Урок математики с элементами родного края в 6 классе «Координаты на плоскости»
Тема «Координаты на плоскости» с элементами родного края.
Аудитория: 6 класс
Ф.И.О. Семяшкина Ирина Васильевна
Должность: учитель математики
Место работы: МБОУ "Щельяюрская СОШ", п. Щельяюр, Ижемский район, Республика Коми.
Предмет | Математика | ||
Межпредметные связи | Краеведение, география | ||
Тип урока | |||
Цель урока | Сформировать знания и навыки учащихся по теме урока. | ||
Задачи урока | Образовательные: Познакомить учащихся с новыми понятиями по теме урока; сформировать умение грамотно «читать» и строить изображения на координатной плоскости. Развивающие: сформировать навыки самостоятельной работы с информацией; учить анализировать информацию, обобщать, делать выводы; развивать умение работать в группой и самостоятельно. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих; способствовать формированию и развитию культуры учащихся, повышению уровня познавательного интереса к предмету; формировать позитивную психологическую атмосферу в группе. | ||
Планируемые результаты | Научиться использовать полученные знания при решении практических задач в реальной жизни. Овладеть профессиональными компетенциями: Информационной (обладание информационными ресурсом и технологиями, критичное отношение к полученной информации) Коммуникативной (умение взаимодействовать с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, коллективе, проявлять желание добиваться успеха в своей деятельности.) Социально - трудовой (способность вырабатывать навыки решения и участвовать в их реализации). Уметь самостоятельно приобретать новые знания. | ||
Образовательные ресурсы | Компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал. | ||
План урока | Организационный момент Актуализация знаний, целеполагание и мотивация. Работа над новым материалом. Физкультминутка. Первичное усвоение новых знаний. Первичное закрепление нового способа действия. Итоги урока. Рефлексия. Домашнее задание. | ||
Методы обучения | Фронтальная работа, индивидуальная работа. | ||
Формы обучения | Интерактивный, словесные, наглядные, практические, репродуктивный методы обучения. | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
сформировать знания учащихся по изучаемой теме, использовать полученные знания при решении конкретных практических задач. | Регулятивные: проверять результаты вычислений; адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки; оценивать собственные успехи в вычислительной деятельности; планировать шаги по устранению пробелов; составлять план изучения темы под руководством учителя; учиться работать по предложенному учителем алгоритму. Познавательные: извлекать, преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму представления информации; развивать умение построения логической цепи рассуждения; делать выводы о результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках; задавать вопросы с целью получения нужной информации; организовывать взаимопроверку выполненной работы; развивать речевую деятельность: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и мнение при обсуждении задания. | смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. |
Приложение 1. Карточки
DOCX / 71.55 Кб
конспект урока
DOCX / 333.4 Кб
презентация
PPTX / 3.38 Мб
Ход урока 169:
Добрый день, Ребята. У нас сегодня очень интересный урок. Математика всегда интересна, но мы сегодня ещё и познакомимся с некоторыми интересными фактами и местами нашей республики.
Итак, начнём! Но сначала давайте вместе определим тему нашего урока. (Слайд 2.)
Координатная плоскость…
Ребята, когда вы находили нужные нам буквы, пользовались необычным способом… Где такой способ нахождения мы ещё можем применить? (ученики рассуждают) Правильно, например, в кинотеатре. Чтобы найти правильно своё место и никому не помешать.
Слайд 3. Ребята, молодцы. Вы правильно нашли тему сегодняшнего урока. На этом уроке мы познакомимся с понятиями «система координат», «координатная плоскость», «оси координат», научимся строить точки на плоскости по координатам.
Слайд 4. Ребята, у меня к Вам ещё вопрос… А в жизни нам может встретиться координатная плоскость? И где? (учащиеся рассуждают)
Системы координат пронизывают всю практическую жизнь человека. Например, по географической карте с помощью географических координат можно определить адрес любой точки. Для этого необходимо знать две части адреса — широту и долготу. Широту определяем с помощью «параллели» — воображаемой линии на поверхности Земли, проведенной на одинаковом расстоянии от экватора. Долгота — по «меридиану » — воображаемой линии на поверхности Земли, соединяющей Северный и Южный полюсы по кратчайшему расстоянию. Параллели — это линии направления запад — восток, меридианы показывают направление север — юг. Знакомо? Прямоугольная система координат.
Слайд 5. Существует несколько легенд об изобретении системы координат, которая носит имя Декарта.
Легенда 1. До наших времён дошла такая история.
Посещая парижские театры, Декарт не уставал удивляться путанице, перебранкам, а подчас и вызовам на дуэль, вызываемыми отсутствием элементарного порядка распределения публики в зрительном зале. Предложенная им система нумерации, в которой каждое место получало номер ряда и порядковый номер от края, сразу сняла все поводы для раздоров и произвела настоящий фурор в парижском высшем обществе.
Легенда 2. Однажды Рене Декарт весь день пролежал в кровати, думая о чем-то, а муха жужжала вокруг и не давала ему сосредоточиться. Он стал размышлять, как бы описать положение мухи в любой момент времени математически, чтобы иметь возможность прихлопнуть ее без промаха. И... придумал, декартовы координаты, одно из величайших изобретений в истории человечества.
Слайд 6. Определение: Две взаимно перпендикулярные координатные прямые, пересекающиеся в точке, которая является началом координат каждой из них, образуют систему координат.
Прямые, которые образуют систему координат, называют координатными осями, каждая из которых имеет свое название: координатная прямая х - ось абсцисс, координатная прямая y - ось ординат.
Плоскость, на которой выбрана система координат, называется координатной плоскостью.
Каждая точка координатной плоскости имеет две координаты, которые можно определить, опустив из точки перпендикуляры на оси координат. Координаты точки на плоскости - это пара чисел, из которых первое число - абсцисса, второе число - ордината. Абсциссу показывает перпендикуляр к оси х, ординату - перпендикуляр к оси y.
Слайд 7. Закрепим правильность нахождения точек по заданным координатам. В этом нам поможет карта республики Коми. На ней отмечены некоторые города и населенные пункты нашей республики. Давайте определим, в каких городах расположены следующие памятники и познакомимся с ними.
1. Памятник комару-нефтянику установлен 12 октября 2012 года к 14−летию Усинского филиала Ухтинского Государственного технического университета. Памятник посвящен геологам и нефтяникам, которые шли среди непролазной тайги, которая кишит комарами и находили необходимую стране нефть. Комар-нефтяник является местом свиданий и встреч жителей и гостей Усинска, уникальной достопримечательностью этого северного города. В канун Нового Года комара наряжают в костюм Деда Мороза.
2. Этот памятник аэрофлоту стоит в аэропорту Воркуты.
3. Древняя коми азбука. Перекресток улиц Орджоникидзе-Карла Маркса в 2014 году украсила надпись Сыктывкар, написанная на анбур — древней Стефановской коми азбуке. Арт-объект представляет собой сквер с памятником. Площадка сквера выложена брусчаткой. В центре расположена клумба. Сам памятник как бы обрамляет территорию. Надпись "Сыктывкар" и буквы Стефановского алфавита, расположенные на фоне национального орнамента, выполнены из пластика. В темное время суток надпись засветится сине-голубым цветом и напоминает северное сияние. В центре памятника — информационная табличка, рассказывающая о том, что же такое анбур, и когда зародилась коми азбука.
Памятник сапогам. Между жилыми домами по проспекту Бумажников на въезде в Эжвинский район Сыктывкара осенью 2014 года появились сапоги — дань памяти и славы первостроителям Эжвинского района, тем, кто возводил дома, дороги, детские сады и школы. "В период строительства Эжвы рабочие приезжали в район улицы Славы, высаживались из автобуса, переобувались в сапоги и шли по бездорожью на стройку. Вечером они возвращались к остановке, оставляли сапоги на ночь, а утром история повторялась", - рассказал автор идеи проекта Василий Бундзяк.
4. Скульптурная группа "Наука и труд" Инта. Скульптура из трех фигур, установлена в 1967 году на горке при въезде в город. Незаконченная композиция изготовлена из алюминия, постамент кирпичный, оштукатурен. Скульптурная группа символизирует возрастающее значение науки и техники в эпоху строительства социализма.
5. Первый в России памятник В.А. Русанову в Печоре. Владимир Александрович Русанов — полярный исследователь, геолог и путешественник, совершивший 6 экспедиций на Северный полюс. Находясь в ссылке за свои революционные взгляды, он проделал серьезную работу по изучению этнографии и природы края, лежащего в бассейнах рек Вычегды и Печоры (современная Республика Коми). Памятник в честь ученого установили в Печорах не случайно — в 1903 г., проплывая мимо тогда еще совершенно диких мест, он предположил, что когда-нибудь здесь возникнет поселение. Его слова оказались пророческими, и благодарные граждане решили возвести посвященный первооткрывателю монумент.
6. Пушкин Ухта. Памятник А. С. Пушкину был сооружен в пос. Чибью (ныне г. Ухта, Республика Коми) по распоряжению администрации Ухтпечлага. Открыт в 1937, к 100-летию со дня смерти А. С. Пушкина. Автор - политзаключеный Николай Александрович Бруни (1891-1938). Памятник был изготовлен из кирпича, гипса и цемента, функцию каркаса выполняли деревянные доски. С 1950 до начала 2000-х находился в Детском парке Ухты. В 1968 отреставрирован политзаключенным скульптором А. Амбрюлявичусом. В 1990-е на средства предприятий города была отлита копия памятника из бронзы. Реконструкцией занимались художники В. И. Васяхин, В. Н. Маслов и А. В. Тимушев. Новый (бронзовый) памятник открыт 6 июня 1999. До 2002 в Детском парке оставался и старый памятник (был огорожен и закрыт), после чего был передан в Ухтинский историко-краеведческий музей.
Ленин. Огромная металлическая голова Ленина. Ухта
Этот монумент считается самым большим изображением вождя пролетариата в мире. Находится в поселке Ветлосян около Ухты, голова появилась в 1970 году. По вечерам на памятнике зажигалось 120 лампочек, и его можно было увидеть из вечерних и ночных поездов.
Сейчас конструкцию восстановили, покрасили, поменяли тросы и пластины. Силуэт оборудовали светодиодными лентами со световыми датчиками на автономном питании – ветряные генераторы заряжают аккумулятор за счёт чего и горит Владимир Ильич. Теперь монумент будет «проявляться» при наступлении сумерек и гаснуть с рассветом.
7. Республика Коми, село Усть-Цильма. Перед школой установлен памятник маленькому Володе Ульянову (справа).
Ребята, Вы устали? Давайте немного разомнемся...
Слайд 8. Физкультминутка.
На разминку становись!
Вправо-влево покрутись
Повороты посчитай,
Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо и влево.)
Начинаем приседать —
Раз-два-три-четыре-пять.
Тот, кто делает зарядку,
Может нам сплясать вприсядку.
(Приседания.)
А теперь поднимем ручки
И опустим их рывком.
Будто прыгаем мы с кручи
Летним солнечным деньком. (Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т. д.)
А теперь ходьба на месте,
Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте.)
Мы за парты сядем, вместе
Вновь возьмёмся за дела. (Дети садятся за парты.)
Слайд 9. А сейчас мы с Вами построим изображение по точкам с заданными координатами.
Слайд 10. Работа по карточкам. (Приложение 1)
Вспомним алгоритм построения изображения в координатной плоскости:
Начертить систему координат, указать цену делений и названия осей;
Найти на плоскости точки по заданным координатам;
Не нарушая последовательности, соединить точки отрезками.
Ребята, что у Вас получилось? (ученики отвечают)
Это элементы Коми орнамента.
Слайд 12. Орнамент (лат. ornamentum «украшение») — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка).
Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы.
Слайд 12. Ребята, посмотрите, какие красивые вещи получаются, если их делать с любовью и знанием как применять орнамент.
Слайд 13. Рефлексия.
Предлагаю закончить урок облаком "тегов", которые необходимо дополнить.
сегодня я узнал...
было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
мне захотелось… и т.д.
Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. (Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно на листочках или прямо в тетради).
Слайд 14. Домашнее задание.
- Прочитайте и повторите тему нашего урока в учебнике стр. 243-244
- Составьте задание для своего соседа по парте, на построение изображения в координатной плоскости по точкам с заданными координатами (не менее 10 точек);
- И для тех, у кого еще остались вопросы по теме нашего урока, я предлагаю в помощь видеоуроки для просмотра дома.
Уроки. Математика. 6 Класс. Координатная плоскость
https://www.youtube.com/watch?time_continue=54&v=cb1xbqsROq8&feature=emb_logo
Коми incognito памятники Сыктывкара
https://www.youtube.com/watch?time_continue=189&v=eYW85iXPERk&feature=emb_logo
Слайд 15. Спасибо за урок, Ребята! Надеюсь, что Вам он понравился и Вы узнали ещё много интересного.
Слайд 16. Используемые ресурсы.
https://www.komandirovka.ru/sights/usinsk/pamyatnik-komaru/
https://komiinform.ru/news/139953
https://megaobuchalka.ru/12/7759.html
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2010/07/11/fizkultminutki-na-urokakh-matematiki
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82
http://cityattr.ru/rossiya/dostoprimechatelnosti-goroda-inta-komi.html
https://youravia.com/blog-post/istoriia-vorkuty
http://tvojaves.ru/fotografii_goroda_inta/vse.php?gde=341&page=44
https://turbina.ru/guide/Respublika-Komi-Rossiya-86557/photos/page98/?size=big&sort=rating
https://otvet.mail.ru/question/195444209
https://everything.kz/article/14649443-ogromnaya-metallicheskaya-golova-lenina-ukhta
http://www.orelvkartinkax.ru/lenins.htm
https://yarborok.ru/dekartovy-koordinaty-tochek-ploskosti-uravnenie.html
Трефилова Раиса Поликарповна
Семяшкина Ирина Васильевна
Лихина Елена Викторовна
Семяшкина Ирина Васильевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Семяшкина Ирина Васильевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Семяшкина Ирина Васильевна
Семяшкина Ирина Васильевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Семяшкина Ирина Васильевна
Перминова Елена Федоровна
Семяшкина Ирина Васильевна
Чернопятова Наталия Николаевна
Семяшкина Ирина Васильевна
Латышева Надежда Леонидовна
Семяшкина Ирина Васильевна
Синяк Татьяна Ивановна
Семяшкина Ирина Васильевна