12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анна Владимировна Хиво17
Россия, Московская обл., Щелково

МБУДО ДМШ ГОЩ МО

Контроль и его функции в учебном процессе.

Доклад на городском психолого-педагогическом семинаре для преподавателей учреждений дополнительного образования городского округа Щелково «Организация образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования. Контрольно-регулирующие компоненты».



Преподаватель МБУДО ДМШ ГОЩ МО Хиво Анна Владимировна



Учреждения дополнительного образования в настоящее время проходят путь создания новой системы обеспечения эффективности образовательного процесса. Сохраняя свою самоценность – т.е. свободу выбора, многообразие видов деятельности, возможность творчества, дополнительное образование заимствует некоторые формы организации обучения у общеобразовательной школы. Ранее педагогический

контроль в дополнительном образовании никогда не выделялся как обязательная форма организации обучения, хотя многообразие видов деятельности обуславливает и многообразие форм педагогического контроля.

Проблема контроля также является актуальной в связи с необходимостью разработки критериев оценки образовательных результатов в сфере дополнительного образования.


Попытаюсь выделить педагогический контроль как неотъемлемую часть образовательного процесса и педагогической деятельности, описать и классифицировать известные дидактические формы контроля в дополнительном образовании, обратить внимание на многообразие его форм, целей и задач.


В процессе обучения важная роль отводится диагностике учебного процесса. Она строится на обратной связи. С одной стороны — на информации, поступающей от учащегося к учителю, свидетельствующей об успешности процесса обучения, достижениях учащихся в овладении знаниями, формировании у них ключевых компетенций и т. д. Или же, наоборот, — о затруднениях, тормозящих процесс обучения. Это позволяет учителю оценивать результаты обучения, корректировать его процесс, планировать дальнейшую деятельность, учитывая индивидуальные результаты учащихся. С другой стороны, обратная связь важна для учащихся: они могут видеть свои достижения и недостатки, получить оценку своей деятельности. Этот процесс называется внутренней обратной связью.

На основе обратной связи осуществляется такой важный элемент диагностики процесса обучения, как контроль.

Контроль знаний учащихся – древнейший компонент педагогической деятельности. Возникнув на заре цивилизации, контроль и оценка являются непременными спутниками школы, сопровождают ее развитие. Контроль за воспитанием обсуждался в работах мыслителей античности. Так, в педагогической деятельности Сократа обучение носило характер поучающих бесед знающего с незнающим, в ходе которых постигалась истина. Сведения о контроле обнаруживается и в первом педагогическом сочинении дошедшим до нас,- «О воспитании оратора» Марка Фабия Квинтилиана .В средневековье проводились контрольно проверочные занятия, где опрос осуществлялся в устной форме , при этом в университетах контроль осуществлялся главным образом в процессе экзаменов.

В XVIIвеке впервые идею всестороннего контроля знаний, умений и навыков теоретически обосновал Я.А.Коменский в своей работе «Великая дидактика». Он сформулировал правила, устанавливающие порядок контроля знаний учащихся, которые состоят в том, что учитель на каждом уроке проверяет задания, а в конце учебного года проводятся переводные экзамены.

Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность.

Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения учащимися учебного материала - уровня овладения знаниями, умениями и навыками. Во - вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением и формированием потребности школьников в самоконтроле и взаимоконтроле.

В - третьих эта цель предполагает воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.

Если перечисленные цели контроля знаний и умений учащихся реализовать, то можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции; контролирующую, обучающую (образовательную), диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую и воспитывающую.


Функции контроля


Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации и обобщению. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.

Проверка помогает школьникам выделить главное, основное в изучаемом материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными.


Диагностическая функция - получение информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.


Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материалах.

Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности.

Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.


Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление школьников, формируются мотивы познавательной деятельности. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.


Ориентирующая функция - получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом - насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты , он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.



Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд "отстающих", усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками .Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучения заключается в том, что эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты мот быть изменены к лучшему. Это положение соотносится с одним из главных законов педагогики - школьник должен учиться на успехе. Ситуация успеха и эмоционального благополучия - предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.


Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у ученика ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности. Проверка побуждает школьников более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду, повышает мотивацию процесса познания.


Остановлюсь немного на мотивации.


Психологические исследования мотивации достижения связаны с именами американских психологов Аткинсона и Макклелланда, которые установили, что данный мотив складывается из двух видов мотивации – стремления к успеху и избегания неудачи. Первый вид мотивации оказался характерен для семей, исповедующих демократические принципы воспитания, при которых высокие требования родителей к своим детям сочетаются с мягкостью и теплотой в общении. Мотив избегания неудач не ведет к таким высоким достижениям, как мотив стремления к успеху, и чаще всего он встречается у детей, выросших в семьях, в которых родители осуществляют жесткий контроль и директивную опеку каждого шага своих детей.

