Коррекционно-развивающее занятие. «Путешествие по океану знаний» учащиеся 3а класса с лёгкой умственной отсталостью.
Открытое коррекционно-развивающее занятие.
«Путешествие по океану знаний»
(З а класс)
Вид занятия: обобщающий.
Контингент: учащиеся 3а класса с лёгкой умственной отсталостью.
Цель:
-развивать у детей психологические процессы (восприятие: зрительное, тактильное, слуховое; свойства внимания; память; воображение; мыслительные процессы; пространственную ориентацию; повышать энергетический потенциал, мелкую моторику;
-воспитывать интерес к познанию нового, повышать мотивацию к учению.
Оборудование:
отличительные знаки, таблица успеха, 6 островов, пальмы, раздаточный материал к заданию «Парусник», иллюстрации крокодила, краба, осьминога; чеснок, лук, мыло, духи, хлеб, ручки, книга, конверт, крем, носовой платок, зубная щетка, схематические изображения, поле с клетками на карточках, плакат с зашифрованной телеграммой, геометрические фигуры, плакат с перепутанными пословицами; плакаты к заданиям «Продолжи логический ряд», «Дорисуй девятое», магнитофон, аудиозапись звуки океана, медали.
Содержание занятия.
1.Организационный момент, психологический настрой на предстоящую работу.
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно,
Слушайте внимательно.
“Невозможно без вниманья
Получить образованье!”
-Давайте немножко пофантазируем. Представьте, что вы не ученики 3-го класса, а матросы, которые отправляются в дальнее путешествие по океану знаний.
Мы побываем на разных островах: (Разминайка, Ощущайка, Воображайка, Неотвлекайка, Запоминайка). Мне нужны не только отважные, но и сообразительные матросы.
У каждого матроса будет свой отличительный знак, чтобы его получить вы должны назвать признаки фигур (цвет, форму, величину).
Ответы детей: коричневый квадрат маленький,
оранжевый прямоугольник большой, фиолетовый треугольник маленький, розовый квадрат большой и другие. Знаки прикрепляются к одежде. Во время занятия за хорошую работу в таблице успехов вы будете получать плюсики, чем больше плюсов, тем выше оценка, старайтесь.
- Как вы думаете, на чем можно добраться до 1 острова под названием Разминайка (лодке, катере, корабле, пароходе, плоте, паруснике и т.д.)? Как это все вместе можно назвать? Ответ: транспорт. Какой это транспорт? Ответ: водный транспорт. А мы отправимся на паруснике.
2)Задание «Парусник».
-Сейчас каждый соберет из мозаики Парусник.
(Индивидуально. Раздаются каждому конверты с деталями парусника, звучит спокойная музыка). Медленно качаемся на волнах. Над нами голубое небо. Солнечные лучи ласкают наше лицо (открыли глазки). Обдувает свежий морской ветерок.
Мы приплыли на остров «Разминайка». Наши учения начинаются с проверки организованности и дисциплины. Помним, что хороший матрос должен уметь правильно дышать:
З) Упражнения на дыхание:
Вдох — выдох, на выдохе (как шумят волны ш — ш — ш как шумит ветер у — у — у)
Упражнение «Водолазы» Сделать глубокий вдох и задержать дыхание на сколько можете. Повторить З раза.
4) Упражнения на повышение энергетического потенциала.
Упражнение «Наши ушки слышат всё» растираем руки, как будто бы замерзли, приложили руки к ушам, погрейте их; растираем сверху вниз, из стороны в сторону; приготовили большой указательный и средний пальцы, разминаем ушные раковины пощипыванием.
-Матросы должны все вокруг видеть и слышать
Упражнение «Любопытный нос».
Что происходит впереди — сзади, вверху внизу, вправо-влево.
Упражнение «Несговорчивые уши»
Прислушайтесь, что слышно справа, слева, сзади слева, сзади справа.
Упражнение «Воронка».
-Нас закрутило в воронку. Кто может объяснить, что такое воронка. (Это водоворот воды). Последовательное вращение по кругу головой, плечами и грудной клеткой.
5) Упражнение для кисти и пальцев рук
Упражнение «Пароход»
Пароход плывет по речке
И пыхтит он, словно печка.
(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.)
Упражнение «Краб» (демонстрация картинки краба).
Краб ползет по дну,
Выставив свою клешню.
(Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к
себе. Передвигаем на пальчиках ладони в одну сторону, затем в другую.)
Упражнение «Крокодил»
Крокодил плывет по речке,
Выпучив свои глаза.
Он зелёный весь, как тина,
От макушки до хвоста.
(Ладонь выставлена вперед горизонтально полу. Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному.)
Упражнение «Рыбки». (имитируют движение рыб, двигают рукой вверх, вниз, вправо, влево, вперед, назад, левой рукой, правой и двумя вместе.)
