12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Козаногина Любовь Юрьевна1033
Россия, Донецкая Народная Респ., г. Донецк

Козаногина

Любовь Юрьевна

учитель-логопед, «специалист первой категории»

МДОУ «Ясли- сад №370

г. Донецка»



Пояснительная записка

1.Название.

Коррекционно - методическое пособие «Змея Зоя»

2. Аннотация.

Пособие представляет собой вязанную игрушка из ниток в форме змеи. Туловище змеи разделено на четыре разноцветные части. Голова змейки – желтая, а части туловища змейки вывязаны красным, синим, зеленым цветами. Зеленая часть туловища предназначена для обозначения мягких согласных, синяя – твердых согласных, красная – гласных. На каждой части по бокам располагаются карманчики для картинок. Голова змеи состоит из трех частей. Верхняя часть – на ней расположены глаза, нос, зубы змеи, нижняя часть это нижняя (подвижная) челюсть, язык змеи сделан в виде варежки для демонстрации артикуляционных упражнений. Педагог вдевает снизу свою ладонь в «язычок», чтобы показывать положение языка при артикуляции различных звуков.

Верхняя часть головы змеи наполнена холлофайбером, зеленая часть – фасолью, красная часть змеи заполнена горохом, а синяя – гречневой крупой. Пособие может быть использовано в следующих образовательных областях:

Речевое развитие;

Познавательное развитие;

Художественно – эстетическое развитие;

Социально – коммуникативное развитие.



В комплекс методического пособия «Волшебная змейка -помощница» входят:

Предметные картинки по различным лексическим темам и по изучаемым звукам и буквам.

Игрушки на развитие всех органов артикуляционной моторики (слон, змея, лягушка, лошадка и другие);

Буквы русского алфавита.

Пособие предназначено для обучения и воспитания детей дошкольного возраста от3 до 7 лет с нарушениями речи. При этом учитываются:

Индивидуальные и возрастные особенности детей;

Речевой диагноз каждого ребенка;

Постепенность подачи материала от простых и доступных знаний к более сложным;

Осуществляется комплексность (взаимодополняемость), т.е. развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитием другой функцией;

Использоваться данное пособие может быть на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях с учителем-логопедом, дефектологом, воспитателями. Интересно его использование на тематических, комплексных и бинарных занятиях.

Требуемые для работы знания и умения ребенка:

Ребенок должен знать и выполнять правила игры с пособием, для этого педагог заранее объявляет правила игры исходя из темы и задач изучаемого материала.

Ожидаемые результаты от использования данного пособия в системе дошкольного образования:

- дети лучше понимают обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы и речевого диагноза;

- правильно артикулируют все звуки в различных позициях;

- четко и правильно дифференцирует все изученные звуки, умеют составлять предложения с заданным словом или из нескольких изображений;

- пособие обеспечивает единый речевой режим, при тесном взаимодействии участников коррекционного процесса.

- дети проявляют интерес к словотворчеству.

- дети быстрее включаются в образовательную деятельность и запоминают речевой материал и координируют его с движениями, само содержание позволяет спланировать индивидуальную, речевую и двигательную деятельность.

- У дошкольников повышается интерес к получению знаний об окружающей действительности.

-

Ключевые слова. Змея, змейка, речевая деятельность, артикуляционный аппарат, звуки, буквы, мелкая моторика, многофункциональность.

Данное пособие могут использовать на своих занятиях педагоги – воспитатели, руководитель кружка природы, инструктор физкультуры, музыкальный руководитель, учитель – логопед, дефектолог.

Цель пособия: развитие речевых, интеллектуальных процессов у детей с нарушениями речи.

При этом решаются такие задачи:

коррекция нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста;

формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;

обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи;

воспитание стремления детей к преодолению недостатков речи;

развитие речевого и познавательного умения – определять цвет, форму, размер и другие характерные особенности предметов путем зрительного, осязательного, тактильного обследования, сравнения;

формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

взаимодействие с педагогами образовательного учреждения и родителями по формированию речевого развития детей.

Данное многофункциональное пособие воспитывает:

нравстенно – эстетические и этические чувства, бережное отношение к природе;

развивает фонематическое восприятие, артикуляционную и мелкую моторику, улучшает память и концентрацию внимания;

Расширяет и уточняет знания детей по лексической теме.

Развивает интеллектуальные и творческие способности детей. Ребенок учится управлять своими эмоциями.

«Змейка Зоя» является многофункциональным пособием, имеет много вариантов использования и обновляется согласно изучаемому материалу.

Данное пособие включает в себя различные игры и упражнения, соответствующие развитию всех компонентов речи:

- слуховых функций;

- речевой функциональной системы;

- двигательной сферы;

- общей, мелкой и артикуляционной моторики;

- памяти, внимания, познавательных процессов и творческих способностей детей.

