Рабочая программа по учебному предмету «Коррекционно-развивающие занятие» (8 год обучения)

5
1
Материал опубликован 4 November 2019 в группе



.


Рабочая программа по учебному предмету

«Коррекционно-развивающие занятие»

8 год обучения

для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)

на 2019/2020 учебный год


Структура программы по учебному предмету

«Коррекционно-развивающие занятие»:

для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)


1. Пояснительная записка

2. Цели и задачи учебного курса

3. Место учебного предмета в учебном плане

4. Структура и содержание учебного курса

5. Результаты изучения учебного курса

6. Целевая ориентация настоящей рабочей программы в практике конкретного образовательного учреждения

7. Критерии оценки умений и навыков обучающихся

8. Календарное планирование

9. Материально – техническое обеспечение

Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой  степенью интеллектуальной недостаточности, а также с детьми с  тяжелыми множественными нарушениями развития. Данная программа разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и сформирована  как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей со сложной структурой дефекта.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации. Программа учитывает специфические особенности умственного, сенсорного, моторно-двигательного, речевого и социально-личностного развития детей с интеллектуальными нарушениями.

В классах для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью обучаются

дети со сложными дефектами, эти дети отличаются низким уровнем познавательной активности, сниженной способностью к приему и переработке полученной информации, несформированностью операций анализа синтеза, сравнения.

Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование психических процессов происходит со значительной задержкой.

Эмоциональная сфера у данной категории обучающихся характеризуется незрелостью и недоразвитием. Дети со сниженным интеллектом склонны к полярным, лишенным тонких оттенков эмоциям. Их эмоции по­верхностны, неустойчивы, подвержены быстрым и нередко рез­ким изменениям. У некоторых умственно отсталых школьников наблюдается инертность эмоциональных реакций, часто имеющих ярко выраженный эгоцентрический характер. Не всегда возникающие у ребенка эмоции адекватны оказываемым на него внешним воздействиям. Учащиеся специальной коррекционной шко­лы весьма слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются этого делать.

Обучение детей с тяжелыми нарушениями в развитии требуют особых условий, которые способствуют приобщению и вовлечению ребенка в окружающий мир людей, вещей, действий, отношений и других явлений жизни. Основными условиями и факторами, способствующими продвижению психического развития детей, являются их собственная деятельность и сотрудничество взрослого с ними. Обучение имеет практическую направленность, а доступная деятельность (предметная, игровая, коммуникативная, трудовая и др.) является источником знаний об окружающем мире и формирует социальный опыт ребенка.

Создание данной программы вызвано отсутствием программ для коррекционно- развивающей работы с обучающихся данной категории, необходимостью систематизировать основные направления коррекционно – развивающей

работы педагога – дефектолога в формировании познавательной сферы обучающихся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности.

Цели и задачи учебного курса

Цели, задачи и принципы программы.

формирование у обучающихся знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и стимулирование мыслительной деятельности.

Коррекция негативных эмоциональных состояний у обучающихся.

Задачи:

Развивать у детей интерес к окружающему миру, стимулировать развитие познавательной активности;

Развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление;

Формировать элементарные математические представления;

Развивать манипулятивную функцию рук, зрительно – моторную координацию;

Развивать сенсорно – перцептивную деятельность обучающихся;

Формировать умение определять пространственное расположение предметов относительно себя, ориентироваться на листе бумаги;

Формировать представления у обучающихся о базовых эмоциональных состояниях, умение различать их и понимать;

Формировать умения правильно воспринимать и понимать свои эмоциональные реакции и эмоциональные реакции других людей;

Формировать умения проявлять адекватные эмоции в различных ситуациях;

Формировать умение устанавливать позитивные взаимоотношения с окружающими: выслушивать сверстников, корректно выражать свое отношение к собеседнику;

Воспитывать личностные качества ребенка: трудолюбие, усидчивость,

аккуратность, самостоятельность, доброжелательность, самоконтроль.

