12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Широкова Анастасия Викторовна67
Воспитатель
Россия, Хабаровский край, Хабаровск
Материал размещён в группе «В помощь воспитателю ДОУ..»
4

Конструктивно-модельная деятельность в старшем дошкольном возрасте

Конструктивно-модельная деятельность в старшем дошкольном возрасте


` Сегодня во всем мире и в России в связи с научно-техническим прогрессом отмечается тенденция формирования нового качества общества. В быстро меняющемся нестабильном мире требуется человек — творец, способный адаптироваться в этих нестабильных условиях, способный быстро менять профессию, специалист широкого профиля, способный работать в команде, самостоятельно принимать решения.

В связи с этим становится актуальной задача федерального государственного стандарта по реализации самостоятельной творческой деятельности детей. Одна из характеристик возможных достижений ребенка, обозначенных в целевых ориентирах, предполагает, что ребёнок на выходе из детского сада способен проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, в том числе в конструировании

Конструирование – один из важнейших интереснейших видов продуктивной деятельности. Это практическая деятельность, направленная на получение определенного заранее задуманного реального продукта, соответствующего по функциональному назначению. В нем отражается окружающая действительность. Особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка.

Под детским конструированием принято подразумевать создание разных кон­струкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготов­ление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т. п.) и бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т. п.). Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное. К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали гео­метрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.

В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столь­ко) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой: «веселый клоун», «худой просто­филя волк», «прекрасный принц» и т. п. К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.

Эффективность этой работы во многом зависит от материалов и оборудования, которые имеются в распоряжении воспитателя и которыми пользуются дети. Создание предметно-развивающей среды для организации работы по развитию конструктивной деятельности в ДОУ – одно из важных условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей каждого ребёнка. Многообразие представленного материала для различных видов конструирования в разных возрастных группах поможет детям дошкольного возраста применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых поставленных задач.

В группах нашего ДОУ накоплен разнообразный материал для конструктивной деятельности : комплекты деревянного строителя, различные пластмассовые конструкторы Lego, наборы металлического конструктора, магнитные конструкторы, наборы плоского конструктора, динамические конструкторы, наборы конструкторов «ТИКО», трафареты для зарисовок схем, схемы конструкций по данной возрастной группе, материал для обыгрывания построек, материал для художественного конструирования. Наличие перечисленных выше предметов оборудования, материалов и инструментов и правильное их использование способствуют успешному обучению детей средствами конструирования.

В процессе конструирования, происходит умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание детей, развивается умение анализировать предметы окружающего мира, появляется самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус.

Особенностями конструктивной деятельности детей является построение образовательного процесса с учетом дидактических принципов: наглядности, образности, доступности, посильности, практичности. Организация конструктивной деятельности в режиме дня осуществляется в двух основных направлениях: совместной деятельности педагога и детей и самостоятельной деятельности. Центр конструктивной деятельности в группе размещён в доступном для детей месте. Он наполнен мелким (настольным) и крупным (напольным) строительным материалом. Здесь же конструкторы, имеющие различные по сложности, способу соединения деталей, игрушки-вкладыши, мягкие модули. Имеются мелкие резиновые, пластмассовые игрушки, фигурки животных, птиц, транспорт. Дети пользуются ими при обыгрывании построек. Представлен нетрадиционный материал: пробки, крышки, шишки, пуговицы, футляры от «Киндер-сюрпризов» и т. п. Имеются простейшие схемы построек, «алгоритмы» их выполнения например: мозаика крупная, схемы выкладывания узоров из неё). Для удобства в нашей группе строительный материал и конструкторы разложены по коробкам разной величины. Они безопасны и изготовлены из экологически безопасных материалов.

 Конструктивная деятельность старших дошкольников больше, чем другие виды деятельности, подготавливает необходимую основу для развития творческих, познавательных, сенсорных способностей детей. Особенностью конструктивной деятельности старших дошкольников является её большое воспитательное значение. Коллективное конструирование способствует формированию таких качеств личности, как самостоятельность, стремление достичь поставленные цели, умение работать в паре. Именно в процессе взаимодействия с равным партнёром ребёнок приобретает взаимное доверие, готовность к сотрудничеству. В процессе конструктивных игр старшие дошкольники постоянно прибегают к сравнению величины деталей, их цвета, формы, это дает им возможность полнее, увлекательнее реализовать свой замысел, а также способствует сенсорному развитию.