Люди по-разному могут объяснить себе и другим причины своего успеха или неуспеха. Одни при этом ссылаются на действие внешних факторов, к которым относят везение, степень трудность задачи, другие склонны объяснять причины свои достижений и поражений внутренними факторами, к которым относят способности и приложенные усилия. Чаще всего школьники свои успехи приписывают действию внутренних факторов - своим способностям и усилиям, а свои неуспехи - действию внешних факторов- трудностью задачи и невезению. С точки зрения психологов именно причинная схема «неуспех- недостаточность усилий» является наилучшей для развития мотивации ученика. Когда по рекомендации психологов учителя стали говорить своим ученикам: «Ты сможешь ответить(сделать) лучше, если приложишь больше усилий», то участники экспериментального обучения улучшили свои показатели по тестам умственных способностей и стали лучше учиться. Собственные усилия, прикладываемые для достижения успеха, находятся под волевым контролем самого ученика в отличие от его способностей, данных от природы, и трудности задачи, задаваемой учителем. Поэтому приписывание своего успеха собственным усилиям формирует чувство уверенности в себе и высокую самооценку, в то время как приписывание успеха своим способностям или везению не способствует формированию подобных качеств личности. Если учитель видит у своего ученика недостаточность способностей и, жалея его, будет ставить ему удовлетворительную отметку, то такое щадящее отношение со временем может привести к снижению уровня притязаний ученика и увяданию стремления к достижению. Таким образом, слишком гуманное отношение учителя к ученику может обернуться пагубным воздействием на формирование личности ученика в целом.




Для эффективного функционирования системы педагогического контроля необходимо соблюдение нескольких ограничивающих условий:


Объективность- должны быть единые критерии оценки знаний у всех учителей, и эти критерии учащимся должны быть заранее известны.


Гласность - любое заинтересованное лицо может проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы.

Незыблемость - выставленная педагогом оценка не должна подвергаться сомнению ни с какой из сторон (даже в случае конфликтной ситуации и создания конфликтной экзаменационной комиссии экзаменатор остается прежним).


Классификация форм контроля знаний учащихся


В современной педагогике различают следующие виды контроля:


• предварительный;


• текущий;


• тематический;


• рубежный (поэтапный);


• итоговый;


• заключительный.



Вот некоторые из них:



Предварительный контроль  обычно проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, при приеме в музыкальную школу. Функциональное назначение предварительного контроля заключается в том, что учитель изучает уровень готовности учащихся к восприятию нового материала, т.е. проверка здесь играет диагностическую роль: установить, в какой мере сформированы у ученика умственные возможности для полноценного восприятия нового учебного предмета. А в начале учебного года — установить, что сохранилось и что «улетучилось» из того, что изучалось в предыдущем учебном году. И в самом деле, на основе данных предварительного (диагностического) контроля учитель строит изучение нового материала, предусматривает повторение, актуализирует знания, невостребованные до того времени. 

Текущий контроль осуществляется в процессе усвоения каждой темы, из урока в урок. Его главная функция – обучающая. Основное его назначение, во-первых, для учителя — непрерывное отслеживание для получения информации о качестве отдельных этапов учебного процесса и, во-вторых, для ученика — внешний стимул, побуждающий его систематически заниматься. Ведя урок, учитель то и дело обращается к ученику с вопросами и заданиями с тем, чтобы убедиться, верно ли он усвоил изучаемый материал, усвоил ли вообще, в чем проявляются неточности или пробелы в знаниях и умениях. В зависимости от ответов учитель корректирует учебный процесс.  Полученная во время поурочного наблюдения информация о том, как ученик усваивает учебный материал, как формируются его умения и навыки, помогает учителю наметить рациональные методы и приемы учебной работы. Правильно дозировать материал, находить оптимальные формы учебной работы учеников, осуществлять постоянное руководство учебной деятельностью, активизировать внимание и пробуждать интерес к изучаемому. Что касается учащихся, то текущий контроль побуждает их постоянно быть готовыми ответить на вопрос и выполнить задание. Причем для одних учащихся это возможность отличиться и самоутвердиться, для других — исправить более низкую отметку на более высокий балл, для третьих — постоянное напоминание о необходимости систематически заниматься как в школе, так и дома.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную подготовку домашнего задания, правильную организацию самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер.

В данный период школьник должен иметь право на ошибку, на подробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Это определяет педагогическую нецелесообразность поспешности в применении цифровой оценки - отметки, карающей за любую ошибку, и усиление значения оценки в виде аналитических суждений, объясняющих возможные пути исправления ошибок. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.


Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации воспитанников на дальнейшее самостоятельное обучение; получение сведений для совершенствования педагогом программ и методик обучения. Это прежде всего диагностирование уровня (качества) фактической обученности в соответствии с поставленной на данном этапе целью. К этому виду контроля можно отнести также выпускные и переводные экзамены.


Формы и методы контроля в ДМШ.