Принципы и подходы к реализации рабочей программы

Образовательная, развивающая, воспитательная, коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья строится на основе следующих методологических принципов:

принцип оптимистического подхода: при организации развивающей ситуации является необходимым со стороны педагога (родителя) поощрение ситуативных достижений ребенка в различных видах детской деятельности, что является операциональной составляющей формирования интегративных качеств личности ребенка;

принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей развития: работа с детьми строится на базе основных закономерностей психического развития с учетом сенситивных периодов, на основе понимания значения полноценного проживания последовательных возрастных стадий;

принцип деятельностного подхода: психофизиологическое развитие ребенка определяется его активностью в рамках ведущей для возраста деятельности;

принцип дифференциации и индивидуализации: создание условий для развития способностей каждого ребенка и своевременной коррекции проблем в его развитии;

принцип единства коррекции и развития: целенаправленная коррекционная работа осуществляется с опорой на клинико-психолого-педагогический анализ внутренних и внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей развития и характера нарушений;

принцип единства диагностики и коррекции: коррекционные мероприятия сопровождаются постоянной фиксацией происходящих изменений (качественных и количественных) в состоянии и развитии ребенка;

принцип взаимосвязи коррекции и компенсации: система коррекционной работы нацелена на компенсацию нарушений в развитии, на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с ОВЗ;

принцип интеграции и координации: организация согласованной работы всех субъектов в системе «педагоги-дети-родители».

В ходе организации групповой деятельности детей с умеренной умственной отсталостью и сложными дефектами используются игровые, коррекционно-развивающие технологии обучения. Одной из основных направлений коррекционно – развивающей деятельности являются арттехнологии. Арт – терапия представляет собой метод коррекции и развития посредством творчества, где важен сам процесс, а не конечный продукт и его оценка. Эффективность применения средств арт-терапии в работе с умственно отсталыми детьми обусловлена рядом важных факторов: среди арт-терапевтических занятий значительное место занимает деятельность по наглядно-предметному образцу, что позволяет формировать обобщенные приемы умственной работы; развитие мелкой моторики пальцев рук в процессе арт-терапевтических занятий способствует коррекции интеллектуального и речевого развития детей с нарушениями интеллекта. Применение различных методов арттерапии с учётом данных психологических особенностей детей могут значительно повысить эффективность работы. Применение арттерапевтических методик у школьников с особыми образовательными потребностями позволяет решить большой спектр задач. Однако при работе необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, уникальность структуры вторичных нарушений психики в сочетании с сохранными звеньями, социальную ситуацию развития. Поэтому для проведения коррекционно – развивающих занятий был выбран метод изотерапии, который создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, стимулирует положительные эмоции, стабилизирует эмоциональное состояние обучающихся. На занятиях активно применяются игровые технологии. В ходе игры обучающиеся приобретают навыки взаимодействия в коллективной деятельности: умение действовать сообща (навык сотрудничества), подчинять свои интересы общим (соподчинение), уступать, принимать правильное решение. Игра помогает развивать любознательность, облегчить процесс усвоения знаний, сделать любой учебный материал доступным для каждого учащегося. На коррекционно – развивающих занятиях используются дидактические, подвижные, коммуникативные игры.

Занятия проходят в форме совместной деятельности педагога и обучающихся.

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

сенсорное и сенсомоторное развитие;

формирование пространственно-временных отношений;

развитие мелкой моторики

формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений

формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности,

обогащение словаря, развитие связной речи;

коррекция негативных тенденций социально – эмоционального развития

формирование способов эффективного взаимодействия обучающихся (умение договариваться, уступать, видеть успехи других)

Структура занятия
Каждое занятие состоит из трех частей: вводной, основной и завершающей.
Цель вводной части — сформировать чувство доверия к взрослому, создать положительный эмоциональный фон, чувство безопасности, снизить психоэмоциональное напряжение.
Используются:

упражнения-приветствия;

игры-разминки.

психогимнастика

В основной части используются:

дидактические игры на активизацию психической деятельности;

упражнения на развитие общей и мелкой моторики;

игры и упражнения на выражение эмоций с помощью мимики, позы;

игры и задания, направленные на развитие произвольности;

коммуникативные игры, беседы;

игры на разрядку отрицательных эмоций;

проигрывание этюдов;

элементы изотерапии: рисование с использованием нетрадиционных техник, пластилинография, аппликация.

Завершающая часть направлена на снижение мышечного напряжения, закрепления  того, что было на занятии.

Используются:

упражнения и игры на напряжение и расслабление;

С целью предотвращения утомления, пресыщения деятельностью на занятиях используются здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, гимнастика для глаз, кинезиологические упражнения.

Форма занятий: групповая. Продолжительность занятий – 40 минут. Систематичность: 2 раза в неделю по утвержденному расписанию.

Формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников.

Задачи:

1) формирование психолого - педагогических знаний родителей;

2) приобщение родителей к сотрудничеству с образовательным учреждением;

3) оказание помощи семьям обучающихся в развитии, воспитании и обучении детей;

4) изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.

Система взаимодействия с родителями включает:

ознакомление родителей с результатами диагностики обучающихся;

ознакомление родителей с содержанием работы направленной на психическое и социальное развитие обучающихся;

обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.