У ребят старшего дошкольного возраста уже есть опыт в познании окружающей действительности, осознанное отношение к технике. Они более организованные в работе, умеют считаться с требованиями коллектива, более дисциплинированны, чем младшие дошкольники, умеют контролировать свою деятельность. Обучая ребят конструированию, во время прогулок знакомлю их с различными видами транспорта, зданиями, мостами, обращая внимание не только на общую структуру, способы скрепления частей, но и различные варианты одних и тех, же сооружений и строений, на художественные, архитектурные достоинства. Дети комментируют увиденное, анализируют свою работу и работу товарищей. Обучение детей коллективному труду – одна из важных задач воспитания у них чувства товарищества. Для этого предлагаю ребятам вместе обдумать замысел, подобрать материал, распределить работу между собой и ответственно отнестись к участию в общей работе. Особое внимание обращаю воспитанию организованности в работе, трудолюбию. Ребята привыкают к порядку, когда сами заранее готовят материал к занятию, самостоятельно убирают все на место после окончания работы. Большое внимание уделяю развитию творческой фантазии детей. Они уже конструируют не по готовому образцу, а по собственному воображению, иногда обращаясь к фотографии, чертежу. Конечно, и в этой группе используем образец, выполненный воспитателем из материала, с которым дети работают. Например, нужно показать, как работать с природным материалом, что можно сделать из него, каковы приемы работы с ним, способы скреплений, придания выразительности образу и т. д. Конструирование из строительных наборов и конструкторов занимает в подготовительной к школе группе большое место на занятиях и в играх. Особое внимание уделяем обучению детей умению планировать не только отдельные этапы создания построек, но и весь ход работы их, определять, какие детали строительного материала более всего подходят для сооружения той или иной постройки и отдельных ее частей.

Обучение техникам конструирования и моделирования из бумаги предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач. Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежит деятельность, то есть создание оригинальных творческих работ. Конструирование и моделирование из бумаги развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера (что немаловажно для будущих школьников, готовящихся к овладению письмом).

Во время работы развивается память, совершенствуются трудовые умения, формируется культура труда, развивается аккуратность, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Увлекательные занятия позволяют ребенку открыть в себе творческие способности, развить воображение, художественный вкус.

Кроме того, эти занятия развивают коммуникативные навыки детей, так как создание тематических композиций требует участия нескольких человек, коллектива. Перед тем как приступить к обучению детей основным техникам и приемам конструирования и моделирования, повторяем правила безопасной работы с бумагой, клеем, ножницами. Техники, которые мы используем в нашей группе по конструированию из бумаги:

- декупаж,

- квиллинг,

- бумажное конструирование,

- оригами.


Большой популярностью у нас группе пользуется «Конструктор Лего». Данный конструктор позволяет старшим дошкольникам решать не только простые, но и сложные конструктивные задачи.

В группе создана развивающая предметно-пространственная среда, оснащённая конструкторами LEGO с помощью которого дети могут построить самые разнообразные сооружения, а также собрать робота, дом, машину и др. Все конструкторы «Лего» имеют возрастные характеристики, поэтому их легко применять в дошкольном образовательном процессе.

Один из видов, рекомендуемых для старших дошкольников – это LEGO Duplo. Данная серия разработана для детей от двух до шести лет, в каждом наборе учитываются возрастные особенности детей каждой группы, что отражается и в количестве деталей, и в их размере, а также в цветовой гамме и тематической направленности.

Любой конструктор «Лего» обладает очень важными для развития ребенка-дошкольника возможностями. Основными считаю следующие преимущества конструкторов:

широкие технические характеристики;

многофункциональность;

эстетичный внешний вид;

возможность при конструировании совмещать игровую и образовательную деятельность.

Знакомство дошкольников с конструкторами начинала постепенно в процессе занимательной игры. Кроме того, использую такие формы реализации, как повседневное самостоятельное конструирование, строительные игры в свободное от плановых занятий время, индивидуальную работу с небольшой подгруппой одарённых или отстающих детей.

На начальном этапе ребята конструируют по образцу, по условиям, по простейшим чертежам и наглядным схемам. Затем начинают придумывать свои модели по определенной теме. Чаще всего, конструируя по замыслу, дети выбирают темы для своих построек на основе желаний, переживаний, сюжетом постройки могут стать любимые герои из мультфильмов или книг.

