Контент-анализ неформального образования в контексте организации непрерывного профессионального образования в современных условиях

2
0
Материал опубликован 2 April 2022 в группе

Костионова Марина Юрьевна

ГБПОУ ВМТ "Владикавказский многопрофильный техникум имени кавалера ордена Красной Звезды Георгия Калоева" г. Владикавказ

Контент-анализ неформального образования в контексте организации непрерывного профессионального образования в современных условиях


На современном этапе развития среднего профессионального образования встает вопрос расширения возможностей в получении качественного образования, обуславливающего диверсификацию связей образовательных организаций, объединений и научных школ. Понятие академической мобильности плотно входит в современный обиход и становится эффективным условием формирования конкурентоспособного специалиста. В наши дни идея непрерывного образования стала еще более актуальна, поскольку: внедряются инновационные технологии; появляются новые профессии; практические знания быстро устаревают.

Как самостоятельная концепция идея о непрерывном образовании начала разрабатываться в результате деятельности экспертов ЮНЕСКО в 1960-е гг. С середины 1970-х годов идея непрерывного образования находит поддержку во многих странах. Совет Европы рассматривал данную концепцию в первую очередь как средство выравнивания темпов развития разных стран посредством образования. По мнению экспертов СЕ, это должно было привести к углубленной интеграции европейских государств [10].

Стратегия непрерывного образования легла в основу национальной образовательной политики многих государств. С 2000-х гг. участие населения в непрерывном образовательном процессе стало рассматриваться как одна из ключевых характеристик успешности страны, в том числе в области экономики и развития человеческого потенциала [9].

В России данное понятие появилось сравнительно недавно, стала очевидна его необходимость как одного из аспектов образовательной модели.

В 1992 г. был принят Закон РФ «Об образовании», в котором говорилось о «непрерывном повышении квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов». Федеральный закон РФ от 22.08.1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» говорит о принципах непрерывности и преемственности процесса образования [5].

Согласно Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497, обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям современной экономики является актуальной задачей. Отмечается, что обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым элементом современных образовательных систем [9].

В данной статье под непрерывным образованием принимаем определение С.В. Меркуловой: это новый способ деятельности, целью которого является процесс целостного формирования личности, поступательного обогащения ее творческого потенциала, постоянного развития способностей [13, С. 129].

Непрерывное образование в широком смысле включает в себя все виды и компоненты образовательной деятельности. Оно распространяется на все население, независимо от возраста, социального статуса, профессиональной принадлежности.

Круг исследований, во многом определивших направления разработок по вопросам формального, неформального и информального образования в России, составляют работы С. Г. Вершловского, В. А. Горского, В. В. Горшковой, Г. М. Гринберг, А. А. Макареня, Д. Е. Москвина, Т. В. Мухлаевой, А. В. Окерешко, О. В. Павловой, О. В. Ройтблат, Ж. Б. Суртаевой, Н. Н. Суртаевой и др.

Существует следующая классификация непрерывного образования:

формальное образование – основано на деятельности учебных заведений, использующих взаимосвязанные, формализованные программы; Из-за институализации формального образования большим документооборотом сложно говорить об оперативности реагирования формального образования на различного рода новинки, как в узкопрофессиональной деятельности, так и в общественной жизни [9].

неформальное образование — это любое образование, приобретаемое вне системы формального базового и дополнительного образования [12, с. 18]. В рамках такого вида обучения могут выдаваться определенные сертификаты, свидетельства, однако они не являются образовательными документами, которые признаются государством как официальные.

Под информальным образованием Меморандум непрерывного образования Европейского Союза закрепляет следующее определение: «это индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая нашу повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер» [16].

Информальное обучение это – стихийное самообразование в виде самостоятельного поиска ответов на волнующие вопросы. Взаимообучение в ходе совместного выполнения тех или иных задач; - в окружающей его культурно-образовательной среде [15].

Система среднего профессионального образования в постпандемийный период переживает масштабное реформирование, целью является — приблизить подготовку кадров к реальным потребностям рынка труда и сделать её более гибкой.

Неформальное и информальное образование в СПО – отличный способ мотивации подрастающего поколения к получению осознанных теоретических знаний и практических навыков по изучаемой учебной дисциплине.

Ведущими принципами реализации системы непрерывного образования стали: преемственность уровней, единство и целостность образовательно-воспитательного пространства, использование потенциала объединенных образовательных учреждений.

Появление потенциальной возможности официально признавать результаты неформального и даже информального образования, генерации которых способствовало быстрое развитие интернет-технологий, массовых открытых онлайн курсов и т.д., обусловило взрывной рост популярности непрерывного образования. В Российской Федерации определенный вклад в это внес принятый в 2016 году Федеральный закон «О независимой оценке квалификации» [6].

