Коррекционно-развивающее занятие «Морское путешествие»
Коррекционно-развивающее занятие
«Морское путешествие»
Пояснительная записка
Тема занятия: Морское путешествие.
Целевая аудитория: обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класса, вариант 1.
Характеристика группы обучающихся:
Обучающиеся с низким уровнем познавательной активности, отмечается низкая произвольность психических процессов – восприятие неточное, неполное, медленное; медленно переключаются с одного вида деятельности на другой, рассеянное внимание, распределяют внимание так же. У обучающихся узкий, бедный словарный запас; представления об окружающем мире ограничены ближайшем окружением, неточны и узки.
Программа: Занятие реализуется в рамках программы коррекционного курса для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 «Мир вокруг тебя».
Форма организации коррекционной деятельности: групповая.
Направление коррекционно-развивающей работы с группой: развитие произвольного восприятия и внимания.
Цель занятия: Уточнение и расширение представления об окружающем мире по теме «Море».
Задачи занятия:
Знакомить с понятиями «штурвал», «дайвинг», «жемчуг».
Обогащать и расширять активный предметный словарь на морскую тематику.
Развивать осознанное и произвольное восприятие, внимание; укреплять мелкую и общую моторную ловкость.
Воспитывать умения выполнять совместную деятельность небольшими группами.
Воспитывать аккуратность, быстроту, точность действий, развивать находчивость.
Планируемые результаты
Обучающиеся:
Указывают и называют слова, «штурвал», «дайвинг», «жемчуг» и другие на морскую тематику.
Называют качества личности человека.
Совместно выполняют командные задания.
Знают названия некоторых морских обитателей.
Здоровьесберегающие технологии занятия:
Технологии стимулирования и сохранения здоровья (ТСиСЗ1) (гимнастика для пальцев, релаксация, игры с использованием песка, физминутка).
Организационно-педагогические технологии (ОПТ) (учет работоспособности обучающихся в течение урока, распределение нагрузки, чередование каналов восприятия, методов и форм работы).
Психолого-педагогические технологии (ППТ) (приемы для снятия эмоционального напряжения, создания благоприятного психологического климата на занятии).
Коррекционные технологии (КТ) (технология музыкального воздействия, технология развитие межполушарного взаимодействия).
Медико-гигиенические технологии (МГТ) (самомассаж, правильная посадка за партой).
Способы оценки эффективности здоровьесберегающей направленности занятия:
Снятие локального утомления, предупреждается переутомление.
Повышение активности и мотивации (проявление интереса к заданиям).
Стабильная концентрация внимания.
Положительный эмоциональный настрой.
Выдержанный темп занятия.
Объем и количество выполненных заданий.
Отсутствие понижения работоспособности при выполнении задания/в течение занятия.
Материально-техническое обеспечение:
Оборудование и материалы: Экран, ПК, презентация «Морское путешествие»2, проектор. Диплом победителя.
Демонстрационные материалы: Таблички на столах участников «Осьминог» и «Дельфин». Словарные слова «дайвинг», «жемчуг», «штурвал». Плакат с образцом «Повтори без ошибок». Карточки со следами на песке (физминутка). Сухой бассейн с ракушками. «Волшебные» морские очки.
Раздаточные материалы: Грецкий орехи, карандаши простые. Карточки-жетоны «штурвал» за победу в конкурсах, теннисные шарики, игра «Покорми акулу». Листы с чистыми таблицами к игре «Повтори без ошибок». Листочки и ручки. Карточки к игре «Лево-право». Веревочная лестница и морские смайлики.
Мизансцена:
Дети сидят по командам за столами полукругом лицом к доске.
Классная доска с возможностями магнитного крепления распределена на зоны:
Экран с презентацией.
2. Рабочая зона.
3. Морской словарь (словарь новых слов)3.
