Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 2 города Липецка.

Консультирование родителей маленьких детей: "Как взаимодействовать с ребенком, который не говорит"



Подготовила: Лубышева Елена Викторовна, воспитатель.

Январь 2025г

Взаимодействие с ребёнком, который пока не овладел речью, может представлять собой сложную задачу, но одновременно открывает уникальную возможность для построения крепкой и доверительной связи..


Формирование языковой среды предполагает постоянное общение с ребёнком, включающее многократное повторение различных повседневных ситуаций. К ним относятся такие моменты, как одевание, раздевание, прогулки, приём пищи и приготовление еды.

Родителям рекомендуется применять методику активного вербального сопровождения действий ребёнка, включающую в себя частую артикуляцию слов и фраз, а также постановку вопросов с последующим предоставлением ответов самими взрослыми, особенно на ранних этапах развития речи.


Важным условием успешного формирования коммуникативных навыков является создание позитивной и стимулирующей атмосферы. Одобряя любые проявления стремления к общению, даже невербальные, родители способствуют развитию у ребёнка чувства уверенности и снижению уровня тревожности.


Систематическое использование таких подходов позволит родителям не только способствовать развитию речевых навыков у ребёнка, но и укреплять эмоциональную связь с ним, что играет ключевую роль в его развитии.

Советы родителям!

Для того чтобы малыш начал говорить, ему необходимо много собственной речевой практики.

1. Для детей с нарушениями понимания речи целесообразно использовать дополнительные средства коммуникации, такие как жесты, а также предметы или фотографии, для повышения уровня понимания.


2.Общайтесь с вашим ребенком в ходе различных занятий, например, во время готовки, уборки, переодевания, игр, прогулок и так далее. Обсуждайте процессы, которые вы выполняете, то, что замечает ребенок, действия окружающих и то, что ребенок наблюдает вокруг.


3. Углубляйте речевое восприятие, применяя элементарные команды, такие как "Подай ручку" или "Где ножка?". Сосредоточьтесь на том, что ребенку знакомо. Повторяйте освоенные фразы многократно.


4. Пойте ребенку перед сном. Лучше его любимою песенку.


5. При чтении книг, сокращайте текст до понятных фраз.


6. Не откладывая на потом, когда малыш начнет говорить, начинайте обучать его различать предметы по размеру (большой — маленький). Учите соотносить цвета и формы (дай такой же), а также различать количество (один — много).


7. Высказывайтесь, применяя грамотно сформулированные фразы и предложения. Если ваше дитя пока может говорить только отдельными словами, тогда ваша реплика должна составлять 2 слова.

                            - В случае если ребенок уже использует более сложные фразы,                                              постарайтесь сделать ваше       предложение на 1-2 слова длиннее, че                                    у  него.


8. Если ваш малыш использует всего несколько слов в своем общении, помогите ему расширить словарный запас. Выберите 5-6 основных слов, относящихся к частям тела, игрушкам или продуктам, и назовите их ребенку.

                             -    Дайте ему шанс повторить эти слова за вами.

                                  Не стоит ожидать, что он скажет их идеально.


9. Если ребенок использует лишь отдельные слова, начните обучать его кратким фразам. Применяйте те слова, которые он уже знает. Включайте в обучение характеристики, такие как цвет, размер и действие. Например, если он говорит «мяч», постепенно помогайте ему сказать: «Большой мяч», «Танин мяч», «Круглый мяч» и так далее.


10. Формирование моторики рук. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа "Сорока-белобока".

                          - Родителям следует понимать, что имитация движений рук и игры с                                         пальцами -играют         значительную роль в ускорении речевого и                                       когнитивного развития их детей.


  При общении с ребёнком необходимо использовать богатую эмоциональную окраску речи,   варьировать интонацию, тембр и громкость голоса. Чёткая и иногда преувеличенная   артикуляция способствует более эффективному взаимодействию.

  Формирование речевых навыков напрямую связано с коммуникацией. Важно постепенно приучать всех, кто общается с ребёнком, использовать любой удобный повод для общения. При этом единый подход со стороны близких родственников играет ключевую роль.





Желаю удачи.









.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.