Групповое коррекционно-развивающее занятие по охране здоровья детей с умственной отсталостью

4
1
Материал опубликован 19 January 2021

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат для

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Отрадный»

446303, Самарская область, г. Отрадный, ул. Жигулевская, 2а, тел/факс – 23302, 20771, otr.internat@yandex.ru

Учитель-дефектолог Еремеева Инна Владимировна

Групповое коррекционно-развивающее занятие

Паспорт занятия

Тема занятия:

Транспорт специального назначения.

Учитель-дефектолог

Еремеева Инна Владимировна

Целевая аудитория

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класса (вариант 1).

Направление коррекционно-развивающей работы

Уточнение, обогащение представлений об окружающем мире.



Цель

Уточнять и расширять представления об окружающем мире через знакомство с транспортом специального назначения.

Задачи

Познакомить с автомобилями специального назначения.

Закреплять знания видов транспорта, правила поведения на дороге.

Развивать осознанное восприятие и внимание в игровой деятельности, умения ориентироваться в пространстве.

Воспитывать аккуратность, бережное отношение к здоровью.

Планируемые базовые учебные действия

ПБУД1-1: Простой анализ доступных объектов.

ПБУД-2: Группировка предметов по заданному признаку.

ПБУД-3: Построение элементарных рассуждений.

ПБУД-4: Чтение и использование элементарных знаков и символов.

КБУД2-1: Слушание и понимание доступной обращенной речи.

КБУД-2: Участие в учебном диалоге.

КБУД-3: Обогащение словарного запаса.

РБУД3-1: Принятие темы и цели занятия/задания.

РБУД-2: Принятие и выполнение простой инструкции и учебной задачи.

РБУД-3: Соотнесение результатов своей деятельности.

ЛБУД4-1: Готовность к безопасному поведению на улице.

ЛБУД-2: Обобщение личного опыта.

Планируемые результаты





Обучающиеся:

Называют некоторые виды транспорта, дифференцируют хорошо знакомые виды транспорта.

Называют транспорт специального назначения, указывают отличительные особенности.

Знают правила поведения на улице при появлении транспорта спецназначения.

Ориентируются в пространстве улицы.

Программное содержание

Тема № 24 из раздела плана коррекционно-развивающей работы с группой обучающихся № 2 «Мир вокруг тебя»

Мировоззренческая идея

Из всех изобретений и открытий в науке и искусствах, из всех великих последствий удивительного развития техники на первом месте стоит машиностроение… Чарльз Диккенс

Ценностно-смысловые ориентиры

Ориентация на безопасное поведение на улице.


План изучения материала

Организационная часть (ритуал приветствия).

Сообщение темы занятия.

Основная часть

- Актуализация знаний.

- Словарная работа (автовладелец).

- Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу.

- Изучение новой темы.

- Рассказ учителя.

- Словарная работа (автомаляр).

- Индивидуальная работа (раскрась автомобиль).

- Физминутка.

- Изучение новой темы.

- Игра «Внимательный пешеход».

- Игра «Накрой карточки фишками».

- Ориентация в пространстве.

Заключительная часть (рефлексия).

Основные понятия

Виды транспорта специального назначения: полицейский автомобиль, пожарная машина, машина скорой помощи; автовладелец, автомаляр.

Тип занятия

Изучение новой темы, первичное закрепление

Форма занятия

Групповая

Образовательная технология

Игровая технология, ИКТ.

Оснащение урока

Оборудование и материалы: Экран, ПК, презентация «Транспорт специального назначения», проектор, звукозапись «Звуки улицы», отрывок из мультипликационного фильма «Азбука безопасности. Автомобили специального назначения», звукозаписи сирен пожарной, скорой и полицейской машин.

Демонстрационные материалы: Предметные картинки с изображением разных видов транспорта. Предметные картинки красного и синего грузовиков.

Раздаточные материалы: Карточки «Машины на дороге», кружки зеленого и красного цвета, карточки «Раскрась автомобиль», Мнемотаблицы к описанию машин. Таблички «Транспорт», цветные карточки-фишки. Смайлики веселые и грустные.

Мизансцена урока

4 индивидуальные парты полукругом.

Предварительная подготовка к уроку учащихся

Повторение видов транспорта и его значения.

Повторение правил дорожного перехода.

Описание знакомых видов транспорта с опорой на предметную картинку и мнемотаблицу.

Домашнее задание

-


Технологическая карта занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ПОР

I. Организационная часть (0,5 мин.)

Проверка готовности к проведению занятия.

Проговорка:

Прозвенел звонок сейчас.

Мы все рады видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

Приветствуют учителя и гостей.

Повторяют проговорку.

КБУД-1

II. Сообщение темы занятия (2,5 мин.)

Слайд 1

- Ребята, сегодня мы отправимся в воображаемое путешествие, а вот куда, попробуйте догадаться по звукам, которые услышите. (Звучит запись «Звуки улицы»).