Ход занятия
№ | Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Применяемые технологии/ ресурсы |
1. | Организационная часть Ритуал приветствия. | Проверка готовности к проведению занятия. Упражнение «Солнышко» Утором солнышко встаёт, И поклон вам всем свой шлёт, Всех старается согреть, Приласкать и пожалеть. Всем даёт оно добро Мы должны сберечь его. Обнимитесь – мы лучи, Улыбнитесь поскорей, чтобы стало всем светлей. Самомассаж (элементы) - Вы готовы, глазки? - Вы готовы, ножки? - Начинается игра! | Приветствуют учителя и гостей. Выполняют движения в соответствии со строками стихотворения. Поглаживание век. Поглаживание ушей. Поглаживание кистей рук. Поглаживание ног. Развести руки в стороны. Обнять себя руками. | Слайд 1 ТСиСЗ (гимнастика) МГТ (самомассаж) МГТ (правильная посадка) |
2. | Основная часть Актуализация словаря. Учебный диалог. | - Ребята, как называют людей, которые любят путешествовать? (Путешественники.) - Дети, вы хотели бы стать путешественниками? - Сегодня мы с вами отправимся в воображаемое путешествие, а вот куда, вы узнаете, когда выполните моё задание. Но сначала, подготовим пальчики. | Слушают учителя и отвечают на вопросы. | |
Разминка пальцев рук и ладоней. | Пальчиковая игра «Как живешь?» - Как живешь? - Вот так! («бинокль») Пальчиковое упражнения «Орех» - Я катаю свой орех, чтобы стал круглее всех. Пальчиковое упражнения «Крутись карандаш» - Карандаш в руках катаю между пальчиков верчу, непременно каждый пальчик быть послушным научу. | Выполняют упражнения со словами-ответами: Выполняют упражнения в соответствии со словами учителя. | ТСиСЗ (гимнастика для пальцев) ТСиСЗ (гимнастика для пальцев) | |
Работа с пастилином. | - Мы отправляемся в увлекательное путешествие, во время которого нашим рукам придется потрудиться. Куда же мы отправимся? Нам подскажут карточки с буквами. - Очистите двумя руками одновременно стеками пластилин с карточки, на которой написаны буква. | Слушают учителя. Дети стеками счищают слой пластилина. | Слайд 2-3 КТ (технология развития межполушарного взаимодействия) | |
Сообщение темы занятия. | - Какие буквы у вас оказались? - Соберите из букв слово. - Назовите, какое слово у вас получились? - Представим, что мы путешественники и отправимся в далекий путь по морю. | - Буквы -М, О, Р, Е-. Собирают из букв слово. Называют слово (Море.) | | |
Актуализация знаний. Учебный диалог. | - На чем можно путешествовать по воде? - Ребята, как вы думаете, что изображено на картинке? (Корабль, фрегат, парусник). - Корабль – это какой вид транспорта? (Водный вид транспорта). - Какие виды транспорта вы еще знаете? - Какие водные виды транспорта вы можете еще назвать? (Лодка, яхта, баржа, танкер…). - Как называют людей, плавающих на судне? - Мы с вами отправимся в далёкое путешествие на кораблях. Сегодня мы морские путешественники. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. | Слайд 4-5 МГТ (правильная посадка) | |
Мотивация. | - У нас не просто морское путешествие, а соревнование двух команд: команда «Осьминог» и команда «Дельфин». Учитель выставляет таблички на столы участников (учитель распределяют детей на команды самостоятельно). У каждого экипажа должен быть капитан. Выберите своего капитана. - Это соревнование, значит, будет и победитель. За каждое верно выполненное задание команда-победитель будет получать в свою копилку жетон штурвал4. | Слушают учителя. Выбирают капитана, его представляют. | ППТ (создание благоприятного климата) | |
Словарная работа. | - Что такое штурвал? - Внимание на экран, включаем наш телевизор. - Штурвал – это рулевое колесо, поворотом которого управляют движением судна, самолёта, а также работой других машин. Учитель размещает слово на доску. | Высказывают предположения. Слушают толкование слова. Повторяют новое слово. | Слайд 6 ОПТ (подключение несколько каналов восприятия) | |
Игровой момент. Актуализация словаря признаков. | - Для регаты вам понадобится карта. Посмотрите внимательно на карту, прокладываем маршрут. - Отправляемся в плавание. Закрыли глаза, слушаем шум моря, крики чаек. Подул ветер, и парус расправился, надулся (на вдохе, не расцепляя рук, выпятить грудь, свести лопатки, голову откинуть назад). Ветер утих, и парус «сник» (на выдохе голову опустить как можно ниже, спина становится круглой)… - Первый остров на нашем пути «Остров затонувших кораблей». - Ребята, скажите, члены экипажа какими качествами должны обладать? Какие качества пригодятся в море? (Отважный, быстрый, ловки, смелый, внимательный…). | Выполняют релаксационное упражнение. Отвечают на вопрос. Называют качества личности человека. | Слайд 7-8 ТСиСЗ (релаксация) ППТ (снятие напряжения) Слайд 9 | |
Коррекционно-развивающая игра «Повтори без ошибок»5 | - Сейчас экипажи команд покажут свою находчивость и быстроту. Чья команда быстрее повторит все буквы и слоги, как на образце, та быстрее отправится в плавание и принесет своей команде победное очко в виде штурвала. Перед обучающимися лист А3 с таблицей, в ячейках, которой расположены буквы и слоги. Дети должны поочередно подбежать к доске, посмотреть на таблицу, вернуться за стол команды и записать буквы и слоги, которые запомнили, в свою командную пустую таблицу. Штурвал получает команда, быстрее переписавшая все буквы и слоги. | Подбегают к стойке, на которой таблица, запоминают буквы и слоги, возвращаются к экипажу и в пустой таблице записывают буквы и слоги, которые запомнили. | ТСиСЗ (двигательная активность с бегом) | |