Описание места учебного коррекционного курса в учебном плане

Коррекционно - развивающие занятия включены в учебный план и входят в коррекционно - развивающую область. Групповые коррекционные занятия проводятся с обучающимися 8 года обучения 2 раза в неделю. 1 четверть - 16 часов, 2 четверть - 16 часов, 3 четверть - 20 часов, 4 четверть - 16 часов. Всего за год - 68 часов. Количество часов на каждый раздел программы определяется с учетом индивидуальных возможностей ребенка на основании личностно - ориентированного подхода.

Направления и содержание коррекционной работы

Описание коррекционно – развивающей деятельности в соответствии с разделами программы:

Развитие сенсомоторной координации

С помощью практических упражнений развивать у обучающихся зрительно-двигательную координацию, учить детей обводить по контуру, трафарету, по пунктирным линиям, штриховать в одном направлении, раскрашивать простые изображения по номерам (математические раскраски), выполнять графические упражнения, совершенствовать манипулятивную функцию рук

Формирование временных и пространственных представлений

Расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию познавательной активности. Закрепление характеристик времён года, их последовательность.

Формирование представления о пространственном расположении частей тела (вверх, низ, слева, справа, спереди, сзади). Выполнение действий по инструкции (повернуться назад, дойти до двери, повернуть направо, дойти до окна и т.д.).

Определение размещенности предметов в пространстве (ближе — дальше, впереди — сбоку и т. д.). Определять свое местоположение среди окружающих предметов и относительно другого человека.

Развитие представлений об окружающем мире

Развитие у детей познавательный интерес к окружающему социальному, предметному и природному миру; обогащение знаний о природе и обществе, расширение и закрепление представлений обучающихся о предметах быта, явлениях природы, макросоциальном окружении, животном мире; развитие элементарную наблюдательность. Развитие математических представлений. Формирование элементарных математических представлений предполагает обучение детей сопоставлять, сравнивать, представления о числе, счете, арифметических действиях. Использование методов изотерапии и игротерапии по каждой лексической теме.

Развитие мнемических процессов и внимания

Включает в себя практические игры и упражнения на развитие слухового, зрительного, двигательного запоминания, произвольного внимания и его характеристик (устойчивость, концентрация, переключение, распределение).

Социально – эмоциональное развитие

Введение обучающихся в мир человеческих эмоций, формирование представлений о базовых эмоциональных состояниях: радость, злость, грусть, удивление, страх. Обучение этическим формам поведения и способам поведения во взаимоотношениях с людьми, формирование умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию, знать элементарные правила культурного поведения в обществе, иметь знания о себе, нивелирование негативных эмоциональных тенденций: тревожности, агрессивности, страхов.

Учебная программа предусматривает также работу по следующим направлениям:

Формирование учебного поведения:

- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

- умение выполнять инструкции педагога;

- использование по назначению учебных материалов;

- умение выполнять действия по образцу и по подражанию

Формирование умения выполнять задание:

- в течение определенного периода времени,

- от начала до конца, - с заданными качественными параметрами

Коррекция и развитие познавательных процессов:

Памяти:

- запоминание и воспроизведение предметных картинок, объединенных лексической темой;

- отсроченное воспроизведение.

Внимания:

- нахождение недостающих деталей;

- нахождение одинаковых предметов, фигур, цифр;

- слуховое внимание;

Зрительного восприятия:

- развитие целостного восприятия;

- развитие восприятия предметов в необычном ракурсе

Формирование и развитие элементарных математических представлений, навыков счета:

- цвет, форма, величина предметов;

- количественные представления;

- пространственно – временные представления

5. Планируемые результаты освоения учебного курса

В соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения АООП, программа направлена на формирование 2-х групп результатов:

- личностных, включающих сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества;

- предметных, включающих освоенный учащимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению. Результаты освоения программы рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями учащихся.

Личностные результаты освоения программы включают:

основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

формирование уважительного отношения к окружающим;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

формирование представления у обучающихся о базовых эмоциональных состояниях, умение различать их и понимать;

формирование умения правильно воспринимать и понимать свои эмоциональные реакции и эмоциональные реакции других людей;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Предметные результаты освоения программы:

Овладение элементарными представлениями по пройденным лексическим темам (одежда, животные, птицы, рыбы, насекомые, овощи, фрукты, ягоды,)

Узнавание изображения предметов;

Узнавание предметов по тактильному ощущению (по пройденным лексическим темам);

Формирование умения собирать разрезные картинки (с опорой и без опоры на образец

Ориентировка в схеме тела, в пространстве, на плоскости.