- А по улицам, что передвигается? (Машины)

- А какие машины вы знаете?

- Автобус, грузовик, трамвай, легковой автомобиль – это одним словом «транспорт».

- Сегодня мы с вами поговорим о транспорте.




Слушают аудиозапись «Звуки улицы».

Отвечают на вопросы учителя.


КБУД-1

КБУД-2

РБУД-1

III. Основная часть (24 мин.)

Актуализация знаний (2 мин.)

Игра «Назовите транспорт»

- А сейчас я проверю, хорошо ли вы знаете транспорт, ответьте на мои вопросы:

1. Если я скажу слово шасси, о каком транспорте я говорю? (О воздушном). У какого транспорта есть крылья. (Самолет).

Слайд 2

2. Есть транспорт, который работает в море. Как он называется? Назовите его. (Ледокол, спасатель, катер, рыболовецкое судно, пассажирский лайнер).

Слайд 3

3. Если я произнесу слово - железная дорога, о каком транспорте идет речь? (Поезд, электричка).

Слайд 4

4. Есть транспорт, который помогает человеку на стройке. Назовите его. (Панелевоз, экскаватор, бульдозер, подъемный кран).

Слайд 5

Правила дорожного движения

- Ребята, а вы умеете правильно переходить улицу?

Слайд 6 - 7

- Что помогает людям переходить дорогу? (Пешеходный переход и светофор.)

Слайд 8

- Расскажите, что означают цвета светофора?


Словарная работа (0,5 мин.)

- А сейчас я предлагаю вам побыть автовладельцем. А кто такой автовладелец? (Человек, владеющий транспортом).


Составление описательного рассказа с порой на мнемотаблицу (4 мин.)

Слайд 9

- У каждого из вас на столе лежит перевернутая картинка. Возьмите ее, посмотрите, какая машина на ней нарисована. И сейчас нам можно отправляться в путь. Но перед тем, как мы начнем путь, мы должны рассказать о своей машине. Каждый из вас автовладелец и вы хорошо знаете, из каких частей состоит машина, какой величины и цвета она, как помогает людям. Составить рассказ вам поможет мнемотаблица.

- Послушайте мой рассказ: Я водитель автобуса. У моего автобуса есть кабина, салон, двери, окна, колеса. Мой автобус большой, он желтый. Я на своем автобусе вожу людей на работу, в парк. Мне нравиться быть водителем автобуса.



- Молодцы ребята, вы хорошо знаете свой транспорт и то, как он помогает людям.

- Ребята, посмотрите внимательно на машины, которые мы описали, возможно, кто-то догадается, какая машина здесь лишняя? К этому заданию мы вернемся в конце занятия.


Изучение новой темы (6 мин.)

- Дети, а вы знаете, что машины могут издавать звук.

- Послушайте внимательно запись и догадайтесь, какая машина издает такой звук? /звучат записи пожарной, скорой и полицейской машины/.

Слайд 10 - 11

- Какой машины этот сигнал?


- Правильно. Передайте голосом сигнал машины скорой помощи.

Слайд 12 - 13

- Какие еще сигналы вы слышите?


- Как сигналит полицейская машина?

Слайд 14 -15

- А это какой сигнал?


- Какой у нее сигнал? (Тревожный, долгий.)


Рассказ учителя (1 мин.)

Слайд 16

- Машина скорой помощи, полицейская машина и пожарная машина – это транспорт специального назначения. Каждая машина имеет определенный цвет и оснащена специальным оборудованием:  пожарная машина – красный, чтобы видно было издалека, имеет сигнальную лампу и сирену;  машина скорой помощи – белого цвета с красным крестом, так же имеет сирену и сигнальную лампу; полицейская машина тоже имеет свой цвет, звуковой сигнал и проблесковый маячок.


Словарная работа (0,5 мин.)

- Ребята, сейчас я вам предлагаю побыть автомалярами. Кто такой автомаляр?

А чем занимается автомаляр? (Покраской автомобилей).


Индивидуальная работа с карточками «Раскрась автомобиль» (3 мин.)

- На столе у вас картинки с изображением транспорта специального назначения, вам необходимо их раскрасить в соответствующие цвета (как на образце).

- Назовите, какую машину вы покрасили.


Физминутка (1 мин.)

Слайд 17

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль.

Газ включаем, выключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли

Вправо – влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер.

Мы шоферы – хоть куда.


Изучение новой темы (3 мин.)

- Ребята, кто знает, как себя вести, если на дороге появилась такая машина?

Слайд 18

- Давайте посмотрим небольшой мультфильм, а вы мне потом расскажите, как вести себя на дороге, если появился автомобиль специального назначения.

М/Ф Слайд 19

- Итак, ответьте на вопрос: как вести себя на дороге, если появился автомобиль специального назначения?

Слайд 20


Игра «Внимательный пешеход» (1,5мин.)

- Пешеходы должны быть очень внимательны. Давайте поиграем в слова: если услышите слово, называющее транспорт, поднимите зеленый кружок и говорите «проезжай», если другое слово — поднимите красный кружок.

Слова: мяч, яблоко, машины, автобус, платье, трамвай, полиция, солнце, ведро, такси, троллейбус, лампа, очки, скорая помощь, пожарная, стол, грузовик.

Слайд 21


Игра «Накрой картинки фишками» (3 мин.)

- Ребята, я хочу проверить, хорошо ли знаете транспорт, о котором мы сегодня упоминали на занятии. Перед вами табличка «Транспорт».

Накройте синими карточками воздушный транспорт.

Накройте коричневыми карточками грузовой транспорт.

Накройте желтыми карточками водный транспорт.

Накройте красными карточками транспорт специального назначения.

Накройте железнодорожный транспорт зелеными карточками.

Посчитайте, сколько видов транспорта у вас осталось не накрытыми.

Слайд 22

Ориентация в пространстве (1,5 мин.)

- Давайте представим, что мы оказались возле проезжей части города. Рассмотрите проезжую часть и ответьте на мои вопросы:

- Какие машины вы видите?

- Посчитайте сколько машин на картинке?

- Какая машина едет налево?

- Какая машина едет направо?

- Какая машина далеко от вас, какие близко, а какая ближе всех?

- Какая машина в центре?


- А сейчас, ребята, давайте вернемся к нашем машинам, которые вы описывали в начале занятии. Назовите «лишний» автомобиль. Почему?

Слайд 23



Слушают учителя, отвечают на вопросы.























Рассказывают правила перехода улицы.


Рассказывают значения сигналов светофора.



Отвечают на вопрос учителя.









Рассматривают предметные картинки с изображение транспрта.






Слушают рассказ учителя.






Дети рассказывают о транспорте: грузовая машина, полицейская машина, скорая помощь, пожарная машина.

После рассказа дети подходят к доске и прикрепляют картинку с транспортом на доску, на которой изображена улица.




Ответы детей.


Дети прослушивают аудиозаписи звуков транспорта спецназначения.



Отвечают на вопрос.


- Это сигнал скорой помощи.

У-у-у-у (протяжно).


- Сигналы полицейской машины.

У,у,у. (отрывисто).


- Сигналы пожарной машины.

- У…….(долго и тревожно).





Слушают учителя.















Отвечают на вопросы.







Раскрашивают предметную картинку с изображением транспорта спецназначения в соответствующие цвета.




Выполняют движения за учителем, согласно словам стихотворения.








Отвечают на вопрос.



Просматривают отрывок из мультипликационного фильма «Азбука дорожного движения».



Отвечают на вопрос.





Слушают правила.







Поднимают зеленый кружок и говорят «проезжай», если слышат название транспорта.







Рассматривают таблицу.


Накрывают цветными карточками-фишками ячейки таблицы с транспортом.













Рассматривают сюжетную картинку на слайде, отвечают на вопросы учителя.








- «Лишний» автомобиль – грузовая машина, так как это не транспорт специального назначения.

КБУД- 1

ПБУД-1






















ЛБУД-1

ЛБУД-2

ПБУД-4








КБУД-3







КБУД-1

ПБУД-1

ПБУД-3














ПБУД-1

ПБУД-2










КБУД-1

РБУД-2





КБУД-2















КБУД-1

ПБУД-4














КБУД-3






ПБУД-1

ПБУД-2








РБУД-2










КБУД-1

ЛБУД-1








ЛБУД-1





РБУД-1

РБУД-2













РБУД-1

РБУД-2

ПБУД-2

















РБУД-3

КБУД-2










ПБУД-2

IV. Заключительная часть (3 мин.)

Подведение итогов (мин.)

- Ребята, вспомните, чем сегодня вы занимались на занятии?

- Что вы узнали нового, чего раньше не знали?

- Какая игра вам особенно понравилась?

Рефлексия (мин.)

- На столе возле доски есть смайлики, они разные есть веселые, есть грустные. Если вы довольный своей работой на занятии, возьмите веселый смайлик и положите его в красный грузовик. Если, на ваш взгляд, вы мало старались и могли бы работать лучше, возьмите грустный смайлик и положите его в синий грузовик.

- Молодцы! Спасибо за занятие!


Отвечают на вопросы учителя.






Выбирают смайлик и «совершают погрузку» его в кузов автомобиля (у доски).


РБУД-3





РБУД-4


Слайдовая презентация (См. Приложение к занятию).


1 Здесь и далее – познавательные учебные действия.

2 Здесь и далее – коммуникативные учебные действия.

3 Здесь и далее – регулятивные учебные действия.

4 Здесь и далее – личностные учебные действия.

10


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Презентацию как приложение к занятию не нашла.

19 January 2021