Пособие применяется на занятии как артикуляционная игрушка, игровой персонаж, как сказочный герой для рассказывания сказки, как дидактическое пособие для знакомства со звуками и буквами (в старшей и подготовительной группе). В зависимости от целей и задач педагога, с пособием можно играть от 5 до 30 минут. Дети в игровой форме упражняются в произнесении и закреплении звуков и букв, соотносят изображения животных с их голосами, согласовывают имена числительные с именами существительными, знакомятся с различными предметами окружающей действительности.

Практическая значимость данного пособия заключается в том, что коррекционно - методическое пособие «Змея Зоя» помогает детям в игровой форме развить все органы артикуляционного аппарата, закрепить знания по изучаемой лексической теме, дать новые знания и запомнить материал.

В пособие входят такие занимательные игры и упражнения для детей:

Артикуляционные упражнения: «Змея», «Бегемотик», «Часики», «Иголочка», «Лопата», «Кошка сердится», «Парус», артикуляционные кубики;

«Поднимите язычок за верхние зубы»;

«Спрячьте язычок за нижние зубки»;

«Язычок вышел на прогулку, затем спрятался»;

«Поговори со змейкой: ш-ш-ш»;

«Повернули язычок вправо, влево».

С помощью данной змейки на занятиях и в различных режимных моментах можно использовать такие дидактические игры:

Игра «Повтори за мной».

Цель: Развитие речевого слуха, слухового внимания, памяти.

Педагог называет предметы по лексической теме, дети должны найти карточки, соответствующие этим предметам, повторить их название. Например: -Я называю зимующих птиц, найдите их, пожалуйста и повторите за мной. Дятел, ворона, сорока. Найди и повтори, Кира. Воробей, снегирь, щегол. Найди и повтори, Данил.

Игра «Чей голос?»

Цель: Активизация речевого подражания. Развитие фонематического слуха, дифференциация высоких и низких звуков. (Дети подражают голосам птиц и зверей. Педагог обращает внимание на тембр голосов).

Игра «Сколько предметов?»

Цель: Развитие грамматического строя речи: согласовывать имена числительные с именами существительными в роде, числе, падеже. (Например, в карманчике у змейки стоит цифра 3. Детям розданы картинки. Они считают: один мяч, два мяча, три мяча. Одна кукла, две куклы, три куклы. Одно солнце, два солнца, три солнца).

Игра «Какой звук?»

Цель:Учить детей различать гласные, согласные твердые, согласные мягкие звуки, обозначать их соответствующим цветом. (В красный карманчик змейки выкладывается гласная буква, которая изучается и к ней подбираются предметные картинки с данным звуком. В первый раз можно подбирать слова, где звук находится в начале слова, затем слова, где звук находится в середине слова, а потом слова, где звук находится в конце слова. Например, [А] – арбуз, мак, коза). Аналогично играем с согласными твердыми и мягкими.

Игра «Выложи слова»

Цель: Учить детей выкладывать слова, состоящие из 3-х слов (лук, сад, жук, дом, мак, дым и т.д.) делать звуко – буквенный анализ данных слов.

Игра «Погладь змейку»

Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук, тактильной чувствительности и памяти. Дети тактильно обследуют его. Каждое движение обязательно со словесным комментарием.

Игра «Скажи ласково»

Цель: Учить образовывать уменьшительно – ласкательные наименования (глаза – глазки, язык – язычок, змея -змейка и т.п.)

Игра «Тихо -громко»

Цель: Побуждать детей изменять силу и высоту голоса, темп речи, регулировать речевое дыхание.

Изображения пособия



t1635507718aa.jpg





t1635507718ab.jpg













t1635507718ac.gif





















































t1635507718ad.jpg



t1635507718ae.jpg



t1635507718af.jpg





t1635507718ag.jpgВыводы:

Коррекционно – методическое пособие соответствует принципам развивающего образования, целью которого является развитие личности ребенка.

Пособие обеспечивает единство воспитательных, коррекционно – развивающих и коррекционно – обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста с нарушениями речи, в ходе реализации которых формируется речевая активность.

Игры с данным коррекционно – методическим пособием строятся с учетом приемственности между всеми возрастными дошкольными группами с нарушениями речи. Ребенок расширяет словарный запас, совершенствует звуковую сторону речи, тренирует мелкую моторику и тактильные ощущения.

Оно решает программные образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также в самостоятельной деятельности дошкольников не только во время образовательной деятельности, но и при проведении различных режимных моментов.

Пособие имеет привлекательный эстетический вид, дети в процессе игры закрепляют названия, свойства, признаки, действия предметов. Данное пособие соответствует одному из основных принципов дошкольной педагогики – обучение посредством игры, отвечает принципам безопасности и доступности. Легко трансформируется в соответствии с образовательной задачей.























Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.