Определение пространственное положение предметов (вверху, внизу, впереди, сзади);

Соотнесение чисел с соответствующим количеством предметов, обозначение его цифрой.

Формирование умения давать характеристику временам года, называя их последовательность;

Самостоятельно работать с внешним и внутренним трафаретом, штриховать, в разных направлениях;

Раскрашивать в пределах контурного изображения;

Формирование умения обводить по пунктирным линиям, опорным точкам карандашом, ручкой,

Формирование умения штриховать в заданном направлении по показу, образцу, инструкции; выполнение правил поведения на занятиях;

Формирование интереса к обучению, предметному миру;

Выполнение правил работы с раздаточным материалом;

Выполнение инструкции педагога;

Использование по назначению учебных материалов;

Выполнение действия по образцу и по подражанию.

6. Целевая ориентация рабочей программы

Для учащихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характеризуются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Внимание у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, неустойчивости, отвлекаемости. При продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности. Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части детей с умеренной умственной отсталостью отмечается замедленный темп, рассогласованность, неловкость движений. У других - повышенная возбудимость сочетается с хаотичной нецеленаправленной деятельностью.

Специфика эмоциональной сферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно - потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

7. Система оценки достижения планируемых результатов

Во время прохождения программы предусмотрены:

- входящая (первичная или на начало учебного года) диагностика;

- итоговая диагностика (конец учебного года).

Входящая, итоговая диагностика осуществляется по протоколу дефектологического обследования, заполняется индивидуальный дефектологический аспект, который носит качественную оценку. При оценке результативности коррекционной работы у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью тяжелыми множественными нарушениями развития учитываются:

- особенности психофизического развития обучающегося;

- умения активно, адекватно применяет полученные знания на практике;

- степень самостоятельности ребенка.

При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Предлагается оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего числа ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности. Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления деятельности:

действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним);

действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;

действие выполняется  ребенком с частичной помощью взрослого;

действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально);

действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу;

действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.

8. Учебно – тематический план

Наименование разделов и тем

Виды деятельности

Программное содержание

Кол- во часов

Развитие сенсомоторной координации

1

Фигурные дорожки

Графические упражнения:

«Соедини по точкам», «Обведи рисунок по линиям»,

Развитие зрительно – моторной координации, концентрации внимания, целостного восприятия

1

2

Обведи и раскрась

Графические упражнения:

«Обведи и раскрась», «Выложи из фасоли»

Кинезиологические упражнения

Развитие сенсомоторной координации,

развитие мелкой и общей моторики, сенсорно – перцептивной деятельности, внимания

1

3

Большие и маленькие фигуры

Графические упражнения:

«Математические раскраски», «Из каких фигур состоит»

Совершенствование мелкой моторики, развитие межполушарного взаимодействия, зрительного гнозиса, слухового внимания

1

4

Дорисуй предмет

Графические упражнения:

«Дорисуй картинку», «Чего не хватает», «Каждую фигуру на своё место»

Кинезиологические упражнения

Развитие тактильной чувствительности и координированных движений пальцев и кистей рук, межполушарного взаимодействия, слухового внимания.

1

5

Волшебные палочки

Игротерапия

Дидактические игры: «Запомни узор», «Посчитай и сложи», «Знаковая таблица», «Стоп - сигнал»

Формирование представлений о пространственных отношениях, повышение объёма зрительного запоминания, развитие концентрации внимания.

1

6

Геометрический орнамент


Мандалотерапия (геометрический орнамент в круге) Упражнения:

«Что слева, что справа», «Зашумлённые изображения»

Обобщение и закрепление знаний детей о сенсорных эталонах: цвет, форма, развитие внимания, зрительного гнозиса, активизация словаря, совершенствование мелкой моторики рук

1

7

Калейдоскоп

Мандалотерапия (геометрический орнамент в круге). Дидактические игры: «Круг, треугольник, квадрат», «Найди все фигуры», «Самый внимательный»

Закрепление знаний обучающихся о геометрических фигурах, развитие зрительного восприятия, внимания стабилизация эмоционального состояния.

1

8

Цветной ковёр

Дидактические игры: «Зашумлённые изображения», «Сравни фигуры», «Сосчитай- ка»

Работа с трафаретом геометрических форм

Развитие манипулятивной функции рук, развитие слуховой памяти, зрительного восприятия, пространственных представлений.

1

9

Цветочная ваза

Дидактические игры: «Найди предметы такой же формы», «Сходство и различие», «Чего не стало».

Работа с трафаретом геометрических форм

Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков, развитие концентрации внимания, снижение эмоционального и мышечного напряжения.