Упражнение «Осьминог». Демонстрация картинки осьминога. ( кисти приподняты над поверхностью стола, поочереди перебирают пальцами, передвигаясь в разных направлениях). Вот какие все молодцы! За хорошую подготовку все получают плюсы и так после каждого задания.
6) Задержались мы на острове «Разминайка», пора нам в путь на остров «Ощущайка».
Упражнение «Определи по запаху, на ощупь».
-Матросу необходимо взять все, что ему может понадобиться в путешествии. А что возьмем с собой мы, вы должны определить по запаху (по очереди) с закрытыми глазами.
Предлагается: чеснок, лук, мыло, духи, хлеб и т.д.
На ощупь в пакетике определить: ручка, книга, конверт, кусок хлеба, зубная щетка, крем, носовой платок.
Найти на ощупь предмет треугольной, квадратной, прямоугольной, круглой формы.
Молодцы! Вы полностью собрали снаряжение и взяли с собой всё, что нужно.
7) Пора нам в путь на следующий остров «Воображайка».
-Приготовьтесь воображать и представлять. Задание «На что это похоже?» Отгадайте сначала загадку: «Что такое перед нами,
Две оглобли за ушами
На глазах по колесу
И сиделка на носу?» (очки)
-А сейчас я схематически нарисую очки О-О
-Ребята, а на что ещё похоже это изображение? (штангу, самокат, велосипед).
-Давайте сейчас внимательно рассмотрим рисунки, которые напоминают нам изображение чего-либо. Что именно можно увидеть в этих изображениях? (ответы: руль, бублик, колесо; замок, лампочку, грушу, матрёшку, неваляшку; картину, палас, окно, дверь, шкаф, прямоугольник; сосулька, морковка, нос Буратино, бутон розы; стакан, цветочный горшок, ваза, кружка; гора, змея, шнурок, нитка, волна; радуга, гора, стог сена.)
Упражнение: «Узнайте буквы»
-Кто больше узнает букв в предложенном схематичном изображении.. Запишите буквы в тетрадях.
ШСТЛИЕП ВРОФЬЗС-Молодцы! Путь к острову «Неотвлекайка» очень труден и запутан.
Чтобы к нему попасть вы должны внимательно выполнять мои команды.
Упражнение «Путь к острову».
-У каждого поле с клетками, двигаться можете в 4 направлениях на одну клетку. Итак, нашли клетку в верхнем левом углу. Начали, клетку закрашиваем о которой я говорю: - вправо (закрасили), вниз, вправо (закрасили), вниз, влево (закрасили), вниз, вправо (закрасили).
-Что у вас получилось? Покажите. Шахматная дорожка. Все перебрались на остров «Неотвлекайка». Здесь особенно нужно быть очень внимательным и собранным, чтобы справиться со всеми заданиями.
Физкультминутка.
Упражнение «Стоп, хлоп, раз».
На сигнал «стоп» - руки вверх, остановились сигнал «хлоп» - подпрыгивайте, «раз» - маршируем.
Будьте внимательны, не спутайтесь!
Упражнение «Кодирование».
-К вам пришла телеграмма с другого корабля, но она зашифрована. Вы
должны ее разгадать, цифры перевести в буквы. | | | | | |||||||||||||||
Я | Л | Б | К | О | Р | Н | А | З | И | ||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | б | 7 | 8 | 9 | ||||||||||
Я | Б | Л | О | К | О | | |||||||||||||
0 | 2 | 1 | 4 | 3 | 4 | | |||||||||||||
К | О | Р | З | И | Н | А | | ||||||||||||
3 | 0 | 5 | 8 | 9 | 6 | 7 | |
-Что получилось? (яблоко, корзина)
Как вы думаете, что вам хотели сообщить? (составьте предложение).
Предложение: На острове растут яблоки, соберите их в корзину.
А какие это слова, что здесь нужно запомнить? Безударные «О» словарные слова.
11)К следующему острову «Запоминайка» мы будем перебираться по мостику, который вы сделаете сами. Внимательно посмотрите и запомните последовательность фигур, затем ряд закрывается, дети повторяют его по памяти, из индивидуальных наборов. Проверка.
Ж | | с |
| ОР |
Упражнение «Азбука Морзе».
-Сейчас мы проверим у кого самый лучший слух. Нужно повторить азбуку Морзе. Послушай и повтори ритм.Задания индивидуальные по возможностям учащихся.
1-2-1-2-1-2, 2-3-2-3-2-3, 3-1-3-1-3-1, 1-2-3-1-2-3 и т.д.
12)Подведение итога.
-Наше путешествие подошло к концу, все старались выполнять задания.
-Ребята, отметьте что вам особенно понравилось и запомнилось, а где испытывали трудности (ответы). На протяжении всего занятия в таблице успехов отмечались ваши достижения. Обсуждаются результаты, комментируется работа каждого, за активное участие награждаются медалями «Юному матросу за активность!»