Специфика деятельности учреждения дополнительного образования предполагает творческий подход к выбору форм педагогического контроля. Здесь важно то, что содержание контроля не должно ограничиваться только информацией о пройденном материале. Необходимо включать эмоционально-нравственный и действенно-практический опыт участников образовательного процесса.

В настоящее время нет методической литературы, в достаточной мере излагающей формы педагогического контроля, приемлемые для дополнительного образования, тем более не существует методики его проведения. Частично решить проблему педагогического контроля в сфере дополнительного образования может методика коллективно-творческой деятельности и технология игровых форм обучения.

Практика показывает, что в некоторых случаях необходимо использовать формы педагогического контроля (экзамен, зачет, собеседование, защита, смотр и др.), успешно применяемые в общем, профессиональном и высшем образовании.

Успех педагогического контроля будет зависеть от правильного сочетания организаторских и педагогических приемов и средств, грамотного выбора форм.



Оценка качества реализации учебного процесса включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце каждого учебного года с 1 по 7 класс. В качестве средств текущего контроля успеваемости в ДМШ могут использоваться академические зачеты, прослушивания, концерты и классные вечера , а так же урок по специальности.

На уроке педагог дает необходимые ученику знания и навыки, направляет его развитие и воспитание. Каждый урок – это своего рода звено в цепи занятий. Общее назначение урока можно определить как проверку состояния работы ученика на данный момент и обеспечение ее успешности в дальнейшем. На уроках подводится итог домашних занятий за предшествующий небольшой период и дается толчок для последующей работы.

Организация урока имеет принципиальное значение, поскольку в значительной степени определяет эффективность обучения, его результативность. Разумеется, единого рецепта тут нет и быть не может. Содержание урока и его структура зависят от многих факторов. От цели фортепианного обучения — профессионально ориентированного или проводимого в рамках общемузыкального образования. От того, является фортепиано специальным или дополнительным инструментом.

Наполнение урока, его форма и протекание определяются также индивидуальной манерой педагога. Приемы и методы работы, средства дидактического воздействия не остаются неизменными и при занятиях с одним и тем же учеником. Здесь имеют значение возраст учащегося, степень его подготовленности, его личные качества — талантлив он или малоспособен, старателен или ленив.

Организация урока зависит еще от многих моментов: кому он дается — хорошо знакомому ученику или новичку, когда проводится — в начале полугодия или, скажем, ближе к отчетному выступлению, над каким репертуаром идет работа.

Да и помимо всех этих различий свести к определенной матрице живую, порой непредсказуемую, свободно ткущуюся материю урока действительно невозможно. И все же в каждом уроке есть стабильные компоненты, применяются отработанные приемы, прошедшие проверку в деятельности многих поколений педагогов-пианистов.

Типовая структура урока:

-проверка домашнего задания (выяснение недостатков, подведение итогов предыдущей работы),

-продолжение работы (устранение недостатков с помощью уже известных либо новых приемов или подходов),

-подведение итогов работы (оценка готовности ученика к уроку и его активности на уроке), запись домашнего задания.

Остановимся на первом пункте:

1.ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ

Каким образом следует осуществлять проверку домашнего задания? Бывает целесообразно начать урок с контрольных вопросов (что и как надо было учить?) и даже предложить ученику, прямо здесь и сейчас, поработать над тем или иным заданием. Конечно, ученик будет заниматься с большим старанием и сознательностью, чем делал это дома, но какое-то представление о его домашней работе получить все же можно. Полезно также попросить его сыграть отдельно особо трудные места, партию одной руки, исполнить какой-то фрагмент пьесы в очень медленном темпе и пр. Однако самый лучший способ проверить домашнюю работу — это прослушать подготовленные произведения целиком, дать ученику «высказаться», не прерывая его и не отвлекая попутными замечаниями. Если же тот неудачно начал или сбился — подбодрить и предложить начать еще раз. Вспомним совет, данный Бетховеном в письме к К.Черни, которому он поручил заниматься со своим племянником Карлом: «... не прерывайте его из-за мелких ошибок и отмечайте их только тогда, когда он доиграет пьесу до конца. <...> Я... всегда придерживался этого метода. Он быстро образовывает музыканта, что является, в конечном счете, одной из главных целей искусства» (Письма, 180).

Бетховеном сказано главное: так «образовывается музыкант». Проигрывание пьесы целиком, установка на непрерывность превращают исполнение в артистический акт; у молодого музыканта появляется чувство ответственности за свою работу и ее художественный результат, воспитываются такие качества, как выдержка, умение собраться и донести до слушателя сделанное в домашних занятиях, способность «прожить» жизнь произведения от начала до конца (дома работа нередко ведется по кускам). Прослушивание целиком важно и для педагога. Оно позволяет сразу же многое заметить и понять, в частности, — оценить, как ученик сумел передать архитектонику произведения, справиться с техническими трудностями. Как известно, трудное место, взятое в отдельности, может прекрасно выходить, а в контексте целостного исполнения не получаться. Недопустимо формальное прослушивание ученической игры: «Если вы устали или есть необходимость сделать что-то срочное, лучше устроить небольшой перерыв, чтобы потом напряженно, с полной отдачей слушать игру своего питомца».

Однако, если  исполнение ученика  изобилует ошибками, дать ему сыграть всю пьесу в таком вот «сыром» виде — значит способствовать тому, чтобы ошибки закрепились. Это прекрасно понимал, кстати говоря, Бетховен. В упомянутом письме к  К.Черни великий музыкант предварил свой совет слушать ученика не прерывая рядом условий, а именно: так следует поступить, если тот играет надлежащей аппликатурой, соблюдает «точность такта», «почти безошибочно играет ноты».

Умение слушать — необходимый компонент техники педагогической работы, признак и педагогического таланта, и мастерства. Внимательно слушая ученика, педагог производит экспресс-анализ его игры. Сравнивая ее с тем, что тот демонстрировал на предыдущих уроках, педагог определяет, насколько ученик продвинулся в овладении произведением, каковы перспективы «созревания» вещи. Слушая, надо успеть заметить, обобщить и систематизировать недостатки, установить причину неудач, продумать, как помочь ученику, и в случае необходимости еще раз подкорректировать намеченный план действий.

Очень полезно различать, что есть внимание и что есть контроль. С точки зрения советского психолога Гальперина, внимание предполагает существование образа самого действия, на основе которого и происходит управление выполняемым действием. Этот предваряющий образ требует сопоставления с его реальным исполнением. Сравнение и нахождение различий осуществляется в ходе управления деятельностью, то есть контролем за ней. Контроль позволяет направить внимание на то, чего мы хотим добиться, а не на то, что бросается нам в глаза по тем или иным причинам.


Оценивая игру ученика, нельзя превращаться в регистратора недостатков, отмечая одни лишь погрешности и ошибки. Надо уметь услышать и достоинства ученического исполнения, уловить в несовершенной еще передаче его собственный замысел и помочь его воплотить. Не следует слишком загружать внимание ученика множеством замечаний.

Многократно и вполне справедливо в литературе осуждался метод так называемых «попутных поправок», при котором педагог, прослушивая ученика, начинает его прерывать и делать указания. Это типичная и, в общем-то, понятная ошибка, часто присущая молодым педагогам.  Полные энтузиазма, во всеоружии свежеприобретенной эрудиции, они стремятся выложить сразу все, что знают и умеют. Предложив ученику играть с начала, тотчас же его останавливают. Не та нота. Здесь поточнее ритм. Чище педаль. Острее staccato. Чуть громче. А теперь потише. А тут немного живее... Буквально в следующем такте — новая остановка и новые замечания. Так, двигаясь по тексту, работая по «методу попутных поправок» (А. Щапов), педагог успевает пройти лишь малую часть пьесы. Время урока истекает, и ученик отправляется домой с напутствием продолжать работать «в том же духе». На следующем уроке учитель с тихим отчаянием убеждается, что тщательно прополотые им «сорняки» появились вновь и к ним прибавились новые... «Метод попутных поправок» неэкономен по расходу времени и нерационален. В бесконечном исправлении непринципиальных ошибок, среди второстепенного, того, что может быть отложено на потом, теряется важное, необходимое здесь и сейчас. Несистематизированные, не связанные между собой указания усваиваются с гораздо большим трудом и хуже запоминаются. Между тем, педагог — не ремонтник и не декоратор, а строитель, который должен уметь заложить прочный фундамент и возвести на нем стройное здание из необходимых музыканту умений, навыков, знаний.

Опытный  педагог обращает прежде всего внимание ученика на самое главное — на общий характер исполнения, на важнейшие детали, на грубые ошибки. И лишь постепенно на других занятиях он переходит к менее существенным частностям и второстепенным деталям. Таким образом, от первой части урока зависит , как сложится урок в целом и какие выводы сделают учитель и ученик для дальнейшей успешной работы.


Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по общеразвивающим программам в области искусств в ДМШ. Форма ее проведения - зачет с приглашением комиссии и выставлением оценки. Обязательным условием является методическое обсуждение результатов выступления ученика, оно должно носить аналитический, рекомендательный характер, отмечать успехи и перспективы развития ребенка. Промежуточная аттестация отражает результаты работы ученика за данный период времени, определяет степень успешности развития учащегося на данном этапе обучения.


Академический концерт – одна из форм промежуточного контроля успеваемости учащихся и проверки выполнения учебной программы. На академическом концерте ученики демонстрируют свои успехи и достижения в освоении игры на музыкальном инструменте. Они могут быть, по решению отделов, как открытыми, так и закрытыми. Открытый академический концерт может иметь разные формы проведения: тематические и шефские концерты, творческие вечера, концерты для родителей и т. п.