1

Формирование временных и пространственных представлений


10








Осень

Дидактические игры: «Когда это бывает», «Сложи картинку», «Что перепутал художник».

Монотипия «Осенний лист»

Формирование временных представлений, закрепление знаний о признаках осени, активизация словаря, развитие слухового внимания.

1

11

Дидактические игры: «Когда это бывает», «Приключение фасолинки».

Аппликация «Осенний букет»

Развитие концентрации внимания и двигательного контроля, гармонизация эмоциональной сферы, формирование положительных эмоций у обучающихся. Беседа о признаках осени,

1

12







Зима

Упражнения: «Отгадай загадки», «Что лишнее», «Будь внимателен».

Аппликация из салфеток

«Снеговик»

Формирование временных представлений, закрепление знаний о признаках зимы, активизация словаря, стимулирование мыслительной деятельности развитие внимании.

1

13

Упражнения «Найди одинаковые снежинки», «Что перепутал художник»

Пластилинография «Снежинка»

Закрепление знаний о признаках зимы, развитие связной речи, кинестетического восприятия, развитие тактильной чувствительности и координированных движений

1

14







Весна

Дидактические игры: «Льдина» (разрезная картинка), «Почки, листики, цветочки», «Что лишнее»

Рисование ватными палочками «Подснежник»

Закрепление знаний о признаках весны, явлениях природы, обогащение словарного запаса, развитие мелкой моторики рук, слухового внимания.

1

15

Упражнения: «Что сначала, что потом», «Через лужи»

Рисование восковыми мелками «Первоцветы»

Активизация словаря, развитие слуховой и зрительной памяти, стимуляция мыслительной деятельности, развитие общей моторики.

1

16






Лето

Упражнения: «Что изменилось», «Что перепутал художник», дидактическое лото «Времена года»

Рисование восковыми мелками «Бабочка»

Закрепление знаний о признаках лета, развитие сенсорно – перцептивной деятельности, воображения.

1

17

Упражнения «Дорисуй картинку», «Круглый год»

Пластилинография «Ромашки»

Закрепление и уточнение знаний о признаках лета, времён года и их последовательности, развитие связной речи, умения отвечать на вопросы, развитие слухового внимания, памяти.

1

18

Геометрический диктант

Дидактические игры: «Слева, справа», «Где, что лежит», «Выполни верно», «Геометрический диктант»

Развитие умения ориентироваться на листке бумаги в горизонтальном положении, обучение умению вербализировать пространственные представления, развитие слухового внимания.

1

19

Разноцветное путешествие

Дидактические игры: «Путаница», «Путешествие жука», «Кто правильно назовет», «Найди предметы»

Рисование ватными палочками

Развивать умения и навыки пространственного ориентирования у детей (от себя, от предмета); развитие слуховой памяти, стимуляция мыслительной деятельности.

1

20

Путешествие по азбуке

Упражнения «Найди пару», «Наложенные изображения», «Узнай букву», «Буквы потерялись»

Формирование умения ориентироваться на микроплоскости, обобщение и закрепление знания обучающихся о буквах, развитие памяти, произвольного внимания.

1

21

Налево - направо

Дидактические игры: «Покажи правильно», «Какая рука», «Что справа, что слева», «Запрещённое движение», «Стоп – сигнал»

Определение и обозначение расположения предметов относительно себя, различение пространственных понятий «слева», «справа», развитие слухового восприятия.

1

22

Следопыт

Дидактические игры: «Запретное число», «Сделай по рисунку», «Вверху – внизу», «Угадай, кто за кем», «Четыре стихии»

Развитие глазомера, и ориентировки в пространстве относительно собственного местоположения, развитие произвольности действий на разные сигналы.

1


Развитие представлений об окружающем мире

23





Фрукты

Упражнения «Отгадай загадки», «Разрезные картинки», «Овощ или фрукт»

Рисование в технике «отпечаток»

Расширение знаний обучающихся о фруктах, стимулирование мыслительной деятельности, развитие мелкой моторики, произвольного внимания

1

24

Упражнения: «Будь внимателен», «Назови фрукты», «Чудесный мешочек»,

Рисование ватными палочками «Груша»

Повышение запаса знаний об окружающем мире, развитие мелкой моторики, слухового внимания, гармонизация эмоциональной сферы.

1

25






Овощи

Дидактические игры: «Снежный ком», «На пропусти овощи», «Наложенные изображения»

Рисование ватными палочками «Тыква»


Закрепление знаний обучающихся об овощах, активизация словаря, развитие тактильных ощущений, слухового восприятия, манипулятивной функции рук.

