Конструкт урока истории в 5 классе по теме «В Александрии Египетской»
Конструкт урока истории в 5 классе
Тема «В Александрии Египетской», урок открытия новых знаний.
№ п/п | Этап урока | Приемы обучения | Примеры |
I. Мотивация к учебной деятельности. | Прием Дешифратор | Какое слово (понятие) зашифровано в иллюстрациях? На доске признаки города Александрии, выраженные в зрительных образах (Бюст Александра Македонского, картина «Александр в Египте», карта державы Александра, фотография города Александрии). Учащиеся называют понятие «Александрия» | |
II. Актуализация. | 1. «Закрой окно» – прием смыслового чтения, нужно закрыть окна (вставить недостающие, пропущенные слова или словосочетания) Пересказ по опорным словам Очень часто ученые, изобретатели дают своим открытиям и творениям свое имя. | Учащимся предлагается вставить пропущенные слова в текст-описание битвы при Гранике. В_____ году до н.э. греко-македонское войско переправилось через______ отделяющий Европу от Азии. Преграждая путь Александра, на обрывистом берегу горной реки ________ стояли конные отряды ________ . Надвигался вечер. Что делать? «Ждите утра, царь, - посоветовал старый военачальник ____________, - и нападай перед рассветом: застигнешь врага врасплох». «Стыдно нам перешедшим морской _______, бояться ручейка, ответил ________. – Трубите к наступлению!» 2. р. Граник г.Исс г.Тир Египет с.Гавгамелы Индия Вавилон Александрия Как вы думаете, как назывался этот город, если его основал Александр Македонский? | |
III. Формулирование темы и составление плана ее изучения | Проблемный вопрос, стратегия «Рассечение вопроса» Стратегия Глоссарий (Цель стратегии – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.) | Можем ли мы сказать, что город Александрия являлся научным центром своего времени? Почему? Значит – тема? В Александрии Египетской. О чем мы должны будем говорить? Что узнать? План урока: В александрийском порту. На улицах и площадях города. В александрийском Музее. Объясните понятия: эллины, Эллада, гимнасий, портик, театр и т.д. | |
4 | IV. Пробное действие. Выявление затруднения. Построение проекта выхода из затруднения | «Закрой окно» Выполнение пробного действия – заполнение задание 1 в рабочем листе – затруднение. Любой человек, попав в чужую страну, для ее изучения использует путеводитель. Сегодня нашими путеводителями будут эти листы, лежащие у вас на партах. Итак, приступим к изучению. | Задание 1 в рабочем листе. К нам в руки попала древняя рукопись, в которой писцы специально допустили ошибки. Наша задача найти их. (После затруднения) Для этого нам нужно изучить текст параграфа 43 и найти их. |
5 | V. Реализация построенного проекта. | «Реставратор» Путешественники всегда посещают все достопримечательности города. Что такое достопримечательность? А как можно узнать, где они находятся и как до них добраться? Перед нами карта города, на которую нечаянно пролили воду, и часть достопримечательностей Александрии стерлось с нее. Нам нужно ее восстановить. В этом нам поможет план на стр. 208. Так мы узнаем, какие достопримечательности есть здесь. Стратегия – продуктивное чтение. Нахождение информации в тексте на поставленные вопросы | Требуется карта. Выполнение задания 2 Выполнение задания 3. Трудность? Работа с дополнительным материалом Выполнение заданий 4, 5. Прочитайте п.2 параграфа 43 и отметьте в своих рабочих листах ответы. Выполнение задания 6. Параграф 43 п. 3 |
6 | VI. Первичная проверка понимания | Чтение с остановками | Что удивило вас? Задания 7-9 Параграф 43 п.4 |
7 | VII. Самостоятельная работа с текстом | Стратегия - Чтение про себя с пометками (работа с дополнительным текстом) | с. 210 задание 10 |
8 | VIII. Включение нового знания в систему знаний | Поиграем в игру «Да – нет» Поднятая рука – означает «да», две руки перекрёст – «нет». Вспомним наш проблемный вопрос. Итак, Александрия Египетская была центром наук? | Александрия Египетская была защищена островом Фарос. Фаросский маяк не относится к «чудесам света» Улицы Александрии были искривлены. Музей Александрии был домом для муз. Эратосфен, Евклид работали в Александрийском Музее. Писали они на пергамене. Слайды в презентации |
9 | IX. Рефлексия. | Облако «тегов» | В рабочем листе указаны варианты: сегодня я узнал... было трудно… я понял, что… я научился… я смог… было интересно узнать, что… меня удивило… мне захотелось… Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. |
10 | Домашнее задание | Идеальное задание | Задание на выбор, каждый выбирает свое идеальное задание: Прочитать параграф и приготовить пересказ Приготовить пересказ, сделать иллюстрацию к теме иллюстрации к параграфу Прочитать параграф 43, написать письмо от гида по Александрии Египетской с приглашением посетить город. |
Приложение 1
Рабочий лист по теме «В Александрии Египетской»
Ф.И. _________________________ Класс _______
Найди ошибки:
Сразу же после победы Александра Македонского полководцы стали делить захваченные земли. Постоянно воюя, они перекраивали карту Западной Азии. На месте державы Александра возникло много государств. Главными из них были: Аравийское, Египетское, Эллинское. В этих государствах демос провозгласил себя императором. По греческому образцу в этих городах строились порты, школы, гимнасии.
Подписать основные строения Александрии Египетской (см. схему на стр. 208 учебника § 43):
Перечислите 7 «чудес света»:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Одно из них находится в Александрии Египетской – это _____________________________________________.
Найдите на картинке Фаросский маяк.
А. Б. В.
Объясните необходимость маяка на острове Фарос. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В чем было отличие этого города от остальных? Кем был утвержден и сделан план города? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А знаешь, что привычные слова в древности имели другой смысл?
МУЗЕЙ – это ______________________________________________________________________.
Там жили 9 сестер - _________________. Вот несколько из них: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Что означало выражение «жить в золотой клетке» для Александрии? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ученые Александрии и их открытия
Имя ученого | Его открытие |
На чем писали в Древнем Египте? ___________________ А в Александрии? _____________________________
Откуда появилось слово «пергамент»? Что оно обозначает? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод: Александрия была знаменита следующими строениями: Фаросский маяк, царский ________________, музей, ____________________________, которая вмещала до 700 000 рукописей.
Город Александрия являлся научным центром своего времени?
_____________________________________________________________________________
Сегодня я узнал________________________________________________________________
Было трудно___________________________________________________________________
Я понял, что___________________________________________________________________
Я научился____________________________________________________________________
Я смог________________________________________________________________________
Было интересно узнать, что______________________________________________________
Меня удивило_________________________________________________________________
Мне захотелось________________________________________________________________