Дидактическая ценность таких мероприятий, кроме оценки знаний, умений и навыков, заключается еще и в том, что дети приобретают исполнительский опыт, видят общий уровень подготовки как младших, так и старших по классу учеников, могут сравнить результаты своей работы с их результатами, имеют возможность выбрать для себя репертуар из исполненных на экзамене старшими учениками произведений, которые понравились. Но не всегда такие выступления воспринимаются детьми как праздник. Академический концерт зачастую приобретает эмоциональную окраску психологического напряжения и воспринимается детьми как экзамен.

Великие музыканты и педагоги считали важнейшей задачей исполнителя обрести собственный эстрадный опыт, а одним из важнейших критериев артистизма – умение владеть своим состоянием на сцене, уметь справляться с собой и переводить все переживания и волнения в нужное русло.

В разное время к данной проблематике обращались Григорий Коган, Генрих Нейгауз, Григорий Цыпин и др. Однако, исследования по данной теме в основном рассчитаны на профессионалов. Недостаточно внимания уделяется феномену сценического волнения у учащихся-музыкантов. Распространенное мнение о том, что юные артисты не испытывают волнения во время выступлений, не вполне правомерно. Как правило, дети тоже волнуются, переживают, только у них подобное состояние проявляется в иных формах, нежели у взрослых музыкантов. Поскольку сам учащийся не всегда может справиться с этим «недугом», педагог должен помочь своему воспитаннику разобраться в этом вопросе.

Прежде всего, ученик должен быть уверен, что произведение прочно выучено наизусть, задолго до выступления. Доучивание текста в последние дни вызывает «синдром нечистой совести» и увеличивает волнение на сцене. По мнению Н. А. Римского-Корсакова, волнение обратно пропорционально степени подготовленности программы. С этим нельзя не согласиться.

Ученику, не имеющему достаточного эстрадного опыта, необходимо оставить время для ощущения свободы знания текста, технической свободы, и в целом положительных собственных впечатлений от игры –( сначала «для себя»,затем «для урока», и наконец, для слушателей). «Все, что становится привычным, пишет Цыбин,- делается лучше, увереннее, смелее. Привычное само по себе успокаивает». Очень важны напутствия педагога воспитаннику на последних репетициях и перед выступлением. Они должны вселять в ученика чувство уверенности, что работа никогда не проходит даром, и не содержать большое количество замечаний.

Сложно представить скольким обучающимся приходится регулярно преодолевать боязнь сцены, выступая на академических концертах и экзаменах, конкурсах и фестивалях. А сколько способных детей и вовсе бросают занятия музыкой из-за психологических травм, полученных в результате неудачных выступлений. В то же время, для исправления ситуации иногда достаточно просто поддержать и объяснить, что все происходящее – закономерный процесс, через который проходят все профессиональные музыканты. Обобщив основные творческие принципы опытных музыкантов-исполнителей, можно подобрать наиболее подходящие приемы и способы преодоления негативных последствий сценического волнения и попытаться адаптировать их для учебного процесса. Работа в данном направлении должна проводиться уже на начальном этапе обучения, а главным ее условием являются регулярные творческие выступления учащихся в рамках учебного процесса, которые закладывают прочный фундамент для дальнейшей музыкально-исполнительской деятельности, формируют внутреннюю уверенность, помогают добиваться стабильности на сцене, способствуют выработке оптимального концертного состояния.

Музыкально-педагогическая деятельность включает в себя целый комплекс задач, решение которых должно осуществляться в двух направлениях: профессиональном и психологическом. Однако « на деле» возникает некое противоречие: подготовка ученика к выступлению в профессионально-исполнительском отношении проводится тщательно и кропотливо, при этом «страдает» эмоционально-психологическая составляющая данного процесса. Поэтому педагогу в своей работе необходимо использовать не только богатый профессиональный опыт, накопленный предыдущими поколениями музыкантов, но и современные достижения в области психологии и педагогики. Принимая во внимание индивидуально-личностные характеристики каждого ребенка, важно учитывать и особенности разных возрастных групп детей.

Так, для учеников младших классов(6-9 лет) выступление в концерте ассоциируется с увлекательной игрой, которая доставляет удовольствие. У них еще нет четко сформированных критериев оценивания удачных и неудачных выступлений, пока слабо развита система самооценки. При этом , автоматизация игрового процесса, работа памяти, целостность восприятия носят достаточно устойчивый характер и мало зависят от внезапно возникших внешних факторов. В итоге можно наблюдать относительно спокойное и уверенное поведение малышей на сцене даже при отсутствии опыта концертных выступлений. Успешные результаты, достигнутые на начальном этапе обучения, имеют огромное значение, так как полученные положительные эмоции оставляют неизгладимый след в памяти малыша. Заслужив награду в виде аплодисментов, цветов, слов поддержки и одобрения, ребенок начинает чувствовать, что его игра ценится слушателями, у него возникает желание готовиться к новым выступлениям, появляется важное условие обучения – мотивация.