В настоящее время в ГБПОУ ВМТ студенты обучаются по 6 профессиям: 08.01.08 Мастер отделочных и строительных работ; 08.01.25 Мастер отделочных и декоративных работ, 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации, 42.01.02 Парикмахер, 15.01.05 Сварщик (срок обучения 2 года 10 месяцев). Специальности: 23.01. 07 Машинист крана, 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин (срок обучения 10 месяцев). В сентябре 2022 года планируется набор по новой профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин, и по специальности среднего звена 43.02.13 Технология парикмахерского искусства (срок обучения 3 года 10 месяцев), учебное заведение обеспечивает не только подготовку кадров, но и гарантирует решение многих социальных проблем. Обучение в СПО дает шанс получить качественное профессиональное образование.

Исследование проводилось в январе 2022 года. В опросе приняли участие более 200 студентов Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения  "Владикавказского многопрофильного техникума имени кавалера ордена Красной Звезды Георгия Калоева" по направлению подготовки 08.01.08 «Мастер отделочных и строительных работ», 08.01.26 «Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем ЖКХ», 23.01.03 «Автомеханик» в возрасте от 16 до 20 лет. Наиболее распространенными типами неформального образования (вне интернета), которые посещали за рамками образовательной программы, (в период с марта 2020 и до января 2022гг.), респонденты назвали мастер-классы (62 %), лекции, семинары (20 %), и конференции (16 %). Менее актуальны оказались дополнительные курсы (посещались 2 студентами), круглые столы (0%), тренинги (0%). Кроме того, участники опроса отметили, что посещали молодежные форумы, индивидуальные уроки с репетитором, консультации, концерты и спектакли, относя последние к неформальному образованию. Высокая заинтересованность форматом мастер-классов обусловлена в первую очередь спецификой направления. Для данных профессий в значительной степени важна практико-ориентированность. Кроме того, можно сказать, что больший интерес вызывает у студентов краткосрочный формат. Одной из причин можно назвать нехватку свободного времени (на что указывали некоторые респонденты), другой — ориентированность современного поколения на небольшие по времени формы.

При изучении онлайн ресурсов использовался контент-анализ, производимый на основе таких параметров, как ориентация на возраст и профиль подготовки. Были рассмот рены ресурсы «Coursera», «Открытое образование», русскоязычный сегмент блогосферы на платформе «YouTube».

Что касается неформального образования, базирующегося на онлайн-площадках, оказывается, что респонденты в подавляющем большинстве (82,1 %) не пользовались массовыми открытыми онлайн-курсами. При анализе платформ «Открытое образование» и «Coursera» можно констатировать тот факт, что данные ресурсы не пользуется популярностью по двум причинам: 1) ориентация площадок на высшее образование, 2) отсутствие программ, ориентированных на конкретное направление или их труднодоступность (языковой барьер). На сайте «Открытое образование» объясняется цель площадки: «это современная образовательная платформа, предлагающая онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах» [10]. Можно найти курсы по профессии «Мастер отделочных и строительных работ» - («Основы расчета строительных конструкций», «Начертательная геометрия и инженерная графика»). По профессии «Автомеханик» - («Аккумуляторы, топливные элементы и их роль в современном мире», «Теория механизмов и машин»); по профессии «Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем ЖКХ» - курсов не представлено. Что же касается «Coursera», на данном ресурсе имеются курсы по тематике строительство (и т. д.), но они созданы на английском языке, что создает трудности при освоении программ для не англоговорящей аудитории. «Coursera» также ориентирована на высшее и послевузовское образование. На данном ресурсе есть курсы для мастеров по ремонту и обслуживанию инженерных систем ЖКХ («Plan affordable and context-specific sanitation solutions» - только на английском и французском языках, «Разработка и дизайн водопроводных и канализационных систем и технологий» - есть субтитры на русском языке).

В отличие от массовых онлайн-курсов, такие виды неформального образования, как блоги, видеообзоры, видеокурсы, использовали 53 % опрошенных; 47 % обучающихся вовсе не обращались к формам неформального образования в интернете. Также хочется отметить большое количество курсов по soft skills. Лидирующие позиции у ресурса «Coursera», наиболее частотными являются следующие направления - «Креативное мышление: методы и инструменты для успеха», «Навыки работы в команде: Эффективное общение в группах», «Научитесь учиться: умственные инструменты, которые помогут вам овладеть сложными предметами», «Типы личности на работе» (есть субтитры на русском языке). Ряд курсов 38 % представлены либо, только на английском языке, либо 16 % недоступны для нашего региона. На платформе «Открытое образование» так же представлены курсы по развитию гибких навыков: «Soft skills:навыки 21 века».

Лучшими курсами в 2022 году по развитию гибких навыков признаны ресурсы:

1 место. Курс «Soft Skills» — Skillbox (- разная стоимость), (+«Менеджмент в индустрии красоты» - для профессии 43.02.02 «Парикмахерское искусство»).