1

26

Дидактические игры «Что лишнее», «Посчитай», лото «Фрукты и овощи»

Пластилинография «Натюрморт»

Расширение и конкретизация представлений об овощах. Уточнение, и активизация словаря, развитие манипулятивной функции.

1

27

Ягоды

Дидактические игры: «Назови ласково», «Что изменилось» «Компот», «Найди тень»

Пальцеграфия «Рябина»

Обогащение и активизация словарного запаса, развитие произвольного внимания, слуховой памяти. Стабилизация эмоционального состояния, нивелирование негативных эмоциональных реакций.

1

28







Цветы

Дидактические игры:

«Я знаю», «Ромашка», «Снежный ком».

Рисование восковыми мелками «Одуванчики»

Расширение и конкретизация представлений о цветах, развитие мелкой и общей моторики, формирование положительного эмоционального фона обучающихся

1

29

Упражнения: «Найди ошибку», «Пройди лабиринт»

Рисование с аппликацией

«Цветик – семицветик»

Развитие зрительного внимания и памяти, тренировка произвольности зрительного запоминания, развитие целостного восприятия.

1

30

Упражнения: «Выполни задание», «Зрительный диктант», «Самый внимательный»

Аппликация «Тюльпаны»

Развитие общей и мелкой моторики, сенсорно – перцептивной деятельности, зрительного внимания.

1

31

Грибы

Упражнения «Выложи из фасоли», «Что ты видишь», чтение сказки В. Сутеева «Под грибом».

Пластилинография «Боровик»

Сказкотерапия

Расширение и конкретизация представлений о грибах. Активизация речевой деятельности детей. Развитие зрительного внимания, памяти, речевого слуха.

1

32







Животные

Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Ласковый котёнок», «Найди животных»

Поролоновая композиция «Моя любимая кошечка»

Обобщение знаний о домашних животных. Развитие произвольного внимания, зрительного гнозиса, пространственных представлений, активизация словаря.

1

33

Упражнения «Наложенные изображения», «Что лишнее», «Разложи на группы»

Поролоновая композиция «Лисичка»

Обобщение знаний о диких животных, развитие мелкой моторики, зрительной и слуховой памяти, нивелирование негативных эмоциональных тенденций.

1

34








Птицы

Дидактические игры: «Чей голос», «Яйца в гнёздах», «Сложи целое яйцо из частей», «Не пропусти птицу»

Поролоновая композиция «Уточка»

Повышение запаса знаний об окружающем мире, расширение словарного запаса, развитие слухового восприятия.

1

35

Дидактические игры: «Нелепицы», «Сложи птицу» (Колумбово яйцо), «Сравни птиц»

Пластилинография «Снегирь»

Развитие манипулятивной функции рук, развитие слухового внимания, стабилизация эмоционального состояния.

1

36

Упражнения: «Посчитайка», «Что изменилось».

Рисование ватными палочками «Попугай»

Развитие сенсорно – перцептивной деятельности, концентрации внимания, стимуляция мыслительной деятельности

1

37






Рыбы

Упражнения: «Куда плывёт рыбка», «Выложи фигуру»

Рисование с аппликацией «Разноцветные рыбки»

Формирование знаний у обучающихся о внешнем виде рыб, среде их обитания, активизация и обогащение словаря, развитие мелкой моторики.

1

38

Упражнения: «Кто, где живёт», «Назови ласково»

Рисование цветными мелками «Золотая рыбка»


Закрепление и уточнений знаний у обучающихся о внешнем виде рыб, развитие зрительного восприятия, снижение эмоционального и мышечного напряжения.

1

39







Насекомые

Упражнения: «Назови одним словом», «Что лишнее», «Угадай кто», «Лабиринт»

Аппликация «Божья коровка»

Расширение и закрепление знаний о насекомых, коррекция мышления, развитие общей и мелкой моторики


40

Дидактические игры: «Путешествие жука», «Найди тень», «Собери картинку»

Монотипия «Бабочка»

Закрепление знаний о насекомых, развитие концентрации внимания, зрительной памяти, стабилизация эмоционального состояния.

1

41

Упражнения «Летает, не летает», «Не пропусти насекомого», «Угадай, кто это»

Пальцеграфия «Пчёлки»

Развитие мелкой моторики, воображения, пространственной ориентировки, формирование позитивного эмоционального фона.

1

42









Одежда

Дидактические игры: «Один – много», лото «Одежда»

Работа с трафаретом

«Варежки»

Повышение уровня осведомлённости, расширение и уточнение словаря по теме «одежда», развитие зрительной и слуховой памяти.

