодильник. Кто это? (Это Фиксики. Дедус. Файер. Игрек. Шпуля).

8 СЛАЙД

Фиксики приготовили для вас блиц – вопросы. На эти вопросы отвечает только один игрок из каждой команды. Капитан, выберите, кто будет отвечать на эти вопросы.

«УМНИКИ» «ГРАМОТЕЙКИ»

1.Звуки мы слышим или видим? (Слышим).

2.В конце повествовательного предложение ставится…точка.

3.Где в слове «пихта» стоит звук «А»? (В конце слова).

4.Какой первый звук в слове «лимон»? (Звук «Ль»).

5.Сколько звуков в слове «шкаф», «панама»? ( 4, 6).

6.Какое слово начинается с мягкого звука: малина или мишка? (мишка).

7.Слова делятся на что? (На слоги).

1.Буквы мы произносим или пишем? (Пишем).

2.Как пишутся слова в предложении? (Раздельно).

3.Где в слове «замок» стоит звук «З»? (В начале слова).

4.Какой последний звук в слове «кот»?

5.Сколько звуков в слове «пила», «капуста»? (4, 7).

6.Какое слово начинается с твёрдого звука: зима или звонок?

(звонок).

7.Какие бывают звуки? (Гласные и согласные).


Шестой раунд! (гонг)

Задание 6. «Назови правило».

Этот парень очень умный,

Друг Незнайки самый главный.

Они, бывает, ссорятся,

Но дружба не расстроится. (Знайка).

9 СЛАЙД

-Здравствуйте, уважаемые знатоки. В русском языке существуют правила. Выполнив эти задания, вам нужно рассказать об этих правилах.

Команда «Умники». Впишите потерянные слоги, прочитайте слова и расскажите, о каком правиле идет речь. Чтобы понять, какие слоги потерялись, вам помогут картинки.

Команда «Грамотейки» . Это крабы, а один – КРАБ.

Назовите все звуки в слове «краб» и расскажите, о каком правиле идёт речь.

ВНИМАНИЕ! Правильные ответы:

1.Звуки Ш и Ж всегда твёрдые, после них в словах мы слышим звук [ы], а по правилам русского языка пишем букву И (ШИ, ЖИ).

2.В конце слова парные звонкие согласные оглушаются.

Итог игры.

-Уважаемые «Знатоки» и «Грамотейки», этой игре вы показали не только хорошие знания, но и проявили находчивость и сообразительность. А самое главное – вы были единой и дружной командой. Награждение команд.



Финальная музыка из телепередачи "Что? Где? Когда?" 







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации