Коррекционно-развивающее занятие «Геометрические фигуры круг и овал. Сравнение по форме»
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия.
Пояснительная записка.
Индивидуальное занятие по учебному предмету «Коррекционно-развивающее занятие» с обучающейся 2 класса специальной (коррекционной) школы по Адаптированной Основной Общеобразовательной программе (вариант 2).
При обучении используется учебное издание «Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017.
Данное занятие представляет собой изучение нового материала в разделе «Сравнение предметов по форме». Коррекционно-развивающее занятие проводится один раз в неделю продолжительностью 20 минут.
Обучающаяся имеет в структуре дефекта детский церебральный паралич в форме спастической диплегии, глубокую умственную отсталость, грубые нарушения звукопроизношения по типу анартрии, эписиндром.
Работоспособность обучающейся на низком уровне. Девочка быстро утомляется. Способна концентрировать внимание на изучаемом объекте лишь некоторое время. Учебный материал преподносится преимущественно в игровой форме. Обучение осуществляется с помощью обширного наглядного и практического материала. С целью обогащения чувственного опыта, активизации познавательных процессов и вызывания положительного эмоционального отклика обучающейся регулярно используются «сюрпризные моменты», сказочные персонажи.
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия.
2 класс для детей с глубокой умственной отсталостью.
Индивидуальное обучение.
Тема: «Геометрические фигуры круг и овал. Сравнение по форме».
Изучение нового материала.
Цель: научиться сравнивать геометрические фигуры «круг» и «овал», актуализировать знания по теме «геометрические фигры».
Задачи: - образовательные – создать условия для восприятия, осознания и дифференциации ребенком определенных геометрических фигур путем использования специальных приемов; закрепить представление о круге, овале, квадрате, прямоугольнике;
- коррекционно-развивающие – развитие и коррекция произвольного внимания через обогащение чувственного опыта; коррекция и развитие мышления через постановку проблемной ситуации и выполнения программированных заданий; коррекция зрительного восприятия с помощью упражнений в узнавании и различении фигур в формах окружающих предметов;
- воспитательные – воспитание мотивации к учению; создание положительного эмоционального настроя обучающейся; стимулирование к организации и соблюдению порядка на рабочем месте.
Базовые учебные действия, формируемые на занятии.
Личностные УД:
создать положительное отношение к окружающей действительности, к процессу обучения;
Регулятивные УД:
учиться работать по предложенному плану;
с помощью педагога создавать последовательность действий;
Познавательные УД:
иметь представление о геометрических фигурах;
работать с предложенными в форме игры заданиями;
закреплять изученный материал посредством практических заданий;
делать простейшие выводы в результате совместной работы с учителем;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать фигуры на наглядном материале.
Коммуникативные УД:
вступать в эмоциональный контакт с учителем;
принимать помощь и взаимодействовать с учителем;
слушать и понимать инструкции к учебным заданиям в разных видах деятельности.
Ход занятия.
№ п/п | Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающегося | Методы и приемы работы | БУД |
1. | Орг. момент. | Создание положительного настроя на занятие посредством пальчиковой гимнастики. - Идут четыре братца навстречу старшему. – Здравствуй, большак! – говорят. – Здорово, Васька-указка, Здорово, Мишка-серёдка, Здорово, Гришка-сиротка Здорово, крошка Тимошка! | Делает пальчиковую гимнастику с активной помощью учителя | Практическиеупражнение на тонкую моторику | личностные коммуникативные |
2. | Актуализация знаний по разделу | 2 мешочка с одинаковым набором деревянных геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат. Работа проходит в два этапа: - Сначала я ощупываю фигуру внутри своего мешка, комментирую, достаю фигуру, выкладываю ее перед тобой, тебе нужно достать такую же фигуру из своего мешка. - Затем ты достаешь фигуру из мешка, кладешь на стол, я достаю такую же фигуру из своего мешка. | Оба этапа ученица проходит с помощью учителя | Частично-поисковые, практические упражнения, приемы сравнения | познавательные регулятивные |
3. | Сюрпризный момент | - Что это за звук? Кто к нам пожаловал?К нам на занятие приехала дружная семейка бурундучков. Папа, мама и дочка. Встали звери дружно в ряд Поиграть с тобой хотят Что ж ребята проходите Нашу Раю научите! - Да не с пустыми руками пришли наши друзья, а принесли много разных интересных заданий. Поиграем с бурундучками? Запасливый папа бурундук нашел в кармане удивительную проволочку. Возьмите в руки проволоку. Какую фигуру она вам напоминает? (Прямую линию.) Правильно. А теперь медленно замкнем нашу «линию». Что получили? (Круг.) Да, это круг, а вернее - окружность круга. А теперь медленно, аккуратно сдавите бока окружности, что получили? (Овал.) | У ребенка создан положительный эмоциональный настрой, с интересом наблюдает за игрушкой. Готова заниматься. | Ролевая игра с предметами, практические упражнения, исследовательский прием с проволокой | познавательные коммуникативные личностные |
4. | Сообщение темы урока. | - И мы на занятии подробно рассмотрим, чем же отличается овал от круга. | Слушает и смотрит | демонстрация | познавательные |
5. | Изучение нового материала | - Мама-бурундучиха тоже приехала к нам не с пустыми руками. Она привезла интересные картинки с изображением предметов.Посмотри на эти предметы. Какие из них похожи на круг, а какие на овал? | Работает с помощью учителя: ищет необходимые фигуры в формах знакомых предметов | показ предметных картинок, практические упражнения | познавательные регулятивные |
6. | Динамическая пауза | - Посмотри, что-то дочка наших бурундуков заскучала. А давай позовем ее друзей, забавных Обжорок! Кроме веселья, они очень любят поесть! Поприветствуем их! Ручки подняли, помахали, обжорок обняли! | Радуется, отдыхает вместе с куклами | кукольный театр, практические упражнения на общую моторику | личностные коммуникативные |
7. | Закрепление изученного материала | - У кукол на животиках знакомые нам фигуры. Обжорка-лягушка любит есть только овалы, а обжорка-бегемотик лакомится только кружками. Перед тобой овалы и круги разных размеров и цветов, давай накормим веселых обжорок! Довольные Обжорки уходят. | С помощью учителя дифференцирует круги и овалы в игре Машет рукой куклам на прощание. | игра, проблемная ситуация, практические упражнения, частично-поисковый метод | познавательные коммуникативные личностные |
8. | Подведение итогов урока | - Как замечательно, что мы узнали отличия круга от овала. Наши бурундуки славно поиграли с тобой, поэтому принесли в подарок яркие воздушные овальные шары. Но что это с ними? Кажется, шарики лопнули… Давай скорее исправим это, а круглые крышечки нам помогут. Смотри внимательно, 4 шарика красного, синего, желтого и зеленого цвета, а крышечки таких же цветов. Подбирай крышечки и закрывай шарики! Молодчина! | С помощью учителя закрывает шарики, навинчивает подходящие по цвету крышечки. | игра, проблемная ситуация, частично-поисковый метод, практические упражнения на тонкую моторику | познавательные коммуникативные |
9. | Рефлексия. | Исследование эмоционального восприятия ребенка посредством цветового теста Люшера. - Понравилось занятие? - Мне тоже очень понравилось, как ты работала! | Выбирает понравившийся цвет | тестирование | личностные коммуникативные |
Самоанализ занятия.
Организационный компонент занятия:
Занятие проводилось в соответствии с тематическим планированием.
Занятие в тематическом блоке соответствует содержанию, возрастным и познавательным возможностям обучающейся.
Структура занятия выдержана: материал излагался дозировано и последовательно; имело место наличие взаимосвязи с предыдущими занятиями, осуществлялась преемственность этапов занятия; оптимально распределялось время.
Тип занятия: изучение нового материала.
В соответствии с типом занятия была предусмотрена его следующая структура:
Организационный момент. Привлекал внимание обучающейся, включал пальчиковую гимнастику.
Этап актуализации знаний по разделу. Состоял из проверки представления и восприятия основных геометрических фигур.
Этап изучения нового материала. Включал в себя подведение к теме занятия, сообщение темы занятия, сюрпризный момент, постановку проблемы, программированные задания по теме.
Этап закрепления изученного материала. Содержал ролевую игру по типу кукол-бибабо, на примере которых отрабатывалась дифференциация фигур.
Итог урока. Рефлексия. Включал в себя цветовой тест Люшера.
