Коррекционно-развивающее занятие «Морское путешествие»

6
2
Материал опубликован 20 October

Коррекционно-развивающее занятие

«Морское путешествие»

Пояснительная записка

Тема занятия: Морское путешествие.

Целевая аудитория: обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класса, вариант 1.

Характеристика группы обучающихся:

Обучающиеся с низким уровнем познавательной активности, отмечается низкая произвольность психических процессов – восприятие неточное, неполное, медленное; медленно переключаются с одного вида деятельности на другой, рассеянное внимание, распределяют внимание так же. У обучающихся узкий, бедный словарный запас; представления об окружающем мире ограничены ближайшем окружением, неточны и узки.

Программа: Занятие реализуется в рамках программы коррекционного курса для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 «Мир вокруг тебя».

Форма организации коррекционной деятельности: групповая.

Направление коррекционно-развивающей работы с группой: развитие произвольного восприятия и внимания.

Цель занятия: Уточнение и расширение представления об окружающем мире по теме «Море».

Задачи занятия:

Знакомить с понятиями «штурвал», «дайвинг», «жемчуг».

Обогащать и расширять активный предметный словарь на морскую тематику.

Развивать осознанное и произвольное восприятие, внимание; укреплять мелкую и общую моторную ловкость.

Воспитывать умения выполнять совместную деятельность небольшими группами.

Воспитывать аккуратность, быстроту, точность действий, развивать находчивость.

Планируемые результаты

Обучающиеся:

Указывают и называют слова, «штурвал», «дайвинг», «жемчуг» и другие на морскую тематику.

Называют качества личности человека.

Совместно выполняют командные задания.

Знают названия некоторых морских обитателей.

Здоровьесберегающие технологии занятия:

Технологии стимулирования и сохранения здоровья (ТСиСЗ1) (гимнастика для пальцев, релаксация, игры с использованием песка, физминутка).

Организационно-педагогические технологии (ОПТ) (учет работоспособности обучающихся в течение урока, распределение нагрузки, чередование каналов восприятия, методов и форм работы).

Психолого-педагогические технологии (ППТ) (приемы для снятия эмоционального напряжения, создания благоприятного психологического климата на занятии).

Коррекционные технологии (КТ) (технология музыкального воздействия, технология развитие межполушарного взаимодействия).

Медико-гигиенические технологии (МГТ) (самомассаж, правильная посадка за партой).

Способы оценки эффективности здоровьесберегающей направленности занятия:

Снятие локального утомления, предупреждается  переутомление.

Повышение активности и мотивации (проявление интереса к заданиям).

Стабильная концентрация внимания.

Положительный эмоциональный настрой.

Выдержанный темп занятия.

Объем и количество выполненных заданий.

Отсутствие понижения работоспособности при выполнении задания/в течение занятия.

Материально-техническое обеспечение:

Оборудование и материалы: Экран, ПК, презентация «Морское путешествие»2, проектор. Диплом победителя.

Демонстрационные материалы: Таблички на столах участников «Осьминог» и «Дельфин». Словарные слова «дайвинг», «жемчуг», «штурвал». Плакат с образцом «Повтори без ошибок». Карточки со следами на песке (физминутка). Сухой бассейн с ракушками. «Волшебные» морские очки.

Раздаточные материалы: Грецкий орехи, карандаши простые. Карточки-жетоны «штурвал» за победу в конкурсах, теннисные шарики, игра «Покорми акулу». Листы с чистыми таблицами к игре «Повтори без ошибок». Листочки и ручки. Карточки к игре «Лево-право». Веревочная лестница и морские смайлики.

Мизансцена:

Дети сидят по командам за столами полукругом лицом к доске.

Классная доска с возможностями магнитного крепления распределена на зоны:

Экран с презентацией.

2. Рабочая зона.

3. Морской словарь (словарь новых слов)3.

Ход занятия

Этап

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Применяемые технологии/

ресурсы

1.

Организационная часть

Ритуал приветствия.

Проверка готовности к проведению занятия.

Упражнение «Солнышко»

Утором солнышко встаёт,

И поклон вам всем свой шлёт,

Всех старается согреть,

Приласкать и пожалеть.

Всем даёт оно добро

Мы должны сберечь его.