Актуализация предметного словаря (морская тематика). | - Отправляемся дальше. - Следующий остров называется… (Остров голодных акул) - Каких еще морских обитателей вы можете назвать? (Осьминоги, киты, дельфины, морские коньки, морские звезды, рыба-меч…) | Читают на слайде название острова. Отвечают на вопросы учителя. | Слайд 10-11 | |
Игра на развитие мелкой моторики «Покорми акулу»6. | - Акулы – это хищные рыбы. Отпустят она нас тогда, когда мы их накормим. Маневрируя шариком (условно – рыбка), загнать его в пасть акулы. Команда, быстрее справившаяся с заданием, получает в копилку штурвал. | Экипаж выбирает для задания игрока. | ТСиСЗ (гимнастика для рук) | |
Словарная работа. | - Прокладываем маршрут на карте. - На море замечательная погода. И новый остров. Прочитайте его название (Остров дайвинга). - Что такое дайвинг? - Внимание на экран, включаем наш телевизор, он познакомит нас с новым словом. - При погружении можно увидеть различных красивых рыб, наблюдать за морскими обитателями и растениями. | Читают на слайде название острова. Высказывают предположения. Слушают толкование слова, смотрят на экран. | Слайд 12-14 ОПТ (подключение несколько каналов восприятия) | |
Коррекционно-развивающая игра «Лево-право»7 | - Сейчас вы будете такими наблюдателями. У вас на столах листочки с изображением различных рыб, нужно сосчитать и записать количество рыб, плывущих в правую сторону и количество рыб, плывущих влево. Чья команда быстрее и правильно справится, та и получает штурвал. Звучит спокойная музыка. | Подсчет рыб. Капитан озвучивает результат. | Слайд 15 КТ (технология музыкального воздействия) | |
Физминутка8. | - После дайвинга можно погулять по острову. - Прыжками повторяем все следы на песке. | Прыгают по следам. | ТСиСЗ (физминутка) | |
Коррекционно-развивающая игра «Распредели на группы». Актуализация знаний. | - Прокладываем маршрут на карте. Плывем дальше. - Остановка на Острове попутного ветра. Выполним задание и снова в путь. - Ребята, а вы знаете, есть обитатели морские и речные. Давайте распределим жителей в группы: морские и речные. - Какие морских обитателей мы отпустили в море? - А какие речных обитателей вы знаете? | Слушают учителя. Подходят к доске и распределяют изображения рыб в две корзинки (условно море и река) | Слайд 16-17 МГТ (правильная посадка) | |
Словарная работа. | - Итак, последний остров на нашем пути. - Называется остров… (Остров Жемчужный). - Что такое жемчуг? - Включаем наш телевизор с новыми словами. - Жемчуг — это драгоценный камень, который образуется в раковинах. - Размещаем слово в морском словаре. | Слушают учителя. Читают название острова. Высказывают предположения. | Слайд 18-20 ОПТ (подключение несколько каналов восприятия) | |
Игра «Достань ракушки». | - Достать все ракушки из песка. Чья команда быстрее достанет все ракушки, та и получает штурвал. | Составляют морские слова. | Слайд 21 ТСиСЗ (игра с песком) | |
3. | Заключительная часть Подведение итога. | - Приближается конец нашей регаты. На горизонте остров Финиш. Время подводить итоги. Посчитайте, сколько штурвалов у команд в копилке? Вручение Диплома победителя команде, выигравшей регату. - Вам понравилось путешествие? - Какое задание было для вас самое трудное? - Какое самое легкое? - Какими качествами должен обладать капитан? - Какие качества вы проявили в ходе игры? - С какими новыми совами вы познакомились?.. | Подчитывают количество жетонов- штурвалов. Отвечают на вопросы учителя. | Слайд 22 ППТ (создание благоприятного климата) |
Рефлексия. | - Посмотрите внимательно на веревочную лестницу, расположите морской смайлик на нижней ступеньке, если задания были очень трудные, на средней – если были ошибки, на верхней – если все было верно. - Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные! Подходя к каждому ребенку, учитель называет всё то, в чём успешен был ребёнок сегодня на занятии. | Размещают смайлик. | Слайд 23 ППТ (снятие эмоционального напряжение) |
Приложения
Приложение 1.
Слайды презентации
Ссылка на презентацию: https://disk.yandex.ru/i/2EnceJpWL3uMHg
Слайд 1 | Слайд 2 |
Слайд 3 | Слайд 4 |
Слайд 5 | Слайд 6 |
Слайд 7 | Слайд 8 |
Слайд 9 | Слайд 10 |
Слайд 11 | Слайд 12 |
Слайд 13 | Слайд 14 |
Слайд 15 | Слайд 16 |
Слайд 17 | Слайд 18 |
Слайд 19 | Слайд 20 |
Слайд 21 | Слайд 22 |
Слайд 23 | |
Приложение 2.
Морской словарь
Заполняем по мере изучения «новых» слов.
Приложение 3.
Жетоны
Приложение 4.
Коррекционно-развивающая игра «Повтори без ошибок»
Приложение 5.
Игра на развитие мелкой моторики «Покорми акулу»
Приложение 6.
Коррекционно-развивающая игра «Лево-право»
Приложение 7.
Физминутка.
1 Далее в конспекте занятия указывается аббревиатура.
2 Приложение 1.
3 Приложение 2.
4 Приложение 3.
5 Приложение 4.
6 Приложение 5.
7 Приложение 6.
8 Приложение 7.
Поляков Александр Васильевич
Шишкина Людмила Николаевна