1

43

Упражнения «Чего не стало», «Запрещённое движение»

Работа с трафаретом

«Шапочка»

Закрепление и уточнение знаний об одежде, расширение словарного запаса по теме «Одежда», развитие зрительного гнозиса.

1

44

Упражнения: «Что где находится», «Точечные изображения», «Какая фигура лишняя».

Рисование цветными мелками «Платок»

Развитие манипулятивной функции рук, развитие воображения, внимания, развитие представлений о пространственных отношениях.

1

Развитие мнемических процессов и внимания

45

Цвет и форма

Дидактические игры: «Запомни фигуры», «Зрительный диктант», «Разложи по цвету», «Чего не стало».




Тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов; произвольное запоминание зрительного ряда: геометрические формы, цвет. Развитие тактильной и кинестетической памяти.

1

46

Движение по памяти

Упражнения:

«Повторяй за мной», «Человечки», «Будь внимателен», «Четыре стихии», «Нос, пол, потолок», «Костёр»

Тренировка зрительной, двигательной памяти. Развитие общей моторики, слухового внимания.


1

47

«Кто больше запомнит»

Упражнения: «Снежный ком», «Бабушкин чемодан», «Свиристель», «Наблюдательность»




Произвольное запоминание слухового и зрительного ряда: цифр, слов. Развитие манипулятивной функции рук, математических представлений.

1

48

«Зоопарк»

Дидактические игры: «Послушай и выбери», «Весёлые стихотворения», «Зоопарк», «Кто позвал тебя, скажи», «Не пропусти животных», «Подсказка»

Тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов; развитие слухоречевой памяти, сенсорно – перцептивной деятельности.

1

49

«Разноцветная лесенка»

Дидактические игры:

«Я - фотоаппарат», «Картинка», «Запомни порядок», «Зрительный диктант»


Тренировка зрительной памяти. Развитие тактильной и

кинестетической памяти. Развитие мелкой моторики,

зрительного гнозиса, пространственной ориентировки.

1

50

«Пуговицы»

Дидактические игры: «Пуговицы», «Забывчивый

художник», «Посмотри и запомни», «Чудесный мешочек», «Запрещённое движение»




Тренировка произвольного запоминания зрительно

воспринимаемых объектов, развитие манипулятивной

функции рук, наблюдательности, произвольного

внимания.

1

51

Запоминайка

Дидактические игры:

«Кто больше запомнит», «Предметы», «Цветные

палочки», «Раскрась картинку», «Разложи карточки»

Тренировка зрительного и слухового запоминания,

развитие пространственного восприятия, активизация

словаря, развитие произвольного внимания.

1

52

Живое - неживое

Упражнения: «Найди отличия», «Построй дорожку», «Сказочный лес», «Корректор»

Развитие концентрации внимания, зрительного гнозиса, слухового восприятия, стимуляция мыслительной деятельности.

1

53

Быстрее нарисуй

Упражнения: «Корректурная проба», «Найди отличия», «Быстрее нарисуй», «Запретное число», «Найди цифры»

Развитие зрительного внимания, различение изображений по их зашумлённым контурам, формирование навыков последовательного зрительного обследования и нахождения отличий.

1

54

Живая картинка

Упражнения: «Чего не хватает», «Летает – не летает», «Живая картинка», «Назови предмет», «Незаконченные изображения»

Повышение объёма внимания, развитие зрительного запоминания, развитие умения находить недостающие элементы.

1

55

Сказочные герои

Упражнения: «Противоположные действия», «Зоопарк», «Квадрат», «Путешествие сказочных героев». «Стоп – сигнал»

Повышение объёма внимания, развитие математических представлений, закрепление двигательной реакции на заранее обозначенный зрительный сигнал.

1


Социально – эмоциональное развитие

56 - 57

Путешествие в страну эмоций

Психогимнастика

«Чайничек с крышечкой». Упражнения: «Один или два», «Сделай так», «Дотронься до….», Релаксационное упражнение «Шарик»

Формирование положительных эмоциональных реакций ребенка в отношениях с другими людьми. Снижение эмоционального напряжения, установление положительного эмоционального настроя.

2

58

Радость

Психогимнастика

«Кто летает», Игры «Корректурная проба», «Собери картинку», Задание «Дорисуй клоуна», «Азбука настроений».

Ознакомление с базовой эмоцией «радость»,

Формирование умения распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам: мимика, интонация.

1

59

Грусть

Упражнения: «Раскрась картинку», «Собери грустного человечка» (работа с крупой), «Собери картинку»

Ознакомление с базовой эмоцией «грусть», формирование умения понимать эмоции других людей.