Обнимитесь – мы лучи,

Улыбнитесь поскорей, чтобы стало всем светлей.

Самомассаж (элементы)

- Вы готовы, глазки?
- Да!
- Вы готовы, ушки?
- Да!
- Вы готовы, ручки?
- Да!

- Вы готовы, ножки?
- Да!
- Вы готовы?
- Да

- Начинается игра!

Приветствуют учителя и гостей.

Выполняют движения в соответствии со строками стихотворения.






Поглаживание век.

Поглаживание ушей. Поглаживание кистей рук.

Поглаживание ног. Развести руки в стороны.

Обнять себя руками.

Слайд 1

ТСиСЗ (гимнастика)








МГТ (самомассаж)









МГТ (правильная посадка)

2.


Основная часть

Актуализация словаря.

Учебный диалог.

- Ребята, как называют людей, которые любят  путешествовать? (Путешественники.)

- Дети, вы хотели бы стать путешественниками?

- Сегодня мы с вами отправимся в воображаемое путешествие, а вот куда, вы узнаете, когда выполните моё задание. Но сначала, подготовим пальчики.

Слушают учителя и отвечают на вопросы.


Разминка пальцев рук и ладоней.

Пальчиковая игра «Как живешь?»

- Как живешь?
- Вот так! (Большие пальцы вперед).
- Как плывешь?
- Вот так! (Имитация плавания).
- Как бежишь?
- Вот так! (Указательные и средние пальцы «бегут»)
- Вдаль глядишь?

- Вот так! («бинокль»)
- Ждешь обед?
- Вот так! (Подпереть щеку кулачком)
- Машешь вслед?
- Вот так! (помахать кистью руки)
- Утром спишь?
- Вот так! (обе руки под щеку)
- А шалишь?
- Вот так! (хлопнуть по надутым щекам)

Пальчиковое упражнения «Орех»

- Я катаю свой орех, чтобы стал круглее всех.

Пальчиковое упражнения «Крутись карандаш»

- Карандаш в руках катаю между пальчиков верчу, непременно каждый пальчик быть послушным научу.



Выполняют упражнения со словами-ответами:













Выполняют упражнения в соответствии со словами учителя.


ТСиСЗ (гимнастика для пальцев)















ТСиСЗ (гимнастика для пальцев)



Работа с пастилином.

- Мы отправляемся в увлекательное путешествие, во время которого нашим рукам придется потрудиться. Куда же мы отправимся? Нам подскажут карточки с буквами.

- Очистите двумя руками одновременно стеками пластилин с карточки, на которой написаны буква.

Слушают учителя.

Дети стеками счищают слой пластилина.

Слайд 2-3

КТ (технология развития межполушарного взаимодействия)

Сообщение темы занятия.

- Какие буквы у вас оказались?

- Соберите из букв слово.

- Назовите, какое слово у вас получились?

- Представим, что мы путешественники и отправимся в далекий путь по морю.

- Буквы -М, О, Р, Е-.

Собирают из букв слово.

Называют слово (Море.)


Актуализация знаний.

Учебный диалог.

- На чем можно путешествовать по воде?

- Ребята, как вы думаете, что изображено на картинке? (Корабль, фрегат, парусник).

- Корабль – это какой вид транспорта? (Водный вид транспорта).

- Какие виды транспорта вы еще знаете?

- Какие водные виды транспорта вы можете еще назвать? (Лодка, яхта, баржа, танкер…).

- Как называют людей, плавающих на судне?

- Мы с вами отправимся в далёкое путешествие на кораблях. Сегодня мы морские путешественники.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Слайд 4-5

МГТ (правильная посадка)

Мотивация.

- У нас не просто морское путешествие, а соревнование двух команд: команда «Осьминог» и команда «Дельфин».

Учитель выставляет таблички на столы участников (учитель распределяют детей на команды самостоятельно). У каждого экипажа должен быть капитан. Выберите своего капитана.

- Это соревнование, значит, будет и победитель. За каждое верно выполненное задание команда-победитель будет получать в свою копилку жетон штурвал4.

Слушают учителя.




Выбирают капитана, его представляют.

ППТ (создание благоприятного климата)

Словарная работа.

- Что такое штурвал?

- Внимание на экран, включаем наш телевизор.