Примерно в возрасте 10-12 лет ребенок сам начинает задумываться о необычных состояниях, возникающих во время выступления перед слушателями. Здесь, в первую очередь , сказываются изменения в комплексе личностных качеств: первые попытки к самоутверждению, появление взыскательности к себе, способность к адекватной самокритике, особая чувствительность к оценке своих действий окружающими. Как следствие, процесс исполнения приобретает более « осознанное звучание», наполненное особым смыслом. Несмотря на то, что основной целью публичных выступлений у большинства детей является стремление к высокой оценке, в то же время умственные способности данной возрастной категории уже позволяют анализировать и контролировать качество исполнения, соотносить творческий замысел с его реальным воплощением. Рассуждая о собственном эмоционально-психологическом состоянии, дети отмечают те или иные физиологические особенности, возникающие в ситуации публичного выступления («сильно стучит сердце»; «все сжимается внутри», «дыхание сбивается», «дрожат и потеют руки» и т.  д.). Возраст 10–12 лет можно считать наиболее благоприятным для целенаправленного педагогического воздействия на учащегося с целью формирования и развития комплекса базовых умений и навыков, необходимых для музыкально-исполнительской деятельности.

Наиболее остро и болезненно симптомы сценического волнения проявляются в подростковом возрасте (13–15 лет), когда у обучающихся появляется интеллектуальная взрослость, осознание степени ответственности за результат, осмысленный подход к задачам, стоящим перед исполнителем. В этот период формируется целый спектр эстрадных переживаний, причинами которых помимо узкопрофессиональных факторов могут стать и социальные предпосылки: печальный опыт предыдущих выступлений, негативная оценка творческих результатов, страх быть непринятым, боязнь одиночества и т. д. Ко всему вышеперечисленному прибавляется также и физиологическая перестройка организма, повышенная тревожность, низкий уровень самооценки вплоть до неприятия самого себя (так называемый комплекс «гадкого утенка»). Таким образом, все происходящие изменения и «нюансы» переходного возраста могут только усугубить положение и привести к укреплению неблагоприятных симптомов, с которыми бывает порой весьма трудно справиться. В связи с этим в предконцертный период возрастает значимость, прежде всего, психолого-педагогической поддержки, которая может проявляться по-разному, особенно в детской педагогике: «Твой выход на сцену – это победа над собой», «Ты справился с трудной программой», «В этот раз ты выступил гораздо лучше предыдущего», «Ты показал очень хороший результат! Надо продолжать в том же духе!». Для большей эффективности в процессе подготовки необходимо создать особую атмосферу во время занятий, настраивать учащихся на положительные эмоции, связанные с предстоящей встречей с публикой, с возможностью донести до слушателей свое «прочтение» музыкальных шедевров. Можно привести немало примеров из истории музыкальной педагогики, когда подлинно творческая обстановка, царившая в исполнительских классах, приносила свои «плоды». Так, например, ученики А. Д. Артоболевской, Т.  Лешетицкого, Г.  Г.  Нейгауза, В. И. Сафонова, П. С. Столярского, А. И. Ямпольского принимали самое активное участие в концертах, начиная с ранних лет. Интересные факты из своего детства приводит пианист А. Шнабель: «В течение шести лет – начиная с десятилетнего возраста – я играл на всех классных вечерах Лешетицкого. За исключением летних каникул, каждую среду, а в более поздние годы – каждую вторую среду, вечером, Лешетицкий собирал всех своих учеников (человек семьдесят-восемьдесят), и некоторые из них должны были что-то исполнять» [4, с. 146]. Легендарные уроки Г.  Г.  Нейгауза также всегда проходили публично, в присутствии большого количества слушателей. Генрих Густавович мог пригласить к роялю любого из присутствующих учеников. Проведение занятий в форме коллективных прослушиваний послужило колоссальной «школой» для целой плеяды отечественных концертных исполнителей: Э.  Г.  Гилельса, Я.  И.  Зака, В.  В.  Крайнева, А. А. Наседкина, С. Т. Рихтера. Все воспитанники П.  С.  Столярского очень любили выступать, особенно в составе струнного ансамбля, участниками которых становились даже начинающие скрипачи. По воспоминаниям многочисленных выпускников, «весь учебный процесс в классе Петра Соломоновича подчинялся конечной цели – выступлению на эстраде. Для учеников это было не мукой, а светлым и радостным праздником» [5, с. 89]. Подобная празднично-творческая атмосфера господствовала и в фортепианном классе А. Д. Артоболевской. Дети регулярно выступали перед публикой, начиная с 4–5 лет, сначала в домашних концертах, а затем и в «подшефных» школах, в Доме композиторов, в театре Натальи Сац и в других ответственных залах. Активная музыкально-исполнительская деятельность способствовала формированию готовности юных пианистов к сцене. Накопление концертного репертуара происходило планомерно и непринужденно, поскольку каждое выученное произведение могло быть исполнено в любой момент, даже по прошествии многих лет. Таким образом, моделирование в учебной практике проблемных ситуаций, приближенных к реальным публичным выступлениям (предварительные обыгрывания, репетиции, коллективные уроки), несомненно, приносит пользу молодым исполнителям, у них формируется установка на сиюминутность исполнения в концертной обстановке и невозможность повтора и исправления ошибок. Для слишком самокритичных учеников можно в некоторой степени преуменьшить значение безошибочной игры, дать им понять, что гораздо существеннее увлеченность, самоотдача, хорошее звучание и т.  д. Накануне выступления важно акцентировать внимание в основном на позитивных моментах, порой намеренно нивелируя недочеты. Весьма любопытна в этом отношении мысль С.  В.  Рахманинова, которая встречается в воспоминаниях о нем: «Рубинштейн был прав, говоря, что творцу нужны лишь три вещи: “похвала, похвала и похвала”» [6].