1

60

Удивление

Психогимнастика «В зимнем лесу», «Нарисуй удивлённого человечка», Упражнение «Зеркало»

Ознакомление с эмоцией «удивление», развитие мимических навыков, формирование положительного эмоционального фона.


61 - 62

Страх

Этюд «Гроза», Психогимнастика «Крокодил», Упражнения «Слушай хлопки», творческая работа

«Ужасное чудовище», пластилинография

Ознакомление с чувством страха, изучение выражения эмоционального состояния в мимике, отреагирование страха через изобразительную деятельность, снижение эмоционального напряжения

2

63 - 66

Злость

Упражнения «Обзывалки», «Костёр дружбы», «Газета», «Стул любви», «Собери картинку», пластилинография

Ознакомление с эмоцией «злость», формирование умения у обучающихся выражать гнев в приемлемой форме, снижение мышечного и эмоционального напряжения

4

67 - 68

Азбука эмоций

Упражнения «Зачеркни картинку», «Лесенка настроения», «Подари камешек», «Костёр дружбы», «Доброе животное».

Закрепление знаний обучающихся об основных эмоциональных состояниях, формирование доброжелательного отношения друг к другу, Актуализация позитивного эмоционального опыта.

2


9. Материально – техническое обеспечение

Методические и учебные пособия:

Программа курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева.

Алябьева Е.А. «Психогимнастика в начальной школе», М: «Творческий центр», 2004

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н., Как преодолеть трудности в обучении детей Издательство: М.: Ось , 1997

Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности. М.: 2002

Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. М.: Аграф, 1997.

Выготский Л.С. История развития высших психических функций // психология. М.: ЭКСМО – пресс, 2000.

Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. М., 1997.

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: кн. для учителя. М.: БУК-МАСТЕР, 1993.

Коррекционные, развивающие адаптирующие игры: Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей / Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.

.Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2006.

Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений. М.: Книголюб», 2007.

Мищенкова Л.В. Развитие познавательных способностей. М.: Издательство «Рост», 20112008, рабочая тетрадь (1, 2,3,4 класс)

Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. №2111 «Дефектология». М.: Просвещение,1986.

Семаго Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. М.: АРКТИ, 2003 г.

Симановский А.Э. Развитие мышления для детей: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: ТОО «ГРИНГО», 1996..

К. Фопель «Как научить детей сотрудничать», М, Генезис, 2000

Холодова О. Юным умникам и умницам: М.: Росткника, 2008 (рабочая тетрадь (1, 2,3,4 класс)

Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.

Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие т мышления детей: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: ТОО «ГРИНГО», 1995.

Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997.

Черемошкина Л.В. Развитие памяти у детей: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1996. – 240 с.

Электронные пособия:

1. Презентации: «Величина предметов», «Веселый счет», «Времена года», «Животные леса», «Найди пару».

2. Интерактивные тренажеры: «Математика. Устный счет», «Лесная математика».

Дидактический и раздаточный материал:

Материал для развития зрительной функции (цвет, форма, величина предметов, целостность и контактность и дифференцированность зрительных образов):, наборы геометрических фигур, набор цветных предметов, трафареты, вкладыши деревянные и мягкие, разрезные картинки, пазлы, наложенные изображения, контурные изображения,

Наборы деревянных кубиков, муляжи фруктов и овощей, коррекционно-развивающие игры и пособия.

Материал для развития тактильного восприятия (внимания к тактильным стимулам и их локализация, тактильного исследования, восприятия и памяти): резиновые и пластмассовые игрушки, наборы в мешочке, контейнера с природным материалом.

Материал для развития общей и мелкой моторики: набор мячей, наборы для манипулирования с предметами, набор мелких игрушек, набор счетных палочек, пособия для развития графомоторных навыков, пальчиковые игры.

Материал для развития памяти и внимания: пособия (развитие зрительной памяти, развитие внимания, «учимся сравнивать», «обведение заданной цифры, числа, буквы), компьютерные игры.

Материал для развития пространственно – временной ориентировки: пособия («изучаем время», карточки «лево-право», «расположи на поле предметы», «времена года»), магнитная доска «времена года».

Материал для развития мыслительных операций, дидактические игры ( «Умный шнурок», «Танграм»).

Материал для развития речи и представлений об окружающем: пособия

(предметные картинки, наглядный материал сезонных изменений в природе, игры (домино, лото).

Материал для формирования учебных умений и навыков: сложения, умножения, тренажеры математические, дидактические пособия и игры.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! Очень содержательно! Возьму кое-что в копилочку...

4 November 2019