В процессе занятий техническим творчеством выделяю 4 этапа:

постановка технической задачи;

сбор и изучение нужной информации;

поиск конкретного решения задачи;

материальное осуществление творческого замысла.

Для успешной организации конструирования стараюсь соблюдать следующие условия:

оптимальное количество 6-8 человек;

детям должно хватать деталей, иначе будут возникать конфликты;

доступ к конструктору должен быть свободным, чтобы дети могли выбирать нужные им детали;

подробное знакомство детей с образцом, схемой, макетом;

обязательное стимулирование положительных эмоций и похвала ребенка во время работы;

сохранность постройки на некоторое время.

Основное внимание ребят уделяется самому процессу конструирования, а не его результату. Важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданной ребенком модели отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если отметить оригинальность и самобытность творческой работы. Поэтому после того, как закончены постройки, обязательно беседуем о выполненных поделках. «Какой ты молодец! У тебя красиво получилось. Расскажи, что ты построил? Как ты будешь играть со своей замечательной фигуркой?». Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Ребята используют созданные фигуры, модели, LEGO-постройки в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, используют LEGO-элементы в дидактических играх и упражнениях. Например, «Волшебный мешочек» (найти одинаковые детали, определить, откуда деталь, построить модель из полученных деталей), «Найди пару» (задания на умение детей распределять соответствующие детали по группам в зависимости от их отличительных признаков), «На что похож?» (развитие воображения дошкольников). Так, последовательно, шаг за шагом, дети развивают свои конструктивно-технические навыки, умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами, а также логическое мышление и коммуникативные навыки. Для успешной организации игровой деятельности с конструкторами считаю целесообразным обогатить предметно-пространственную среду группы занимательными, яркими детскими техническими журналами, журналами о военной технике, детскими энциклопедиями по технической направленности. Кроме того, необходимо создавать больше проблемных ситуаций, где у детей возникло бы желание починить, отремонтировать механизм, машину. Например, в процессе подготовки ко Дню защитника Отечества, собираем с дошкольниками военные машины, самолёты, вертолёты, корабли и при этом все собранные модели разные. У кого-то машина на колёсах, у кого-то вертолёт будет приземляется на аэродром, а у другого самолет взлетает с площадки военного корабля. Еще одно важное направление применения Лего- конструктора – это использование его в диагностике. Такой метод, как наблюдение за самостоятельной и коллективной игрой дает много важной информации о проблемах, которые возникают во время игры.

Анализ полученных результатов

В процессе работы постоянно отмечаю, что дети занимаются конструированием с огромным интересом и увлечением. Занятия конструированием помогает мне пробудить у своих воспитанников познавательную и творческую активность, привить навыки общения со взрослыми и сверстниками.

За время использования различных видов конструкторов мои воспитанники научились работать с предложенными инструкциями и схемами, а чаще всего осуществляют постройки из конструктора по своему замыслу.

Дети быстро и легко научились ориентироваться в цвете, размерах и способах скрепления деталей. Стали при постройках использовать разные способы соединения, комбинировать детали. Значительно вырос интерес к конструкторской деятельности.

Кроме того, мои дошкольники стали чаще использовать конструктор для сюжетных игр, изготавливать недостающие предметы для игры. Например, для сюжетно-ролевой игры «Дом» конструируют, дома, мебель, транспорт, предметы быта.

Наблюдается сплочение детского коллектива, у детей формируются навыки сотрудничества, умеют совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

Недавно мы принимали участие в краевом конкурсе «Техно-кидс» в номинации «Техноёлка».

Не менее важным условием развития творческих способностей детей является активное участие в образовательном процессе родителей, которые должны быть первыми помощниками своим детям. Активно приобщаем к процессу конструирования с детьми родителей наших воспитанников. Этой зимой мы принимали участие в конкурсе «Помоги зимующим птицам», где было предложено изготовить кормушки для птиц. Родители активно принимали участие. Вот такие кормушки у нас получились. (слайд 10)

Планирую в дальнейшем создание альбома, в котором будут собраны фотографии созданных детьми моделей. Дошкольники могут рассматривать такой альбом, обсуждать, что это за объект, какие детали необходимы для этой конструкции.

Заключение

Позитивные результаты моей работы указывают, что дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к созданию новых образов на основе прошлого опыта и к нахождению собственных оригинальных решений. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. Дети стали больше сравнивать, активнее заниматься творчеством, проявляют интерес к знаниям.






Опубликовано в группе «В помощь воспитателю ДОУ..»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.