2 место. Курс «Soft Skills для руководителя» — Нетология (-высокая стоимость от 40000р., есть рассрочка; +проработана тема наставничества). 3 место. Курс «Soft Skills для digital-менеджеров» — Product LIVE (-стоимость 30000 р.; + акцент на командную работу). Курс «Soft Skills для начинающих IT-специалистов» — Skill Factory (+стоимость 4990, - мини курс 5 видео уроков длительностью 1.5 часа). Курс «Soft Skills» — Лаборатория компетенций SOFT SKILLS (+бесплатно, 11 блоков. Курс «Soft Skills» — Нетология (+ бесплатно)

По итогам глобального исследования Future of Work, 63% работодателей готовы взять на работу специалистов с ярко выраженными гибкими навыками — командная работа, тайм-менеджмент или лидерство — и самостоятельно обучить их техническим аспектам работы.

Хочется подчеркнуть, что ощущается огромная нехватка курсов доступных для обучающихся системы СПО. Из опрошенных 73 %, хотели бы улучшить свои знания и умения для получения необходимых для работы навыков.

При данном подходе возрастает роль самостоятельной учебной и учебно исследовательской деятельности студента. Формат СРС становится неотъемлемой частью всей жизнедеятельности субъектов образовательного процесса. Разнообразие видов, форм и методов СР, богатое содержательное ее наполнение делает процесс познания интересным, продуктивным и непрерывным.

Система среднего профессионального образования в постпандемийный период переживает масштабное реформирование, целью является — приблизить подготовку кадров к реальным потребностям рынка труда и сделать её более гибкой.

Результаты также говорят о том, что у большинства студентов есть опыт, а также заинтересованность в использовании неформального образования в дальнейшем. В связи с этим существует потребность в создании технологии интеграции неформального образования в системе среднего профессионального образования.







Список литературы

Нормативные документы

Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ с изменениями и дополнениями на 31 декабря 2005 г. Собрание законодательства Российской Федерации от 26 августа 1996 года, № 35, ст. 4135.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Распоряжение Правительства РФ от 3 марта 2015 г. N 349-р Об утверждении комплекса мер и целевых индикаторов и показателей комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 гг.

Концепция непрерывного образования. Утверждена Государственным комитетом СССР по народному образованию 18 марта 1989 г. Бюллетень Государственного комитета СССР по народному образованию. 1989. № 7. С. 9–20.

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ с изменениями и дополнениями от 16 марта 2006 г. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г., № 30, ст. 1797.

Постановление Правительства Российской Федерации «О независимой оценке квалификации" от 03.07.2016 N 238-ФЗ»

Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации на 1996-1997 годы» от 8 мая 1996 г. № 570 в редакции от 3 января 1997 г. Собрание законодательства Российской Федерации от 13 мая 1996 г. № 20. Ст. 2357.

Приложение к письму Министерства образования РФ от 8 мая 2008 г. № 03-946 «Актуальные задачи современной модели образования».

Литература

Кулеба О. М. Потенциал и организация самостоятельной работы студентов вуза в процессе формирования профессиональной компетентности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2012. – № 2. – С. 13–19.

Леонтович, А.В. Истоки и социальные смыслы неформального образования: российская модель [Текст] / А.В. Леонтович // Дополнительное образование детей Москвы от А до Я. – 2013. – Е Т. 2. – № 2. – С. 22–24. .М. Харланова 123 5. Международная стандартная классификация образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uis.unesco.org/Education/Documents/isced-2011-ru.pdf.

Меркулова С.В. Проблема оценки качества подготовки: компетентностный подход / С.В. Меркулова// Высшее образование в России. – 2007. – №8. – С.127-130.

Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты / Науч. рук. А. Е. Карпухина; Сер. «Мониторинг. Образование. Кадры». М.: МАКС Пресс, 2006. 340 с. С. А. Беляков, В. С. Вахштайн, В. А. Галичин, А. А. Иванова, Е. А. Карпухина, Т. Л. Клячко, Д. Л. Константиновский, Д. Ю. Куракин, Е. А. Полушкина, Ю. А. Яхин.

Мухлаева Т.В. Международный опыт неформального образования // Человек и образование. 2010. №4. С. 158–162. Обзор системы неформального образования. URL : http:// nok.unevok.elcat.kg

Чему учиться в 2022 году: как сохранить и повысить свою ценность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/education/61f3dd8b9a7947793fe7cf3c

Fordham P.E. 'Informal, non-formal and formal education programmes' in YMCA George Williams College ICE301 Lifelong Learning. Unit 2. London: YMCA George Williams College, 1993. P. 128.

Jeffs T., Smith M.К. Informal Education: Conversation. Democracy and Learning. Nottingham: Educational Heretics Press, 2005. P. 142.

Simkins T. Non-Formal Education and Development. Some critical issues. Manchester: Department of Adult and Higher Education, University of Manchester, 1977. P. 77.




Контент-анализ неформального образования в контексте организ
PPTX / 1.12 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации