Коррекционно - методическое пособие «Змея Зоя»
Козаногина
Любовь Юрьевна
учитель-логопед, «специалист первой категории»
МДОУ «Ясли- сад №370
г. Донецка»
Пояснительная записка
1.Название.
Коррекционно - методическое пособие «Змея Зоя»
2. Аннотация.
Пособие представляет собой вязанную игрушка из ниток в форме змеи. Туловище змеи разделено на четыре разноцветные части. Голова змейки – желтая, а части туловища змейки вывязаны красным, синим, зеленым цветами. Зеленая часть туловища предназначена для обозначения мягких согласных, синяя – твердых согласных, красная – гласных. На каждой части по бокам располагаются карманчики для картинок. Голова змеи состоит из трех частей. Верхняя часть – на ней расположены глаза, нос, зубы змеи, нижняя часть это нижняя (подвижная) челюсть, язык змеи сделан в виде варежки для демонстрации артикуляционных упражнений. Педагог вдевает снизу свою ладонь в «язычок», чтобы показывать положение языка при артикуляции различных звуков.
Верхняя часть головы змеи наполнена холлофайбером, зеленая часть – фасолью, красная часть змеи заполнена горохом, а синяя – гречневой крупой. Пособие может быть использовано в следующих образовательных областях:
Речевое развитие;
Познавательное развитие;
Художественно – эстетическое развитие;
Социально – коммуникативное развитие.
В комплекс методического пособия «Волшебная змейка -помощница» входят:
Предметные картинки по различным лексическим темам и по изучаемым звукам и буквам.
Игрушки на развитие всех органов артикуляционной моторики (слон, змея, лягушка, лошадка и другие);
Буквы русского алфавита.
Пособие предназначено для обучения и воспитания детей дошкольного возраста от3 до 7 лет с нарушениями речи. При этом учитываются:
Индивидуальные и возрастные особенности детей;
Речевой диагноз каждого ребенка;
Постепенность подачи материала от простых и доступных знаний к более сложным;
Осуществляется комплексность (взаимодополняемость), т.е. развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитием другой функцией;
Использоваться данное пособие может быть на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях с учителем-логопедом, дефектологом, воспитателями. Интересно его использование на тематических, комплексных и бинарных занятиях.
Требуемые для работы знания и умения ребенка:
Ребенок должен знать и выполнять правила игры с пособием, для этого педагог заранее объявляет правила игры исходя из темы и задач изучаемого материала.
Ожидаемые результаты от использования данного пособия в системе дошкольного образования:
- дети лучше понимают обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы и речевого диагноза;
- правильно артикулируют все звуки в различных позициях;
- четко и правильно дифференцирует все изученные звуки, умеют составлять предложения с заданным словом или из нескольких изображений;
- пособие обеспечивает единый речевой режим, при тесном взаимодействии участников коррекционного процесса.
- дети проявляют интерес к словотворчеству.
- дети быстрее включаются в образовательную деятельность и запоминают речевой материал и координируют его с движениями, само содержание позволяет спланировать индивидуальную, речевую и двигательную деятельность.
- У дошкольников повышается интерес к получению знаний об окружающей действительности.
-
Ключевые слова. Змея, змейка, речевая деятельность, артикуляционный аппарат, звуки, буквы, мелкая моторика, многофункциональность.
Данное пособие могут использовать на своих занятиях педагоги – воспитатели, руководитель кружка природы, инструктор физкультуры, музыкальный руководитель, учитель – логопед, дефектолог.
Цель пособия: развитие речевых, интеллектуальных процессов у детей с нарушениями речи.
При этом решаются такие задачи:
коррекция нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста;
формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи;
воспитание стремления детей к преодолению недостатков речи;
развитие речевого и познавательного умения – определять цвет, форму, размер и другие характерные особенности предметов путем зрительного, осязательного, тактильного обследования, сравнения;
формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
взаимодействие с педагогами образовательного учреждения и родителями по формированию речевого развития детей.
Данное многофункциональное пособие воспитывает:
нравстенно – эстетические и этические чувства, бережное отношение к природе;
развивает фонематическое восприятие, артикуляционную и мелкую моторику, улучшает память и концентрацию внимания;
Расширяет и уточняет знания детей по лексической теме.
Развивает интеллектуальные и творческие способности детей. Ребенок учится управлять своими эмоциями.
«Змейка Зоя» является многофункциональным пособием, имеет много вариантов использования и обновляется согласно изучаемому материалу.
Данное пособие включает в себя различные игры и упражнения, соответствующие развитию всех компонентов речи:
- слуховых функций;
- речевой функциональной системы;
- двигательной сферы;
- общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- памяти, внимания, познавательных процессов и творческих способностей детей.
Пособие применяется на занятии как артикуляционная игрушка, игровой персонаж, как сказочный герой для рассказывания сказки, как дидактическое пособие для знакомства со звуками и буквами (в старшей и подготовительной группе). В зависимости от целей и задач педагога, с пособием можно играть от 5 до 30 минут. Дети в игровой форме упражняются в произнесении и закреплении звуков и букв, соотносят изображения животных с их голосами, согласовывают имена числительные с именами существительными, знакомятся с различными предметами окружающей действительности.
Практическая значимость данного пособия заключается в том, что коррекционно - методическое пособие «Змея Зоя» помогает детям в игровой форме развить все органы артикуляционного аппарата, закрепить знания по изучаемой лексической теме, дать новые знания и запомнить материал.
В пособие входят такие занимательные игры и упражнения для детей:
Артикуляционные упражнения: «Змея», «Бегемотик», «Часики», «Иголочка», «Лопата», «Кошка сердится», «Парус», артикуляционные кубики;
«Поднимите язычок за верхние зубы»;
«Спрячьте язычок за нижние зубки»;
«Язычок вышел на прогулку, затем спрятался»;
«Поговори со змейкой: ш-ш-ш»;
«Повернули язычок вправо, влево».
С помощью данной змейки на занятиях и в различных режимных моментах можно использовать такие дидактические игры:
Игра «Повтори за мной».
Цель: Развитие речевого слуха, слухового внимания, памяти.
Педагог называет предметы по лексической теме, дети должны найти карточки, соответствующие этим предметам, повторить их название. Например: -Я называю зимующих птиц, найдите их, пожалуйста и повторите за мной. Дятел, ворона, сорока. Найди и повтори, Кира. Воробей, снегирь, щегол. Найди и повтори, Данил.
Игра «Чей голос?»
Цель: Активизация речевого подражания. Развитие фонематического слуха, дифференциация высоких и низких звуков. (Дети подражают голосам птиц и зверей. Педагог обращает внимание на тембр голосов).
Игра «Сколько предметов?»
Цель: Развитие грамматического строя речи: согласовывать имена числительные с именами существительными в роде, числе, падеже. (Например, в карманчике у змейки стоит цифра 3. Детям розданы картинки. Они считают: один мяч, два мяча, три мяча. Одна кукла, две куклы, три куклы. Одно солнце, два солнца, три солнца).
Игра «Какой звук?»
Цель:Учить детей различать гласные, согласные твердые, согласные мягкие звуки, обозначать их соответствующим цветом. (В красный карманчик змейки выкладывается гласная буква, которая изучается и к ней подбираются предметные картинки с данным звуком. В первый раз можно подбирать слова, где звук находится в начале слова, затем слова, где звук находится в середине слова, а потом слова, где звук находится в конце слова. Например, [А] – арбуз, мак, коза). Аналогично играем с согласными твердыми и мягкими.
Игра «Выложи слова»
Цель: Учить детей выкладывать слова, состоящие из 3-х слов (лук, сад, жук, дом, мак, дым и т.д.) делать звуко – буквенный анализ данных слов.
Игра «Погладь змейку»
Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук, тактильной чувствительности и памяти. Дети тактильно обследуют его. Каждое движение обязательно со словесным комментарием.
Игра «Скажи ласково»
Цель: Учить образовывать уменьшительно – ласкательные наименования (глаза – глазки, язык – язычок, змея -змейка и т.п.)
Игра «Тихо -громко»
Цель: Побуждать детей изменять силу и высоту голоса, темп речи, регулировать речевое дыхание.
Изображения пособия
Коррекционно – методическое пособие соответствует принципам развивающего образования, целью которого является развитие личности ребенка.
Пособие обеспечивает единство воспитательных, коррекционно – развивающих и коррекционно – обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста с нарушениями речи, в ходе реализации которых формируется речевая активность.
Игры с данным коррекционно – методическим пособием строятся с учетом приемственности между всеми возрастными дошкольными группами с нарушениями речи. Ребенок расширяет словарный запас, совершенствует звуковую сторону речи, тренирует мелкую моторику и тактильные ощущения.
Оно решает программные образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также в самостоятельной деятельности дошкольников не только во время образовательной деятельности, но и при проведении различных режимных моментов.
Пособие имеет привлекательный эстетический вид, дети в процессе игры закрепляют названия, свойства, признаки, действия предметов. Данное пособие соответствует одному из основных принципов дошкольной педагогики – обучение посредством игры, отвечает принципам безопасности и доступности. Легко трансформируется в соответствии с образовательной задачей.