Структура занятия соответствовала методике его проведения в специальной (коррекционной) школе. Считаю, что выбранная структура рациональна, так как позволяет реализовать в комплексе все цели и задачи занятия.
Этапы занятия взаимосвязаны, логически прослеживаются, присутствует плавный переход от одного этапа к другому, рационально распределено время на каждый из них. Коррекционно-развивающий материал отобран в соответствии с психофизическими особенностями обучающейся, ее интеллектуальными возможностями.
Готовность к занятию была обеспечена достаточно. Присутствовал как необходимый инвентарь (специально оборудованное рабочее место), так и наглядный дидактический и раздаточный материал (мешочки с деревянными и бумажными геометрическими фигурами, объёмный игровой материал (фигурки животных, автомобиль), проволока, предметные картинки, куклы-бибабо, горлышки от бутылок и крышечки для навинчивания, карточки теста Люшера).
Занятие начиналось с приветствия и веселой гимнастики для рук, тем самым был создан необходимый настрой.
Этап актуализации знаний по теме был проведен с помощью предложенных девочке заданий с «волшебными мешочками» в два этапа. Характерно, что на втором этапе ученица могла попробовать себя в роли учителя.
На этапе изучения нового материала обучающаяся была подведена к теме занятия посредством введения игрушечных персонажей. Сюрпризным моментом урока являлось разыгрывание ролевой игры между бурундучками, которые «привезли» программированные задания.
На этапе закрепления материала были использованы куклы-бибабо, конкретно была поставлена проблемная ситуация, в ходе решения которой ученица с помощью учителя смогла сравнить геометрические фигуры и «накормить» голодных животных.
На всех этапах урока руководствовалась принципом доступности и учетом возрастных и психологических особенностей ребенка.
В целях лучшего усвоения пройденного материала, активизации познавательной деятельности обучающейся широко использовала словесный, наглядный и практический методы.
Длительность занятия составила 20 минут. В течение учебного времени организовывала смены видов деятельности, проводила динамические паузы, сопровождающиеся рифмованными стихотворениями. Таким образом, был соблюден здоровьесберегающий и охранительный режим ребенка с ОВЗ.
В ходе занятия мне удалось реализовать следующие задачи:
- образовательные (создать условия для восприятия, осознания и дифференциации ребенком определенных геометрических фигур путем использования специальных приемов; закрепить представление о круге, овале, квадрате, прямоугольнике);
- коррекционно-развивающие (развитие и коррекция произвольного внимания через обогащение чувственного опыта; коррекция и развитие мышления через постановку проблемной ситуации и выполнения программированных заданий; коррекция зрительного восприятия с помощью упражнений в узнавании и различении фигур в формах окружающих предметов);
- воспитательные (воспитание мотивации к учению; создание положительного эмоционального настроя обучающейся; стимулирование к организации и соблюдению порядка на рабочем месте).
При построении занятия уделялось внимание формированию у обучающейся базовых учебных действий, а именно:
- было создано положительное отношение к процессу обучения (Личностные УД).
- девочка работала по предложенному учителем плану;
- с помощью педагога была создана последовательность действий (Регулятивные УД).
- было сформировано представление о геометрических фигурах;
- проведена работа с предложенными в форме игры программированными заданиями;
- закреплен изученный материал посредством практических заданий;
- сделаны простейшие выводы в результате совместной работы с учителем;
- сделаны простейшие обобщения, сравнения фигур на наглядном материале (Познавательные УД).
- ученица легко вступала в эмоциональный контакт с учителем;
- принимала помощь и взаимодействовала с учителем;
- слушала и принимала инструкции к учебным заданиям в разных видах деятельности (Коммуникативные УД).
Цель занятия была достигнута. Задачи выполнены. Этому способствовало применение различных форм работы. Обучающаяся активно участвовала в учебном процессе. Интерес ученицы проявлялся в ходе всех предложенных учителем видов деятельности. На завершающем этапе был подведен итог занятия, прокомментирована оценка деятельности обучающейся.
Считаю, что ученице было комфортно на занятии, тем самым было выполнено одно из требований к современному уроку – создание ситуации успеха.
Дидактическое приложение "Шары"
DOCX / 835.6 Кб
12
Пролубщикова Наталья Владимировна
Кучина Екатерина Юрьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Кучина Екатерина Юрьевна