Оценивание результатов выступления может идти по нескольким направлениям, однако основным критерием оценки творческих достижений ребенка является сравнение его сегодняшних успехов с достижениями вчерашнего дня. Каждый выход на сцену – промежуточный итог, который дает возможность осмыслить успехи или недостатки в совместной работе. Важно, чтобы динамика профессионального роста каждого учащегося регулярно отслеживалась педагогом – от выступления к выступлению, от полугодия к полугодию на протяжении всего периода обучения. С помощью метода фиксации конкретных достижений через определенное количество времени возможно осуществлять построение «шагов роста». При этом интенсивность движения по этому пути может быть разной, главное – идти вперед к своей цели. К примеру, даже для слабого ученика участие в концерте с легкой пьесой – это возможность почувствовать себя сильнее, изменить представление о самом себе в лучшую сторону. А это уже ступенька вверх! Поэтому преподавателю необходимо создавать обширное поле для творческой деятельности учащихся разного уровня подготовки, применяя такие формы публичных выступлений, как классные концерты, тематические музыкальные вечера, творческие проекты, просветительские мероприятия в школах, музеях, на выставках. Сколько бы мы ни играли в классе или дома, только на сцене, в присутствии публики рождается настоящее музыкальное искусство. Привычка – лучший «антистрессор», и формирование ее в работе с учащимися должно проводиться дискретно с первых лет обучения. «Трудное надо сделать привычным, привычное – легким, а легкое – приятным», – гласит известный афоризм выдающегося актера, режиссера и педагога К. С. Станиславского.


Формирование контроля и самооценки у учеников.


Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Формирование действия контроля у младших школьников проходит путь от контроля со стороны взрослых (от внешней формы) к собственно самоконтролю (к внутренней форме). В начале обучения в школе овладение действием контроля выступает как самостоятельная форма деятельности, внешняя по отношению к основной задаче. Постепенно, в процессе обучения действие контроля превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включенный в процесс ее выполнения.

Выполнение действия контроля способствует тому, что учащиеся обращают внимание на содержание собственных действий с точки зрения их соответствия решаемой задаче. Такое отношение школьников к собственным действиям служит существенным условием правильности их построения и изменения.


Необходимость сформировать у ребят – школьников контроль и самооценку не вызывает никаких сомнений. И помощь родителей в этом деле может быть просто неоценимой.

«Хорошие родители важнее хороших педагогов», - говорил выдающийся пианист и педагог Г. Нейгауз


С чего здесь следует начинать? Прежде всего, необходимо довести до сознания ребенка со всей ясностью одну простую истину: только повторяя несколько раз произведение, проигрывая его родителям, друзьям можно убедиться, выучил ты его или нет. Иначе говоря, показать контролирующую функцию повторения. Да, без постоянных домашних наработок невозможно овладеть игрой на инструменте даже на любительском уровне. Умения в этой области человеческой деятельности не появляются на уровне умозаключений «Я понимаю, я знаю, я помню, как это делать». Основа наработки навыков - многократность повторений. Маленькому ребенку сложно войти в режим ежедневной домашней подготовки и без помощи взрослых этот процесс становится малопроизводительным, а зачастую и непосильным, что приводит к потери интереса, а затем и к отторжению. Именно кто-то из близких должен взять на себя организацию домашней подготовки к каждому уроку. А.Д. Артоболевская считает, что « большую роль в первый период обучения музыке играет домашнее окружение. Счастлив тот ребенок, у которого дома есть родные, горящие энтузиазмом, несмотря на собственную загруженность работой, стремящиеся помочь малышу «перейти любую канавку», преодолеть встретившееся затруднение. Мама, папа, бабушка, дедушка, старший брат или сестра, если они любят музыку и любят ребенка, могут стать незаменимыми помощниками в деле его ежедневного обучения, потому что с первого же шага ребенку нужна ежедневная помощь в освоении нового.»