- Штурвал – это рулевое колесо, поворотом которого управляют движением судна, самолёта, а также работой других машин.

Учитель размещает слово на доску.

Высказывают предположения.

Слушают толкование слова.

Повторяют новое слово.

Слайд 6

ОПТ (подключение несколько каналов восприятия)

Игровой момент.










Актуализация словаря признаков.

- Для регаты вам понадобится карта. Посмотрите внимательно на карту, прокладываем маршрут.

- Отправляемся в плавание. Закрыли глаза, слушаем шум моря, крики чаек. Подул ветер, и парус расправился, надулся (на вдохе, не расцепляя рук, выпятить грудь, свести лопатки, голову откинуть назад). Ветер утих, и парус «сник» (на выдохе голову опустить как можно ниже, спина становится круглой)…

- Первый остров на нашем пути «Остров затонувших кораблей».

- Ребята, скажите, члены экипажа какими качествами должны обладать? Какие качества пригодятся в море? (Отважный, быстрый, ловки, смелый, внимательный…).



Выполняют релаксационное упражнение.





Отвечают на вопрос. Называют качества личности человека.

Слайд 7-8


ТСиСЗ (релаксация)

ППТ (снятие напряжения)



Слайд 9


Коррекционно-развивающая игра «Повтори без ошибок»5

- Сейчас экипажи команд покажут свою находчивость и быстроту. Чья команда быстрее повторит все буквы и слоги, как на образце, та быстрее отправится в плавание и принесет своей команде победное очко в виде штурвала.

Перед обучающимися лист А3 с таблицей, в ячейках, которой расположены буквы и слоги. Дети должны поочередно подбежать к доске, посмотреть на таблицу, вернуться за стол команды и записать буквы и слоги, которые запомнили, в свою командную пустую таблицу. Штурвал получает команда, быстрее переписавшая все буквы и слоги.

Подбегают к стойке, на которой таблица, запоминают буквы и слоги, возвращаются к экипажу и в пустой таблице записывают буквы и слоги, которые запомнили.

ТСиСЗ (двигательная активность с бегом)


Актуализация предметного словаря (морская тематика).

- Отправляемся дальше.

- Следующий остров называется… (Остров голодных акул)

- Каких еще морских обитателей вы можете назвать? (Осьминоги, киты, дельфины, морские коньки, морские звезды, рыба-меч…)


Читают на слайде название острова.

Отвечают на вопросы учителя.

Слайд 10-11


Игра на развитие мелкой моторики «Покорми акулу»6.

- Акулы – это хищные рыбы. Отпустят она нас тогда, когда мы их накормим.

Маневрируя шариком (условно – рыбка), загнать его в пасть акулы. Команда, быстрее справившаяся с заданием, получает в копилку штурвал.



Экипаж выбирает для задания игрока.

ТСиСЗ (гимнастика для рук)

Словарная работа.

- Прокладываем маршрут на карте.

- На море замечательная погода. И новый остров. Прочитайте его название (Остров дайвинга).

- Что такое дайвинг?

- Внимание на экран, включаем наш телевизор, он познакомит нас с новым словом.

- При погружении можно увидеть различных красивых рыб, наблюдать за морскими обитателями и растениями.

Читают на слайде название острова.

Высказывают предположения.

Слушают толкование слова, смотрят на экран.


Слайд 12-14

ОПТ (подключение несколько каналов восприятия)


Коррекционно-развивающая игра «Лево-право»7

- Сейчас вы будете такими наблюдателями. У вас на столах листочки с изображением различных рыб, нужно сосчитать и записать количество рыб, плывущих в правую сторону и количество рыб, плывущих влево. Чья команда быстрее и правильно справится, та и получает штурвал. Звучит спокойная музыка.

Подсчет рыб.

Капитан озвучивает результат.

Слайд 15



КТ (технология музыкального воздействия)

Физминутка8.


- После дайвинга можно погулять по острову.

- Прыжками повторяем все следы на песке.

Прыгают по следам.

ТСиСЗ (физминутка)

Коррекционно-развивающая игра «Распредели на группы».


Актуализация знаний.

- Прокладываем маршрут на карте. Плывем дальше.

- Остановка на Острове попутного ветра. Выполним задание и снова в путь.

- Ребята, а вы знаете, есть обитатели морские и речные. Давайте распределим жителей в группы: морские и речные.

- Какие морских обитателей мы отпустили в море?

- А какие речных обитателей вы знаете?

Слушают учителя.


Подходят к доске и распределяют изображения рыб в две корзинки (условно море и река)

Слайд 16-17

МГТ (правильная посадка)

Словарная работа.

- Итак, последний остров на нашем пути.

- Называется остров… (Остров Жемчужный).

- Что такое жемчуг?

- Включаем наш телевизор с новыми словами.

- Жемчуг  — это драгоценный камень, который образуется в раковинах.

- Размещаем слово в морском словаре.

Слушают учителя.

Читают название острова.

Высказывают предположения.


Слайд 18-20

ОПТ (подключение несколько каналов восприятия)

Игра «Достань ракушки».

- Достать все ракушки из песка. Чья команда быстрее достанет все ракушки, та и получает штурвал.

Составляют морские слова.

Слайд 21 ТСиСЗ (игра с песком)

3.

Заключительная часть



Подведение итога.

- Приближается конец нашей регаты. На горизонте остров Финиш. Время подводить итоги. Посчитайте, сколько штурвалов у команд в копилке? Вручение Диплома победителя команде, выигравшей регату.

- Вам понравилось путешествие?

- Какое задание было для вас самое трудное?

- Какое самое легкое?

- Какими качествами должен обладать капитан?

- Какие качества вы проявили в ходе игры?

- С какими новыми совами вы познакомились?..

Подчитывают количество жетонов-

штурвалов. Отвечают на вопросы учителя.

Слайд 22

ППТ (создание благоприятного климата)

Рефлексия.


- Посмотрите внимательно на веревочную лестницу, расположите морской смайлик на нижней ступеньке, если задания были очень трудные, на средней – если были ошибки, на верхней – если все было верно.

- Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные! Подходя к каждому ребенку, учитель называет всё то, в чём успешен был ребёнок сегодня на занятии.

Размещают смайлик.





Слайд 23




ППТ (снятие эмоционального напряжение)

Приложения

Приложение 1.

Слайды презентации

Ссылка на презентацию: https://disk.yandex.ru/i/2EnceJpWL3uMHg

Слайд 1

t1729431683aa.gif

Слайд 2

t1729431683ab.gif


Слайд 3

t1729431683ac.gif

Слайд 4

t1729431683ad.gif


Слайд 5

t1729431683ae.gif

Слайд 6

t1729431683af.gif

Слайд 7

t1729431683ag.gif

Слайд 8

t1729431683ah.gif

Слайд 9

t1729431683ai.gif

Слайд 10

t1729431683aj.gif

Слайд 11

t1729431683ak.gif

Слайд 12

t1729431683al.gif

Слайд 13

t1729431683am.gif

Слайд 14

t1729431683an.gif

Слайд 15

t1729431683ao.gif

Слайд 16

t1729431683ap.gif

Слайд 17

t1729431683aq.gif

Слайд 18

t1729431683ar.gif

Слайд 19

t1729431683as.gif

Слайд 20

t1729431683at.gif

Слайд 21

t1729431683au.gif

Слайд 22

t1729431683av.gif


Слайд 23

t1729431683aw.gif



Приложение 2.

Морской словарь

Заполняем по мере изучения «новых» слов.

t1729431683ax.gif

Приложение 3.

Жетоны

t1729431683ay.gif

Приложение 4.

Коррекционно-развивающая игра «Повтори без ошибок»

t1729431683az.gift1729431683ba.gif


Приложение 5.

Игра на развитие мелкой моторики «Покорми акулу»

t1729431683bb.gif

Приложение 6.

Коррекционно-развивающая игра «Лево-право»

t1729431683bc.gif


Приложение 7.

Физминутка.

t1729431683bd.gif


1 Далее в конспекте занятия указывается аббревиатура.

2 Приложение 1.

3 Приложение 2.

4 Приложение 3.

5 Приложение 4.

6 Приложение 5.

7 Приложение 6.

8 Приложение 7.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Полезная и нужна работа!

20 October

Инна Владимировна! Поздравляю с победой в конкурсе!

20 November