Известный российский педагог Т.Б. Юдовина – Гальперина в своей книге «За роялем без слёз или я детский педагог» предостерегает родителей от ошибок и рекомендует несколько советов:

1.Продумать режим занятий ребёнка на каждый день: распределить время на 2 школы, выполнение школьных заданий, домашнюю подготовку по музыке и прочие дополнительные занятия: танцы, бассейн, спортивные секции, английский и просто отдых.

Первое время при выполнении домашнего задания сесть рядом: прививать усидчивость своей усидчивостью (5-10, 15-20 минут, как сможет ребёнок.

Желательно посещение 1-ых уроков по специальности, чтобы быть в курсе того, как развивается ребёнок, делает ли шаги вперёд, чем помочь и как? – Постоянная связь с преподавателем - лично , по телефону и пр.

Дневник – основа в домашней подготовке. Читайте отдельно каждый пункт задания, развивайте умение целенаправленных осознанных действий ребёнка: сыграл 1 раз, спросите: как надо? и т.д. Каждый пункт задания надо повторять 3-5 раз ежедневно. Начинайте всегда с нового произведения.

Проявляйте свой интерес к занятиям в муз. школе: смотрите дневник после каждого урока – по оценке и новому заданию Вы сможете сделать вывод, как освоено задание и сделан ли шаг вперёд.

Посещайте концерты вместе с ребёнком, поощряйте игру дома для гостей (но не заставляйте делать это насильно), устраивайте домашние мини-концерты и т.д.

Снимайте видео всех подготовленных выступлений ребёнка - любые выступления на концертах: за инструментом ли, в хоре, в ансамбле. Ваш интерес поддерживает интерес ребёнка.

Следовательно, помогать ребенку с первых дней обучения овладевать контролем, показать, что это такое, как он осуществляется, и постепенно приучить его самого контролировать и оценивать свои действия – вот задача, которая встает перед взрослыми.

Традиционные методы контроля сегодня подчиняются гуманистической цели и поворачивают в русло новых школьных отношений. Контроль, без которого школа обойтись пока не может, служит не для того, чтобы «приколоть» ученика как бабочку в коллекции к определенному полю -- отличников или середняков, но прежде всего для выяснения резервов школьника, его потенциальных возможностей. Может быть, скоро вместо привычных «хорошо» или «плохо» первоклассник понесет домой дневник с записями: «По сольфеджио - возможности реализованы на треть», «По специальности - потенциальный запас не ограничен, но реализован не полностью». Возможно, отомрут, наконец, и оценки с их большей частью отрицательным влиянием на жизнь ребенка. В опыте больших мастеров педагогического труда уже немало примеров успешного безоценочного обучения и воспитания. Изменяется не столько назначение контроля и оценки знаний, умений, способов деятельности, сколько их влияние на сознание, чувства, поведение ученика. Но консервативная авторитарная педагогика никак не хочет помогать ученику и вновь возвращает ребенка в жесткую систему контролирования.

Попытки изменить подходы к школьному контролю, предпринимавшиеся в прошлом, ничего не дали, поскольку почти все нововведения группировались вокруг одного вопроса - использовать ли в школах оценки или обходиться без них. Но обучение без оценок (и фактически без контроля) не дало и не могло дать результатов. Стало понятно, что «радостная перспектива приобретения знаний», а также «заложенное самой природой стремление к знаниям» (П. Н. Блонский) не являются действенными стимулами в учебной деятельности школьников [29].

Можно ли обойтись без контроля? Был поставлен эксперимент. Три группы учеников выполняли тест на сложение. Одна часть детей на протяжении работы получала одобрение, вторая -- порицание, третья -- не оценивалась никак. Результаты показали, что улучшение работы связано с постоянным поощрением со стороны экзаменатора. Худшие результаты были у тех, кого не замечали.

Многолетняя практика организации системы контроля подтверждает, что контроль становится тем эффективнее, чем полнее учтены психофизиологические особенности контролируемых. Высшее педагогическое требование — соблюдение закона целесообразности, формирование доверия к преподавателю и веры учеников в себя , прежде всего основано на уважении контролируемого. Важную роль при этом играет словесное общение и спокойная обстановка. Всем преподавателям следует помнить, что контроль — это всегда стресс, и наша задача сделать его не разрушающим, а созидающим, стимулирующим усвоение учебного материала и формирование умений.



Список использованной литературы:

-Подласый И.П. Педагогика.- М.: Высшее образование,2010

-Петрушин В.И. Музыкальная педагогика.-М.:Пассим,1994

-Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище.- М.: Классика –XXI,2001

-Цыпин Г.М. Сценическое волнение и другие аспекты психологии исполнительской деятельности. - М.: Музыка,2010

-Литвиненко Ю.А., Радынова О.П., Печерская А.Б. Подготовка учащихся-музыкантов к публичным выступлениям.- М.: Наука и школа,2017

-Юдовина -Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или я-детский педагог. – С.-П.: Союз художников, 2002



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.